Скачать 121.2 Kb.
|
Тема: РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО ГЕОГРАФИИ – 7 КЛАСС Автор: Будылина Ирина Петровна - учитель географии первой квалификационной категории МОУ СОШ с. Клинцовка Пугачевского района Саратовской области. Педагогический стаж: 28 лет Моя методическая тема: Применение ИКТ - технологий на уроках географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся. Предмет: ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯКласс: 7 Название курса: «География материков и океанов» Название раздела: Введение – 4 урока Название тем: урок № 1 «Что изучает география материков и океанов»; урок № 2 -3 «Как люди открывали Землю»; урок № 4 «Карты материков и океанов». Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков и океанов. 7 класс . – М.: Дрофа, 2009 Конспект урока № 1. Тема: Что изучает география материков и океанов Цель: раскрытие содержания курса «География материков и океанов», ознакомление с его структурой; Задачи: Образовательные – сформировать у учащихся представление о значении знаний о природе материков, океанов, крупных островов; Воспитательные – развитие умений учебного труда, формирования приемов наблюдения, умение действовать самостоятельно; Развивающие – делать выводы: развитие умений работать с картой, применять знания на практике. Тип урока: актуализация ранее усвоенных знаний с применением ИКТ - технологий Оборудование: карта полушарий, атлас «География материков и океанов» - 7 класс. Литература: География в кроссвордах/авт.-сост.С. Р. Труднева. – М.: Дрофа, 2006. – 79 с. Воробцова Т. Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов». – Волгоград, 2002. Перлов Л. Е. Дидактические карточки – задания по географии: 7 класс к учебнику В. А.ю Коринской и др. «География материков и океанов». 7 класс. – М.:Издательство «Экзамен», 2007. Учебник под ред. В. А. Коринской и др. «География материков и океанов» 7 класс.- М: Дрофа, 2008 г. Ход урока. 1. Организационный момент. 2.Основная часть. Изучение новой темы. СЛАЙД № 2 Беседа с элементами объяснения. Вспомните! - Что такое география? - Для чего нужно знать этот предмет? - Кто такой Эратосфен? Какое отношение он имеет к географии? - Что Вы изучали в 6 классе, как эта география называлась? - «География материков и океанов», что это за наука, что мы будем изучать в данном курсе? Чем отличается от физической географии 6 класса? СЛАЙД № 3 Знакомство обучающихся со структурой учебника. Работа с текстом учебника, заполнить пропуски. СЛАЙД № 4 Работа с диаграммой в учебнике и на слайде, сделать выводы о соотношении площади суши и океанов. Показать на карте самый большой по площади океан и самый маленький. СЛАЙД № 5 Продолжение работы с картой полушарий, вспоминаем с обучающимися, расположение южного, северного, восточного и западного полушарий, экватор, Гринвинческий меридиан. СЛАЙД № 6 Работа с атласами и картой. Самостоятельное закрепление обучающихся о расположении материков по полушариям, заполняют таблицу. Затем учитель высвечивает правильные ответы, обучающиеся сверяются с правильными ответами. СЛАЙД № 7 Вспоминаем части света, показываем на карте полушарий.
Части света, кроме территории материков, включают также относящиеся к ним острова (запись в тетрадь) СЛАЙД № 8 В копилку знаний. Работа с картой школьного атласа и рис. 3 (стр. 7) учебника – заполнить пропуски.
Закрепление. СЛАЙД № 9, 10, 11 Выполнение заданий по слайдам. 3. Заключительная часть. Подведение итогов. СЛАЙД № 12. Домашнее задание. 1)Прочитать с. 3- 5 учебника. 2)Дополнительно подготовить выступления по следующим темам:
Конспект уроков № 2-3. Тема: Как люди открывали и изучали свою Землю. Цель: систематизация материала по пополнению знаний людей о планете Земля. Задачи: Образовательные – обобщить и систематизировать знания о путешественниках; Воспитательные - умение действовать самостоятельно, развивать инициативность; Развивающие – способствовать развитию умений учащихся оценивать результат путешествий и исторических открытий. Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ - технологий Оборудование: карта полушарий, атлас «География материков и океанов» - 7 класс. Литература: География в кроссвордах/авт.-сост.С. Р. Труднева. – М.: Дрофа, 2006. – 79 с. Воробцова Т. Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов». – Волгоград, 2002. Перлов Л. Е. Дидактические карточки – задания по географии: 7 класс к учебнику В. А.ю Коринской и др. «География материков и океанов». 7 класс. – М.:Издательство «Экзамен», 2007. Учебник под ред. В. А. Коринской и др. «География материков и океанов» 7 класс.- М: Дрофа, 2008 г. Ход урока. 1. Организационный момент. 2.Основная часть. Проверка домашнего задания СЛАЙД № 2. Найдите соответствие. СЛАЙД № 3. Работа с картой полушарий и атласом. Выполнение заданий.
СЛАЙД № 4. Задание по контурам островов, к каким частям света они относятся, вспоминая правило прошлого урока, что части света, кроме территории материков, включают также относящиеся к ним острова. Закрепление нахождение географических координат. Изучение новой темы СЛАЙД № 5. Учитель знакомит с планом выступления учащихся, дает время перенести таблицу в тетрадь, которая представлена на данном слайде. Затем в ходе заслушивания докладов, которые подготовили их одноклассники, заполняют таблицу. Закрепление СЛАЙД № 6.
Ответ: 2) СЛАЙД № 7. Задание № 2. Выберите правильный ответ. 1) Экспедиция Васко да Гамы отправилась на поиски пути из Европы в Индию: Б) вокруг Африки 2) Первое кругосветное плавание совершил: А) СЛАЙД № 8. Задание № 3. Линейный кроссворд. Последняя буква первого слова есть первая буква второго слова и т.д.
Данный кроссворд можно распечатать учащимся и дать на самостоятельное заполнение. СЛАЙД № 9. Поиграть с учащимися в блиц - турнир, кто вперед ответит на вопросы.
Христофор Колумб
Фернан Магеллан.
Эратосфен.
Птолемей.
Эратосфен.
Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. СЛАЙД № 10. Найдите соответствие. Также высвечиваются ответы, учащиеся сразу могут себя проверить. 3. Заключительная часть. Подведение итогов. Домашнее задание. СЛАЙД № 11. Подготовиться к географическому диктанту. Страницы 7-16, таблица в тетради. Конспект урока № 4. Тема: Карты материков и океанов. Цель: изучение карты как одной из видов географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Задачи: Образовательные – сформировать у обучающихся знания о многообразии географических карт, объединить особенности карт материков и океанов, основных элементов их содержания; Воспитательные – развитие умения учебного труда, формирования приемов наблюдения, умение действовать самостоятельно; Развивающие – развитие познавательных умений сравнивать, обобщать изучаемые карты по определенным признакам. Оборудование: Карта полушарий, карта Амурской области, топографическая карта, карта дорог Благовещенска и Белогорска, атлас «География материков и океанов» 7 класс, презентация урока, компьютер, экран, проектор,. Литература: Перлов Л. Е. Дидактические карточки – задания по географии: 7 класс к учебнику В. А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс»/Л. Е. Перлов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. Учебник «География материков и океанов. 7 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – 11- е изд.,- М.: Дрофа, 2004. Ход урока.
Проверка домашнего задания СЛАЙД № 2. Географический диктант по теме: «Как люди открывали и изучали свою Землю»
Изучение нового материала. СЛАЙД № 3.
«Страны без людей, Города без домов, Лес без деревьев, Море без воды. Что это такое?» (географическая карта) Беседа с учащимися, что они знают о карте, отвечая на вопрос 1 в начале параграфа 3 (стр. 17 или слайд 3). В ходе беседы выясняем роль карты в жизни человека, чем отличаются карты друг от друга, используя форзацы учебника. Рассмотрим в учебнике рис. 7 стр. 18 «Деление карт на группы». Беседуя по данному рисунку, выясняем с обучающимися, на какие группы делятся карты, сколько их. Далее останавливаемся на каждой из групп, даем характеристику, находим пример карт в учебнике. Например, (СЛАЙД № 4) по охвату территории: мировые (рис. 15 стр. 35 или рис. 26 стр. 54 учебника); карты материков и океанов (рис. 43 стр. 82 или рис. 54 стр. 118); карты государств и их частей (см. в атласе). СЛАЙД № 5. Вспоминаем, что такое масштаб, для чего он необходим. Обращаемся вновь к вопросам в начале параграфа 3 (вопрос 2), выполняем задания на слайде 5. Каково расстояние между двумя объектами, если: А) на карте масштаба 1:10 000 между ними 5 см; Б) на карте масштаба 1:15 000 000 – 2 см. Далее учитель переходит на рис. 7 стр. 18 учебника + СЛАЙД № 6 – деление карт по масштабу, вместе с учащимися приводим примеры из учебника атласа, настенных карт, карт атласа. СЛАЙД № 7. Деление карт по содержанию. Обучающиеся по рисунку определяют, что карты бывают общегеографические и тематические. Находят примеры карт в учебнике, называя страницы и номера рисунков. Далее учитель поясняет, что существуют комплексные карты. Предлагает найти в учебнике на стр. 20 определение комплексной карты, выяснить, чем она отличается от тематической. Учащиеся делают выводы, работая с атласом, находят комплексные карты и подтверждают примерами. Закрепление Учитель знакомит обучающихся с планом характеристики карты (см. приложение учебника с. 311). Затем показывает СЛАЙД № 8 и просит открыть учебник на странице 118 рис. 54. «Климатическая карта Африки». Вызывает к доске учащегося, остальные в тетради описывают карту по плану. СЛАЙД № 9. Выполните задания на скорость, первые пять человек получают оценку. С помощью схемы (рис. 7, стр.18) составьте характеристику карт, помещенных в учебнике и в атласе. Карты государств и их частей, а также материков, океанов и их частей объедините под общим понятием «Региональные». Пример: «Африка. Климатическая карта» (с. 15 атласа): Региональная, тематическая, мелкомасштабная.
Ответы: 1. Мировая, тематическая, мелкомасштабная. 2. Региональная, тематическая, мелкомасштабная.
СЛАЙД № 10. С помощью учебника выполните задания. А) Сравните карты климатических поясов в учебнике (стр. 42) и в атласе. Что общего у этих карт и в чем их различие?
Ответ. Черты общности: содержание; мелкий масштаб; обе мировые; отмечены одни и те же пункты (города). Черты различия: разный масштаб; карта атласа подробнее, в ее легенде дано описание климатов, обозначены климатические области и их границы. Б) Сравните карты природных зон мира в учебнике (1 форзац учебника) и в атласе. Что общего у этих карт и в чем их различие?
Ответ. Черты общности: содержание. Одинаковый масштаб; обе мировые; отмечены одни те же пункты (города) Черты различия: карта в атласе подробнее; в ней отмечены течения, подписаны реки. СЛАЙД № 11. Найдите соответствие. 3. Заключительная часть. Подведение итогов. Д. З. СЛАЙД № 12. Выполнить П/Р «Описание карты по плану» I в. – учебник стр. 308 рис. 118 «Заповедники и национальные парки мира» II в. – учебник стр. 279 рис. 110 «Регионы и страны зарубежной Азии» III в. – учебник стр.93 рис. 47 «Морские пути в Атлантическом океане» IV в. – учебник стр. 68 рис. 33 «Природные пояса Мирового океана» |