Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/11
Дата публикации29.04.2015
Размер1.59 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф Основы специальной педагогики и психологии
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020900

  • Искусствоведение

030500

  • Профессиональное обучение (дизайн)

030600

  • Технология и предпринимательство

030700

  • Музыкальное образование

030800

  • Изобразительное искусство

030900

  • Дошкольная педагогика и психология

031200

  • Педагогика и методика начального образования

031300

  • Социальная педагогика

050201.00

  • Математика-физика

050203.00

  • Физика-информатика

050202

  • информатика

032400

  • Биология

032500

  • География

032600

  • История

032800

  • Культурология

032900

  • Русский язык и литература

033100

  • Физическая культура

033200

  • Иностранный язык

033300

  • Безопасность жизнедеятельности


(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: старший преподаватель Друзякина И.И.
1.2. Рецензенты:
К.п.н., доцент кафедры общей психологии, МГИ – Скиотис Е.И.
К.п.н., Доцент кафедры СПиП, МГПУ – Гущина А.В.
1.3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура и содержание предмета «Основы специальной педагогики и психологии» разработаны на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (по недефектологическим специальностям) 2-го поколения (2000 г.) и представляют собой совокупность социогуманитарных и медицинских знаний, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих педагогов к реализации целостного педагогического процесса, включающего на разных условиях обучение отдельных исключительных детей разных категорий, степени и характера выраженности нарушений.

Данная дисциплина интегрирует знания из области философии, культурологии, социологии, юриспруденции, медицины, психологии на основе социально-психологических и педагогических закономерностей, обосновывает возможные подходы к решению проблем развития, воспитания, образования и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, создает предпосылки для рефлексивного освоения студентами научной информации.

Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью обеспечить учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-образовательном процессе, так и ростом количества школьников с различными нарушениями развития.

Материал курса ориентирован на образование учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, на формирование у студентов этической и профессионально-педагогической позиции.

Педагоги всех ступеней общего образования должны быть во­оружены элементарными знаниями о причинах и проявлениях дефектов развития и путях коррекционной работы со школьника­ми, имеющими эти дефекты.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинар­ских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной рабо­ты студентов.

В лекциях раскрываются методологические и теоретические основы отечественной специальной психологии и коррекцион­ной педагогики, рассматриваются основные виды интеллектуаль­ных и психофизических нарушений развития, которые могут воз­никнуть у детей как следствие различных дефектов; система, орга­низация и методы изучения детей с различными нарушениями развития; организация коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в со­здании специальных условий обучения, а также с основами кор­рекционной работы с детьми, имеющими отклонения в разви­тии, в общеобразовательных учреждениях. На лекциях студентов знакомят с основными международными документами и законо­дательными актами, регламентирующими социальный статус и защиту прав детей и инвалидов; с нормативными документами, определяющими работу специальных коррекционных учреждений.

На семинарах систематизируются полученные теоретические знания, студенты знакомятся с приемами психолого-педагоги­ческого изучения детей с различными отклонениями развития в учебном процессе, во время обследования в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК); изучают нормативные документы и документацию ПМПК.

Внеаудиторная работа студентов предполагает самостоятель­ное изучение теоретического материала, подготовку рефератив­ных сообщений по специальным категориям учащихся с дефек­тами развития («Особенности детей со сниженным слухом и коррекционная работа с ними в начальной школе», «Умственная отсталость» и т.д.), а также анализ наблюдений за учащимися в процессе посещения образовательно-воспитательных учреждений общего и специального профиля.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:

  1. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки, раскрытие сущности педагогики и ее понятийного аппарата в развитии, в сопоставлении разных научных подходов.

  2. Принцип интегративности, предполагающий отражение общей и специальной педагогики и психологии в системе широкого взаимодействия с другими науками: философией, историей, психологией, социологией и др.

  3. Принцип культурно-исторической преемственности прогрессивных традиций педагогической науки и практики, предполагающий рассмотрение педагогики во взаимодействии с культурой, с ее ценностными основаниями, раскрытие роли педагогики в историческом процессе и в современной социокультурной ситуации.

Методические аспекты преподавания курса «Основы специальной педагогики и психологии» определяются следующими принципами:

  1. Принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим вопросам.

  2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования.

  3. Принцип равивающе-творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических и психологических задач.

  4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структурирования образовательного содержания и форм обучения с учетом предложений и образовательных потребностей студентов.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии» предназначена для студентов недефектологических специальнос­тей педагогических университетов и институтов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми, имеющими от­клонения в развитии, как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в общеобразователь­ных дошкольных и школьных учреждениях, учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты населения.

Задачи дисциплины:

  1. Сформировать у студентов представление о специальной педагогике и психологии как особой области знаний, о взаимосвязи ее с науками о человеке и практическим опытом образования и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  2. Развить психолого-педагогическое сознание студентов на основе расширения понятийного аппарата, овладения базовой системой профессионально-педагогических знаний и умений.

  3. Раскрыть биологические, психолого-педагогические и со­циально-экономические аспекты проблемы нарушения раз­ вития;

  4. Познакомить будущих учителей с основными видами нарушений физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного и школьного возраста;

  5. Показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей и подростков с различными видами отклонений, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

  6. Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития;

  7. Познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития, раскрыть некоторые пути преодоления данных нарушений;

  8. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения;

  9. Повысить теоретическую и практическую подготовку студентов к работе с исключительными детьми.

  10. Выработать у студентов диалогическое мышление, умение выделять, описывать, анализировать и прогнозировать педагогические факты и явления, исходя из закономерностей педагогической науки.

  11. Сформировать личностные ценностные ориентации в области педагогической науки и практики, имеющие общегуманистическую направленность; развить потребности в профессионально-педагогическом самообразовании.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Основы специальной пе­дагогики и психологии» студенты должны знать:

  • основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, со­циальная адаптация, социальная реабилитация, специаль­ное (коррекционное) образование);

  • основные виды дефектов, психофизические особенности и категории детей с нарушениями развития;

  • особенности познавательных процессов, деятельности и по­ведения детей с различными психофизическими и интел­лектуальными нарушениями развития и направления их коррекционного образования;

  • законодательные акты, определяющие основные права де­тей и инвалидов;

  • систему помощи, особенности организации образования, воспитания и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития и поведения;

  • организацию работы психолого-медико-педагогической кон­сультации (ПМПК).

Студенты должны уметь:

  • работать с личным делом и медицинской картой учащихся;

  • выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей с ограниченными возможностями здоровья, намечать пути их преодоления;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами ин­дивидуальной коррекционной работы;

  • готовить материалы для ПМПК.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Основы специальной педагогики и психологии

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.

Категории развития в специальной психологии. Психическое развитие и деятельность. Понятие аномального развития (дизонтегенеза). Параметры дизонтегенеза. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие "аномальный ребенок". Особенности аномального развития, отрасли специальной психологии – олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихология, психология детей с задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития.

Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Основные категории специальной педагогики. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности и деятельности, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, основное средство подготовки их к жизни и труду. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Понятия коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

Основные отрасли специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная дошкольная педагогика.

1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№№

п/п

Шифр и наименование специальности

Общая трудоемкость

Вид учебной работы (в часах)

Вид итог.

конт-роля

Аудиторные занятия

из них:

Сам. рабо-та

ЛК

СМ ПР/

/ЛБ



020900

Искусствоведение

68

34

22

12

34

зачет



030500

Профессиональное обучение (дизайн)

72

36

20

16

36

зачет



030600

Технология и предпринимательство

72

36

16

10/10

36

зачет



030700

Музыкальное образование

72

36

20

16

36

зачет



030800

Изобразительное искусство

72

36

20

16

36

зачет



030900

Дошкольная педагогика и психология

80

40

26

14

40

экзамен



031200

Педагогика и методика начального образования

92

46

24

16/6

46

зачет



031300

Социальная педагогика

156

78

40

20/18

78

экзамен



050201.00 Математика-физика

72

36

20

16

36

зачет



050203.00 Физика-информатика

72

36

20

16

36

зачет



050202.Информатика

72

36

20

16

36

зачет



032400 Биология

72

36

20

16

36

зачет



032500 География

72

36

20

16

36

зачет



032600 История

72

36

20

16

36

зачет



032800

Культурология

72

50

26

24

22

зачет



032900

Русский язык и литература

72

36

20

16

36

зачет



033100

Физическая культура

72

36

22

8 / 6

36

экзамен



033200

Иностранный язык

72

36

20

16

36

зачет



033300

Безопасность жизнедеятельности

72

36

18

18

36

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс 5 (СД. Ф. 11)«Логопедическая...
Автор программы: Онопа Оксана Алексеевна, старший преподаватель кафедры Специальной педагогики и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Основы культурной...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии...
Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной...
Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной педагогики и психологии основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск