Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья»





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья»
страница1/8
Дата публикации20.05.2015
Размер1.15 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Котовчихина Н.Д.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03.2012г.

Учебно-методический комплекс
по модулю (шифр, название)

«Литература русского зарубежья» (Б 3.КВ 17)
(4 /7,8)

Факультет филологический

Направление: педагогическое 05.100.62 (шифр, название)

Кафедра русской и зарубежной литературы

Составитель: доцент В.А. Старикова.

Москва-2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

_______________________

Котовчихина Н.Д. (ФИО)
Решение заседания

кафедры Протокол № __

«___» ___________20 _г.



  1. Программа модуля

«Литература русского зарубежья»
(4 /7,8)
Направление: педагогическое

Профиль: филологический
Составитель:

доцент В.А. Старикова


Москва-2012

1. Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса

Цель: 

Целью курса «Литература русского зарубежья» является изучение обширного пласта русской литературы ХХ века в изгнании.

Задачи:

- выявление внутренних параллельных связей между двумя относительно самостоятельными ветвями русской литературы ХХ века на основе понимания общности их идейно-эстетических корней в национальной культуре.

- раскрытие органической связи с литературой «серебряного» века, живого контакта с западноевропейскими литературами.

 

Объем в ЗЕ: ____________3____________________________

Время изучения: курс______4______семестр_______7, 8__________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: История русской литературы, История зарубежной литературы, Введение в литературоведение

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный

Кластерная принадлежность ОМ:

Мировоззренческий.

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

1. Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2).

2.Способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

3.Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (Пк-8).

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

- Знание биографии писателей русского зарубежья и текстов их произведений,

- понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.

– изучение творческого метода писателей, их стилевое своеобразие в контексте историко-литературного развития эпохи.

– учиться приемам и принципам анализа художественного произведения в единстве формы и содержания.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Использование активных методов обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опрос

2 уровень сложности: рефераты

3 уровень сложности: эссе.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

70/30%- мировоззренческий

Технологическая карта образовательного модуля



Компетен

ции

( шифр)


Тема

Лекции

(групповая работа)


Семинарские

занятия

(групповая, звеньевая работа)

Практические

занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная

работа (индивидуальная работа)

Контроль

Компетенция 1

( ПК - 2)

Тема 1

Классический период литературного зарубежья (1920-1940)..

Конспекты, презентации

Тесты с закрытой формой задания

реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка выполнения заданий

Компетенция 2.

ОК.М. 3.1







Тесты с закрытой формой задания

реферирование,

эссе,проект

Рабочая тетрадь




Компетенция 3.

ОК.И..2.2.3.2.




Круглый стол

Выступления

реферирование,

эссе,проект

Рабочая тетрадь




Компетенция 4

ПК-5

Тема 2.

Лит-ра «второй волны» (1940-1960)

Конспекты, презентации

реферат


Проект,

эссе

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка выполнения заданий

Компетенция 5

ОК.М..3.1.




Выступления

Круглый стол

реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь




Компетенция 6

ОК.И.2.2.




Тесты с закрытой формой задания

реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь




Компетенция 7

ПК.-8

Тема 3.. Лит-ра «третьей волны» (1960-1990).

Конспекты, презентации

Тесты


эссе

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка выполнения заданий

Компетенция 8

ОК.М.1.1..




реферат


реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь




Компетенция 9




реферат

реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь




Компетенция 10

ПК-8.

Тема 4.

«Четвертая волна» русской эмиграции (с 1991 г.).

Конспекты, презентации

Тесты

реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь

Опрос, проверка выполнения заданий

Компетенция 11

ОК.Н.2.2.1.




кейс,

реферирование,

эссе

Рабочая тетрадь




Компетенция 12

ОК.И.1.1.




реферат,

проект

эссе

Рабочая тетрадь





2. Объем модуля и виды учебной работы

(по очной форме обучения)

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Филологический ф-т.

Педагогическоеобразование

«Литература русского зарубежья»

Лекции

6,6

82

7,8

Практические/семинарские

6,8




7,8

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет дифференцированный

Экзамен









8


Общий объем часов по дисциплине

108









3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по очной форме обучения)


№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары




Самостоятельная работа

1.

Своеобразие культурной ситуации русского зарубежья




2







2

2.

Классический период литературного зарубежья (1920-1940 гг.).

6

6







45

3.

Литература «второй» волны (1940-1960 гг.)

2

2







10

4.

Литература третьей» волны (1960-1990 гг.).

3

2







20

5.

«Четвёртая волна» русской эмиграции (с 1991 г.)

1

2







5


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Литература русского зарубежья как органическая часть отечественной литературы ХХ века.

Литература русского зарубежья как органическая часть отечественной литературы ХХ века; её связи с советской литературой; общее и особенное в их развитии.

Своеобразие культурной ситуации русского зарубежья: органическая связь с литературой «серебряного» века, живой контакт с западноевропейскими литературами, внимание к опыту советской литературы, опора на традицию классического наследия во всей его полноте.

1.Своеобразие культурной ситуации русского зарубежья

1.И.А.Бунин. Роман «Жизнь Арсеньева».

2.Жанровые формы прозы А.И.Куприна периода эмиграции.

2.

Классический период литературного зарубежья (1920-1940 гг.).

Региональные центры русской эмиграции: «русская Прага», «русский Берлин», «русский Париж», «русский Китай» (Харбин), «русская Америка».

Литературные организации русского зарубежья («Зелёная лампа», «Союз молодых писателей и поэтов», «Кочевье», «Скит» и др.). Общественно-литературные издания («Современные записки», «Воля России», «Своими путями» и др.).

Активная деятельность писателей и поэтов старшего поколения (И.Бунин, А.Куприн, Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Шмелёв, А.Ремизов, Б.Зайцев, М.Алданов, М.Осоргин, В.Ходасевич, М.Цветаева, Г.Иванов).

2. Обзор творчества писателей и поэтов старшего поколения (И.Бунин, А.Куприн, Д.Мережковский, З.Гиппиус, И.Шмелёв, А.Ремизов, Б.Зайцев, М.Алданов, М.Осоргин,

М.Цветаева,

Г.Иванов,

И.Северянин.

3.Писатели-сатириконцы (А.Аверченко,Саша Черный, Надежда Тэффи)

3. Судьбы русской интеллигенции в эмигрантском творчестве А.Н.Толстого.
4.Концепция мира и человека в творчестве И.С.Шмелёва


5.История и культура России в художественном осмыслении Б.Зайцева

6.Художественно-философская проза Д.С.Мережковского

периода эмиграции.

3.

Литература «второй» волны (1940-1960 гг.)

«Вторая волна» эмиграции: её состав и причины появления. Понятие «ди-пи» («дипист») — перемещённое лицо в лагерях Германии и Австрии. Лагерные газеты и издания. Вхождение в литературу эмигрантов «второй волны их взаимоотношения со старшим поколением эмиграции. Появление новых русских эмигрантских изданий: «Новоселье» (Нью-Йорк, 1944-1947 гг.), «Грани» (Франкфурт, с 1945 г.), «Возрождение» (Париж, 1947-1974 гг.), альманах «Литературный современник» (Париж, 1949-1974 гг.). Особенности литературного процесса «второй волны» русской эмиграции, связанные с разрушением традиций довоенного русского зарубежья

4.Творчество Ивана.Елагина.

7.Дневники и записные книжки писателей-эмигрантов

4.

Литература третьей» волны (1960-1990 гг.).

Социально-политические условия и причины появления третьей волны эмиграции.

Влияние эпохи оттепели на становление демократического самосознания советской творческой интеллигенции. Расширение связей с европейской и американской культурной жизнью. Деятельность литературных периодических изданий, предоставивших трибуну для творческих исканий советских писателей и литературных деятелей русского зарубежья.

Идейно-тематическое и стилевое родство русской литературы третьей волны эмиграции с литературой метрополии. Многообразие художественных исканий, формирование новых стилевых тенденций неореалистического, постмодернистского, авангардистского характера.

Отталкивание от эстетических канонов социалистического реализма, их разрушение и преодоление как характерная стилеобразующая тенденция прозаиков третьей волны Стремление к расширению языковой свободы и раскрепощению стиля, отказ от прежних идеологических запретов, а порой и этических табу, демифологизация прежних литературных авторитетов, тяготение к синтезу реалистической и модернистской поэтики.


5.Творчество А.И. Солженицына,

Творчество

Виктора Некрасова.




5.

«Четвёртая волна» русской эмиграции (с 1991 г.)



6.Обзор творчества Дины Рубиной, Игоря Гудермана .





Основные понятия

Четыре волны эмиграции, Серебряный век, оттепель, метод, жанр, стиль, направление, течение, модернизм, традиции, новаторство, поэтика, пародия, контекст, литературный процесс, персоналии, онтологические проблемы, аксиология, теософия, экзистенциализм автобиографический жанр, метафизическая направленность прозы, ассоциативное повествование, условность сюжета; абсурд, гротеск, антиутопия, архитектоника.



  1. Календарно-тематический план

(по очной обучения)

Факультет филологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю______Литература русского зарубежья________________________________________________

Форма обучения ____________ (очная)

Курс _4_____________


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Педагогическое образование

Своеобразие культурной ситуации русского зарубежья

4




2




2

Сентябрь

Классический период литературного зарубежья (1920-1940 гг.).

57

6

6




45

Октябрь–Ноябрь–декабрь

Литература «второй» волны (1940-1960 гг.

14

2

2




10

Февраль

Литература третьей» волны (1960-1990 гг.).

25

3

2




20

Март–апрель




«Четвёртая волна» русской эмиграции (с 1991 г.)

8

1

2




5

май



  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет филологический

Специальность/ направление: педагогическое

Курс _4____


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

педагогическое

Творчество А.Н.Толстого.

Читательский дневник

*






















Творчество Д.С. Мережковского

Читател. дневник




*



















Творчество А.М.Ремизова

Чит.дн.







*
















Писатели-сатириконцы

Реферат










*













Творчество К.Д.Бальмонта.

реферат













*













Творчество В.В. Набокова

реферат
















*










Творчество Виктора Некрасова

аннотация



















*







Творчество Василия Аксенова

аннотация






















*




  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс по модулю «Мастерство А. П. Чехова-прозаика»...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconЛитература русского зарубежья ХХ века
Цель дисциплины: изучение основных этапов развития литературы русского зарубежья (1920-1990-е годы), анализ творчества наиболее ярких...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс по модулю Зарубежная литература и литература...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconМетодические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу...
Русского Зарубежья первой волны, с другой стороны, имели возможность выбрать наиболее интересные и актуальные для них темы, уделив...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 7 «правоведение»...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 11 Экономика шифр...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс по модулю Творчество Л. Н. Толстого и мировая литература
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс по модулю Творчество Ф. М. Достоевского и мировая литература
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык второй 100103....
Направление/ специальность — шифр, название направления подготовки/специальности Форма подготовки (Очная)
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 3 Основы экономики...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 4 Физика (шифр дисциплины...
...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 современный физический...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск