Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 314.02 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/3
Дата публикации19.02.2015
Размер314.02 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Р.3 Педагогика межнационального общения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050502.65– Технология и предпринимательство

Утверждено на заседании кафедры

социальной работы и организации работы с молодёжью

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 07 сентября 2011г.)

Зав. кафедрой_______ В.Р.Рыбкин


Мурманск

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор составитель программы:

Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы МГПУ.
1.2 Рецензенты:

Короткова Т.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Культурологии МГПУ;

Крынжина Е.И., зам.директора по учебно-воспитательной и творческой работе детской театральной школы г. Мурманска.
1.3 Пояснительная записка
Цель данной учебной дисциплины является изучение этнокультурных и религиозных различий и их влияние на межнациональное общение.

Задачи учебной дисциплины:

- изучить своеобразие и механизмы проявления национально-психологических особенностей людей и их проявления в межнациональных отношениях;

- изучить социально-психологические аспекты межнационального общения;

- охарактеризовать взгляды выдающихся педагогов на интернациональное воспитание;

- определить специфику учета национально-психологических , культурных и религиозных особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях.

Данная учебная дисциплина тесно связана с учебными дисциплинами «Педагогика», «Психология» и другими.

В ходе изучения данной дисциплины студент должен знать:

- механизмы проявления национально-психологических особенностей людей;

- национальные, психологические, культурные, религиозные особенности людей с целью использования в воспитательной работе в полиэтническом коллективе.

В ходе изучения дисциплины студент должен владеть навыками и методами воспитательного воздействия в полиэтническом коллективе.

При составлениии программы учебной дисциплины использовались следующие учебные материалы: Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.; Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.; Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. – М., 2002.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

-
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)

Труд

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050502 – Технология и предпринимательство

4

7

20

10

6

4

-

10

зачет


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени




п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1

Культурно-антропологические межнациональной коммуникации

2

-

2

2

2

Социально-психологические аспекты межнационального общения

2

2

-

2

3

Проблема интернационального воспитания в истории педагогики

2

-

2

2

4

Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе.

2

2

-

2

5

Практика межнациональной коммуникации в освоении «чужой» культуры

2

2

-

2




Всего:

10

6

4

10



1.6.2 Содержание разделов дисциплины



Тема 1. Культурно-антропологические межнациональной коммуникации.

«Культурный шок» как культурологическая проблема (Ф.Бок). Способы преодоления «культурного шока» в культурной антропологии. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм. Природа и сущность понятий «свой» и «чужой». Сущность этноцентризма и его роль в межнациональном общении. Ксенофобия и другие формы враждебного отношения. Столкновение культурных ценностей. Понятие «культурная идентичность». Сущность формирования культурной идентичности. Этническая идентичность. Характеристика этносов. Построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах.

Теоретические и методологические основы межнациональной коммуникации. Сущность функционализма и его значение межнациональном общении. Культурный релятивизм как теоретическая и методологическая основа межнациональной коммуникации. Методологические подходы и методы изучения межкультурных ситуаций. Глобализация культуры как интеграция отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Новые формы культурной идентичности.
Тема 2. Социально-психологические аспекты межнационального общения.

Механизм развития «культурного шока». «Культурный шок» в освоении «чужой» культуры.

Психологические основы межнационального общения. Основные принципы процесса восприятия. Детерминирующий фактор восприятия (факторы первого впечатления, превосходства, привлекательности, отношения к себе). Влияние культуры на восприятие. Понятие «сущность атрибуции». Межкультурные конфликты и их возникновение. Социальная категоризация и стереотипизация. Природа культурных стереотипов, их функции. Значение стереотипов в межнациональном общении.
Тема 3. Проблема интернационального воспитания в истории педагогики.

Диалектическая связь между народной и классической педагогикой. Взгляды Я.А. Коменского на культуру межнационального общения.

Положения об особенной идее воспитания, идеи человека, идеале человека у каждого народа в работах К.Д. Ушинского. Развитие идей Я.А.Коменского и К.Д. Ушинского в работах отечественных педагогов.

Взгляды А.С.Макаренко на проблему родного языка как центральную проблему педагогики. Интернационализм как основной принцип педагогики А.С.Макаренко.

В.А.Сухомлинский о необходимости возрождения педагогических традиций народа и их внедрении в семью и школу; о принципе интернациональности как об одном из основных направлений в педагогике.
Тема 4. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе.

Влияние национально-психологических особенностей на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Фиксация своеобразия отношений в многонациональном коллективе. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия. Требования к педагогу, руководящему многонациональным коллективом. Характеристика воспитательной деятельности с учетом национально-психологических особенностей. Система форм и методов работы.

Многонациональная школа. Проблема и опыт создания многонациональных школ в России. Проблема отбора содержания образования и организация воспитательной работы в многонациональной школе. Комплекс многонационального образования.
Тема 5. Практика межнациональной коммуникации и освоения «чужой» культуры.

Теория освоения «чужой» культуры (М.Беннет). Этапы формирования межкультурной чувствительности. Изучение своеобразия «чужих» культур как метод формирования этики межнациональных отношений. Роль высокого образовательного уровня в построении этики межэтнической коммуникации. Возможности применения практики межпредметных связей в педагогике межнационального общения.

Национально-ориентированные технологии обучения и воспитания.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения



№ п/п

Наименование раздела дисциплины


Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Культурно-антропологические межнациональной коммуникации


Проблема чужеродности культуры

2

Реферат

Защита реферата

2

Природа и сущность понятий «свой» и «чужой»

2

Реферат

Защита реферата

3

Современные формы этнокультурной идентичности

2

Реферат

Защита реферата

4

Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе и межнациональных отношениях в полиэтническом коллективе

Психологические основы межнационального общения

2

Реферат

Защита реферата

5

6

Межнациональные конфликты в современном мире

1

Реферат

Защита реферата

Особенности системы национального воспитания

1

Реферат

Защита реферата




Итого:

10









1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1.

Тема: Культурно-антропологические основы межнациональной коммуникации.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблема чужеродности культуры и этноцентризм.

  2. Сущность этноцентризма и его роль в межнациональном общении.

  3. Сущность и формирование культурной идентичности.

  4. Трансформация национальных культур в эпоху глобализации.


Литература:

Основная литература:

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1999.

  3. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.

  4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.

  5. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2000.


Дополнительная литература:

  1. Садохин А.П. Этнология: Учеб.словарь. – М., 2002.

  2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. – М., 1990.

  3. Быстрова А.Н. Мир культуры и культура мира. – Новосибирск, 1997.


Практическое занятие № 2.

Тема: Проблема интернационального воспитания в истории педагогики.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Идея о значении изучения народных традиций воспитания в педагогической системе Я.А.Коменского.

  2. Положение об особенной идее воспитания, идеале человека у разных народов в трудах К.Д. Ушинского.

  3. Проблема разрешения национальных конфликтов в полиэтническом детском коллективе в работах А.С.Макаренко.

  4. Система интернационального воспитания В.А.Сухомлинского.


Литература:

Основная литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  2. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.

  3. Гончаров Н.К. Педагогическая система К,Д. Ушинского. – М., 1974.

  4. История педагогики / Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М., 1982.

  5. История педагогики образования / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.

  6. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

  7. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – 3-е изд.- М., 1954.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.

  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М., 1999.

  3. Баронин А.С. Этническая психология. – Киев, 2000.

  4. Белик А.А. Психологическая антропология. – М., 1993.

  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. – М., 1999.

  7. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. – М., 1999.

  8. Гончаров Н.К. Педагогическая система К,Д. Ушинского. – М., 1974.

  9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2000.

  10. История педагогики / Под ред. Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М., 1982.

  11. История педагогики образования / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.

  12. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы. // Педагогика. – 1997. - №1.

  13. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

  14. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. – М., 2002.

  15. Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – 3-е изд.- М., 1954.

  16. Синкевич З.В. Социология и психология национальных отношений. – СПб., 1999.

  17. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.


Дополнительная литература:

  1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. – М., 1990.

  2. Быстрова А.Н. Мир культуры и культура мира. – Новосибирск, 1997.

  3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

  4. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2000.

  5. Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.

  6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1999.

  7. Малахов В. Скромное обаяние расизма.- М., 2001.

  8. Садохин А.П. Этнология: Учеб.словарь. – М., 2002.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1 Перечень используемых технических средств


  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ;


1.9.2 Перечень используемых пособий
Используемые пособия:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 1999.

  2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

  3. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. – М., 2002.


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
-
1.10 Примерные зачетные тестовые задания



  1. Культурный шок – это …

а) состояние культуры в) признак неразвитости культуры

б) психологическое состояние г) конфликт старых и новых культурных

человека норм и правил



  1. Шовинизм – это …

а) философское учение в) форма религиозной практики

б) идеология национальной г) идеология солидарности и

исключительности справедливости


  1. « ….. – форма изолированной культурной среды»

а) ассимиляция в) геттоизация

б) колонизация г) модернизация


  1. Характерные черты представителя полиактивной культуры

а) Терпеливый

б) Общительный

в) Пунктуальный

г) Любопытный

д) Ровный

е) Непоследовательный в реализации плана

ж) Занят своими делами


  1. Характерные черты представителя моноактивной культуры

а) Экстраверт

б) Любит уединение

в) Работает в фиксированное время

г) График непредсказуем

д) Подгоняет факты

е) Опирается на проверенные источники информации

ж)Общительный


  1. Характерные черты представителя реактивного типа культуры

а) Интроверт

б) Любопытный

в) Почтительный

г) Пунктуальный

д) Использует связи

е) Невозмутимый

ж) Эмоционален
7. К представителям моноактивной культуры относятся:

а) Французы

б) Немцы

в) Испанцы

г) Финны

д) Американцы

е) Итальянцы

ж) Японцы
8.«…. - яркие представители реактивной культуры»

а) американцы г) англичане

б) итальянцы д) японцы

в) немцы е) финны


  1. Верно ли говорят, что у австралийцев в деловых отношениях …

а) довольно жесткие правила протокола

б) нормы общения и этикета упрощены

в) обращения и приветствия имеют различные формы

г) сложный ритуал



  1. «Арабский мир славится ...»

а) нетерпимостью к иноверцам в) демократичностью нравов

б) щедростью и гостеприимством г) любезностью и обходительностью


  1. К странам протестантской культуры относятся:

а) Франция г) США

б) Бразилия д) Италия

в) Швейцария е) Нидерланды
12. В таких странах, как … и … большое значение придают ритуалам.

а) Австралии г) Швеции

б) Германии д) Англии

в) Китае е) Испании
Ключ к правильным ответам:
Правильный ответ Количество баллов

  1. г 1

  2. б 1

  3. в 1

  4. б,г,е 3

  5. б,в,е 3

  6. а,в,г,е 4

  7. а,д 2

  8. д,е 2

  9. б 1

  10. б,г 2

  11. в,г,е 3

  12. в,д 2


Итого: 25
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. Сумма баллов за правильные ответы составляет 25 баллов. При количестве баллов от 23 до 25 студент получает оценку «отлично»; при количестве баллов от 22 до 20 – «хорошо»; при количестве баллов от 19 до 17 – «удовлетворительно»

1.12 Комплект экзаменационных билетов

Экзамен по данной дисциплине не предусмотрен.

1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Этнические общности и межнациональные отношения.

  2. Функции и свойства национальной психики.

  3. Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей.

  4. Социокультурные характеристики этнических конфликтов.

  5. Этнопсихология семейных отношений.

  6. Учет национальных особенностей в педагогической деятельности.

  7. Учет религиозных особенностей в педагогической деятельности.

  8. Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений людей.



1.14 Примерная тематика курсовых работ

Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

Квалификационные работы по данной дисциплине не предусмотрены.

1.16 Методика исследования

Нет.

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине


Используется традиционная система оценивания знаний студентов по четырёхбальной шкале («2»-«5»).

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1, Д. С. 4, Сд психология...
Авторы-составители программы: Синкевич И. А., канд пед наук, доцент, Тузова О. Н., канд психол наук, старший преподаватель
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 Религиоведение...
Пащенко Л. В., к ф н., старший преподаватель кафедры связей с общественностью и лингвистики мгту
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание...
«Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык”
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 2 Геоморфология основная...
Цель дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального общения основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск