Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации26.05.2015
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности

ФТД. 1

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050401 История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура»

050501 Профессиональное обучение (дизайн) со специализацией «Дизайн интерьера»

050703 Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

050708 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Специальная психология»

050202 Информатика с дополнительной специальностью «Математика»

050303 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью «Французский, норвежский языки»

030601 Журналистика со специализацией «Реклама»

040201 Социология со специализацией «Социология организаций»

080116 Математические методы в экономике

010501 Прикладная математика и информатика

071401 Социально-культурная деятельность
Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ

факультета ФК и БЖД

(протокол № 1 от 01.09.2008 г.)

Зав. кафедрой

____________________И.А.Мещерова
Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Авторы программы: Рябых Л.Н., Гордин К.М., Михейкина И.Н., Рябков И.И., Кобелев В.А.

    2. Рецензенты:

В.И. Чеканов, главный специалист ГОУ «Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Мурманской области»;

А.В. Кравцова, канд. пед. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний (МГПУ)



    1. Пояснительная записка:

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии c требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников.

Цели:

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная для изучения общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Цель изучения дисциплины – сформировать у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья студентов и в будущем их воспитанников.
Задачи курса:

  • Раскрыть теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Дать понятие о культуре безопасности жизнедеятельности.

  • Дать классификацию чрезвычайных ситуаций.

  • Дать понятие о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  • Дать понятие о гражданской обороне и ее задачах, организации защиты населения.

  • Познакомить с современными средствами поражения, коллективными и индивидуальными средствами защиты.

  • Раскрыть структуру организации ГО в образовательных учреждениях.

  • Изучить действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

  • Изучить опасные ситуации природного характера и порядок защиты населения от их последствий.

  • Изучить опасные ситуации техногенного характера и порядок защиты населения от их последствий.

  • Изучить чрезвычайные ситуации социального характера, криминогенную опасность и порядок защиты населения.

  • Оценить зоны повышенной опасности в повседневной жизни, опасности транспорта и научить безопасному поведению.

  • Дать основы пожарной безопасности. Обучить правильным действиям при пожаре, применению средств тушения пожаров.

  • Раскрыть проблемы национальной и международной безопасности РФ, общественную опасность экстремизма и терроризма.

  • Изучить организацию антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении, действия по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.



По окончании изучения курса студенты должны
знать:

  • принципы действий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

  • опасности, возникающие в повседневной жизни;

  • государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных, чрезвычайных ситуаций, терроризма;

  • права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

  • единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её структуру и задачи;

  • характеристики опасностей природного, техногенного и социального происхождения;

  • принципы, правила и требования безопасного поведения и защиты в различных условиях и чрезвычайных ситуациях;

  • средства и методы личной и коллективной защиты.


уметь:

  • применять полученные теоретические знания на практике, в повседневной жизни;

  • применять практические навыки обеспечения безопасности в опасных ситуациях, возникающих в учебном процессе и повседневной жизни;

  • организовать спасательные работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера;

  • грамотно организовывать работу с родителями по вопросам поведения детей в быту;

  • формировать у учащихся психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности учащихся.



Программой предусмотрено изучение дисциплины на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются теоретические и законодательные основы всех направлений дисциплины. На практических занятиях систематизируются и закрепляются теоретические знания, отрабатывается новый, самостоятельно изученный материал путем организации дискуссии, решения ситуационных задач. Внеаудиторная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение отдельных вопросов изучаемого курса дисциплины, подготовку рефератных сообщений, анализ ситуаций и информации, получаемой из повседневной жизнедеятельности во взаимосвязи с учебными вопросами изучаемого материала. Промежуточный контроль знаний осуществляется путем проведения контрольных работ. Итоговый контроль знаний по изученному курсу дисциплины осуществляется путем проведения зачета.

Данная учебная программа подготовлена на основе изучения опыта по разработке аналогичных программ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Коми республиканской академии государственной службы и управления (г. Сыктывкар), других ведущих ВУЗов России.


    1. Извлечение из ГОС ВПО

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.

Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задачи. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы






п/п

Шифр и

наименование специальности

Курс


Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Самраб.

12

071401 Социально-культурная деятельность

3

5

100

16

-

16

-

84

зачет




    1. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Вариант 1


п/п

Наименование раздела темы

Количество часов

вид итогового

контроля


Всего аудит.

ЛК

ПР

Самост. работа

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

3




3

14




2

Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них

3




3

14




3

Опасные ситуации в населенном пункте

3




3

14




4

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

3




3

14




5

Государственная система защиты в ЧС

2




2

14




6

Организация мероприятий

по обеспечению безопасности в

образовательном учреждении

2




2

14







всего

16

-

16

84

зачет


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
1. Теоретические основы безопасности

Исторический аспект безопасности. Изменение мира опасностей. Возникновение техногенных источников опасностей. Становление науки о безопасности жизнедеятельности. Вклад Аристотеля, Гиппократа, Парацельса, Ломоносова в становление БЖ как науки. Основные положения учебной дисциплины БЖ. Понятие об опасности. Классификация опасностей. Концепция приемлемого риска. Управление риском. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Понятие о ЧС, классификация ЧС, элементы ЧС.
2. Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них.

Прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий. Заблаговременное предупреждение органов власти и оповещение населения о приближающейся опасности. Классификация ЧС природного характера. Основные стихийные бедствия, их особенности, характер поражений. Профилактические мероприятия и первоочередные действия по защите населения при возникновении опасных явлений природного характера.

Классификация ЧС техногенного характера по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Стадийность ЧС. Характеристика основных видов ЧС техногенного характера, их особенности, характер поражений. Превентивные, оперативные и послеликвидационные меры, направленные на защиту населения. Прогнозирование и анализ обстановки. Виды защитных мероприятий.
3. Опасные ситуации в населенном пункте.

Город как среда повышенной опасности. ЧС аварийного характера в жилище. Пожар, электрический ток, газ. Меры предосторожности и первая медицинская помощь пострадавшим. Первичные средства пожаротушения и способы их применения. Опасности техносферы. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на городском транспорте. Виды ДТП. Аварии на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Причины их возникновения. Рекомендации по спасению. Правила выживания при катастрофах. Правила поведения пассажиров на разных видах транспорта.
4.Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них.

Классификация ЧС социального характера. Факторы, способствующие росту числа ЧС социального характера. Опасные явления социального характера. Толпа, ее виды. Безопасность в толпе. Паника, возможные масштабы, глубина охвата и деструктивные последствия. Массовые беспорядки. Опасные ситуации криминального характера. Кража. Мошенничество. Рекомендации по их предотвращению. Правила поведения при посягательстве на жизнь и здоровье. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона и средства самозащиты.
5 . Государственная система защиты в ЧС.

Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», постановления Правительства РФ «О создании РСЧС», «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС. Основные задачи РСЧС. Уровни и подсистемы РСЧС. Координирующие органы, органы управления РСЧС. Силы и средства РСЧС. Режимы функционирования РСЧС. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация по видам, причинам, масштабам и другим признакам. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера». Стадии ЧС. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций. Психопатологические последствия ЧС.
6. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении.

Планирование мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях в образовательных уч­реждениях. Функции заместителя руководителя образовательного уч­реждения по обеспечению безопасности. Законодательная основа организации ГО в образовательных уч­реждениях. Структура ГО в образовательных уч­реждениях. Алгоритм действий учителя при возникновении угрозы возникновения землетрясений, наводнений, смерчей, ураганов, лесных пожаров и др. стихийных бедствий. Первоочередные действия учителя при авари­ях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях.

Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений. Действия педагогического персо­нала и учащихся при обнаружении бесхозных вещей и предметов, при получении сообщений о минировании и при эвакуации. Правила поведения лиц, захваченных террористами.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№п/п

Наименование

раздела дисциплины

Тема

Кол-во час.

Форма самост. работы

Форма контроля СР

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Исторические аспекты изучения безопасности человека.

Модель безопасности жизни и деятельности человека.


6

Изучение конспектов, написание рефератов

Защита рефератов

2

Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них


Характеристика оползня. Защита от оползня.

Характеристика цунами. Предвестники, защита от цунами.

Извержение вулкана. Защита населения.

Космические опасности.

Вероятные опасности природного характера в Мурманской области.

Прогноз природных опасностей на территории России в 21-м веке.

Охрана окружающей среды от негативных факторов техносферы.

Классификация, виды, поражающие факторы и предупреждение взрывов.

Психологическая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Возможные ЧС техногенного характера в Мурманской области.

Чернобыльская катастрофа и ее последствия.

Системы безопасности атомных электростанций.

Радиационная обстановка в Мурманской области – мифы и реальность.

Рекомендации по спасению оказавшихся в завале после взрыва.

8

Изучение литературы, написание рефератов.

Защита рефератов

3

Опасные ситуации в населенном пункте

Аварии на водном транспорте.

Действия терпящих кораблекрушение.

Характеристика средств спасения на воде.

Предупреждение отравлений.

Безопасное пользование компьютером.

Предупреждение несчастных случаев в местах отдыха.

Меры безопасности на водоёмах и на льду.

8

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

4

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Правовые аспекты и правила самообороны.

Средства самозащиты и их использование.

Информационный терроризм.

Биотерроризм.

Ядерный терроризм.

Терроризм и религиозный экстремизм.

8

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

5

Государственная система защиты в ЧС

Международно-правовая регламентация деятельности граж­данской обороны.

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149 .

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения в военное время и в чрезвычайных ситуациях.

Порядок обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Порядок подготовки убежищ и приема населения в убежища.

Высокоточное оружие.

Принципиально новые виды оружия (сверхвысокочастотное, лазерное, ультразвуковое, биотехнологическое).

4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

6

Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении

Назначение, состав и порядок работы штаба гражданской обороны образовательного уч­реждения.

Учебно-тренировочные формирования образовательного уч­реждения.

Работа дежурной диспетчерской службы образовательного учреждения.

Действия педагогического персо­нала по предотвращению паники при взрыве здания.

8

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов




    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Планы практических занятий

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск