ВВЕДЕНИЕ
Учебно - методическое пособие, дисциплина: история Рекомендуется для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время. Учебное пособие содержит название темы занятия, план изучаемых вопросов, задания для самоконтроля знаний, примерные темы рефератов и докладов, проблемные задания для дискуссионного обсуждения на аудиторных занятиях. Каждый вид задания является контрольно – оценочным средством работы студента. Изучение темы занятия завершается контрольной работой.
РАЗДЕЛ 1.
«РАЗВИТИЕ СССР И ЕГО МЕСТО В МИРЕ В 60 Х – 80-Х ГГ. ХХ В.» Тема 1.1.Основные тенденции развития СССР в 60-х -80-х гг. План:
Внутренняя политика государства в СССР. Особенности социально-экономической политики, национальной, идеологии.
Культурное развитие народов СССР.
Внешняя политика СССР. Отношение с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Вопросы для самоконтроля знаний:
Каковы достижения советской экономики в 60-х – 70-х гг.?
В чем проблемы директивной (плановой) экономики?
Какой период получил название «годы застоя»?
Каковы достижения и проблемы в социальной сфере этого периода?
Какой политический режим существовал в СССР?
Как политика и идеология КПСС влияли на культуру общества?
Кого в СССР называли инакомыслящие? Как складывается их судьба, творчество?
С какой целью проводилась перестройка общества?
Какие реформы в годы перестройки проводит администрация М.С.Горбачева? Раскройте их содержание.
Как политика демократии и гласности оказала влияние на сферу культуры?
Как назывался внешнеполитический курс М.С.Горбачева?
В чем сущность политики «холодной войны»? Перечислите этапы «холодной войны». Каковы главные причины «холодной войны»?
С какой целью создается НАТО?
В чем причины Карибского кризиса?
С какой целью создается Организация Варшавского Договора?
Какова сущность «Доктрины Брежнева» во внешней политике?
Как изменились приоритеты внешней политике горбачевской администрации?
Какова была позиция СССР и Запада в «германском вопросе»?
В чем проявлялись противоречия между СССР и Западом по проблемам отношений со странами «третьего мира»?
Как развивались отношения между СССР и Японией после второй мировой войны?
Практические задания:
Используя средства Интернета, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности в 70-х 80-х гг. Прокомментируйте их содержание.
Подготовьте наглядный и текстовый материал, раскрывающий творчество художников
Проанализируйте исторические карты, раскрывающие направления внешней политики СССР в 80-х гг.
Проанализируйте документы: «Доктрина Брежнева» во внешней политике и программа нового политического мышления М.С.Горбачева.
Словарная работа
Объясните термины и понятия:
Годы «застоя» тоталитаризм
Перестройка Карибский кризис
«холодная война» демократия
НАТО гласность
Организация Варшавского Договора свобода слова
СЭВ страны «третьего мира»
Проблемные задания для дискуссионного обсуждения: 1.Обосновано ли с вашей точки зрения утверждение о формировании в СССР «новой общности советского народа» носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
Примерные темы рефератов и докладов:
Карибский кризис
Внешняя политика СССР после Второй мировой войны.
Кризис социалистической системы 80-х гг.
Контрольная работа:
Основные тенденции развития СССР в 60-х – 80-х гг.
Экономика, социальная сфера, идеология, политика, культура, внешняя политика.
ТЕМА 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. План:
1.Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
2.Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР.
3.Распад СССР и образование СНГ. РФ как правопреемница СССР. Вопросы и задания для самоконтроля знаний
Каким было положение в странах Восточной Европы после окончания 2 мировой войны?
Какую роль в создании тоталитарных режимов в странах Восточной и Центральной Европы сыграл СССР?
Как идет создание тоталитарных режимов в странах Восточной Европы 1944 – 1948 гг.?
Какие мероприятия вели к установлению советской модели общественно-политического развития?
Как сталинская модель социализма ускорила кризис коммунистических режимов в странах Восточной Европы?
Охарактеризуйте политические кризисы в социалистических странах Восточной Европы. Для ответа используйте документы, см. учебник «Всеобщая история» стр. 235-236
От каких врагов защищали чехословацкий народ?
Почему руководство СССР, Болгарии, Венгрии ссылаются на Варшавский Договор?
Почему новый советский курс на демократию воспринят в странах Восточной Европы негативно?
Какими методами происходит создание новой общественной системы в странах Восточной и Центральной Европы?
Каковы были общие черты демократических преобразований?
После распада Восточного блока были разорваны и политические, и экономические связи, действующие в рамках СЭВ и Варшавского Договора. Выскажите свою точку зрения (+) и (-) на стороны этого процесса.
Каковы глобальные последствия крушения коммунистических режимов в странах Восточной и Центральной Европы?
.Каковы причины августовского путча 1991 года? Каковы его последствия?
.Почему в конце 80-х гг. происходит обострение национальных отношений в СССР?
Что такое «парад суверенитетов»? Как его восприняли народы в СССР?
Какие события способствуют распаду СССР и образованию СНГ? Дайте оценку этого события.
Словарная работа Объясните термины и понятия:
Варшавский Договор СНГ
СЭВ Балканский кризис
«парад суверенитетов» НАТО
«бархатные революции» ООН
Демократизация общества миротворческая деятельность
Демократические ценности национализация
Практические задания: 1.Работа с историческими картами. Как изменилась территория Российского государства после распада СССР?
2.Какие страны вошли в СНГ? Работа с картами.
3.Работа с документами, закрепляющих распад СССР и образование СНГ
Примерные темы рефератов и докладов:
Биографии политических деятелей 2 половины 80-х гг.
Балканский кризис 1998 – 2000 гг.
Контрольная работа: «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»
РАЗДЕЛ 2. ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В 90-Е ГОДЫ ХХ В. Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. ХХ в. План:
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в1990-х гг.:
Конфликты в Средней Азии
Конфликты на Кавказе (грузино-южноосетинский, грузино-абхазский, нагорно-карабахский)
Конфликты в Приднестровье.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве
РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний:
В чем причины локальных национальных и религиозных конфликтов?
Назовите участников конфликтов.
Каковы последствия конфликтов? Как они повлияли на экономическую и политическую ситуацию в регионе?
Какую позицию занимает Россия в локальных национальных и религиозных конфликтах?
Какую миротворческую деятельность проводит ООН и другие региональные организации (ЕС, ОБСЕ, ЮНЕСКО)?
Какую позицию занимает НАТО на постсоветском пространстве?
Словарная работа:
Объясните термины и понятия:
Постсоветское пространство ООН
Суверенитет НАТО
Независимость ЕС
Практическая работа:
Изучите исторические карты. Найдите районы локальных национальных конфликтов
Изучите документы, раскрывающие причины и характер локальных национальных и религиозных конфликтов в РФ и СНГ.
Проанализируйте программные документы ООН, ЮНЕСКО, Ес в отношении постсоветского пространства.
Составьте в тезисной форме международные доктрины обустройства мира, место и роль России в этих проектах.
Составьте в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада СССР.
Проблемные задания для дискуссионного обсуждения:
Существует ли отличие в понятиях «суверенитет», «независимость», «самостоятельность» по отношению к государственной политике.
Примерные темы рефератов и докладов:
Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветском пространстве.
Миротворческая деятельность ООН.
Роль России в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве.
Контрольная работа: Постсоветское пространство в 90-е годы:
Причины локальных национальных и религиозных конфликтов на постсоветском пространстве, их последствия, результаты урегулирования.
Роль России др. международных организаций в урегулировании локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве.
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве План:
Россия на постсоветском пространстве. Договоры с Украиной, Белоруссией.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе (причины, участники, содержание, результаты вооруженных конфликтов). Чеченские войны. Кризис отношений Грузии и России.
Изменения в территориальном устройстве РФ.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний
Когда и на каких условиях создается СНГ?
Как меняется состав участников СНГ?
Что такое Таможенный союз?
Как складываются отношения России с Украиной? В чем причины спорных вопросов между государствами? Как они были урегулированы?
Какую позицию занимает Украина в отношениях с НАТО и ЕС?
Дайте оценку взаимоотношений России и Белоруссии. Договор России с Белоруссией: направления сотрудничества, перспективы объединения.
Как складывается обстановка на Северном Кавказе в конце 80-х – начало 90-х гг.?
В чем причины 1-й и 2-й чеченских войн?
Назовите участников войн. Какие они ставя цели?
Каковы результаты урегулирования «чеченской проблемы»?
Какая современная ситуация в Чечне?
Каковы негативные последствия нестабильности на Северном Кавказе для региональной и международной безопасности?
Как события на Северном Кавказе влияют на отношения с Европейскими партнерами по ЕС и США?
В чем проявляется кризис отношений Грузии и России? Каковы причины этого кризиса?
Какова « прозападная » позиция Грузии?
Каковы перспективы улучшения взаимоотношений Грузии и России?
Как изменилось территориальное устройство России после распада СССР?
Практическая работа:
Изучите исторические и географические карты Северного Кавказа. Найдите районы межнациональных конфликтов.
Подготовьте биографии политических деятелей обеих сторон конфликтов, их программные документы.
Рассмотрите и проанализируйте тексты договоров России со странами СНГ и вновь образовавшимися государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
Проблемные задания для дискуссионного обсуждения:
Отметить эффективность мер Президента и Правительства по решению проблем межнациональных конфликтов в Чеченской республике за 90-е – 2000-е гг.
Предложите свои модели решения межнациональных конфликтов.
Примерные темы рефератов и докладов:
Россия и Грузия: кризис отношений.
Россия и Белоруссия: направления сотрудничества.
Чеченские войны 90-е – 2000-е гг.
Россия и Украина на постсоветском пространстве.
Грузино – абхазский и грузино –южноосетинский конфликты.
Контрольная работа:
Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е–2000-е гг.
Россия на постсоветском пространстве. Отношения со странами СНГ
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы План:
Расширение Евросоюза.
Глобализация. Формирование мирового рынка труда. Вступление России в ВТО.
Глобальные программы НАТО и политические ориентиры России.
Формирование единого образовательного пространства в Европе. Болонская образовательная система. Участие России в этом процессе.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний:
Как и когда происходит создание ЕС?
Каковы условия вступления в ЕС?
Когда начинается расширение ЕС? Какие страны из Восточного блока вошли в состав ЕС? Является ли Россия членом ЕС?
Перечислите основные направления сотрудничества России и ЕС.
Что положительного дает вступление в ЕС странам Восточного блока? Каковы недостатки этого процесса для вступающих стран и самого ЕС?
Что такое глобализация? Каковы положительные черты и недостатки несет глобализация?
Дать характеристику современного состояния мирового рынка труда. Какое влияние оказывает мировой рынок труда на Россию?
Когда Россия вступила в ВТО? Дать оценку этого процесса?
Каковы глобальные программы НАТО? В чем их главная цель?
В чем сущность программы «Партнерство во имя мира»?
Является ли Россия партнером НАТО? В чем это проявляется?
Возможно ли вступление России в НАТО?
Что такое Болонская образовательная система? Раскройте сущность ее содержания.
Как Россия относится к Болонской образовательной системе?
Словарная работа Объясните термины и понятия:
Глобализация мировой рынок труда
Партнерство во имя мира ЕС
Болонская образовательная система
ВТО
Практическая работа:
Проанализируйте документы ЕС, НАТО, ВТО в сфере глобализации с позиций гражданина России
Изучите образовательные проекты в России с целью внедрения рыночных отношений в систему образования.
Международные организации: ООН, ЕС, НАТО, ВТО, ВОЗ. Каковы цели их создания?
Проблемные задания для дискуссионного обсуждения: Найдите схожие и отличительные стороны построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ – начало ХХ! века.
Примерная тематика рефератов и докладов:
Россия в глобальном мире.
Расширение ЕС
Формирование мирового рынка труда
Глобальные программы НАТО
Взаимоотношения России и НАТО
Болонская образовательная система
Контрольная работа:
Россия и мировые интеграционные процессы
Россия в глобальном мире: ЕС, ВТО.
Россия и НАТО
Тема 2.4 Развитие культуры в России План
Сохранение национальных, религиозных, культурных традиций в России.
«Свобода совести в России».
Проблемы экспансии в России западной системы ценностей. Формирование «массовой культуры».
Идеи «поликультурности». Молодежные экстремистские движения.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний:
Назовите традиционные национальные и культурные ценности в России.
Как в многоконфессиональной России сохраняются религиозные ценности?
Что такое «свобода совести» в России?
Как складываются взаимоотношения государства, церкви и образования?
В чем проблемы экспансии западных ценностей в Россию в 90-е годы?
Что такое «массовая культура»? Каковы исторические условия ее становления?
В чем проявляются социальные функции «массовой культуры»?
Что такое экстремизм? В чем опасность экстремизма для общества?
Назовите молодежные экстремистские организации в России и в Европе.
В чем проявляется поликультурность общества? Какую позицию занять современному человеку в этих условиях?
Практическая работа:
Изучите наглядный и текстовый материал, отражающий традиции национальных культур народов России. Как происходит влияние на них идей «массовой культуры»?
Проанализируйте и сопоставьте документы, отражающие формирование «общеевропейской культуры».
Проблемные задания для дискуссионного обсуждения:
Согласны ли вы с утверждением, что культура общества – это и есть его идеология? Обоснуйте свою позицию.
Современная молодежь и культурные традиции – это конфликт «отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры»?
Какое место занимают традиционные религии, многовековые культуры народов России в условиях «массовой культуры» и глобализации?
Примерные темы рефератов и докладов:
Исторические условия возникновения»массовой культуры»
«Свобода совести» в России.
Сохранение традиционных нравственных ценностей, свобод человека – основа развития культуры в России.
Молодежные экстремистские движения.
Контрольная работа: Человек как носитель культуры своего народа (отразить свои культурные взгляды и ценности).
Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире План:
Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.
Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.
Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний:
Назовите основные проблемы развития России на современном этапе.
Каковы перспективные направления развития РФ?
Какие основные тенденции, действующие в современном мире, необходимо учитывать России при определении ее места и роли в мировой политике?
Каковы глобальные вызовы и их последствия для России?
Дать оценку современного состояния «войны» и «мира». Готова ли Россия обеспечить ответ на угрозы в сфере безопасности?
Дать оценку развития российской экономики в 21 веке.
В каком состоянии находится российская система образования?
Какие новые социальные требования предъявляются к российскому образованию?
Что такое инновационная деятельность?
Какие важнейшие научные открытия и технические достижения в современной России? Перечислите инновационные технологии и их применение в экономике.
Практическая работа:
Проанализировать современные общегосударственные документы в области политики, экономики, социальной сфере и культуре. На основании этих документов обосновать перспективные направления и проблемы в развитии РФ.
Проведите анализ важнейших научных открытий и технических достижений в современной России с позиций их инновационного характера и возможностью применения их в экономике.
Примерные темы рефератов и докладов:
Пути и средства формирования духовных ценностей в современной России
Место России в мире, ее перспективы и вызовы будущего.
Нанотехнологии в России.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
Внутренняя политика государства в СССР в 60-е –80-е гг. Особенности социально-экономической политики и национальной. Идеология и культура.
Внешняя политика СССР после 2 мировой войны. Сущность «холодной войны». Карибский кризис.
Доктрина Брежнева во внешней политике. Политика «нового политического мышления» М.С. Горбачева.
Отношение СССР с социалистическими странами Восточной и Центральной Европы. Организация Варшавского Договора. СЭВ.
Отношение СССР с США, Евросоюзом, странами «третьего мира».
Политические события в Восточной Европе с конца 40-х – 80-е гг. Дезинтеграционные процессы. Переход к демократии.
Распад СССР и образование СНГ.
Локальные национальные и религиозные конфликты на постсоветском пространстве в 90-е – 2000-е гг.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Россия на постсоветском пространстве. Отношения с Белоруссией, Украиной, Казахстаном. Создание Таможенного союза.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Чеченские войны. Причины конфликтов, участники, содержание, результаты.
Расширение Евросоюза. Формирование мирового рынка. Глобализация.
Глобальные программы НАТО.
Болонская образовательная система.
Развитие культуры в России в 90-е – 2000-е гг. «Массовая культура». Экспансия западных ценностей.
Традиционные национальные и культурные ценности в России. «Свобода совести» в России. Молодежные экстремистские движения.
Инновационная деятельность в экономике и науке.
Рекомендуемая литература: А.Левандовский «История России» ХХ век. М. 2009
А.Улунян «Всеобщая история» М. 2009
Интернет-ресурсы http:// school – collection. edu. ru.
|