Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся»





Скачать 118.01 Kb.
НазваниеАналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся»
Дата публикации27.02.2016
Размер118.01 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Право > Отчет
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

учителя истории и обществознания

МКОУ «Глубоковская СОШ»

Дзюбло Нелли Петровны

по методической теме

«Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся»
…на одной из планет Маленький принц спросил:

— А где люди?

— Их нет. Они летают, потому что у них нет корней

(А.де Сент-Экзюпери)

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле»

Д.С.Лихачев


Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формировании гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа, а в частности, по моему глубокому убеждению,школьный Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС.

Созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда он является универсальным общественным институтом, сочетающим в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, поэтому обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков.

В нашей школе краеведческий Музей, руководителем которого я являюсь со времени основания по сегодняшний день, был создан в 2004 году. Его целью является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Девиз: От воспитания любви к родной школе и отчему краю - к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.

Для меня Музей – не только «детище», но и универсальный инструмент в формировании модели современного выпускника, соответствующего требованиям ФГОС

Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках, как средства конкретизации, не только не вызывает перегрузки, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими, способствует развитию учебно-познавательной компетенции. Прежде чем использовать краеведческий материал, определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом; обдумываю форму, место и время его подачи на уроке (можно в виде отдельных вопросов и фактов, эпизодов; до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе или в конце и т. д.) Всегда ищу возможность привлечь к подготовке к таким урокам самих учащихся (сообщение, сочинение, рассказ, презентация и т.п.) Например, при изучении темы «Гражданская война», ребята знакомятся с историей появления в нашем селе Братской могилы, Штаба по борьбе с колчаковцами; узнают о деятельности отряда «Красные орлы» под командованием Ф. Колядо. Урок выносится за пределы кабинета - непосредственно к памятникам, достопримечательностям родного села. Это позволяет не только расширить знания учащихся об изучаемом событии, но и по-другому взглянуть на знакомые места – свидетелей исторических событий. Знакомство 5-классников с новым предметом – история, начинается с изучения понятия «исторические источники». Считаю целесообразным проводить его в Музее, где они не только воочию их увидят, но смогут потрогать их. Знакомясь с предметами быта, орудиями труда, изделиями народного промысла; листая фотоальбомы, слушая старенький проигрыватель, ребята прямом смысле «соприкасаются» с историей. Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.

К уроку обществознания в 6 классе «Поколение людей и вещей» предлагаю провести небольшое исследование в своем доме. Результатом выполнения этого задания становятся выступления ребят, которые приносят на урок найденные вещи с интересными историями, чувствуют себя героями, рассказывая и показывая их. И героями вдвойне, если оставляют их в подарок Музею или на время для показа другим. Таким образом, поддерживается и связь поколений, и связь с прошлым.

К сожалению, не на всех уроках и не по всем предметам можно использовать краеведческий материал. А результата можно добиться только при системной, целенаправленной работе в выбранном направлении. В силу недельной учебной нагрузки наших учеников, сложно организовать эффективное использование потенциала музея в учебно-воспитательном процессе. В решении этой проблемы большую роль играет включение в базисный план образовательной программы школы регионального компонента. В нашей школе предмет «Краеведение» я веду в 6,7,8 классах, что дает возможность учащимся получить систематические знания по истории села, района, края. Главной особенностью занятий являются: углубленное изучение материала, разнообразие форм и методов работы. Ребята ждут этих уроков не потому, что на них не ставят оценок, а потому что «интересно было узнать, почему наше село так называется» (Карина Л.), «понравилось собирать материал о целинниках» (Настя П.), «научилась брать интервью» (Люда Б.), «понял, что герои живут рядом с нами» (Максим Л.).

Т.о. осуществляется комплексное, взаимосвязанное изучение музейного (краеведческого материала) и предметного (история и обществознание)
На базе музея действует краеведческий кружок «Истоки», целью которого является развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее. На занятиях кружка создаю условия для проявления индивидуальности каждого ученика, расширения кругозора детей. Тематические разделы плана занятий кружка соотношу с главными экспозициями музея:

  1. «Летопись школы». История развития образования.

  2. «Малая родина». История возникновения и развития села, района, края.

  3. «Русский быт и традиции»

  4. «Военно-патриотическая история».

В результате изучения курса ребята должны ЗНАТЬ:

- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;

- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;

- называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.

УМЕТЬ:

- читать карту своего края;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

-сравнивать данные разных источников, анализировать их;

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;

- проводить экскурсии по музею;

- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;

- излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;

- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;

- уметь слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;

- вести архивную работу;

- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;

- работать с техническими средствами;

- проводить археологические исследования;

- владеть теорией и практикой туризма;

- знать правила реставрации экспонатов.

Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями (социальная компетентность)

У каждого участника музейного коллектива есть реальная возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием (компетенции личностного самосовершенствования). Таким образом, занимаясь в краеведческом музее, подросток может побывать в роли: исследователя, экскурсовода, археолога, видеооператора и т.д.

Особое внимание в работе уделяю развитию и практическому применению творческих, познавательных, интеллектуальных способностей учащихся. В этом направлении первостепенную роль отвожу организации исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества «Эврика». При этом особое значение придаю созданию творческих, исследовательских и проектных работ учащихся, которые они выполняют в ходе учебных занятий и во внеурочное время. В основе исследования лежит изучение истории родного края. Это такие виды деятельности: презентации, проекты, рефераты, исследовательские работы, сочинения Сформированность основных компетенций позволяет детям в должной степени заниматься творческой, исследовательской работой. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Итогами исследовательской деятельности считаю важными не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Научно-исследовательские работы по краеведению учащихся МКОУ «Глубоковская СОШ» *

Учебный год

Тема

2006/2007

История села Глубокого (от основания до наших дней)

Труженики тыла.**

2007/2008

Село Глубокое в годы Гражданской войны**

Ф.Колядо - сибирский Чапаев

Сыны Алтая (участники Афганской войны)

2008/2009

Ими гордится село.

Памятные места родного села.

2009/2010

Наш земляк – герой Советского союза (Андреев Г.Ф.)**

Как это было (1991 год – районная спортивная олимпиада в Глубоком)

2010/2011

Улицы родного села

2011/2012

История вещей.

2012/2013

Прототип скульптуры Родина-мать в Волгограде

2013/2014

История становления православной церкви**

Примечание: * приведены только крупные проекты; ** работы отмечены грамотами регионального уровня

Разработанные на протяжении текущего учебного года, исследовательские работы нашли свое отражение в свидетельствах, грамотах, дипломах, полученных за успешные выступления обучающихся на конференциях («Будущее Алтая»), за участие в творческих конкурсах разных уровней. Накопленные материалы интегрируются в учебно-воспитательный процесс. По итогам поисково- исследовательской деятельности учащихся по заданной теме проводятся конференции, внеклассные мероприятия, как вечера памяти "О, святой хлеб войны - хлеб Победы!" о подвиге тружеников тыла, вечера встречи: "Пионерская юность моя", об истории пионерской организации школы, "Афганистан болит в моей душе" (встреча с ветеранами - афганцами) и другие.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. При первой встрече с учащимися сложно завладеть вниманием и привлечь слушать, им больше хочется посмотреть, потрогать, задать вопросы. Поэтому разрешаем «прогуляться» по Музею, освоиться. Удивление, любопытство, интерес – любой отклик, возникающий как реакция на то, что можно увидеть только в музее, становится толчком для активизации познавательных интересов. После обзорной экскурсии предлагаем тематические: «Глубокое, истории и легенды», «Село в годы Гражданской войны», «Наш земляк- герой Советского Союза» и другие…наиболее детально раскрывающие одну из страниц истории малой Родины. Для каждого раздела существует свой цикл бесед.

Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в нашем музее в этнографическом отделе могут попробовать спрясть нить на веретене, померить лапти, перенести чугуны на ухватах, в "Старой школе" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах, полистать старые учебники. А самые отважные рискуют постоять на коленях на горохе.

Пользуются успехом мастер-классы по отглаживанию белья рубелем и каталкой, зажиганию керосиновой лампы и др. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта (ценностно-смысловые, общекультурные компетенции)
Ничто так не сближает людей, как общее коллективное дело. Таким делом для меня, классного руководителя двух 5-ых классов, в 2005 году стала работа в школьном музее. 7 лет ребята занимались краеведением. Опора. Костяк. Именно эти активные, творческие ребята, интересующиеся историей своего села и края, помогли в развитии нашего школьного музея. В короткие сроки было проделано много работы: оформительской, поисковой, исследовательской. Благодаря деятельности учащихся, их упорному труду, появились первые экспозиции: «Здесь родины моей начало», «Годы, опаленные войной», «Выпускники нашей школы». Ребята по крупицам собирали материалы о родной школе – от старейших учителей и ветеранов нашей школы, проводили опросы односельчан. Так была восстановлена краткая история школы и получена информация об её выпускниках. Работа на этом не остановилась: благодаря деятельности учащихся, учителей школы, родителей, были оформлены другие экспозиции школьного музея: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны». Но наиболее любимая экспозиция нашего музея – «Русский быт». В неё и учащиеся, и учителя нашей школы, и жители села вложили свою душу. Проводилась огромная поисковая работа по сбору экспонатов. В итоге были собраны разнообразные экспонаты – иконы, рушники ручной работы, предметы домашней утвари, старое зеркало, самовар и многое другое. Мои воспитанники в полной мере овладели премудростями музейного дела.

В 2013 году 17 девушек и 2 юноши покинули стены школы - сплоченный дружный коллектив – ежегодный победитель соревнования «Класс года». Совместная деятельность способствовала воспитанию социально значимых качеств. Это творческие, свободные, социально компетентные личности, адаптивные и адекватные на индивидуальном, личном и социальном уровнях, способные жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру. Значимо, что 8 выпускниц выбрали профессию педагога.

На смену им пришли пятиклассники, неопытные, но любознательные. Работа в музее помогла им в их адаптации. Ребята заинтересованы и с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях кружка. Надеюсь, что для них Музей станет любимым местом.

Чувство любви к Родине не измерить процентами. Никакое исследование не даст нам точный ответ на вопрос, как рождается это чувство. Мне кажется, что рождается оно в процессе сопричастности малого и большого. О любви к Родине не кричат, любовь к Родине доказывают делами, поступками. Когда я спросила своих ребят — (теперь уже шестиклассников): «Не жалко ли им потраченных на ветеранов драгоценных утренних часов, особенно в выходной день? Может, лучше поспать?» Они искренне удивились, а одна из учениц мне ответила: «Это так здорово видеть, что своим посещением приносишь им большую радость…». Мне кажется, это и есть самая главная результативность моей работы.

Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра,

если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности,

если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения,

если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам,

то, действительно, музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПроектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых...
Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моя методическая тема: Применение икт технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconАнализ преподавателя обж моу «Глубоковская средняя общеобразовательная...
Я, Дзюбло Андрей Андреевич, закончил в 1989 году бгпи, факультет физического воспитания и отделения начальной военной подготовки....
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconФакультет гуманитарного образования
Школьный музей как фактор формирования гражданственности и патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПрезентация собственной методической системы
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания на основе применения инновационных образовательных...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребрихинского района. Учителя, представители администрации из мкоу «Зеленорощинская сош», мкоу «Зиминская сош» собрались в мкоу «Плоскосеминская...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов...
Работа велась в рамках единой методической темы «Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение новых педагогических...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconВнеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых...
Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПриложение 13 Участие учащихся мкоу причулымской сош в олимпиадах,...
Участие учащихся мкоу причулымской сош в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (учебная деятельность)
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconТворческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в...
Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПрезентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных...
Теоретическая часть. Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» icon«Формирование толерантности на уроках истории, обществознания и во...
Ознакомительная характеристика мастер-класса по формированию толерантности учителем истории и обществознания мкоу сош №15 п. Прикалаусский...
Аналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская сош» Дзюбло Нелли Петровны по методической теме «Школьный музей как средство формирования ключевых компетенций учащихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальная методическая служба работала над реализацией методической темы года «Современные образовательные технологии как средство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск