Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию»





Скачать 125.16 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию»
Дата публикации12.01.2015
Размер125.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Лингвистики и межкультурной коммуникации»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зав. выпускающей кафедрой Декан факультета

лингвистики и межкультурной лингвистики

коммуникации

_____________________________ _________________________

(подпись) (Хомутова Т.Н.) (подпись) (Хомутова Т.Н.)

"_____"_______________ г. "_____"____________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ОПД.Ф.02.1 «История языка и введение в спецфилологию»
для специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания

иностранных языков и культур»

031202.65 «Перевод и переводоведение»

Направление подготовки: 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

очная форма обучения

Факультет: Лингвистики

Кафедра-разработчик: лингвистики и межкультурной коммуникации
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению подготовки 031200 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» специальностей 031201.65 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202.65 «Перевод и переводоведение»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, протокол № от ______года.
Зав. кафедрой разработчика к.филол.н., профессор Хомутова Т.Н._________

(ученое звание, должность (Ф.И О.) (подпись)

Ученый секретарь кафедры к.филол.н., доц. Бабина О.И. ________________

(ученое звание, должность (Ф.И О.) (подпись)

Разработчик программы к.филол.н., доцент Дамман Е.А. _________

(ученое звание, должность (Ф.И О.) (подпись)
Челябинск 2009

Введение
Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.3. настоящего государственного образовательного стандарта.

Выпускник:

  • владеет системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе;

  • понимает связь истории языка и истории народа, владеет понятиями синхронии и диахронии, имеет представления об исторических и лингвистических условиях формирования английского языка;

  • владеет системой представлений о языковой системе как целостном, исторически сложившемся функциональном образовании, социальной природе языка, роли языка в жизни общества;

  • знает основы исторической фонетики (становление и основные тенденции развития фонемной системы языка), исторической грамматики (становление грамматических категорий и основные тенденции развития грамматической системы языка), исторической лексикологии (становление и основные тенденции развития словарного состава), исторической стилистики английского языка;

  • умеет выполнять лингвистический анализ текста древнеанглийского периода, обладает навыками перевода текста древнеанглийского периода на современный английский язык.


Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Изучение данной дисциплины базируется на таких курсах общей и специальной подготовки, как практическая фонетика и грамматика английского языка, введение в языкознание.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины


  • ознакомить студентов с историей развития английского языка как части истории германских языков;

  • рассмотреть фонологические (фонетические), морфологические, синтаксические и лексические особенности германских языков по сравнению с другими группами индоевропейских языков;

  • рассмотреть фонологические, грамматические явления древнеанглийского, среднеанглийского и новоанглийского периодов, их словарный состав и его развитие.


Содержание (и методические рекомендации) разделов и тем дисциплины
1. Связь истории языка и истории народа. Внешняя и внутренняя история языка. Синхрония и диахрония. Проблема языковых изменений. Предмет и задачи курса «История английского и введение в спецфилологию». Сравнительно-историческое и типологическое изучение родственных языков. Законы языкового развития.

2. Исторические и лингвистические условия формирования языка. Классификация древних и современных языков. Место английского языка в общей классификации германских языков. Общеиндоевропейские особенности германских языков.

3. Периодизация истории изучаемого языка. Критерии периодизации. Характеристика основных периодов. Эволюция форм существования изучаемого языка в ходе его исторического развития. Начало истории английского языка. Доанглосаксонская эпоха. Краткие сведения: иберийцы и кельты; римское завоевание; вторжение англов, саксов и ютов. Древние диалекты. Письменные памятники.

4. Историческая фонетика. Становление фонемной системы изучаемого языка. Фонетическая система древнеанглийского языка. Древнеанглийский алфавит. Словесное ударение. Система гласных. Система согласных.

5. Историческая грамматика. Становление грамматических категорий изучаемого языка. Морфологическая система древнеанглийского языка. Имя существительное. Местоимение. Имя прилагательное. Наречие. Числительное. Глагол (сильные, слабые, претерито-презентные, аномальные). Неличные формы глагола. Синтаксическая система древнеанглийского языка. Словосочетание. Простое предложение. Члены предложения. Особенности порядка слов в предложении. Сложное предложение.

6. Историческая лексикология. Становление словарного состава изучаемого языка. Структура древнеанглийского словарного состава. Заимствования. Словообразование. Стилистическая стратификация древнеанглийского словарного состава.

7. Историческая фонетика. Основные тенденции развития фонемной системы. Фонетическая система среднеанглийского языка. Система гласных. Система согласных. Важнейшие изменения в системе орфографии.

8. Историческая грамматика. Основные тенденции развития грамматических категорий изучаемого языка. Морфологическая система среднеанглийского языка. Общая характеристика грамматического строя: переход от синтетизма к аналитизму. Изменения в системах имени существительного, прилагательного, местоимения. Становление артикля. Изменения в системе глагола. Развитие грамматических категорий глагола. Появление новых грамматических категорий. Вербализация неличных форм глагола. Синтаксическая система среднеанглийского языка. Основные тенденции развития синтаксиса английского языка. Словосочетание. Простое предложение. Члены предложения. Порядок слов в предложении Сложное предложение.

9. Историческая лексикология. Основные тенденции развития словарного состава изучаемого языка. Развитие словарного состава среднеанглийского языка. Заимствование. Словообразование.

10. Историческая фонетика. Основные тенденции развития фонемной системы. Фонетический строй новоанглийского языка. Основные изменения в системе гласных и в системе согласных.

11. Историческая грамматика. Основные тенденции развития грамматических категорий изучаемого языка. Морфологический строй новоанглийского языка. Формирование современной системы существительного, прилагательного, местоимения; развитие герундия; изменения в системе глагола. Синтаксический строй новоанглийского языка. Словосочетание. Предложение. Основные изменения: примыкание как основной вид связи между словами в предложении; развитие соединительных слов; развитие системы предикативных словосочетаний.

12. Историческая лексикология. Основные тенденции развития словарного состава изучаемого языка. Историческая стилистика. Словарный состав новоанглийского языка. Заимствование. Словообразование. Распространение английского языка за пределы Англии.

Таблица — Состав и объем семинаров

Номер семинара

Номер раздела или темы

Тема и краткое содержание семинара

Кол-во

часов

1

1

Theoretical aspects of the history of a language. Synchrony, diachrony. Laws of the linguistic development

2

2

2

Linguistic peculiarities of old Germanic languages. Periods of the history of English

2

3

3

The historical survey of Britain. The Roman invasion. The Anglo-Saxon invasion. Old English dialects. Written records

2

4

4

Old English phonetics. Old English alphabet and rules of reading.

Word stress. Old English vowels. The phonetic processes in the old English vocalic system. Old English consonants. The phonetic processes in the old English consonantal system

2

5-8

5

Old English morphology. The noun. The adjective. The pronoun. The verb. Old English syntax. The phrase. The sentence. Parts of the sentence. Word order. The composite sentence

8

9

6

Old English word stock. Borrowings. Word formation

2

10

7

The evolution of the sound system in middle English. The system of vowels. The system of consonants. Changes in the alphabet and spelling

2

11-13

8

Middle English morphology. The evolution of the noun. The adjective. The pronoun. The development of the article system. The development of the verb. Middle English syntax. The phrase. The simple sentence. Parts of the sentence. Word order. The composite sentence

6

14

9

Middle English word stock. Borrowings. Word formation

2

15

10

New English phonetics. Changes in the systems of vowels and consonants

2

16-17

11

New English morphology. The formation of the modern systems of nouns, adjectives, pronouns, verbs. Non-finite forms. New English syntax. The phrase. The simple sentence. Parts of the sentence. Word order. The composite sentence

4

18

12

New English word stock. Borrowings. Word formation. The spread of the English language outside Britain

2

19

13

The Final Test

2


Самостоятельная работа студентов (СРС)
Таблица – Содержание самостоятельной работы студентов

Номера раздела

Наименование и содержание разделов семестровой работы

Кол-во часов на одного студента

1.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений.

4

2.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Подготовка к тесту.

4

3.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Подготовка к тесту.

4

4.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Подготовка к тесту.

8

5.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

14

6.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

4

7.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

4

8.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

12

9.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

6

10.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

4

11.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

8

12.

Самостоятельное изучение вопросов, направленных на участие в обсуждении на последующем семинаре в соответствии с планом (см. таб. 2, 3 данной программы): сообщения по предложенным проблемам, обсуждение, участие в дискуссии, выполнение упражнений. Выполнение практического задания (анализ отрывка текста определенного периода). Подготовка к тесту.

4

13.

Подготовка к итоговому тесту по всему изученному материалу.

6

Итого

82


В 7-8 семестрах студент может выбрать тему курсовой работы из цикла ОПД.Ф.02 Теория и история изучаемых языков.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Программа по истории языка и введению в спецфилологию для студентов факультета лингвистики / Сост. Е. А. Филиппенко; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникации; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004 - 15, [1] с.

  2. Расторгуева, Т. А. История английского языка: Учеб. - М.: Астрель: АСТ, 2001 - 348,[2] с.

  3. Филиппенко, Е. А. История языка и введение в спецфилологию [Текст]: планы семинар. занятий для 3 курса фак. лингвистики / Е. А. Филиппенко, Л. В. Семянникова; Юж.-Урал. гос. ун-т, каф. Лингвистика и межкультур. коммуникация; ЮУрГУ - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2006 - 38, [1] с.


б) дополнительная литература

    1. Аракин, В.Л. История английского языка: Учеб. для пед. вузов / В. Д. Аракин; Под ред. М. Д. Резвецовой – М.: Физматлит , 2001. – 264 с.

    2. Иванова, И. П. Практикум по истории английского языка / И. П. Иванова, Т. М. Беляева, Л. П. Чахоян. - СПб.: Лань , 2000 - 156, [3] с.

    3. Смирницкий, А.И. Лекции по истории английского языка (средний и новый период): учебник / Смирницкий, А.И. – М.: Добросвет, 1998. – 236 с.

    4. Смирницкий, А.И. Хрестоматия по истории английского языка с VI по XVII в. с грамматическими таблицами и историко-этимологическими словарем [Текст]: учеб. пособие для вузов по направлению 031300 и специальности 031001 "Филология", специальностям направления "Лингвистика и межкультур. коммуникация" / А. И. Смирницкий – М.: Академия , 2007. – 303 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию...
Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconПрограмма дисциплины опд. Ф 1 история языка и введение в спецфилологию
Цель преподавания курса “История языка и введение в спецфилологию” – дать знания в области истории формирования германских племён...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «История языка и введение в спецфилологию»

Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа общепрофессиональной...
Программа дисциплины предназначена для студентов 3 курса и представляет собой описание цикла лекций и семинарских занятий
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» icon«Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика...
Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению 031100 «Лингвистика» и входит...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» icon«История английского языка и введение в спецфилологию»
Богуславская Елена Львовна, к ф н., доцент кафедры перевода и переводоведения Ургпу
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconМгпу учебно методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Введение...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес
...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф...
В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconМгпу) учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 4 Введение...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о языке...
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconПрограмма дисциплины «История» Введение в дисциплину «История»
Введение в дисциплину «История». Основные особенности истории российского государства
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 «История языка и введение в спецфилологию» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5
Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск