Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность»





Скачать 128.26 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность»
Дата публикации14.08.2015
Размер128.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан ПФ

___________ Г.Ю. Титова

«___» __________ 2009 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.03 – Педагогика начального образования:

Введение в педагогическую деятельность

г. Томск – 2009

1.Цели и задачи дисциплины
Курс «Введение в педагогическую деятельность» играет ведущую роль в развитии представлений о профессии учителя, знакомит с профессиограммой учителя, с мыслями ведущих педагогов прошлого и настоящего об учителе, раскрывает требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

Цель - организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных знаний и умений учителя начальной школы.

Задачи:

- раскрыть значение педагогики начального образования как науки о воспитании, образовании и развитии младших школьников;

- показать личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий;

- раскрыть роль учителя в современном обществе, познакомить с профессиограммой учителя.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты должны:

- усвоить требования государственного образовательного процесса к личности и профессиональной компетенции педагога;

- усвоить основные требования к личности учителя, которые предъявляли замечательные педагоги: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский и др.;

- знать основные понятия «педагогическое мастерство», «педагогический такт», «педагогическое общение», «педагогическая этика»;

- знать систему педагогического образования, роль самообразования в профессиональном становлении;

- иметь представление о личности младшего школьника как объекта и субъекта педагогических воздействий.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Общая трудоемкость дисциплины

45

45

Аудиторные занятия

30

30

Лекции

20

20

Практические занятия

10

10

Семинары

-

-

Лабораторные работы

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

15

15

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля

+

зачет


4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практич. занятия

Самост. работа

1

История факультета и педагогического университета. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии — учитель. Спектр педагогических специальностей.

4

2

2

2

Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Основные требования к профессиограмме. Знакомство с профессиограммой, разработанной В.А. Сластениным.

2

2

2

3

Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский).

3

-

2

4

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Общая и профессиональная культура педагога. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы

4

2

2

5

Пути овладения профессией. Учебные заведения. Роль самообразования в работе учителя. Н.К. Крупская о самообразовании.

2

-

2

6

Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников. родителей.

2

2

2

7

Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Методы педагогических исследований. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе.

3

2

3




ИТОГО

20

10

15


4.2.Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. История факультета и педагогического университета. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии — учитель. Спектр педагогических специальностей.

Педагогическая деятельность. Происхождение педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность. Понятие профессия и специальность. Историческая необходимость профессии учитель. Спектр педагогических специальностей.

Раздел 2. Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Основные требования к профессиограмме. Знакомство с профессиограммой, разработанной В.А. Сластениным.

Профессиограмма учителя как модель современного учителя. Профессиограмма В.А. Сластенина: 1) свойства и характеристики, определяющие профессионально-педагогическую и познаваазтельную направленность учителя; 2) требования к его психолого-педагогической подготовке; 3) специальной подготовки; 4) методической подготовки.

Раздел 3. Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский).

Требования к личности учителя (А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский). Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский вводят понятия педагогический такт, педагогическое мастерство, учительский коллектив, умение обобщать свой педагогический опыт, перевоплощаться, быть другом ребенку, воспринимать его таким, какой он есть.

Раздел 4. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Общая и профессиональная культура педагога.

Педагогическое мастерство, авторитет учителя, профессиональная культура учителя. Н.К. Крупская о самообразовании учителя. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Общая профессиональная культура педагога. Пути овладения профессией. Профессиональная компетентность, т.е. знание своего предмета и межпредметных связей. Постоянное пополнение своих знаний. Мастерство учителя зависит от его отношения к своей работе, желания учиться у своих коллег. Культура учителя тесно связана с его хобби, педагогическим тактом, самовоспитанием и самообразованием.

Раздел 5. Пути овладения профессией. Учебные заведения. Роль самообразования в работе учителя. Н.К. Крупская о самообразовании.

Пути овладения профессией. Учебные заведения. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей. Н.К. Крупская уделяла большое внимание роли самообразования.

Раздел 6. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Законодательство РФ о народном образовании, о правах учителя, учеников, родителей.

Требование государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Раскрытие требований государственного образовательного стандарта к личности учителя и его профессиональной компетентности. Знакомство с Конвенцией ООН о правах ребенка. Подготовка к педагогической профессии начинается еще со школы. Большая роль довузовской подготовки. Роль педагогических классов. В систему входят педагогические училища, колледжи, институты, университеты, курсы, институты учителя. Обучение очное и заочное.

Раздел 7. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий. Методы педагогических исследований. «Учитель в моей жизни» - сочинения студентов об учителе.

Экскурсия в музей Университета, библиотеку. Посещение музея Истории народного образования Томской области. Посещение музея школы № 2. Диспут «Учитель в моей жизни». Рефлексивное сочинение «Учитель в моей жизни».
5.Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература

а) основная литература:

      1. Батурина, Г. И. Введение в педагогическую профессию / Г. И. Батурина. - М., 2004. - 170 с.

      2. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие / О. А. Лапина, Н. Н. Пядушкина. - М.: Академия, 2008. - 156 с.

      3. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин. - Разд. 1. - М., 2005. - 566 с.


б) дополнительная литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Бодина, Е. Педагогические ситуации / Е. Бодина, А. М. Щеулова. - М.: Школьная пресса, 2000.

  3. Зязюн, И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. - М., 1989.

  4. Караковский, В. А. Любимые мои ученики / В. А. Караковский. - М., 1987.

  5. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Политиздат, 1988.

  6. Мличек, А. Учитель в моей жизни / А. Мличек, Б. Анин. - М., 1990.

  7. Ротова, А. С. Введение в педагогическую профессию / А. С. Ротоква, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова. - М., 2000.

  8. Сайбединов, А. Г. Путь к не такой школе / А. Г. Сайбединов. - Томск, 2005.

  9. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976.

  10. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М., 1973.

  11. Фрадкин, Ф.А. Введение в педагогическую специальность / Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова. - М., 1996.

  12. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. - М., 1998.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Видеофильмы, архивные материалы. Рабочие программы дисциплины, разработанные преподавателями кафедры ПиМНО.
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные аудитории ТГПУ, библиотечный фонд, компьютерные классы.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1.Методические рекомендации преподавателю
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций, в том числе, из истории развития факультета начальных классов); практических / семинарских занятий (научно-методические, практические, презентационные), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, зачет.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, рефлексивное сочинение, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, работа с архивными материалами, ведение словаря и методической папки. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2.Методические указания для студентов
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы


  1. Происхождение педагогической деятельности.

  2. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

  3. Понятие «профессия» и «специальность».

  4. Классификация профессий.

  5. Профессиограмма педагога.

  6. Профессиональная компетентность педагога.

  7. Педагогическое общение, стили общения.

  8. Педагогический такт.

  9. В.А. Сухомлинский о педагогическом творчестве и мастерстве.

  10. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя.

  11. Система педагогического образования.

  12. История педагогического образования в г. Томске.

  13. Карьера педагога.

  14. Мысли Ш.А. Амонашвили о профессии учителя.

  15. Написать сочинение «Учитель в моей жизни».


Примерная тематика рефератов, курсовых работ
Не предусмотрена.
Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Сущность педагогической деятельности

  2. Происхождение педагогической деятельности

  3. Что является содержанием педагогической деятельности?

  4. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной?

  5. В чем особенность педагогической деятельности родителей?

  6. Какие способности должен развивать в себе педагог?

  7. Понятие «профессия» и «специальность»

  8. Как развивалось педагогическое образование в России?

  9. Что такое профессиограмма?

  10. Каким профессиональным требованиям должен соответствовать учитель?

  11. Что такое компетентность? Педагогическая компетентность?

  12. Сущность педагогического общения.

  13. Стили общения и стили педагогического руководства.

  14. Педагогический такт и педагогическое мастерство.

  15. Этика и эстетика педагогического труда.

  16. Какое значение для педагога имеет самообразование?

  17. Современная система отечественного образования.

  18. Карьера педагога.

  19. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили о труде учителя.

  20. Какого учителя можно считать мастером педагогического труда?



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования.
Программу составили:
К.п.н., доцент кафедры

педагогики и методики

начального образования К.С. Зыкова

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования
Протокол № ______ от «___» __________ 200 __ г.
Зав. кафедрой

педагогики и методики

начального образования С.И. Поздеева

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией педагогического факультета ТГПУ
Председатель методической

комиссии педагогического

факультета Т.Н. Яркина

Согласовано:
Декан педагогического

факультета Г.Ю. Титова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность»
Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б педагогика начального...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconПрограмма дисциплины опд. В. 01 Театральная педагогика г. Томск 2010...
Курс «Театральная педагогика» является дисциплиной по выбору и является важным звеном в подготовке студентов педагогического факультета...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconВведение в социально-педагогическую деятельность
Направление подготовки: 44. 03. 02 Психолого- педагогическое образование (бакалавриат, заочное обучение)
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Объем и содержание учебной дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» в высших учебных заведениях определены Государственным...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Общая и экспериментальная психология, Введение в педагогическую деятельность, Педагогическая психология
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconСергеева Н. К. Волгоград, 1998. Роботова А. С. и др. Введение в педагогическую...
Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность Творчество в педагогической деятельности
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconВопросы к комплексному экзамену слушателей курсов профессиональной переподготовки
Введение в педагогическую деятельность. Профессиональные знания и умения учителя начальных классов
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика»
Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование систематизированных научных знаний по психологии и педагогике,...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconУчебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается...
Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию...
Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Введение в педагогическую деятельность г. Томск 2009 Цели и задачи дисциплины Курс «Введение в педагогическую деятельность» iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 01 Введение в психолого-педпгогическую деятельность
Фгос впо по данному направлению подготовки, которые позволяют решать комплексные задачи психолого-педагогической деятельности в учреждениях...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск