Скачать 1.74 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН (М) В.1.1 Основы психологии семьи и семейного консультирования Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050200 – физико-математическое образование» Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 9 от 09 июня 2010 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2010 г.РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины
О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ) А.В. Прялухина, к.пс.н., доцент, зав. кафедрой психологии и социальной работы ФРГСУ в г. Мурманске
Курс «Основы психологии семьи и семейного консультирования» является общей профессиональной дисциплиной, входящей в программу подготовки специалистов по специальности и рассчитан на студентов, изучающих общие профессиональные, специальные и социально-образовательные дисциплины, определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Целью данного курса является подготовка специалистов в области психологии и педагогики, хорошо знающих основные закономерности семейных отношений и владеющих методами их коррекции. Общие задачи курса: 1) познакомить студентов с проблемами современной семьи, тенденциями их развития; 2) дать студентам систему научных понятий о семье, браке, супружестве; 3) обучить студентов методам исследования семейно-брачных отношений. Студенты должны знать основные понятия современного семьеведения, различать обыденный и научный уровни представлений о семье и браке, знать факторы удовлетворенности браком, разбираться в проблемах супружеской совместимости, знать различные классификации супружеских конфликтов, социально-демографические проблемы семьи, а также проблемы социализации детей в семье. Студенты должны знать основные подходы к семейному консультированию, различать понятия семейной консультации и семейной терапии. Студенты должны уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать проблемы семьи, глубинные причины супружеских конфликтов, проводить диагностику супружеских и детско-родительских отношений. Данная программа является в первую очередь руководством к самостоятельной деятельности как студента, так и преподавателя, и допускает целесообразные изменения при планировании и проведении занятий.
Сущность брака и семьи. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов. Правовое регулирование семейных отношений. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Воспитание в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Работа социального педагога с семьей.
и динамика развития семьи. Понятие “семья”, “брак”, “супружество”. Общественно-историческое происхождение современных форм семьи и брака. Теории происхождения и эволюции семьи и брака. Понятия “полигамная” и “моногамная” семья, “патриархальная” и “эгалитарная” семья. Особенности семьи в современном обществе, культурные различия семейного уклада. Социальные и индивидуальные функции семьи. Ролевая структура семьи. Понятие “ролевая власть”, “ролевая компетентность”, “ ролевая идентификация”, “конфликтность роли”.
супружеского взаимодействия. Мотивы ухаживания и вступления в брак. Динамика эмоциональных отношений. Понятие “аттракция”, факторы, вызывающие и поддерживающие аттракцию. Структура человеческой любви: сексуальные, эмоциональные, чувственные, когнитивные, эстетические, духовные компоненты. Любовь как установка на конкретного человека. Любовь как игра: флирт, кокетство, ухаживание. Супружеские и сексуальные игры в трансактном анализе Э.Берна. Психологические теории любви. Понятие “кристаллизации”( по Стендалю). Э. Фромм о значении ответственности и личностной зрелости для успеха во взаимоотношении супругов. Стадии развития супружеских отношений.
и стратегия их разрешения. Различные подходы к понятию “психологическая совместимость”. Понятия “функционально-ролевая согласованность”, “гендерные роли”, психосексуальная идентичность”. Понятие “стабильный брак” и “удовлетворенность браком”. Факторы, способствующие удовлетворенности браком. Факторы, стабилизирующие брак. Понятие о семейных конфликтах, их классификация. Типичные причины конфликтов. Конструктивная и деструктивная стратегия поведения в конфликте. 4. Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков. Понятия “измена”, внебрачные контакты и связи”. Типология людей, склонных к измене. Стратегия поведения обманутого супруга. Причины измен и причины разводов. Динамика развода. Понятие “тлеющая неудовлетворенность браком”. Социология разводов. Ребенок в ситуации развода родителей: юридические и психологические аспекты. Типология повторных браков, психологические проблемы таких браков.
родительские отношения. Ситуация совместного проживания супругов с родителями жены и родителями мужа. Отдельное от родителей проживание молодых супругов, проблемы взаимоотношений с ними. Сексуальное насилие в семье, работа с детьми, пережившими его. Пути оптимизации семейного общения. Воспитание детей в семье, различные подходы в семейной педагогике. Стили воспитания и их диагностика.
Взаимоотношения сибсов, влияние порядка рождения детей в семье и их численности на психологический климат в семье. Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка, пути его коррекции.
Тип запросов родителей в ходе психологической консультации. Способы трансформации запросов и построение диалога в процессе психологической помощи. Психологическое просвещение родителей как профилактика конфликтов с детьми.
Характеристика опросников как метода семейной диагностики. Проективные методы в семейной психодиагностике. Обзор наиболее популярных методик. Тренинг общения и ролевые игры как одно из средств семейной психодиагностики.
Понятие семейной психотерапии. Семья как источник психотравмы. Зарубежные теории семейной психотерапии, практика применения психоаналитических, поведенческих, когнитивных, гуманистических моделей в процессе семейной терапии. Отечественные разработки семейной терапии. Проблемно-ориентированная терапия. Техники семейной терапии.
Принцип семейного консультирования. Технология ведения беседы семейным консультантом. Методы коррекции семейных отношений. Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Тренинг как средство обучения психологов-консультантов по проблемам семьи и брака.
|
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Программа по курсу “Основы психологии семьи и семейного консультирования”... Настоящий курс, рассчитанный на 85 учебных часов, преследует две основные учебно-воспитательные цели | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии семейного воспитания... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 дополнительные главы... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 История психологии... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного... | Рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 3 Метеорология и климатология... Курс «Метеорология и климатология» входит в систему физико-географических дисциплин | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф основы специальной... Введение этой дисциплины обусловлено как усилением дифференциации детей и подростков в усвоении общего образования, необходимостью... |