Скачать 1.59 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф Основы специальной педагогики и психологии ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
(код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры ______________________________ _____________________факультета (протокол №___от_________200_ г.) Зав.кафедрой _______________________________ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Автор программы: старший преподаватель Друзякина И.И. 1.2. Рецензенты: К.п.н., доцент кафедры общей психологии, МГИ – Скиотис Е.И. К.п.н., Доцент кафедры СПиП, МГПУ – Гущина А.В. 1.3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» разработаны на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (по недефектологическим специальностям) 2-го поколения (2000 г.) и представляют собой совокупность социогуманитарных и медицинских знаний, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих педагогов к реализации целостного педагогического процесса, включающего на разных условиях обучение отдельных исключительных детей разных категорий, степени и характера выраженности нарушений. Данная дисциплина интегрирует знания из области философии, культурологии, социологии, юриспруденции, медицины, психологии на основе социально-психологических и педагогических закономерностей, обосновывает возможные подходы к решению проблем развития, воспитания, образования и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, создает предпосылки для рефлексивного освоения студентами научной информации. Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-образовательном процессе, так и ростом количества школьников с различными нарушениями развития. Материал курса ориентирован на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, на формирование у студентов этической и профессионально-педагогической позиции. Педагоги всех ступеней общего образования должны быть вооружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекционной работы со школьниками, имеющими эти дефекты. Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекционной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуальных и психофизических нарушений развития, которые могут возникнуть у детей как следствие различных дефектов; система, организация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в создании специальных условий обучения, а также с основами коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законодательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений. На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с приемами психолого-педагогического изучения детей с различными отклонениями развития в учебном процессе, во время обследования в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК); изучают нормативные документы и документацию ПМПК. Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятельное изучение теоретического материала, подготовку реферативных сообщений по специальным категориям учащихся с дефектами развития («Особенности детей со сниженным слухом и коррекционная работа с ними в начальной школе», «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля. В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:
Методические аспекты преподавания курса «Основы специальной педагогики и психологии» определяются следующими принципами:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предназначена для студентов недефектологических специальностей педагогических университетов и институтов. Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения. Задачи дисциплины:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.4 Извлечение из ГОС ВПО Основы специальной педагогики и психологии Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования. Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика. 1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
|
Учебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая... Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии... Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение... Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной... Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии... ... |