Скачать 0.6 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности ФТД. 1 Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050401 История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» 050501 Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией «Дизайн интерьера» 050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» 050708 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Социальная педагогика» 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Специальная психология» 050202 Информатика с дополнительной специальностью «Математика» 050303 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью «Французский, норвежский языки» 030601 Журналистика со специализацией «Реклама» 040201 Социология со специализацией «Социология организаций» 080116 Математические методы в экономике 010501 Прикладная математика и информатика 071401 Социально-культурная деятельность Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ факультета ФК и БЖД (протокол № 1 от 01.09.2008 г.) Зав. кафедрой ____________________И.А.Мещерова Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
В.И. Чеканов, главный специалист ГОУ «Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Мурманской области»; А.В. Кравцова, канд. пед. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний (МГПУ)
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии c требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников. Цели: Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная для изучения общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Цель изучения дисциплины – сформировать у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья студентов и в будущем их воспитанников. Задачи курса:
По окончании изучения курса студенты должны знать:
уметь:
Программой предусмотрено изучение дисциплины на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются теоретические и законодательные основы всех направлений дисциплины. На практических занятиях систематизируются и закрепляются теоретические знания, отрабатывается новый, самостоятельно изученный материал путем организации дискуссии, решения ситуационных задач. Внеаудиторная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение отдельных вопросов изучаемого курса дисциплины, подготовку рефератных сообщений, анализ ситуаций и информации, получаемой из повседневной жизнедеятельности во взаимосвязи с учебными вопросами изучаемого материала. Промежуточный контроль знаний осуществляется путем проведения контрольных работ. Итоговый контроль знаний по изученному курсу дисциплины осуществляется путем проведения зачета. Данная учебная программа подготовлена на основе изучения опыта по разработке аналогичных программ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Коми республиканской академии государственной службы и управления (г. Сыктывкар), других ведущих ВУЗов России.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) Вариант 1
1.6.2. Содержание разделов дисциплины 1. Теоретические основы безопасности Исторический аспект безопасности. Изменение мира опасностей. Возникновение техногенных источников опасностей. Становление науки о безопасности жизнедеятельности. Вклад Аристотеля, Гиппократа, Парацельса, Ломоносова в становление БЖ как науки. Основные положения учебной дисциплины БЖ. Понятие об опасности. Классификация опасностей. Концепция приемлемого риска. Управление риском. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Понятие о ЧС, классификация ЧС, элементы ЧС. 2. Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них. Прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий. Заблаговременное предупреждение органов власти и оповещение населения о приближающейся опасности. Классификация ЧС природного характера. Основные стихийные бедствия, их особенности, характер поражений. Профилактические мероприятия и первоочередные действия по защите населения при возникновении опасных явлений природного характера. Классификация ЧС техногенного характера по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Стадийность ЧС. Характеристика основных видов ЧС техногенного характера, их особенности, характер поражений. Превентивные, оперативные и послеликвидационные меры, направленные на защиту населения. Прогнозирование и анализ обстановки. Виды защитных мероприятий. 3. Опасные ситуации в населенном пункте. Город как среда повышенной опасности. ЧС аварийного характера в жилище. Пожар, электрический ток, газ. Меры предосторожности и первая медицинская помощь пострадавшим. Первичные средства пожаротушения и способы их применения. Опасности техносферы. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на городском транспорте. Виды ДТП. Аварии на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Причины их возникновения. Рекомендации по спасению. Правила выживания при катастрофах. Правила поведения пассажиров на разных видах транспорта. 4.Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Классификация ЧС социального характера. Факторы, способствующие росту числа ЧС социального характера. Опасные явления социального характера. Толпа, ее виды. Безопасность в толпе. Паника, возможные масштабы, глубина охвата и деструктивные последствия. Массовые беспорядки. Опасные ситуации криминального характера. Кража. Мошенничество. Рекомендации по их предотвращению. Правила поведения при посягательстве на жизнь и здоровье. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона и средства самозащиты. 5 . Государственная система защиты в ЧС. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ «О создании РСЧС», «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС. Основные задачи РСЧС. Уровни и подсистемы РСЧС. Координирующие органы, органы управления РСЧС. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация по видам, причинам, масштабам и другим признакам. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера». Стадии ЧС. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Психопатологические последствия ЧС. 6. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Планирование мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях. Функции заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности. Законодательная основа организации ГО в образовательных учреждениях. Структура ГО в образовательных учреждениях. Алгоритм действий учителя при возникновении угрозы возникновения землетрясений, наводнений, смерчей, ураганов, лесных пожаров и др. стихийных бедствий. Первоочередные действия учителя при авариях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях. Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреждении по предупреждению и пресечению террористических проявлений. Действия педагогического персонала и учащихся при обнаружении бесхозных вещей и предметов, при получении сообщений о минировании и при эвакуации. Правила поведения лиц, захваченных террористами. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Планы практических занятий |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |