Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине





Скачать 214.81 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Дата публикации15.08.2013
Размер214.81 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания


Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


Субъективные основания уголовной ответственности
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

по учебной дисциплине

Красноярск

СФУ

2010

УДК 343(07)

ББК 67.408я73

Т 801

Составитель: А. М. Трухин, кандидат юридических наук, доцент


Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А. М. Трухин. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. – с.


Содержит методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Субъективные основания уголовной ответственности».

Предназначено для студентов дневной, очно-заочной, заочной форм обучения (включая обучение в сокращенные сроки). Специальность 030501.65 «Юриспруденция», направление 030500.62 «Юриспруденция»

УДК 343(07)

ББК 67.408я73

© Сибирский

федеральный

университет, 2010


1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Целью преподавания дисциплины является закрепление и развитие полученных при изучении дисциплины «Уголовное право» знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических вопросов квалификации преступлений, а также назначения наказаний и применения иных уголовно-правовых мер лицам, совершившим деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Освоение учебной дисциплины предполагает:

- углубленное изучение учения о вине и субъективной стороне преступления;

- формирование навыков установления субъективной стороны преступлений и квалификации преступлений по субъективным признакам;

- получение знаний об основных правоприменительных проблемах установления виновности совершения общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания.

Учебная дисциплина «Субъективные основания уголовной ответственности» является составной частью фундаментального высшего юридического образования. Обучение предполагает специальную профессиональную ориентацию в области прокурорско-следственной, адвокатской и судебной деятельности.

В процессе обучения студенты овладевают навыками самостоятельной работы с юридическими текстами (уголовное законодательство, судебные решения по уголовным делам, научная литература), методами и приемами их научного анализа, а также приобретают навыки и умения исследования судебной практики, закрепляют и развивают общие профессиональные навыки и умения юридико-технического (квалификационного) анализа конкретных ситуаций по уголовным делам.

Учебная дисциплина «Субъективные основания уголовной ответственности» тесно связана с целым рядом юридических наук и соответствующих им учебных дисциплин. Эта связь проявляется:

- с общей теорией права через учение о правонарушении и его основных элементах (понятие правонарушения и его виды, состав правонарушения) как методологической основы изучения субъективной стороны конкретных составов преступлений;

- с уголовным правом через учение о преступлении и знаний Общей и Особенной части уголовного права РФ;

-с уголовно-процессуальным правом через исследование механизма развития охранительных уголовных правоотношений с помощью уголовно-процессуальных правоотношений;

-с основами теории квалификации преступлений через изучение вопросов об уголовно-правовой норме, оценочных и бланкетных признаках, видах соотношения уголовно-правовых норм и различных правил квалификации.

Работа на семинарских занятиях осуществляется в режиме обсуждения, дискуссии и анализа задач (казусов). Казусы решаются как на семинарах методом групповой работы, так и самостоятельно по алгоритмам, разработанным на кафедре.

Задачи (казусы) для самостоятельной работы берутся из кафедрального банка тестов и задач. Казусы основаны на актуальной юридической практике, имеют профессионально-ориентированный характер.
1.2 Межпредметная связь
Учебная дисциплина «субъективные основания уголовной ответственности» тесно связана с целым рядом юридических наук и соответствующих им учебных дисциплин. Эта связь проявляется:

-с общей теорией права - через учение о праве и его основных категориях (юридическая ответственность, вина) как методологической основе изучения уголовного права;

-с уголовно-процессуальным правом – через реализацию субъективного вменения обстоятельств, характеризующих совершенное деяние, посредством применения уголовно-процессуальных норм;

-с уголовно-исполнительным правом – через учет особенностей субъектов, осужденных за умышленные и неосторожные преступления.
Методические указания для самостоятельной работы к Теме 1. Уголовная ответственность. Принцип вины в уголовном праве.
Очная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 4 часа

Заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 8 часов

Заочная форма обучения в сокращенные сроки на базе высшего профессионального образования и профильного среднего профессионального образования, специальность 030501.65 «Юриспруденция» – 10 часов

Очно-заочная форма обучения, специальность 030501.65. «Юриспруденция» - 20 часов

Студентам в процессе самостоятельной работы следует обратить особое внимание на различные точки зрения по понятию и содержанию уголовной ответственности, усвоить то, что уголовная ответственность является основным институтом уголовного права.

Следует уделить внимание основным научным позициям, сформированным в науке уголовного права по вопросу о понятии уголовной ответственности: «уголовная ответственность – наказание», «уголовная ответственность – обязанность преступника отвечать за совершенное преступление», «уголовная ответственность – уголовное правоотношение, возникшее по поводу совершенного преступления», «уголовная ответственность – совокупность охранительного уголовного правоотношения, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных правоотношений», а также «уголовная ответственность – осуждение виновного обвинительным приговором суда, вступившим в законную силу».

Студентам необходимо уяснить вопрос о моменте возникновения и прекращения уголовной ответственности, а также вопрос о ее содержании.

Следует обратить особое внимание на уяснение понятия принципа вины, предусмотренного ст. 5 УК РФ, на отличие принципа вины от субъективного вменения как способа реализации принципа вины в правоприменительной деятельности. Ст. 5 УК РФ устанавливает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это значит, что уголовная ответственность возникает посредством судебного осуждения виновного лица в момент вступления обвинительного приговора в законную силу. Содержание уголовной ответственности заключается в назначенном судом наказании, а также в судимости. Прекращается уголовная ответственность не в момент отбытия наказания, а в момент погашения или снятия судимости.

В процессе самостоятельной работы следует уделить внимание научной дискуссии по вопросу об основании уголовной ответственности. Необходимо уяснить, почему состав преступления является основанием не только для квалификации деяния как вида преступления, но является также основанием уголовной ответственности конкретного лица, совершившего преступление, согласно ст. 8 УК РФ.
С целью проверки остаточных знаний студенты решают

Тесты по теме1.

Тест состоит из двадцати вопросов. На решение отводится двадцать минут. Шестнадцать вопросов теста предусматривают один правильный ответ из числа представленных вариантов. Один вопрос теста предусматривает два правильных ответа из числа представленных вариантов. Один вопрос теста предусматривает необходимость вписать недостающее слово в представленный текст. В одном из вопросов теста требуется установить правильную последовательность развития событий во времени, поставив соответствующие цифры напротив букв вариантов ответа. В одном из вопросов теста необходимо соотнести понятия первой группы (три понятия) с понятиями второй группы (четыре понятия) путем написания букв, относящихся к понятиям второй группы напротив понятий первой группы. Одно понятие второй группы должно остаться лишним.

Исправления в ответах не допускается. Ответ с исправлением считается неправильным. На первой странице теста обязательно написать свою фамилию и номер группы. Для получения положительной оценки надо правильно ответить более чем на половину вопросов теста. Решения оцениваются следующим образов: 19 - 20 правильных ответов – отлично; 16 - 18 правильных ответов – хорошо; 11 - 15 правильных ответов – удовлетворительно; менее 11 правильных ответов – неудовлетворительно.

Варианты тестов хранятся на кафедре уголовного права в электронном и распечатанном виде, и раздаются для самостоятельной работы студентов.
Литература для самостоятельной работы к Теме 1.
1. Полный курс уголовного права: В 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2008.

2. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб: Издательский Дом С.-Петерб. ун-та, 2006.

3. Иванов Н.Г. Принцип субъективного вменения и его реализация в УК/ Н.Г.Иванов// Государство и право. 1999. №10.

4. Мальцев В. Принцип вины в уголовном законодательстве/ В.Мальцев// Уголовное право. 2003. №3.

5. Тарбагаев А. Н. Ответственность в уголовном праве / А. Н. Тарбагаев. – Красноярск: Краснояр. ун-т, 1994.

6. Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве/ В.А.Якушин// Тольятти. 1998.
Методические указания для самостоятельной работы к Теме 2 Умышленное совершение преступления.
Очная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 4 часа

Заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 8 часов

Заочная форма обучения в сокращенные сроки на базе высшего профессионального образования и профильного среднего профессионального образования, специальность 030501.65 «Юриспруденция» – 22 часа

Очно-заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 22 часа
В ходе самостоятельной работы студентам следует обратить внимание на то, что в ст. 24 УК РФ предусмотрены две формы вины, а все преступления подразделяются на совершенные умышленно, по неосторожности, а также с двумя формами вины. В ст. 25 содержится определение преступлений, совершенных с прямым и косвенным умыслом. На основе интеллектуального и волевого критериев студенты должны четко проводить разграничение между преступлениями, совершенными с прямым и косвенным умыслом, поскольку это необходимо не только для квалификации

Преступлений, но и для назначения за них наказаний. Принято считать, что преступления, совершенные с прямым умыслом, являются более тяжкими, чем преступления, совершенные с косвенным умыслом.
Литература для самостоятельной работы к Теме 2.
1.Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко. – М.: Норма, 2008.

2.Уголовное право России. Общая часть: учебник / О. Я. Баев, А. С. Михлин и др.; отв. ред. О. Г. Ковалев. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

3.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Т. Н. Волкова, Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова; под ред.: Л. В. Иногамова-Хегай, А. И. Рарог, А. И. Чучаев. - Москва: ИНФРА-М, 2007.

4.Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред.: В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев, А. В. Наумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006.

5.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб: Издательский Дом С.-Петерб. ун-та, 2006.

6.Полный курс уголовного права: В 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2008.

7. Векленко С.В. Сущность, содержание и формы вины в уголовном праве/ С.В.Векленко// Правоведение. 2002. №6.

8.Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление, П.С.Дагель, Д.П.Котов// Воронеж. 1974.

9. Злобин Г.А. Умысел и его формы/ Г.А.Злобин, Б.С.Никифоров// М. 1972.

10. Питецкий В.В. Сужение косвенного умысла влечет ужесточение уголовной репрессии/ В.В.Питецкий// Российская юстиция. 1999. №5.
Методические указания для самостоятельной работы к Теме 3. Неосторожное совершение преступления.
Очная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 4 часа

Заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 8 часов

Заочная форма обучения в сокращенные сроки на базе высшего профессионального образования и профильного среднего профессионального образования, специальность 030501.65 «Юриспруденция» – 22 часа

Очно-заочная форма обучения, специальность 030501.65. «Юриспруденция» - 22 часа

Студентам в процессе самостоятельного изучения материала следует уяснить позицию, согласно которой неосторожность является формой вины, существенно отличающейся от умысла, что объективный и субъективный критерии неосторожности являются необходимыми для установления как небрежности, так и легкомыслия. В ст. 26 УК РФ дается определение преступления, совершенного умышленно. Студенты должны научиться отграничивать преступление, совершенное с косвенным умыслом, от преступления, совершенного по легкомыслию.
Литература для самостоятельной работы к Теме 3.
1.Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко. – М.: Норма, 2008.

2.Уголовное право России. Общая часть: учебник / О. Я. Баев, А. С. Михлин и др.; отв. ред. О. Г. Ковалев. - Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

3.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Т. Н. Волкова, Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова ; под ред.: Л. В. Иногамова-Хегай, А. И. Рарог, А. И. Чучаев. - Москва : ИНФРА-М, 2007.

4.Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред.: В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев, А. В. Наумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006.

5.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб: Издательский Дом С.-Петерб. ун-та, 2006.

6.Полный курс уголовного права: В 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2008.

7.Дагель П.С. Неосторожность: Уголовно-правовые и криминологические проблемы/ П.С.Дагель// М. 1977.
Методические указания для самостоятельной работы к Теме 4 Совершение преступления с двумя формами вины
Очная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 4 часа

Заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 8 часов

Заочная форма обучения в сокращенные сроки на базе высшего профессионального образования и профильного среднего профессионального образования, специальность 030501.65 «Юриспруденция» – 20 часов

Очно-заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 20 часов

В ст. 27 УК РФ содержится характеристика преступления, совершенного с двумя формами вины. Существуют различные точки зрения относительно обоснованности выделения преступлений с двумя формами вины. Студентам следует в ходе самостоятельной работы обратить внимание на специфику преступления, совершенного с двумя формами вины, а также на то, что в целом оно характеризуется как умышленное преступление.
Литература для самостоятельной работы к Теме 4.
1.Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко. – М.: Норма, 2008.

2.Уголовное право России. Общая часть: учебник / О. Я. Баев, А. С. Михлин и др.; отв. ред. О. Г. Ковалев. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

3.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Т. Н. Волкова, Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова; под ред.: Л. В. Иногамова-Хегай, А. И. Рарог, А. И. Чучаев. - Москва: ИНФРА-М, 2007.

4.Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред.: В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев, А. В. Наумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006.

5.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб: Издательский Дом С.-Петерб. ун-та, 2006.

6.Полный курс уголовного права: В 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2008.

7.Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление, П.С.Дагель, Д.П.Котов// Воронеж. 1974.

8. Никитина Н.А. Развитие понятия преступления с двумя формами вины/ Н.А.Никитина// Правоведение. 2007. №4.
Методические указания для самостоятельной работы к Теме 5 Невиновное причинение вреда. Ошибка в уголовном праве.
Очная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 4 часа

Заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 4 часа

Заочная форма обучения в сокращенные сроки на базе высшего профессионального образования и профильного среднего профессионального образования, специальность 030501.65 «Юриспруденция» – 20 часов

Очно-заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 20 часов

В ст. 27 УК определяется ответственность за невиновное причинение вреда. Студентам в процессе самостоятельного изучения обратить внимание на критерии невиновного причинения вреда. Следует уяснить содержание этих критериев. Поскольку составы преступлений, предусмотренные в законе, могут быть по конструкции материальными и формальными, а в законе говорится о невиновном причинении вреда, то студентам следует уяснить, при каких обстоятельствах преступление с формальным составом можно признать совершенным невиновно.
Литература для самостоятельной работы к Теме 5.
1.Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко. – М.: Норма, 2008.

2.Уголовное право России. Общая часть: учебник / О. Я. Баев, А. С. Михлин и др.; отв. ред. О. Г. Ковалев. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

3.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Т. Н. Волкова, Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова; под ред.: Л. В. Иногамова-Хегай, А. И. Рарог, А. И. Чучаев. - Москва: ИНФРА-М, 2007.

4.Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред.: В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев, А. В. Наумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006.

5.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб: Издательский Дом С.-Петерб. ун-та, 2006.

6.Полный курс уголовного права: В 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2008.

7.Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление, П.С.Дагель, Д.П.Котов// Воронеж. 1974.
Методические указания для самостоятельной работы к Теме 6. Мотив и цель преступления.
Очная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 2 часа

Заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 2 часа

Заочная форма обучения в сокращенные сроки на базе высшего профессионального образования и профильного среднего профессионального образования, специальность 030501.65 «Юриспруденция» – 20 часов

Очно-заочная форма обучения, специальность 030501.65 «Юриспруденция» - 20 часов

В законе не содержится определения мотива и цели преступления, в то время как данные субъективные признаки указаны во многих составах преступлений. Студентам в ходе самостоятельной работы следует уяснить понятия мотива и цели преступления, их значение в характеристике субъективной стороны преступлений, в установлении виновности совершения общественно опасного деяния. Студентам следует также уяснить отличие мотива от мотивации и цели преступления, значение мотива и цели для квалификации основания уголовной ответственности и назначении наказания за совершенное преступление.
Литература для самостоятельной работы к Теме 6.
1.Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко. – М.: Норма, 2008.

2.Уголовное право России. Общая часть: учебник / О. Я. Баев, А. С. Михлин и др.; отв. ред. О. Г. Ковалев. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007.

3.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Т. Н. Волкова, Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова; под ред.: Л. В. Иногамова-Хегай, А. И. Рарог, А. И. Чучаев. - Москва: ИНФРА-М, 2007.

4.Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред.: В. Н. Кудрявцев, В. В. Лунеев, А. В. Наумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006.

5.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб: Издательский Дом С.-Петерб. ун-та, 2006.

6.Полный курс уголовного права: В 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. Т. 1. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2008.

7.Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление, П.С.Дагель, Д.П.Котов// Воронеж. 1974.

8.Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание (Вопросы теории и практики)/ Д.П.Котов// Воронеж. 1975.
Основная литература ко всем темам.
1. Бикеев И. Актуальные проблемы учения о субъективной стороне преступления/ И.Бикеев// Уголовное право. 2002. №3.

2. Верина Г.В. Легкомыслие как вид неосторожной формы вины/ Г.В.Верина// Правоведение. 2003. №2.

3. Векленко С.В. Сущность, содержание и формы вины в уголовном праве/ С.В.Векленко// Правоведение. 2002. №6.

4.Векленко С.В. Диалектика и вопросы вины в уголовном праве/ С.В.Векленко// Омск. 2003.

5. Волков Б.С. Мотивы преступлений(Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование)/ Б.С.Волков// Казань. 1982.

6.Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление, П.С.Дагель, Д.П.Котов// Воронеж. 1974.

7.Дагель П.С. Неосторожность: Уголовно-правовые и криминологические проблемы/ П.С.Дагель// М. 1977.

8. Злобин Г.А. Умысел и его формы/ Г.А.Злобин, Б.С.Никифоров// М. 1972.

9. Иванов Н.Г. Принцип субъективного вменения и его реализация в УК/ Н.Г.Иванов// Государство и право. 1999. №10.

11. Капинус О.С. Убийства: мотивы и цели/ О.С.Капинус// М. 2004.

12. Карпушин М.П, Уголовная ответственность и состав преступления/ М.П.Карпушин, В.И.Курляндский// М. 1974.

13.Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание (Вопросы теории и практики)/ Д.П.Котов// Воронеж. 1975.

14. Квашис В.Е. Преступная неосторожность. Социально-правовые и криминологические проблемы/ В.Е.Квашис// Владивосток. 1986.

15Мальцев В. Принцип вины в уголовном законодательстве/ В.Мальцев// Уголовное право. 2003. №3.

16. Назаренко Г.В. Вина в уголовном праве/ Г.В.Назаренко// Орел. 1996.

17. Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления/ В.А.Нерсесян// СПб. 2002.

18. Никитина Н.А. Развитие понятия преступления с двумя формами вины/ Н.А.Никитина// Правоведение. 2007. №4.

19.Овсянников В. Виновность и невиновность обвиняемого: юридический, логико-гносеологический и этический аспекты/ В.Овсянников// Уголовное право. 2002. №3.

20. Петелин Б.Я. Вина как обстоятельство, подлежащее доказыванию по делу/ Б.Я.Петелин// Советское государство и право. 1981. №11.

21. Питецкий В.В. Сужение косвенного умысла влечет ужесточение уголовной репрессии/ В.В.Питецкий// Российская юстиция. 1999. №5.

22. Питецкий В.В. К вопросу о степени вины в уголовном праве/ В.В.Питецкий// Уголовное право. 2006. №3.

23. Рарог А.И.Квалификация преступлений по субъективным признакам/ А.И.Рарог// СПб. 2003.

24. Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения/ С.В.Скляров//СПб. 2004.

25. Трухин А.М. Вина как субъективное основание уголовной ответственности/ А.М.Трухин// Красноярск. 1992.

26. Утевский Б.С. Вина в советском уголовном праве/ Б.С.Утевский// М. 1950.

27. Филимонов В. Теоретические проблемы учения о вине в уголовном праве/ В.Филимонов// Уголовное право. 2004. №3.

28. Яни П. Сложные вопросы субъективной стороны преступления/ П.Яни// Российская юстиция. 2002. №12.

29. Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве/ В.А.Якушин// Тольятти. 1998.

Следует также пользоваться электронными справочно-информационными системами «Консультант Плюс» и «Гарант».
Задачи
1. Дьяконов из мести поджег ночью дачу Акаева. В результате поджога Акаеву был причинен особо крупный материальный ущерб. Кроме того, при пожаре погиб, задохнувшись в дыму, зять владельца дачи, спавший этой ночью внутри дома.

Дайте характеристику субъективной стороны деяния.

2. Антипов решил отомстить Иванову за то, что тот свидетельствовал по делу, по которому он был осужден. Отбыв наказание, ночью Антипов проник в квартиру Иванова, подошел к кровати и нанес удар ножом спящему, полагая, что это Иванов. Однако, на месте Иванова оказался другой человек, которому был причинен тяжкий физический вред.

3. Велихов пришел к своей бывшей жене с целью уговорить ее возобновить совместную жизнь. Получив отказ, он в сильном душевном волнении нанес ей удар ножом в грудь, причинив физический вред средней тяжести. Увидев, что она ранена, он бросил нож и перевязал ей рану.

4. Улиткин из ревности решил убить Рогова. Во время распития спиртных напитков с Роговым и Егоровым он дал ружье Егорову как бы ради шутки, уверив его, что ружье заряжено холостым патроном, и попросил выстрелить в Рогова. Егоров согласился и выстрелил в Рогова, причинив ему смерть.

5. Драпеко, Агеев и Зотов распивали спиртные напитки в квартире Зотова. После того, как Зотов уснул, они решили вытащить у него из кармана бумажник с деньгами. Когда Агеев тащил из кармана бумажник, Зотов проснулся и попытался оказать сопротивление, тогда стоявший рядом Драпеко схватил бутылку и нанес ею удар ему по голове, от которого тот умер.

6. Сидоров, загорая на берегу реки, сказал незнакомой ему Ивановой, что сбросит ее с обрыва в воду. Она попросила этого не делать, так как не умеет плавать. Однако, Сидоров столкнул ее с двухметрового обрыва в реку и Иванова стала тонуть. Сазонов, увидев это, бросился в воду и спас Иванову.

7. Чижов во время пьяной ссоры со Щукиным за то, что тот не дал ему закурить, схватил нож и ударил в живот Щукину. Благодаря своевременно оказанной помощи удалось спасти жизнь. Чижов заявил, что не хотел убивать Щукина, а хотел лишь «подколоть» его.

8. Агент Смит получил задание взорвать вокзал. Смит взорвал вокзал. При этом во время взрыва погибло несколько человек, находившихся в вокзале. На суде Смит заявил, что убивать людей он не хотел и заложил взрывчатку так, чтобы люди не пострадали.

9. Штоф и Удалов, отбыв наказание, возвращались из мест лишения свободы. Не имея билетов, они ехали в тамбуре вагона. После распития спиртных напитков во время ссоры Штоф открыл дверь вагона и вытолкнул из тамбура на ходу поезда Удалова. Удалов упал на землю, ударился головой о пенек. В результате ему был причинен тяжкий физический вред. На следствии Штоф заявил, что убивать Удалова он не хотел.

10. Крановщица мостового крана Мосина сказала бригадиру Петрову, что в кабине крана оголился провод возле педали управления и работать опасно. Петров пообещал позднее устранить этот недостаток и посоветовал ей обуть валенки. Петрова продолжила работать на кране, не обув валенки, получила удар током и погибла.

11. Воспитательница детского сада Привалова перед приходом на работу зашла в магазин и купила несколько бутылок отбеливателя для стирки. Придя на работу, она поставила сумку с отбеливателем в шкаф в игровом зале. Когда она отлучилась, Витя Н. забрался в шкаф и увидев бутылки, сделал несколько глотков, получив тяжкое отравление.

12. Супруги Лаптевы находились на кухне. Жена мыла посуду, а муж сидел за столом. Закурив, он по привычке бросил спичку на пол. Внезапно пол загорелся, огонь перекинулся на платье жены. Муж вскочил и погасил пламя. Жене от ожогов был причинен тяжкий физический вред. Впоследствии выяснилось, что пожар возник из-за того, что на полу был разлит спирт из бутылки, стоявшей ранее под столом.

13. Тракторист Иванов вытаскивал тросом из кювета застрявший автомобиль водителя Сидорова. Трос закреплял Сидоров. Вблизи находились подростки, наблюдавшие за происходящим. Внезапно трос с крюка сорвался и им были смертельно ранены два подростка.

14. Быкова из личных неприязненных отношений подлила мужу в водку яд с целью причинения ему смерти. Когда муж потерял сознание, она, полагая, что он умер, с помощью Кротова перетащила его во двор и бросила в колодец. Позднее выяснилось, что муж умер не от яда, а от утопления.

15. Неоднократно судимые Чижов и Амосов поссорились во время распития спиртных напитков. Амосов поднялся со стула и пошел из комнаты. Чижов бросил «финку» с расстояния 3 метра в спину Амосова. Амосову был причинен физический вред средней тяжести. Деяние было квалифицировано как покушение на убийство.

16. Рыжов изнасиловал несовершеннолетнюю Жукову. В результате изнасилования потерпевшая заболела венерическим заболеванием. Узнав об этом, она покончила жизнь самоубийством. На следствии Рыжов утверждал, что не знал о несовершеннолетии Жуковой и о том, что болен венерической болезнью.

17. Гусев вовлек Перевалова в совершение кражи, который оказался несовершеннолетним. Во время следствия Гусев утверждал, что не знал о несовершеннолетии Перевалова. Перевалов это подтвердил.

18. Мамедов во время вечеринки, находясь в нетрезвом состоянии, устроил пьяный дебош, во время которого в драке ножом нанес удар в живот Ибрагимова. Ибрагимов через неделю скончался в больнице от причиненного ранения. Мамедов утверждал, что убивать Ибрагимова не хотел, а хотел только победить в драке.

19. Никонов и Царев похитили Валеева с целью получения денег, увезли на дачу и держали его неделю в погребе. В результате от перенесенного стресса сердце Валеева не выдерждало и Валеев умер от инфаркта.

20. Козлов вез на такси пассажира в аэропорт. Внезапно ему на встречную полосу выехал грузовик, управляемый Федоровым. Стремясь избежать столкновения с грузовиком, Козлов резко вывернул руль, машину занесло и выбросило на обочину. Автомобиль ударился в бетонный столб и погиб пассажир. Федоров показал, что выехать на встречную полосу его вынудил пешеход, внезапно появившийся перед его автомобилем.

21. Маров и его жена поздно вечером возвращались домой из театра. Поднимаясь по лестнице, они столкнулись с двумя незнакомыми мужчинами. Один из них стал оскорблять жену Марова, а другой достал нож и стал его раскрывать с угрожающим видом. Тогда Маров схватил их в охапку и толкнул вниз по лестнице. Оба покатились вниз. В результате падения и удара головой о бетонный пол один из мужчин получил травму несовместимую с жизнью.
Список вопросов к зачету.
1. Понятие, виды и содержание уголовной ответственности.

2. Возникновение и прекращение уголовной ответственности.

3. Понятие принципа вины и субъективного вменения в уголовном праве.

4.Общее основание уголовной ответственности.

5. Виновность совершения деяния как субъективное основание уголовной ответственности.

6. Умышленное совершение преступления.

7.Отличие прямого умысла от косвенного умысла по интеллектуальному и волевому моменту.

8. Совершение преступления по неосторожности.

9. Критерии неосторожности как формы вины.

10. Отличие легкомыслия от небрежности как видов неосторожной вины.

11. Понятие и виды невиновного причинения вреда.

12. Критерии невиновного причинения вреда.

13. Понятие и виды ошибки в уголовном праве.

14. Уголовно-правовое значение ошибки в уголовном праве.

15. Понятие мотива и цели преступления.

16. Причины судебных ошибок по установлению форм виновности.

17.Пути устранения судебных ошибок по установлению субъективного основания уголовной ответственности

Учебное издание

Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ


Подписано в печать (дата) 2011 г. Формат 60х84/16. (А5)

Бумага офсетная. Печать плоская.

Усл. печ. л. (количество страниц/16). Уч.-изд. л. .

Тираж 100 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Охватывается ч. 2 ст. 203 Ук, а в каком случае необходима квалификация по совокупности преступлений
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие содержит методические указания для самостоятельной...
П735 Преступления против жизни и здоровья : учеб метод пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Т. В. Долголенко
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И....
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconМетодическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «информатика»
...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной...
Введение в профессию «Социальная работа»: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, А. Н. Гончарова. Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов по подготовке...
Методическое пособие для самостоятельной работы для студентов по подготовке к контрольным и курсовым работам и рейтинг программа...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Преступления против личности»
П735 Преступления против личности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Т. В. Долголенко – Красноярск:...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине iconОбщая социология учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
Вьюшкова, А. Н. Общая социология : учебно методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А. Н. Вьюшкова. Рио пгиик. Пермь,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск