Роль городского методического объединения учителей математики в повышении качества математического образования в МСО.
Татьяна Сергеевна Дивинец руководитель ГМО, учитель математики МБОУ СОШ №8 Все учителя математики г Назарово участвуют в работе городского методического объединения. Как вы услышали из выступления Елены Владимировны у нас 32 учителя математики, большая часть имеет высшую категорию и всего 2 молодых специалиста.
Наше методическое объединение отвечает за качество математического образования в городе и поэтому ежегодно деятельность ГМО математиков начинается с анализа результатов ГИА и ЕГЭ за прошлый учебный год, т.к эти результаты являются инструментарием и для проверки знаний учеников, для определения качества работы учителя и для выявления образовательных проблем. Нами были выявлены и выделены следующие важные для нас проблемы:
- не все учителя могут соотнести результаты собственной деятельности с результатами обученности детей, т.е. я делаю все правильно, это дети виноваты в плохих результатах, как правило, такие учителя недостаточно эффективно используют в работе методы, приёмы, позволяющие получить более качественные результаты;
- не все учителя обладают умением сделать поэтапный анализ контрольной работы и прописать шаги по устранению возникших проблем.
- слабый уровень предметной подготовки учителя, не владение способами решения заданий типа С5, С6; Я работаю руководителем ГМО математиков в течение 7 лет и не могу сказать, что ситуация с математическим образованием в городе плоха (успеваемость по результатам ГИА увеличилась с 66,6% до 76,2%, качество с 27,0% до 31,7%, а если сравнивать краевые результаты по ЕГЭ с городскими, то средний бал по городу почти на 3% выше краевого), но перечисленные проблемы в последние 3 года не исчезают, поэтому мы решили, что нужно сделать так, чтобы каждый учитель смог анализировать свои результаты и понимать как их можно улучшить. В последние годы появился хороший инструментарий в форме ГИА и ЕГЭ, где сразу видно, где идет недоработка. Таким образом, обозначилась задача: анализ результатов независимой оценки и пути решения обозначенных проблем.
Получив статистику из УО, мы на ГМО вычленили проблемные места
в ГИА:
- В17 выражение одной переменной величины из формулы;
- В18 было направлено на понимание графической интерпретации решения системы двух уравнений с двумя переменными и не было связано с выполнением каких-либо вычислений или преобразований, у 46,9% учащихся не сформированы важнейшие представления о графической интерпретации решения систем уравнений.
- традиционно трудным для учащихся остаётся задание на арифметическую прогрессию. 44,8% учащихся не смогли найти сумму членов арифметической прогрессии в задании № 13, при этом формулировка задания традиционна и понятна для учащихся, а необходимые формулы были даны в справочных материалах;
- более 45,4% учащихся не справились в задании № 16 с определением наибольшего (наименьшего) значения x, удовлетворяющего системе неравенств.
- Наиболее низкие результаты учащиеся показали при выполнении задания 15 части 1 – 40,6%. Задание было направлено на оценивание логической правильности геометрических рассуждений, умение распознавать ошибочные заключения. Одной из причин такого низкого результата может быть и то обстоятельство, что традиционно в заданиях с выбором ответа верным мог быть только один вариант ответа. А в данном задании необходимо было анализировать все предложенные суждения.Средний процент решаемости геометрических заданий части 1 (№ 6, № 8, № 14, № 15) составляет 55%.
В ЕГЭ:
- В6-76,4%,В9 -73,3% В11 -32,3% показали умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
В7– только 62,2% умеют выполнять вычисления и преобразования
В8 -43,8% В14 -39,6% могут выполнять действия с функциями
В13 -53,1% могли строить и исследовать простейшие математические модели
Понятно, что корни этих проблем возникли намного раньше, а не 9-11 классе. Проанализировав результаты краевых контрольных работ в 4 классах, мы увидели, что некоторые проблемные места совпадают:
- у 43% учащихся несформировались умения решать текстовые задачи. Обязательным условием для развития этого умения является овладение элементарными приемами моделирования.
- 40% учащихся не умеют пользоваться изученной математической терминологией,
-.44 % обучающихся не усвоили раздел программы геометрические фигуры, измерение геометрических величин.
- 22% учащихся оперируют с понятием числа формально, не понимая его сути.
Поэтому учителя начальных классов на своих заседаниях договорились о создании банка специальных заданий, прописали способы по устранению данных проблем.
В свою очередь и учителя математики взяли на себя обязательство работать по схеме: проблема и как устранить её. Теперь на заседаниях ГМО мастер-классы, показывающие эффективные методы и приемы обучения математики (деятельностный подход, блочно-модульные технологии, использование ЭОР в образовательном процессе и др.), проводят не только те учителя, у которых все получается, а учителя, у которых возникли данные проблемы, и их коллеги выступают в роли экспертов. Кроме того, мы проводим обучающие семинары «Критерии оценивания второй части ГИА. Особенности оформления решений», «Предъявление результатов деятельности по продуктивным способам обучения», «Как отрабатывать математические понятия на уроке».
Для устранения возникающих из года в год одних и тех же проблем, нами было принято решение о вхождении в муниципальную систему оценки качества образования. Для этого на одном из заседаний ГМО мы создали кодификатор для составления контрольных работ в 5,7 классах, создали открытый банк заданий в тестовой форме, который ежегодно пополняется. При составлении заданий учитываем те проблемы, которые возникли при итоговой аттестации в 9 и 11 классах. В этом году решили усилить блок геометрии, ввести такие же контрольные работы в тестовой форме в 6 и 8 классе. Такие муниципальные контрольные работы проводим в апреле, для того чтобы у учителя оставалось время на исправление возникших проблем.
Кроме того в городе традиционно проводятся пробные муниципальные ГИА и ЕГЭ. В проверке пробных экзаменационных работ принимают участие все учителя математики школ города. В процессе выявляют проблемы и снова по старой схеме: проблема - пути устранения.
Чтобы решить проблему с не владением способами решения заданий типа С5, С6 будем использовать собственный ресурс – есть учителя в городе, которые могут помочь в повышении уровня предметной подготовки учителя, на очередных заседаниях будем рассматривать способы решения таких заданий, рассмотрим векторный способ решения некоторых стереометрических задач.
Работу по повышению качества математического образования мы проводим и через проведение интенсивных школ, где школьники погружаются в практическую деятельность - решение олимпиадных задач, требующих нестандартный подход в поиске решения. В течение трех лет на осенних каникулах проводятся такие школы, в их работе принимают участие дети с высокими результатами по математики, ребята решают задачи повышенной сложности, задачи прикладного характера, ученики овладевают различными способами решения задач. Для работы в таких школах стараемся привлекать не только учителей больших школ, но и из маленьких школ, даем им возможность поработать с детьми с высокой мотивацией к изучению математики. Ведь мотивация – это важный инструмент в работе каждого учителя.
Одним из направлений деятельности ГМО учителей математики является организация проведения школьного этапа олимпиад по математике, где используется открытый банк олимпиадных заданий, составленный учителями школ г.Назарово.
В ФГОС нового поколения отражается необходимость формирования у школьников исследовательской компетентности. В связи с этим для учителей математики проведена серия семинаров, мастер-классов, направленных на презентацию методов и приемов организации исследовательской деятельности на уроках математики. Для школьников ежегодно проводится конкурс – презентация исследовательских работ по математике среди учащихся всех школ города. Лучшие работы участвуют в городской научной конференции, краевом научном обществе учащихся «разУМники» («Созвездие занковцев»), краевом форуме «Молодежь и наука», выставляются на сайте творческих учителей «Доживем до понедельника» в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги».
Учителя математики города делают очень много для повышения качества математического образования, но нам всем надо помнить, что не нужно форсировать продвижение вперед, необходимо обращать внимание на формирование в ходе обучения основ знаний и не, пропускать или сворачивать этап введения новых понятий и методов.
Важно постоянно обучать приемам самоконтроля. Подготовка к экзамену осуществляется не в ходе массированного решения вариантов – аналогов экзаменационных работ, а в ходе всего учебного процесса и состоит в формировании у учащихся некоторых общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. Работа с учащимися должна носить дифференцированный характер.
Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося. |