Скачать 132.51 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Декан ПФ ___________ Г.Ю. Титова «___» __________ 2010 г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.01 — Театральная педагогика г. Томск – 2010 1. Цели и задачи дисциплины Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета в педагогических вузах. Основная цель курса «Театральная педагогика» - формирование теоретических знаний о применении актерского мастерства в образовательном процессе и организации театральной деятельности младших школьников, а также соответствующих практических умений студентов, необходимых для реализации урочных и внеурочных форм обучения детей младших классов. Задачи курса:
2.Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПо окончании курса студенты должны знать: - историю развития театральной педагогики; - приемы театральной педагогики, применяемые при обучении младших школьников; - образовательные, воспитательные, развивающие задачи применения приемов театрализации в начальной школе; - специфику организационных форм обучения с включением приемов театрализации; Студенты должны уметь: -применять в своей педагогической деятельности приемы актерского мастерства, вербальные и невербальные средства выразительности речи; - использовать приёмов, средств организации театрализованной деятельности учащихся в рамках изучения различных учебных дисциплин и во внеурочной деятельности; - организовывать творческую самостоятельную работу учащихся; 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды заданий
4.2.Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в курс «Театральной педагогики». 1. Театральная педагогика: цель, задачи, предмет. Понятие «театральная педагогика». Предмет «Театральной педагогики», её цель, задачи. Связь дисциплины с другими науками. Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности. 2. История развития учебного предмета «Театральная педагогика» в вузе. Зарождение идей применения методов театральной педагогики за рубежом и в России. Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. о значении актерского мастерства педагога и театральной деятельности младших школьников. Развитие методики применения приемов театрализованной педагогики в обучении детей. 3. Место театральной педагогики в общей подготовке будущего учителя начальных классов. Значение и составляющие педагогического мастерства. Импровизация. Эмпатия. Актерское мастерство как составная часть педагогического мастерства. Диагностика актерских способностей педагога. Снятие психологических зажимов. Раздел II. Основы актерского и режиссерского мастерства будущего педагога. 1. Представление об актерском и режиссерском мастерстве в деятельности педагога. Понятия «актерское мастерство», «артистизм». Сущность педагогического артистизма, его структура. Внутренний и внешний артистизм. Общая характеристика компонентов педагогического артистизма: культура педагога, эмоциональность, разнообразие способов реализации средств общения (вербальных и невербальных), способность импровизировать и др. Составляющие актерского мастерства. Место актерского мастерства в педагогической деятельности. Средства актерского мастерства. Режиссерское мастерство педагога. Условия развития педагогического артистизма. 2. Выразительность речи. Педагогическое общение. Функции педагогического общения. Речевое искусство педагога. Особенности культуры речи учителя. Значение выразительности речи педагога для его деятельности. Недостатки речи. Факторы, влияющие на эффективность речевого воздействия. Признаки, характеризующие хорошую речь: правильность, точность, ясность, богатство, живость и благозвучие и др. Средства выразительности речи: темп, громкость, интонация. Образность речи. Приемы работы над выразительностью речи. Приемы привлечения и удержания внимания слушателей. 3. Невербальные средства. Невербальные средства и их место в актерском мастерстве и в деятельности педагога. Жесты, позы, мимика, как способы выразительной передачи информации. Проксемика. Приемы работы над выразительностью невербальных средств. Раздел III. Организация театральной деятельности младших школьников. 1. Развивающее значение организации театральной деятельности детей. Условия организации театральной деятельности детей. Значение театральной деятельности детей для умственного, нравственного, эстетического, трудового развития младших школьников. 2. Театральная деятельность на уроках и методика ее организации. Место театральной деятельности учащихся на уроках окружающего мира, литературного чтения и других. Методика организации театральной деятельности детей: этапы подготовки театрализации, требования к ее реализации. 3. Внеурочная театральная деятельность детей. Формы внеурочной деятельности учащихся. Организация внеурочной театральной деятельности. Театральный кружок в начальной школе. 5.Лабораторный практикум Не предусмотрен.6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1.Рекомендуемая литература
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочие программы дисциплины, разработанные на кафедре ПиМНО. Дидактические материалы. Учебники по «Риторике», «Литературному чтению». 7.Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудиторный фонд ТГПУ. Компьютерные классы 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения разных типов уроков с включением театрализаций, деловых игр, работы по группам – решение методических задач, представление методических разработок, связанных с применением актерского мастерства в педагогической деятельности, различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование психолого-педагогической и методической научной литературы, ведение терминологического словаря, составление методической папки с приемами работы над выразительностью речи, по совершенствованию актерского мастерства, разработками разных типов уроков и внеклассных мероприятий с включением театральной деятельности, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов, курсовых работ. Не предусмотрена. Примерный перечень вопросов к зачету
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования. Программу составила: К.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Н.А. Семенова Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования Протокол № ______ от «___» __________ 2010г. Зав. кафедрой педагогики и методики начального образования С.И. Поздеева Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ Председатель методической комиссии педагогического факультета Т.Н. Яркина Согласовано: Декан педагогического факультета Г.Ю. Титова |
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:... Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных... | Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | Пояснительная записка Программа курса «Театральная педагогика и организация... Программа утверждена на заседании кафедры режиссуры и актерского мастерства 10. 2007г., протокол №2 | ||
Программа дисциплины дисциплина опд. Ф 2 Педагогика: Социальная педагогика Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 040000 «Социальные науки»... | Материалы из опыта работы «Театральная педагогика как средство социальной... Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.... | ||
Театральная студия № двенадцать Театральная Студия № Двенадцать это творческое сообщество обучающихся и выпускников разных вузов Санкт-Петербурга, деятельность которых... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Структура рабочей программы дисциплины (модуля). Наименование дисциплины... Цель дисциплины – формирование общепрофессиональной компетентности путем развития теоретического мышления будущих бакалавров, ведущего... | Программа дисциплины дпп. 12 Дошкольная педагогика (общая и специальная)... Общая и специальная предоставляет студентам возможность рассмотреть современную систему дошкольного воспитания. Цель преподавания... |