Скачать 213.35 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Проректор (декан факультета) __________________________ «___»______________2008 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.02.1 История языка и введение в спецфилологию Часть I. Введение в спецфилологию 1. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания дисциплины Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов с теоретическими основами курса; развитие и совершенствование навыков в практическом использовании теоретических положений данного курса. Задачи изучения дисциплины:
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Студенты должны ориентироваться в материале данного курса и уметь применять теоретический материал на практике. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература: 1. Дронова, Л.П. Введение в германскую филологию : учебное пособие / Л.П. Дронова. – Томск : Изд-во Томского политехнического университета. - 2008. – 60 с. 2. Хлебникова, И.Б. Введение в германскую филологию и историю английского языка / И.Б. Хлебникова - М. : «ЧеРо», 2001. - 380 с. 6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины
7. Материально - техническое обеспечение дисциплины
8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Курс «Введение в германскую филологию» должен быть направлен на расширение представлений студентов об истории германских языков и германских народов. При изучении курса нужно опираться на знания, полученными студентами в курсе страноведения. Необходимо проводить лекции в интерактивном режиме, включать в лекционные занятия практические задания на теоретические вопросы, рассматриваемые на лекции. Данная дисциплина предполагает анализ и чтение отрывков из письменных памятников на готском языке. 8.2. Методические указания для студентов 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.2.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ 1. Язык древнейших рунических надписей. 2. Эволюция фонологических систем в германских языках. 3. Морфологические особенности германского глагола. 4. История германской письменности. 5. Склонение имени существительного в древнегерманских языках. 6. Общеиндоевропейские черты германских языков. 7. Этимологические параллели лексики древнегерманских языков. 8. Склонение имен прилагательных в древнегерманских языках. 8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету
11. Первое передвижение согласных. 12. Закон Вернера. 13. Древнегерманское склонение имени существительного (слабое и сильное склонение). 14. Второе передвижение согласных. 15. Сильные глаголы в германских языках. 16. Слабые глаголы в германских языках. 17. Склонение имени прилагательного в германских языках. 18. Готский язык. 19. Древнегерманское числительное. 20. Древнегерманское местоимение. Часть II. История английского языка 1. Цели дисциплины Цель курса "История английского языка" состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными этапами развития и изменения английского языка, показать причины и пути образования тех специфических особенностей, которые характерны для его современного состояния. Задачи дисциплины
2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины Студенты должны знать:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Лекционные занятия:
2. Исторические и лингвистические условия формирования изучаемого языка. Проблема периодизации истории английского языка. Критерии периодизации. Основные исторические события древнего периода истории Англии. Возникновение англосаксонских государств. Христианизации Англии в 7 веке. Древнеанглийские диалекты. Роль уэссекского диалекта в 9-11 веках. Формирование письменности древнеанглийского периода.
17. Национальный английский язык. Языковые последствия двуязычия. Лондонский диалект, его смешанный характер. Перерастание лондонского диалекта в национальный язык. Литература 14 века на лондонском диалекте. Дж. Чосер.
Практические занятия Темы 1-3. Индоевропейская семья языков, деление ее на 2 группы. Германские языки. Классификации древнегерманских языков и современных германских языков. Классификация древнегерманских племен. Первые сведения о германцах. Великое переселение народов. Образование на территории Британии германских королевств. Древнеанглийские диалекты. Народы, населявшие Британию до англосаксонского завоевания, влияние их языков на словарный состав древнеанглийского языка. Чтение, перевод и анализ древнеанглийских текстов. Темы 4-5. Закон Гримма. Закон Вернера. Фонетический строй древнеанглийского языка (уэссекский диалект). Изменение и развитие системы фонем древнеанглийского языка. Ударение. Чтение и анализ древнеанглийских текстов. Темы 6-7. Основные черты грамматического строя древнеанглийского языка. Типы склонения существительных и прилагательных. Система сильных и слабых глаголов древнеанглийского языка, специфика их словоформ. Чтение и анализ древнеанглийских текстов. Темы 8-9. Фонетические особенности среднеанглийского языка. Изменения в графической системе. Имя существительное и прилагательное в среднеанглийский период. Изменение глагольной парадигмы. Развитие аналитических форм. Развитие неличных форм глагола. "Сдвиг гласных". Датировка и интерпретация сдвига. Исторические основы английской орфографии. Чтение и анализ текстов 14 века. 5. Лабораторный практикум: не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) Дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения усвоения дисциплины
7. Материально-технические обеспечение дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю Лекции следует проводить в интерактивном режиме. На лекциях рекомендуется отводить некоторое время на обсуждение точек зрения ученых разных эпох и лингвистических школ с целью выработки у студентов мнения о том, что в той или иной научной концепции было правильно, а что нет. При чтении и анализе текстов древнеанглийского и среднеанглийского периодов следует обращать внимание на процессы постепенного развития аналитических черт в грамматической системе английского языка. 8.2. Методические указания для студентов 8.2.1. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
8.2.2. Примерная тематика курсовых работ
8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
8.2.4. Образец экзаменационного билета 1. .The Indo-European Family of Languages. Centum and Satem Groups of Languages. 2. Old English noun. Grammatical categories. Declensions. 3. Read, translate and analyse the following text. 8.2.5. Образец теста 1. What language doesn't belong to the Indo-European family of languages? a. Italian b. Armenian c. Finnish d. Lithuanian 2. What layer of language changes quicker and more easily than the others? a. lexical b. grammatical c. phonetic 3. Grimm’s law was first formulated in a.. 1066 b. 1822 c. 1877 4. Karl Verner explained that Grimm’s law ‘fails” because a.. of different morphological factors; b. of the length of the word; c. the sound quality depends upon the position of the accent in the EU word 5. What Germanic tribes didn’t speak West Germanic languages: a.. Hermiones b. Iscaevones c. Ingaevones d. Hilleviones 6. What tribes settled down on the territory of the British Isles? a. Vindili b. Ingaevones c. Hilleviones d. Iscaevones 7. Point out the English word of the Scandinavian origin. a. ship b. sky c. shower d. shine 8. Which information is not true to fact: a. The Root Consonant Stem Declension was made up of monosyllabic consonant stems: b. In the Root Consonant Stem Declension the case endings were added directly to the final consonant of the root c. The Root Consonant Stem Declension gave most of the modern English nouns with irregular plurals; d. OE nouns of the Root Consonant Stem Declension didn’t have the categories of number and gender. 10. Which pair of words illustrates metathesis? a. Eng. mouth- Germ. Mund b. seohan – sēon c. three – thirty 11. What Roman letter could not be found in the Old English alphabet? a. g b. v c. x d. r 12. The Great Vowel Shift took place a. in the early 19th century b. in the 12th-13th centuries c. in the late 14th – the late 16th centuries 13. The infinitive in Old English was originally of a. nominal character b. verbal character c. pronominal character 14. The Old English verbs beon and wesan are a. weak b. irregular c. strong d. anomalous 15. Rhotacism didn’t take place in a. Gothic b. German c. Norwegian d. English 16. In the Middle English period the letter ‘y’ was used at the end of the word a. from the esthetic point of view b. to weaken the phonetic character of the Old English orthography c. separate the word from the next one 17. What class of the Old English strong verbs comprised old reduplicated verbs? a. the 1st b. the 7th c. the 3d 18. The ending –um of nouns is the Indo-European marker of a. the Dative case plural b. the Dative case singular c. the Genitive case plural 19. Which information is not true to fact: a. Preterite-Present verbs are verbs, originally reduplicated perfects, which have required a present meaning b. The preterite tenses of Preterite-Present verbs are new weak formation, inflected like other weak preterites c. Preterite-Present verbs were grouped into three classes d. Preterite-Present verbs were used like modal verbs 20. By the end of the Middle English period the London dialect had become a. more Anglian than Saxon in character; b. more Saxon than Anglian in character; c. more French than English in character 21. In Norse Mythology the supreme creator god’s name was a. Thor b. Odin c. Balder 22. Unlike nouns practically all adjectives in Old English a. could be declined both strong and weak; b. didn’t express the category of number;
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация, (специальность 022600 - Теория и методика преподавания иностранных языков и культур). Программу составила: канд. филол. наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации __________________ /Л.А. Нагорная/ подпись Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, протокол №1 от «28» августа 2008 г. Зав. кафедрой ___________________ /Л.Г. Ананьева/ подпись Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией факультета иностранных языков ТГПУ Председатель методической комиссии ФИЯ ______________ /О.Н. Игна/ подпись Согласовано: Декан ФИЯ __________________ / И.Е. Высотова / |
Программа дисциплины опд. Ф 1 история языка и введение в спецфилологию Цель преподавания курса “История языка и введение в спецфилологию” – дать знания в области истории формирования германских племён... | Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» «Лингвистика и межкультурная коммуникация» специальностей 031201. 65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»,... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История языка и введение в спецфилологию» | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа общепрофессиональной... Программа дисциплины предназначена для студентов 3 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий | ||
«История английского языка и введение в спецфилологию» Богуславская Елена Львовна, к ф н., доцент кафедры перевода и переводоведения Ургпу | «Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика... Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению 031100 «Лингвистика» и входит... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования:... Цель организовать профессиональное погружение в дисциплину «Педагогика начального образования» и заложить основы формирования профессиональных... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию... Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 2 Теоретическая фонетика цели и... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | Программа дисциплины опд. Ф 1 теоретическая фонетика цели и задачи... Цель преподавания курса «Теоретическая фонетика» дать основные положения теоретической и прикладной, общей и частной фонетики, фонологии... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 02. 4 Теоретическая грамматика цели... Цель преподавания курса «Теоретическая грамматика» дать основополагающие знания грамматического строя немецкого языка, способствовать... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | ||
Программа дисциплины опд. В. 01. Деловые переговоры на иностранном... Целью преподавания данной дисциплины является совершенствование лингвистической и коммуникативной компетенции студентов средствами... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в психолого-педагогическую деятельность» Цели и задачи учебной дисциплины. Программа дисциплины «Введение в психолого-педагогическую деятельность» составлена в соответствии... | ||
Мгпу учебно методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке... | Рабочая учебная программа дисциплины Цели и задачи дисциплины Целью настоящей учебной дисциплины «Введение в специальность и история Финуниверситета» является стимулирование интереса к выбранной профессии, формирования у студентов... |