Скачать 75.1 Kb.
|
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого потенциала и формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса Спиридонова Л.А., Гаспоревич О.Е., Коренная Н. Ю. Внедрение в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности способствует развитию творческих способностей и формированию ключевых компетентностей. Развитие этой деятельности идёт и благодаря участию Республики в проектах ИСО и Интел. Проводится обучение педагогов новым методикам. Для учеников и педагогов проводится большое количество конкурсов проектных и исследовательских работ, где они могут показать результат своей работы. А вся эта деятельность влечёт за собой развитие творческого потенциала и формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. В настоящее время перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в современном обществе. Для этого современная школа кроме знаний, умений и навыков должна раскрыть творческие способности и сформировать основные ключевые компетентности обучающегося. Ключевые компетентности – результат образования, выражающийся в овладении определённым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. Список ключевых компетентностей, которые должна сформировать школа, определяется государством, обществом, рынком труда и может меняться. Для нашей страны (по данным Самарской лаборатории модернизации образовательных ресурсов) ключевыми компетентностями, которыми должен обладать ученик, являются: компетентность решения проблем, информационная и коммуникативная компетентности. На наш взгляд этой работой необходимо заниматься с начальной школы. Начальная и средняя школа должна развить ключевые компетентности I уровня, а старшая школа – II, а по возможности и III уровня. Опыт проектной деятельности в начальной школе представляет Коренная Нина Юрьевна, учитель начальных классов: «Программа начальной школы по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе предполагает при изучении раздела «Путешествие» знакомство с компасом и его назначением. На данном этапе обучающиеся уже ознакомлены с названием сторон горизонта. Им предлагается в роли искателей, практиков и исследователей узнать, как можно ориентироваться на местности. Урок для второклассников разработан в рамках проекта «Ученик – исследователь в ИКТ - насыщенной среде». Он рассчитан на 2 занятия. При решении проблемы «Для чего нужен компас?» участники проекта по предложенному сценарию выполняют задания в игровой, понятной и доступной форме. Обучающиеся владеют первоначальными навыками работы на компьютере и в Интернете. Работа проходит в компьютерном классе. Учитель знакомит обучающихся с проблемой, порядком работы, критериями оценки, используя компьютерную демонстрацию. Группы сформированы по уровню обученности детей, учитывая их желание. Каждая микро-группа участников в предложенном пути пользуется различными источниками информации (ссылки указанны на сайты Интернета, БЭКМ, ДЭКЭ и учебник А.А. Плешакова). Они пытаются самостоятельно или при консультативной помощи учителя найти ответы на вопросы. Представляя результаты работы, обучающиеся по разработанным критериям оценки, сравнивают, анализируют, учатся оценивать свой труд и работу своих товарищей. Уроки учебной практики в начальной школе с использованием проектной и исследовательской деятельности дают возможность участникам проекта «Леса Карелии» расширить свои знания, найти информацию и узнать больше о лесе своей местности. При решении определённых задач они пользуются и материалами ЦОРов школы, региона. В завершении проекта библиотекарем школы проведена викторина «Путешествие в лес», где участники активно отвечали на предложенные вопросы и задания. Работы созданные в электронном виде, были представлены обучающимся начальной школы и на встрече с родителями, которые оказывали помощь и принимали участие в поиске и оформлении информации. В результате проектной и исследовательской деятельности формируются и развиваются следующие компетенции: информационно-коммуникационные, усовершенствование способностей к обучению и повышению результативности, решение проблем, социально-бытовые, гражданско-правовые и личные. Кроме того, развиваются познавательные и творческие способности, формируются навыки критического мышления, навыки творческого мышления, умения наблюдать и сравнивать, умение решать проблемную ситуацию, работать в команде и умение представлять свою работу». В 5 и 6 классах ведутся курсы «Учимся с Интел»: «Технологии и мы» - 5 класс, «Технологии и профессия» - 6 класс. Ведёт его учитель русского языка и литературы, которая прошла специальное обучение. В рамках этих курсов обучающиеся выполняют творческие проекты. Участие школы в проекте Intel «Обучение для будущего» дало возможность обучить 20 педагогов школы проектной методике. Обучаясь на этих курсах, педагоги повысили свои компетентности и получили знания в дальнейшем использовать этот метод на своих уроках. В основе этой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Наиболее активно проектную методику для изучения отдельных тем используют учителя географии, биологии, литературы, информатики. Свои проекты учителя имели возможность представлять на конкурсах, проводимых в рамках проекта Intel «Обучение для будущего». Два проекта учителя русского языка и литературы Пумалайнен А.С. занимали призовые места. Этим же педагогом создан диск «Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы в старших классах», в котором представлены разработки 5 проектов и методическое пособие для учителя. В течение многих лет в школе введено обязательное обучение написанию рефератов восьмиклассников и десятиклассников. Реферат является результатом исследовательской деятельности обучающегося под руководством педагога. Каждый ученик сам выбирает предмет и совместно с педагогом выбирают тему, которая ему интересна. В течение года или нескольких лет ведётся работа. Результат своей работы каждый ученик должен представить своему классу, а лучшие работы представляются на школьной научно-практической конференции. Занятие исследовательской работой развивает различные аспекты компетентности решения проблем и информационной компетентности, а устное выступление – это развитие коммуникативной компетентности. Свои работы обучающиеся школы представляют на районных, республиканских и российских конкурсах, часто занимая призовые места. Обучающиеся школы под руководством педагогов принимают участие в конкурсах, где необходимо представить свои проекты или исследовательские работы по тематике, предложенной организаторами. Например, республиканский конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Моя малая родина», проводимый Республиканским детским эколого-биологическим центром, конкурс «Если бы я был директором музея-заповедника Кижи» или «Кижи – остров игрищ», проводимый Государственным историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником Кижи и многие другие. Для развития творческих способностей, а также ключевых компетентностей в школе проводятся мероприятия, для участия в которых ученик или группа учеников должны разработать свой проект. В частности, конкурс «Я – глава Нововилговского сельского поселения», для которого участникам, как домашнее задание, необходимо было разработать два проекта: «Если бы я был главой Нововилговского сельского поселения» и «Новая Вилга в 2100 году». На самом конкурсе участники представляли свои проекты. Проведение таких мероприятий способствуют развитию творческих способностей детей, а также всех ключевых компетентностей I и II уровней. Например, одним из заданий этого конкурса был «телефонный звонок». Участник должен был решить проблему, предложенную в телефонном разговоре. Это задание позволяет развивать компетенцию решения проблем, а также коммуникативную компетентность (аспект-диалог). В течение трёх лет в школе на базе социально-реабилитационной гостиной, для детей с ограниченными возможностями и из семей социального риска, ведётся проектно-исследовательская работа «Забота». В рамках этого проекта обучающиеся школы ведут работу по сбору информации о ветеранах ВОВ и приравненных к ним категорий, проживающих в п. Новая Вилга. Началась работа в рамках информационно-технологического лагеря для детей из гостиной. Ребята классифицировали списки ветеранов, взятых в сельском совете. По результатам работы был создан сайт «Забота». В дальнейшем, ветеранов, проживающих в посёлке, стали приглашать в школу. Беседу об их жизни записывают на видеокамеру. Далее видеоматериал переводят в текстовый документ и эту информацию размещают в сайте. Эта работа способствует развитию коммуникативной компетентности (диалог, письменная коммуникация, публичное выступление), компетентности разрешения проблем (идентификация проблемы, целеполагание и планирование деятельности), информационную компетентность (извлечение первичной информации, первичная обработка информации). Развивать коммуникативную компетентность учеников позволяет участие в международных проектах: «Школа без границ» и «Общий язык». Участвуя в первом проекте, наши школьники дистанционно проводят шахматные турниры, создали английский вариант диска «Культурное наследие Прионежья», русский вариант которого разработан школьниками под руководством учителя Пумалайнен А.С.. В рамках этих проектов обучающиеся нашей школы через Интернет общаются со сверстниками Карелии и Финляндии. Если говорить о педагогах, то в условиях информатизации системы образования необходимо было развивать ИКТ – компетентность, в которую входит не только освоение ИКТ - технологий, но и грамотное их использование непосредственно в учебном процессе. Повысить ИКТ-компетентность педагогов, в большей степени, позволил проект ИСО. Непрерывное обучение и участие в конкурсах педагогических инициатив дало возможность повысить ИКТ-компетентность педагогов школы. После обучения на курсах, семинарах, мастер – классах учителя получали новые знания и умения по разработке учебно-методических материалов. Два проекта «Использование ИКТ в психолого-педагогической службе школы» и «Коллекция электронных материалов и методических пособий, созданных учителями и обучающимися школы, к урокам интегрированного курса «Моя Карелия» и других предметах в рамках национально-регионального компонента» стали победителями конкурса педагогических инициатив. Современная сельская школа имеет возможности внедрять исследовательскую и проектную деятельность в образовательный процесс, а это позволяет развивать творческие способности и ключевые компетентности как обучающихся, так и педагогов.
Использованная литература:
|
Организация исследовательской и проектной деятельности как способ... Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным... | Задачи: Использование проектной деятельности как технологии, обеспечивающей... Цель нпк: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся школы | ||
Энергия «Метод проектов на уроках физика, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся» | Программа научно-методической работы школы на 2013-2014 год Санкт-Петербург Научно-методическая деятельность школы является системой мер, основанной на современных достижениях науки и практики, направленная... | ||
Положение о научном объединении учащихся Научное общество учащихся создается с целью развития учебно-исследовательской деятельности, как одного из наиболее важных направлений... | Общие методические указания для учителя по использованию проектной... Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы» | ||
Рефераты и научно-исследовательские работы, представленные обучающимися... Целью Дня науки является выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала обучающихся школы, конкурсный смотр достижений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Секция: Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности (секция для педагогов) | ||
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности | Общие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»... «Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию... | ||
Отчет мкоу вязовская оош о повышении квалификации педагогов с 01.... «Подготовка педагогов к сопровождению исследовательской и проектной деятельности обучающихся в процессе фгос»(108) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Внедрение в практику работы педагогов технологии детского социального проектирования | ||
Протокол №1 Заведующий мбдоу Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Конспект занятия «Бабочки на лугу» Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | Проектная деятельность на уроках географии. 3-5 Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением икт в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию... |