Скачать 314.02 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Р.3 Педагогика межнационального общения ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050502.65– Технология и предпринимательство Утверждено на заседании кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью факультета истории и социальных наук (протокол № 1 от 07 сентября 2011г.) Зав. кафедрой_______ В.Р.Рыбкин Мурманск РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор составитель программы: Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ. 1.2 Рецензенты: Короткова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Культурологии МГПУ; Крынжина Е.И., зам.директора по учебно-воспитательной и творческой работе детской театральной школы г. Мурманска. 1.3 Пояснительная записка Цель данной учебной дисциплины является изучение этнокультурных и религиозных различий и их влияние на межнациональное общение. Задачи учебной дисциплины: - изучить своеобразие и механизмы проявления национально-психологических особенностей людей и их проявления в межнациональных отношениях; - изучить социально-психологические аспекты межнационального общения; - охарактеризовать взгляды выдающихся педагогов на интернациональное воспитание; - определить специфику учета национально-психологических , культурных и религиозных особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях. Данная учебная дисциплина тесно связана с учебными дисциплинами «Педагогика», «Психология» и другими. В ходе изучения данной дисциплины студент должен знать: - механизмы проявления национально-психологических особенностей людей; - национальные, психологические, культурные, религиозные особенности людей с целью использования в воспитательной работе в полиэтническом коллективе. В ходе изучения дисциплины студент должен владеть навыками и методами воспитательного воздействия в полиэтническом коллективе. При составлениии программы учебной дисциплины использовались следующие учебные материалы: Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.; Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.; Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. – М., 2002. 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО - 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
1.6.2 Содержание разделов дисциплиныТема 1. Культурно-антропологические межнациональной коммуникации. «Культурный шок» как культурологическая проблема (Ф.Бок). Способы преодоления «культурного шока» в культурной антропологии. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Сущность этноцентризма и его роль в межнациональном общении. Ксенофобия и другие формы враждебного отношения. Столкновение культурных ценностей. Понятие «культурная идентичность». Сущность формирования культурной идентичности. Этническая идентичность. Характеристика этносов. Построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. Теоретические и методологические основы межнациональной коммуникации. Сущность функционализма и его значение межнациональном общении. Культурный релятивизм как теоретическая и методологическая основа межнациональной коммуникации. Методологические подходы и методы изучения межкультурных ситуаций. Глобализация культуры как интеграция отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Новые формы культурной идентичности. Тема 2. Социально-психологические аспекты межнационального общения. Механизм развития «культурного шока». «Культурный шок» в освоении «чужой» культуры. Психологические основы межнационального общения. Основные принципы процесса восприятия. Детерминирующий фактор восприятия (факторы первого впечатления, превосходства, привлекательности, отношения к себе). Влияние культуры на восприятие. Понятие «сущность атрибуции». Межкультурные конфликты и их возникновение. Социальная категоризация и стереотипизация. Природа культурных стереотипов, их функции. Значение стереотипов в межнациональном общении. Тема 3. Проблема интернационального воспитания в истории педагогики. Диалектическая связь между народной и классической педагогикой. Взгляды Я.А. Коменского на культуру межнационального общения. Положения об особенной идее воспитания, идеи человека, идеале человека у каждого народа в работах К.Д. Ушинского. Развитие идей Я.А.Коменского и К.Д. Ушинского в работах отечественных педагогов. Взгляды А.С.Макаренко на проблему родного языка как центральную проблему педагогики. Интернационализм как основной принцип педагогики А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинский о необходимости возрождения педагогических традиций народа и их внедрении в семью и школу; о принципе интернациональности как об одном из основных направлений в педагогике. Тема 4. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе. Влияние национально-психологических особенностей на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия. Требования к педагогу, руководящему многонациональным коллективом. Характеристика воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей. Система форм и методов работы. Многонациональная школа. Проблема и опыт создания многонациональных школ в России. Проблема отбора содержания образования и организация воспитательной работы в многонациональной школе. Комплекс многонационального образования. Тема 5. Практика межнациональной коммуникации и освоения «чужой» культуры. Теория освоения «чужой» культуры (М.Беннет). Этапы формирования межкультурной чувствительности. Изучение своеобразия «чужих» культур как метод формирования этики межнациональных отношений. Роль высокого образовательного уровня в построении этики межэтнической коммуникации. Возможности применения практики межпредметных связей в педагогике межнационального общения. Национально-ориентированные технологии обучения и воспитания. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1. Тема: Культурно-антропологические основы межнациональной коммуникации. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 2. Тема: Проблема интернационального воспитания в истории педагогики. Вопросы для коллективного обсуждения:
Литература: Основная литература:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.8.1 Рекомендуемая литература Основная литература:
Дополнительная литература:
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины 1.9.1 Перечень используемых технических средств
1.9.2 Перечень используемых пособий Используемые пособия:
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения - 1.10 Примерные зачетные тестовые задания
а) состояние культуры в) признак неразвитости культуры б) психологическое состояние г) конфликт старых и новых культурных человека норм и правил
а) философское учение в) форма религиозной практики б) идеология национальной г) идеология солидарности и исключительности справедливости
а) ассимиляция в) геттоизация б) колонизация г) модернизация
а) Терпеливый б) Общительный в) Пунктуальный г) Любопытный д) Ровный е) Непоследовательный в реализации плана ж) Занят своими делами
а) Экстраверт б) Любит уединение в) Работает в фиксированное время г) График непредсказуем д) Подгоняет факты е) Опирается на проверенные источники информации ж)Общительный
а) Интроверт б) Любопытный в) Почтительный г) Пунктуальный д) Использует связи е) Невозмутимый ж) Эмоционален 7. К представителям моноактивной культуры относятся: а) Французы б) Немцы в) Испанцы г) Финны д) Американцы е) Итальянцы ж) Японцы 8.«…. - яркие представители реактивной культуры» а) американцы г) англичане б) итальянцы д) японцы в) немцы е) финны
а) довольно жесткие правила протокола б) нормы общения и этикета упрощены в) обращения и приветствия имеют различные формы г) сложный ритуал
а) нетерпимостью к иноверцам в) демократичностью нравов б) щедростью и гостеприимством г) любезностью и обходительностью
а) Франция г) США б) Бразилия д) Италия в) Швейцария е) Нидерланды 12. В таких странах, как … и … большое значение придают ритуалам. а) Австралии г) Швеции б) Германии д) Англии в) Китае е) Испании Ключ к правильным ответам: Правильный ответ Количество баллов
Итого: 25 За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Сумма баллов за правильные ответы составляет 25 баллов. При количестве баллов от 23 до 25 студент получает оценку «отлично»; при количестве баллов от 22 до 20 – «хорошо»; при количестве баллов от 19 до 17 – «удовлетворительно» 1.12 Комплект экзаменационных билетовЭкзамен по данной дисциплине не предусмотрен.1.13 Примерная тематика рефератов
1.14 Примерная тематика курсовых работКурсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работКвалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.1.16 Методика исследованияНет.1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплинеИспользуется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»). РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология... Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение... Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная... Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |