Скачать 230.01 Kb.
|
Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ Пермский государственный институт искусства и культуры Кафедра философии и общественных наук А.Н. ВьюшковаОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАБОТЫ СТУДЕНТОВПермь2006Вьюшкова, А.Н. Общая социология : учебно - методическое пособие для самостоятельной работы студентов /А.Н. Вьюшкова. - РИО ПГИИК.- Пермь, 2006. - 24 с. В учебно-методическом пособии приведены темы рефератов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, список обязательной и дополнительной литературы, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы.Пособие предназначено для студентов вузов.Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры философии и общественных наук От _ июня 200_ года (протокол № _ ). ВведениеПредмет «Общая социология» входит в блок общенаучных дисциплин наряду с историей, философией, психологией, политологией и др. Изучение данного курса предваряет изучение таких спецкурсов как социология культуры, социология семьи, социология управления и методика социологических исследований.Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов включает программу курса «Общая социология» для студентов дневного и заочного отделений, темы рефератов и докладов, задание к коллоквиуму, задание к контрольным работам по разделам, вопросы к экзамену, список учебно-методической литературы.Учебно-методическое - пособие включает в себя перечень тем в соответствии со структурой предмета «Общая социология», представленной Госстандартом.В заданиях для самостоятельной работы студентов предусматривается перечень вопросов, работа над которыми необходима для более полного раскрытия содержания тем курса. Структура и способ изложения материала позволяет студентам ознакомиться с содержанием курса в целом, его структурой, а также с основными вопросами и структурой каждой темы курса. Цель курса - дать представление об основных аспектах общей теории социологии и о наиболее важных специальных теориях, ознакомить с социологическими категориями и понятиями, научить анализировать основные процессы, происходящие в обществе. Предмет курса - общетеоретическая социология, основные социологические теории среднего уровня, методология социологического исследования и методы социологических исследований. Задачи курса
Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса студент должен знать: основные социологические понятия, предмет и историю социологической науки. Студент должен осознавать: какую позицию он и его социальная группа занимают в структуре общества, какие функции они выполняют. Студент должен задумываться: над причинами и возможностями решения основных социальных проблем России, над закономерностями современных социальных процессов в своей стране и за рубежом. Студент должен уметь: активно пользоваться социологическими знаниями и методами социологических исследований. Студент должен владеть социологическими знаниями для решения определенных задач в сфере своей профессиональной деятельности. Основными формами организации учебного процесса являются лекционные, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа студентов (СРС). Контроль над качеством освоения дисциплины осуществляется на нескольких уровнях: работа студентов на лекциях, на семинарах (выступления с докладами, участие в дискуссиях, письменные контрольные работы, коллоквиум, тесты). Тематический план курса «Общая социология»
Программа курсаРаздел 1 Макроуровень социологии 1.1. Социология как наукаНаучный статус социологии. Понятие, субъект, объект, предмет социологии. Общенаучные и специальные методы социологии. Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Подходы к структурированию социологического знания (Уровни социологии). Функции социологии 1.2. История западной социологииПредыстория социологии. Мыслители античности: Сократ, Сенека, Платон, Аристотель, Конфуций, и др. Ученые средневековья: Н. Маккиавели, Т. Мор, М. Монтень и др. Деятели эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. Социальные реформаторы: С.- Симон, Р. Оуэн и др. Предпосылки появления западной социологии. О. Конт-основоположник позитивизма в социологии. Социологи–классики: Э. Дюркгем, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето, Г. Зиммель, Ф. Теннис. Направления зарубежной социологии. Структурный функционализм: Т. Парсонс и др. Биологический редукционизм: Т. Мальтус, Г. Спенсер, Л. Гумлпович, У. Самнер. Конфликтологическое направление: Р. Дарендорф, Л. Козер и др. Американская социология: Р. Парк, Э. Мэйо и др. Символический интеракционизм: Дж. Мид и др. Современный этап развития зарубежной социологии: Теория структурации Э. Гидденса, социология Н. Лумана, феноменологическая социология А. Шутца. Концепция постиндустриального общества Д.Белла, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Неомарксизм, неопозитивизм, неоструктурализм, постмодернизм в социологии. 1.3. История отечественной социологииОсобенности формирования и развития социологии в России. Основные этапы развития. Классический период русской социологии с 60-х гг. 19 в. до 1917. Становление русской социальной мысли: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, П.Я. Чаадаев, В.Н. Татищев, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Западники и славянофилы. Основные социологические направления и традиции: позитивизм в отечественной социологии (М.М. Ковалевский и др.), психологическое направление (Е.В. Де Роберти, Л.И. Петражицкий ), субъективизм в русской социологии (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский и др.), теоретики анархизма (Л.И. Мечников, М.А. Бакунин, П. А. Кропоткин), марксистское направление в русской социологии, социал-органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), эмпирическая социология (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев), немарксистская социология (Н.В. Булгаков и др.). Состояние социологической мысли в СССР: предпосылки и последствия. Возрождение социологии периода хрущевской оттепели. Современный этап развития отечественной социологии: основные процессы и направления социологических исследований. 1.4. Общество как социальная системаОбщая теория систем. Определение и разновидности систем. Общество как социальная система. Системообразующие признаки общества. Политическая, экономическая, социальная, культурная системы как подсистемы социальной социетальной системы. Функции и особенности подсистем общества. Социальные связи и социальные отношения. Социальная структура общества: основы структурирования и элементы. Социальные группы и социальные общности. Раздел 2Уровень средних социологических теорий 2.1. Социальная стратификация Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Исторические типы социальной стратификации: рабовладельческий строй, кастовая стратификация, феодальный строй, классовая стратификация. Возможности социальной мобильности и понятие закрытого общества. Усложнение структуры и маргинализация населения как процессы социальной стратификации современного российского общества. Подходы к определению понятия маргиналов. Разделение на социальные слои в стратификации современного российского общества. 2.2. Социальные институтыСущность и основные черты социальных институтов. Структура социального института: цель и задачи института, система норм и санкций, система статусов и ролей, подинституты. Функции социальных институтов: типология и сравнение. Понятие дисфункции социального института. Классификация социальных институтов. Дифференциация и специализация социальных институтов в современном российском обществе. Понятие институционализации. Социальная организация и социальное движение: понятия и отличительные черты. 2.3. Социология культуры Генезис понятия культура. Функции культуры. Типологии культуры (по субъекту, по содержанию, по характеру, по видам и т.д.). Уровни социологического анализа культуры: фундаментальный уровень, национально – локальный, уровень доминирующей культуры и субкультур. Субкультура и контркультура. Феномен массовой культуры. Теории развития культуры: эволюционная, диалектическая, антиэволюционная. Культура как ценностно-нормативная система: обычаи, нравственные нормы, институциональные нормы, законы. 2.4. Этническая социология Предмет этнической социологии. Подходы к определению понятия этнос, нация и национальность. Этнические процессы в странах дальнего и ближнего зарубежья. Ассимиляция. Национальный конфликт в Российской Федерации. Социологические проблемы мигрантов. Содержание понятий: патриотизм, этноцентризм, национализм, шовинизм, расизм. 2.5. Политическая социология Предмет политической социологии и политологии. Политический институт общества: структура и функции. Понятие государства и политики в трудах античных философов. Развитие политической мысли: античные мыслители; теоретики естественного права и общественного договора; М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, К. Маркс, К.Маннгейм; современные политологи. Общие и отличительные признаки общества и государства. Государство как элемент политической системы. Формы государственного правления. Формы государственного устройства. Политические режимы. Партийные системы. Теории власти и теории политической элиты. Легитимность власти. Политическая социализация: сущность и этапы. Формы и методы взаимодействия населения и государства. 2.6. Социология общественного мнения Общественное мнение и массовое сознание. Понятие и признаки массы. Отличия массы и общественности. Общественность как носитель общественного мнения. Субъекты и функции общественного мнения современной России. Идеология, манипуляция общественным мнением и пропаганда. Измерение общественного мнения. 2. 5. Социология конфликта Социальный конфликт: понятия и теории (К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Ч. Боулдинг, Р. Дарендорф). Социальное противоречие и социальный конфликт. Механизм и методы разрешения социального конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Основания для классификации социальных конфликтов. Особенности социальных конфликтов современной России: предпосылки, виды, субъекты и объекты. 2.6. Социология досуга Досуг в структуре свободного времени. Понятие досуга. Особенности социологического подхода к анализу досуга. Разновидности досуга. Закрытый и открытый досуг. Типология современной российской молодежи по проведению досуга. Раздел 3 Микроуровень социологии 3.1. Личность и общество Подходы к анализу личности. Структура и типологии личности. Социальный статус и роль. Ролевой конфликт. Социализация личности: понятие, подходы к периодизации. Девиантное поведение: теории, понятия и виды. Делинквентное поведение. Социальная норма и санкция – элементы социального контроля. Механизмы социального контроля. 3.2 Социология молодежи Молодежь как специфическая социальная группа. Социальные, психологические и возрастные характеристики молодежи. Современная российская молодежь (структура, потребности, проблемы). Молодежная субкультура и контркультура. Особенности молодежного досуга. 3.3. Социология семьи Предмет социологии семьи. Подходы к трактовке семьи: европейский, американский, макросоциологический, микросоциологический, как к малой социальной группе и как к социальному институту. Жизненный цикл семьи. Подходы к структурированию семьи. Специфические и неспецифические функции семьи. Традиционная типология семьи и брака и альтернативные формы семьи и брака. Динамика и проблемы развития современной семьи. Теория кризиса социального института семьи и семейного образа жизни. Альтернативные формы брака. Изменение мотивов вступления в брак и семейных ценностных ориентаций в современности. Раздел 4 Эмпирическая социология 4.1. Методология социологического исследования. Методология социологического исследования. Разработка программы социологического исследования. Этапы и элементы методологического и методико-процедурного разделов программы. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Анализ данных: понятие, виды, этапы. Отчет об исследовании. 4.2. Методы социологических исследований Виды социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое. Типология и особенности методов социологического исследования. Виды опроса: анкетирование, интервьюирование и др. Виды наблюдения: прямое, опосредованное. Виды анализа документов: качественный, количественный. Применение общенаучных и специальных методов социологии в исследованиях. Качественная, количественная и интегральная социологические традиции (стратегии). Особенности инструментария и обработки данных в зависимости от исследовательской традиции. Проведение комплексных социологических исследований. Задания для самостоятельной работы студентов Задание № 1 для самостоятельной работы студентовРаздел 1. Макроуровень социологии.Темы: «Методология социологического исследования» и «Методы социологических исследований»Цель задания: помочь студентам применить знания, полученные на лекции, в работе с периодическими изданиями. Студент должен произвести поиск, обзор и отбор необходимого материала, а затем проанализировать его. Задание: Обзор статей из журналов «Социологические исследования» за последний год. Выбор статьи для качественного анализа по плану:
Подробное описание содержания плана дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статью. На семинаре происходит защита статьи и обсуждение группой, задаются вопросы. Итог: Студенты получает наглядное представление о том, какие социологические стратегии и методы используют социологи для исследования конкретных социальных явлений и процессов. Задание № 2 для самостоятельной работы студентов Раздел 2. Уровень средних теорий социологии.Тема: Социология конфликта Цель задания: Сформировать у студента мнение о распространенности и предпосылках социальных конфликтов в России, показать возможные пути их разрешения. Задание: Провести количественный анализ документов на тему «Особенности социальных конфликтов современной России». Выбрать по одной статье, с описанием разных видов конфликта, из журналов «Социологические исследования» и «Социально – гуманитарные знания» последних 2 - лет. Провести анализ по предлагаемому плану:
- по субъекту - по предмету - по степени напряженности - по сфере общества - по форме проявления
Подробное описание содержания типологий конфликта дается на лекции. Студент самостоятельно письменно анализирует статьи. На семинаре происходит выступление по описанному плану и последующее обсуждение выступления в группе. Итог: У студентов формируется собственное мнение о состоянии социальной ситуации в стране, степени ее напряженности, наиболее распространенных причинах и типах социальных конфликтов. Студенты самостоятельно выбирают интересующие их темы, формируют свою социальную позицию по ним. Кроме того, они стремятся найти разрешение социальных конфликтов, затрагивающих их самих. Задание № 3 для самостоятельной работы студентов Раздел 3. Микроуровень социологии Тема: Социология личности Цель задания: Познать многообразие подходов к определению личности, чтобы понять ее сущность. Помочь студенту находить ключевые слова в определении понятия и существенные свойства объекта. Задание: Самостоятельное составление таблицы на тему «Подходы к определению личности в отечественных и западных гуманитарных науках: социологии, психологии, философии». Обсуждение и сравнение таблиц студентов на семинаре.
Итог: Студент охватывает многообразие различных подходов к определению личности, находит специфику предметной области каждой науки. Задание № 4 для самостоятельной работы студентов Цель задания: Сформировать категориальный аппарат студента. Задание: Самостоятельный поиск и отбор определений к основным социологическим понятиям из словарей, учебников, энциклопедий. Овладение содержанием понятий. Основные социологические понятия
На семинаре проводится устный групповой анализ понятий, сравнение, дополнение. На следующем семинаре проводится опрос в форме коллоквиума или контрольная работа по понятиям коллоквиума в течение 20-30 минут. Она имеет несколько вариантов. Каждый студент получает вопросы на письменной контрольной работе и показывает уровень усвоения понятий. После трактовки определения необходимо придумать примеры из «реальной жизни общества». Итог: Студент проявляет творческий подход при поиске, сравнении, дроблении, интеграции понятий и описании их примеров из окружающей социальной действительности. Задание № 5 для самостоятельной работы студентовЗадание: Написание реферата с последующим докладом на семинаре. Реферат должен отвечать следующим требованиям:1.Методологические требования состоят в следующем: студент должен показать владение теорией, дать определения вводимым понятиям, показать понимание социального явления и его роль в российском обществе. 2. Методико-процедурные требования раскрываются через наличие следующих структурных элементов работы:Обложка: включает полное наименование вуза, факультета; название темы реферата; сведения об исполнителе (Ф.И.О. Студента, номер группы); сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание); место и год выполнения реферата. Оглавление. Нумерация страниц в оглавлении, постраничная в работе. Введение: характеризует актуальность и значимость проблемы, обоснование выбора темы, цель и задачи работы. Основная часть: раскрывает содержание темы, должно быть изложено полно, ясно, логично, на основе собственного анализа источников информации. Заключение: делаются основные аргументированные выводы по главам, общий итог работы (достижение цели и задач). Список литературы. Не менее 3-х источников литературы. Объем работы. В печатном исполнении 6 – 10 страниц. Итог: Студент углубляется в ту тему, которая наиболее интересна для него, самостоятельно работает с источниками и высказывает свое мнение на семинаре. Темы рефератов
Вопросы к экзамену по курсу «Общая социология»
Обязательная литература:
Дополнительная литература
Структура учебной программы Введение--------------------------------------------------------------------3 Тематический план курса-----------------------------------------------5 Программа курса----------------------------------------------------------6 Задания для самостоятельной работы студентов-----------------12 Темы рефератов----------------------------------------------------------17 Вопросы к экзамену-----------------------------------------------------19 Обязательная литература-----------------------------------------------21 Дополнительная литература-------------------------------------------22 |
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.... | ||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по подготовке... Методическое пособие для самостоятельной работы для студентов по подготовке к контрольным и курсовым работам и рейтинг программа... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А.... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:... | Учебно-методическое пособие по курсу «Ксенобиохимия» составлено в... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной... Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников... Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы... | ||
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета... | Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | ||
Учебно-методический комплекс по акушерству и гинекологии Пособие... Учебно-методическое пособие подготовили сотрудники кафедры акушерства и гинекологии | Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Этика: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко, Н. В. Мыльникова. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 25 с | ||
Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов | Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология» К программе курса прилагается методическое пособие, содержащее рабочие материалы для самостоятельной работы студентов. Для тестового... | ||
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной... Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с | Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,... |