Скачать 0.62 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВНАИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.04 Введение в филологию Основы науки о языке ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 540300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Профили 540301 Русский язык и литература 540306 Иностранный язык (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры ______________________________ Факультета ФЖиМК (протокол №___от_________200_ г.) Зав.кафедрой ______________________С.А.Виноградова Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины
Рахманкулова Л.К., к.ф.н., доцент кафедры английской филологии МГП Кускова С.В., к.п.н., доцент, декан факультета филологии и журналистики МГИ
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины ОПД. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о яззыке и включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы, темы рефератов и вопросы к экзамену. Курс «Введение в филологию» является начальной теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического кругозора студентов. Это теоретический фундамент, на котором основываются все языковедческие дисциплины, изучаемые на филологических факультетах вузов, а именно: теоретическая фонетика, грамматика, лексикология, история изучаемого языка, сравнительная типология.. Данный курс вырабатывает первичные навыки лингвистического анализа звуковой, лексической и грамматической сторон языка, осмысленного подхода к оценке языковых явлений и фактов. Это определяет важность курса в формировании у студентов базовых лингвистических знаний по основным филологическим дисциплинам, таким как теоретическая фонетика, теоретическая грамматика и лексикология, позволяет установить с ними межпредметные связи. Целью курса является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием лингвистических процессов. В процессе изучения курса «введение в языкознание» студентами решается ряд задач, как практических, так и теоретического плана. К теоретическим задачам относится обеспечение студента знаниями о языке как системе, соотношении языка и речи, языка и мышления, языка и общества, о закономерностях исторического развития языков, происхождении языка, о языке как семиотической системе, основных принципах классификации языков, а также знаниями основных проблем отраслей языкознания, изучающих языковые ярусы: фонологию, лексикологию, морфологию, синтаксис. Изучение курса «Введение в филологию» способствует решению задачи получения студентом более широкого лингвистического кругозора, ознакомления студентов с основными понятиями и терминами, которые используются при изучении филологических дисциплин. Одной из практических задач является сформировать умения осуществлять основные виды лингвистичесакого анализа, а также ввести в круг актуальных лингвистических проблем. В курсе уделяется особое внимание раскрытию сущности языковых явлений с демонстрацией на конкретных примерах из разных языков. Лекционный курс охватывает основные проблемы современного языкознания Материал разделен на следующие основные части: языкознание как наука; знаковая сущность языка; общественная сущность языка; язык как уровневая система; когнитивная лингвистика. После лекций по данной тематике проводятся семинарские занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с указанной в списке основной и дополнительной рекомендуемой литературой, а также выполнению ими самостоятельной работы по написанию рефератов в соответствии с заданной тематикой. В ходе самостоятельной работы студенты имеют возможность получать индивидуальные консультации преподавателя. Подготовку к семинарским занятиям существенно облегчает список обязательной и дополнительной литературы с указанием страниц для чтения и конспектирования. В список основной литературы включены все изданные за последние десятилетия учебники и учебные пособия, содержание которых соответствует программе курса и может составить основу его самостоятельного изучения. Тем самым студенту предоставляется возможность использовать тот учебник, которым он располагает. Знакомство с дополнительной литературой для студента не обязательно: он может воспользоваться ею для углубления знаний по той или иной проблеме, для более глубокого анализа материала при выполнении практических заданий. Проверка знаний осуществляется с помощью контрольных вопросов и практических заданий, которые должны помочь студентам усвоить теорию и способствовать выработке у них навыков анализа конкретного языкового материала на основе теоретических сведений. Текущий контроль знаний преподаватель по своему усмотрению может провести либо в форме устного опроса, либо в форме письменной работы в конце семинарского занятия. Предложенные темы для рефератов служат формой итогового контроля и могут заменить теоретический вопрос на экзамене. Рефераты предназначены для тех студентов, которые проявили особый интерес к изучаемому курсу, хотят расширить свой лингвистический кругозор. Выбор темы реферата свидетельствует о возможностях студента, степени его интереса и серьезности отношения к предмету. Рефераты могут также послужить основой для выступлений на научно-практической конференции студентов в секции по «теории языкознания». Студенты на семинаре изучают и анализируют лингвистическую карту мира, ответ по которой составляет практическую часть экзамена. Экзамены проводятся по утвержденным кафедрой билетам, которые, как правило, содержат теоретический вопрос и практическое задание. Экзаменационные вопросы, предложенные в пособии, могут подвергаться изменению, сокращению или дополнению. Курс рассчитан на 60 аудиторных часа в первом семестре и заканчивается экзаменом 1.4 Извлечение из ГОС ВПО направления, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины.
Лекция 1. Языкознание как наука. Его связь с другими науками. (2ч) Предмет и задачи языкознания. Речь и язык как объект и предмет языкознания. Язык как общественное явление. Лингвистическая карта мира. Научное изучение отдельных языков и общее языкознание. Разделы языкознания. Структурные компоненты системы языка: звуковой состав, номинативные средства, грамматический строй. Аспектное изучение языка: синхронический, диахронический, сравнительно-исторический, типологический, семиотический. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, географии, философии, психологии, логики, литературоведения. Языкознание и история. Место языкознания среди естественных наук: математики, физики, физиологии, кибернетики, теории информации, теории искусственного интеллекта, биологии. Лекция 2. Из истории языкознания. (2ч) Становление и развитие основных лингвистических традиций. Языкознание в Индии. Грамматика Панини (5-4 вв. до н.э.) Возникновение языкознания в Китае. Теории исправления имен, первый иероглифический словарь, Эр Я. Сю Шень (1в. н.э.). Возникновение языкознания в Греции. Платон, Аристотель. Языкознание периода эллинизма. Сравнительно-историческое языкознание. Ф.Бопп, Я.Гримм, К.Раск. Первые генеалогические классификации, А.Шлейхер. Психологическое языкознание. В.Гумбольдт, А.А. Потебня. Ф. де Соссюр. Возникновение структурной лингвистики. Школы структурализма: копенгагенская, пражская, лондонская, американская. Московская и санкт-петербургская школы. Современные школы языкознания. Этно- и психолингвистика. Когнитивная лингвистика. Семантика и прагмалингвистика. Лекция 3. Сущность языка. Его функции. Теории происхождения языка Внешние и внутренние законы развития языка .(2ч) Идеальное и материальное в языке. В.Гумбольдт, Ф.де Соссюр о языке и мышлении. Биологическое, социальное и индивидуальное в языке. Язык, речь, речевая деятельность. Функции языка: коммуникативная, номинативная, когнитивная (мыслеобразующая), аккумулятивная (накопительная), оценочная, экспрессивная, прагматическая, эмоциональная, эмотивная, строевая. Иерархия функций языка: ведущее положение и единство коммуникативной и экспрессивной функций как определяющих природу человеческого языка. Вторичные функции языка: аккумулятивная; функция воздействия (прагматическая), эмоциональная (эмотивная) функция; эстетическая функция. Единство функций - отличие человеческого языка от «языка животных». Невербальные средства коммуникации. Невозможность чисто лингвистического или чисто философского решения проблемы. Использование данных современной антропологии, археологии, этнографии, психологии детской речи, зоопсихологии. Происхождение языка - область научных гипотез. Множественность этих гипотез и попытки их классифицировать: -логосические теории, - биологические гипотезы (звукоподражательная, междометная); - социальные гипотезы (социального договора Л.Нуаре, Г.В.Плеханова; трудовых выкриков), основные положения марксистской теории происхождения языка, сформулированные в работах К.Маркса и Ф.Энгельса. Лекция 4. Язык как знаковая система. Взаимодействие языка с паралингвистическими и искусственными знаковыми системами. Универсальные структурные характеристики языка (2ч.) Понятие о семиотике как науке о знаках. Язык как знаковая система особого рода. Вторичные знаковые системы и искусственные языки. Знак и его типы. Два подхода к трактовке термина «знак» и построению знаковой модели (Г.Фреге, Дж.Пирс, Ф. Де Соссюр). Модель знака по Соссюру. Структура означаемого. План выражения и содержания языкового знака. Основные свойства языкового знака. Принцип произвольности языкового знака. Своеобразие языковых знаков. Природа значения языковых знаков и аспекты их плана содержания. Система и структура языка. Понятие о языковой системе как об упорядоченном множестве элементов языка и о структуре как о сети определенных (иерархических) отношений между этими элементами. Единицы языка и их функции. Понятие уровня (яруса) языка как системы однотипных по функции единиц. Типы отношений между языковыми единицами: иерархические, синтагматические, парадигматические. Лингвистические антиномии (дихотомии). Синхрония/диахрония, статика/динамика, парадигматика/синтагматика, (ассоциации по сходству и по смежности), социальное/индивидуальное, слушающий/говорящий, язык/речь. Роль этих антиномий в развитии языка. Принцип экономии языковых усилий и тенденция к регулярности языковых процессов. Лекция 5. Звуковой строй языка (фонетика и фонология) (4ч) Акустические свойства звуков речи: высота, сила, длительность; тоны и шумы; тембр. Артикуляционные параметры звуков речи. Артикуляционная база языка. Артикуляция как совокупная работа органов речи. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные. Деление гласных по ряду, подъему, участию губ и носовой полости. Долгие и краткие гласные. Дифтонги. Деление согласных по способу артикуляции, активному органу и месту артикуляции (по пассивному органу); аффрикаты. Палатализация и смягченные согласные. Слог как артикуляционно-акустическая единица. Виды слогов. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы. Своеобразие интонации разных языков. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация и др Понятие о фонеме как единице языка. Фонема и звук. Аллофон и гиперфонема. Фонема и ее варианты и вариации. Перцептивная и сигнификативная функции фонем. Фонологическое содержание фонем, их дифференциальные и интегральные признаки. Фонологические оппозиции и система фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Понятия нейтрализации и архифонемы. Лекция 6. Лексикология. Фразеология. Семасиология (4ч) Слово как основная единица языка и проблемы его определения. Лексикология - раздел языкознания, изучающий системную организацию словарного состава языка как совокупности слов и значений слов. Разделы лексикологии: ономасиология, теория номинации, семасиология, этимология. Лексикография и ее задачи. Слово как предмет лексикологии. Аспекты рассмотрения слова: фонетический, морфологический, синтаксический. Обобщающий характер слова. Проблемы определения слова. Семасиология (семантика) - учение об означаемом знака. Означаемое словесного знака в языке. Сущность лексического значения слова. Номинативная функция слова. Понятие семантического треугольника. Пути развития лексического значения слова. Классификация лексического значения слов. Понятие лексико-семантической системы языка. Слово как единица лексико-семантической системы языка. Понятие семы и семный состав значения слова. Парадигматические, синтагматические и иерархические отношения как системообразующий фактор. Многозначность (полисемия) как система значений слова; понятие лексико-семантического варианта слова. Лексико-семантические и тематические группировки слов; семантические поля. Омонимия и типы омонимов. Пути возникновения омонимов. Семантические поля. Гиперо-гипонимические группировки. Синонимия по денотату и сигнификату. Стилистическое расслоение словарного состава языка. Терминология и профессиональная лексика. Антонимия. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов. Паронимия. Причины появления паронимов. Использование паронимов в речи. Исторические изменения лексики. Лексические и семантические архаизмы, историзмы. Неологизмы. Пути возникновения неологизмов. Табу и эвфемизмы. Этимология. Фразеологизмы. Фразеологический состав языка. Идиоматичность как свойство смыслового преобразования, уникального для данной синтагмы (сочетания слов), и фразеологичность - свойство совместной воспроизводимости на основе идиоматичности, или связанности значений слов, или узуальной устойчивости сочетания. Типы фразеологических единиц. Фразеология в узком и широком объеме (вопрос о пословицах, поговорках, крылатых выражениях). Вопросы системной организации единиц фразеологического состава (омонимия, синонимия, антонимия). Специфика стилистической дифференциации фразеологизмов (ориентация на разговорную речь). Лекция 7. Грамматика (4ч) Грамматика и ее предмет. Основные единицы грамматического строя: морфема и форма слова (словоформа), словосочетание и предложение. Понятие морфемы. Морфема как совокупность морфов и сем. Основные типы морфем: корень (лексическая морфема) и аффиксы (грамматические морфемы). Классификация аффиксов по положению в слове: префиксы/ постфиксы (суффиксы/ окончания) и по значению: словообразовательные, словоизменительные. Грамматическое значение и его отличие от лексического. Сущность грамматических значений - указания на отношения между обозначаемыми явлениями, возможность абстрагированности грамматических значений от действительности, обобщающий характер грамматических значений, обязательность особого формального (материального) показателя этих значений. Способы выражения грамматических значений: флексии (внутренняя и внешняя), супплетивизм, редуплексия, агглютинирующие аффиксы, служебные слова, порядок слов, ударение, интонация, музыкальный тон. Преимущественное использование отдельных способов выражения грамматических категорий в изучаемом, русском (родном) языках. Понятие грамматической формы слова, парадигмы и грамматической категории как единства категориального значения и грамматических форм (способов). Различие между грамматическими категориями разных языков. Исторические изменения грамматического строя. Критерии выделения частей речи. Проблема частей речи как лексико-грамматических разрядов (классов слов). Специфика обобщенного грамматического значения каждой части речи. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный, синтаксический. Система частей речи и ее традиционное основание. Переходность частей речи и роль в этом процессе семантического фактора. Своеобразие каждой части речи в языках разных типов. Лекция 8. Язык и общество. Закономерности исторического развития языков. Взаимодействие языков (2 ч.) Взаимодействие языка и общества. Язык как историческое явление, связь возникновения и развития языка с возникновением и развитием человеческого общества. Формы существования национальных языков: территориальная и социальная дифференциация языков; устная и письменная формы языка: литературный язык и его стилистическая дифференциация. Литературный язык, его отличие от общенародного языка и языка художественной литературы. Литературно-языковая норма. Понятие обиходно-бытовой речи, профессиональных языков и жаргонов; сленг и арго. Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества. Внешние факторы и внутренние законы развития языка. Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития языков и формы их взаимодействия. Пути образования национальных языков: языки племен, народностей и национальные языки. Виды языковых контактов: смешение языков (креольские языки и жаргоны), двуязычие (билингвизм), скрещивание языков (понятие о субстрате и суперстрате), сосуществование языков (языковые союзы). Языки межнационального общения: язык и государство, понятие о языковой политике, государственные и официальные языки. Языки международного общения. Естественные (мировые) языки и искусственные (эсперанто). Лекция 9. Классификация языков (4ч) Принципы классификации языков. Краткие сведения из истории разработки типологической (морфологической) классификации языков. Языки изолирующие и аффиксирующие; агглютинативные и флективные; флективные языки аналитического и синтетического строя; полисинтетические языки. Генеалогическая классификация. Сравнительно-исторический метод. Понятие родства языков и проявление родства языков в лексике, фонетике, грамматике. Языковая семья, группа, подгруппа. Современная лингвистическая карта мира. Индоевропеская семья языков, ее основные группы. Урало-алтайские, палеоазиатские, тибето-китайские, семитские и кавказские языки. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое языкознание. Сравнительно-исторический метод. Архетип. Исторические изменения в лексике, фонетическом и грамматическом строе языка. Возникновение сравнительно-исторического метода. Фонетические законы. Лекция 10. Роль языка в познании мира и мыслительной деятельности народа и индивида. Язык и речь как два аспекта РД школьника (2ч.) Язык - «орган, образующий мысль» (В.Гумбольдт). Типы мышления. Практическое. Наглядно-чувственное (образное) мышление. Абстрактное, понятийно-логическое мышление человека - качественный скачок в системе форм отражения: обязательность языковой формы абстрактного мышления. Доминирующая роль абстрактного мышления в высшей нервной деятельности человека. Гипотеза лингвистической относительности Сепира Уорфа. Вопрос о характере и степени влияния языка (формы языка) на мышление и сознание отдельного человека и народа. Внешняя и внутренняя речь. «Внешняя речь» и коммуникация. «Внутренняя речь» и ее особенности. Процесс перерастания внутренней речи во внешнюю (психолингвистический и педагогический аспекты). Соотношение категорий языка и мышления. Слово и понятие; высказывание и суждение; категории грамматические и логические. Язык и познание как форма отражения объективной действительности. Соотношение языка и речи. Что такое язык и что такое речь. Формы существования языка: язык, речь и речевая деятельность. Язык и речь, понятие речевой деятельности: система-норма-узус-речь. Язык и речь в трактовке Ф.де Соссюра. Отечественные и зарубежные лингвисты о языке и речи. Проблема «язык - речь - речевая деятельность».
Помимо подготовки заданий для самостоятельной работы, подготовки рефератов и письменных сообщений в различной форме, студенты готовят практические задания по темам, работают с языковой картой мира пишут конспекты к семинарам по заданным страницам источников. |
Мгпу) учебно методический комплекс дисциплины дн(М). Ф. 4 Введение... Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со стандартом дисциплины опд. Ф. 04 Введение в филологию. Основы науки о языке... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 3 введение в бизнес ... | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 02. Введение в германскую филологию... Целью дисциплины «Введение в германскую филологию» является ознакомление студентов с характерными чертами группы германских языков... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно методический комплекс дисциплины фтд. 2 Введение в германскую... Рецензенты: Билоус Л. С к ф н., доцент, декан фия мурманского гуманитарного института | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной... Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. , Опд. Ф. 5 Цель: введение студентов в круг проблем и вопросов физической географии, связанных с познанием теории ландшафта. Показать значение... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого языка Стилистика Учебно-методический комплекс по предмету «Стилистика» подготовлен кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка... | Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Меньшакова Мария Юрьевна, к б н., доцент кафедры биологии и химии мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | Мгпу учебно-методический комплекс дисциплины Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу |