№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины.
Тема.
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Раздел 1. Технологии семейного воспитания детей с умственной отсталостью
|
1
| Понятие технологии семейного консультирования
Использование инновационных технологий воспитания ребенка с умственной отсталостью в семье.
| - Подготовить картотеку инновационных технологий воспитания
- Выполнить конспекты:
1.особенности общения родителей с ребенком с интеллектуальным недоразвитием,
2.задачи и основное содержание коррекционно-воспитательной работы родителей с детьми с умственной отсталостью (в домашних условиях).
| 8
| Проверка
Проверка конспектов по обозначенным вопросам
|
2
| Программа ранней комплексной диагностики (РКД) уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет.
| Этапы диагностики, требования к проведению процедуры обследования.
| 10
| - аннотирование литературы по изучаемой теме;
- составление программы диагностики уровня развития ребенка и проведение диагностического обследования.
|
3
| Технологии семейного воспитания
| 1.Психолого-педагогические особенности консультирования семьи воспитывающей ребенка с умственной отсталостью;
2. Индивидуальное и групповое консультирование семьи ребенка с умственной отсталостью;
| 10
| - Подготовить аннотации литературы
- Разработать творческий проект "Школа для родителей ».
|
| Раздел 2. Технологии семейного воспитания детей с ЗПР.
|
| Связь семейного воспитания с другими науками.
| Взаимосвязь семейного воспитания с психологией, детской психологией, педагогикой.
| 2
| Аудиторное семинарское занятие
|
| Методы семейного воспитания
| Составление библиографии.
Подготовка к круглому столу по данной проблеме.
| 2
| Круглый стол
|
| Теории семейных систем и модели семьи.
| Написание рефератов
| 5
| Аудиторное семинарское занятие
Защита рефератов
|
| Основные характеристики семьи ребёнка с ЗПР.
| Подготовка к семинарскому занятию
| 2
| Аудиторное семинарское занятие
|
| Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
| Подготовка к семинарскому занятию
| 3
| Аудиторное семинарское занятие
|
| Методы изучения семьи.
| Составление таблицы.
| 6
| Контрольная работа
|
| Основы компенсирующего воспитания детей с ЗПР.
| Написание рефератов
| 6
| Защита рефератов
|
| Технологии семейного воспитания детей с ЗПР на каждом возрастном этапе.
| Написание рефератов
Составление таблицы.
Написание рефератов
| 6
| Защита рефератов
Защита рефератов
Круглый стол
|
| Практическая работа студентов исследовательского характера
| Написание рефератов
Написание курсовой работы
| 7
| Защита рефератов
|
| Зачётные тестовые задания по всему курсу
|
| 5
|
|
| Раздел 3. Технологии семейного воспитания детей с отклонениями в речевом развитии.
|
1
| Типология отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии.
| Сделать конспект: Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1998. - №4.
| 3
| выполнение тестов
|
2
| Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с речевым нарушением.
| 1.Сделать конспект:
Ткачева В.В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №1.
2.Сделать краткие выписки:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998. (этиология речевых нарушений – С.28-44)
| 3
| выполнение тестов
|
3
| 3.1.Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи.
| 1.Сделать конспект: «Воспитание ребенка с отставанием в развитии речи» в книге Е.М. Мастюковой «Лечебная педагогика», С.232-233.
| 3
| выполнение тестов
|
4
| 3.2.Психолого-педагогическая компетентность родителей: помощь в овладении ею.
| 1. Выполнить конспекты статей:
Семаго Н.Я. Развитие речи ребенка раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №1.
Глаголева Е.А. Как говорит ваш ребенок// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №3.
2. Перенести в тетрадь таблицы, представленные в книге Е.М. Мастюковой «Лечебная педагогика», С.287-292
| 3
| выполнение тестов
|
5
| 3.3.Координационные формы взаимодействия с семьей в практической работе логопеда, психолога, воспитателя, учителя. Установление единства в коррекционном воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии.
| Сделать конспект: Е.М. Мастюкова «Лечебная педагогика», С.280-283. (психотерапия в работе с семьей)
| 4
| выполнение тестов
|
6
| 3.4. Помощь педагогов в правильной организации жизни в семье, общения с ребенком на разных возрастных этапах.
| Выписать 10 –15 источников (книги, статьи), посвященные проблеме ранней стимуляции доречевого и начального речевого развития.
| 4
| выступление на ПР
|
7
| 3.5. Формы работы с родителями.
| 1. Подготовить консультацию для родителей «Если ваш ребенок плохо говорит. Советы и рекомендации».
(см. лит-ру к курсу)
2. Подготовить конспект на основе следующей статьи:
Ермакевич В.Д. Организация работы с родителями в специализированном детском саду. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №1.
| 4
| выступление на ПР, выполнение тестов
|
8
| Типология отношения родителей к детям с отклонениями в речевом развитии.
| Сделать конспект: Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. – 1998. - №4.
| 4
| выполнение тестов
|
| Раздел 4. Технологии семейного воспитания детей с нарушениями ОДА.
|
1
| Исторический аспект изучения семьи.
Тема: «Современный подход к проблеме семейного воспитания»
| Подготовка и написание рефератов.
| 8
| Защита рефератов
|
2
| Теоретические основы семейного воспитания.
Тема: «Модели семейных взаимодействий»
| Подготовка к контрольной работе.
| 10
| Контрольная работа
|
3
| Методы изучения семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением функций ОДА.
Тема: «Информация, которую можно получить при обследовании семьи»
| Подготовка к круглому столу.
| 10
| Круглый стол.
|
| Раздел 5. Технологии семейного воспитания детей с нарушениями слуха.
|
1
| Сотрудничество дошкольных учреждений и семьи.
| Составить проект родительского уголка.
| 12
| - защита проектов
|
2
| Работа с родителями ребенка, имеющего нарушения слуха.
| Разработать консультации для родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возрастов.
| 16
| - круглый стол.
|
| Раздел 6. Технологии семейного воспитания детей с нарушениями зрения.
|
1
| Взаимоотношения родителей и детей с нарушениями зрения- основа воспитательного воздействия.
| Вопросы для изучения:
- отметьте особенности семейного воспитания детей с дефектами зрения,- определите задачи семейного воспитания детей с нарушениями зрения.
| 3
| Выполнение тестов.
|
2
| Типы взаимоотношений в семье, имеющей ребенка с нарушением зрения.
| Вопросы для изучения:
- охарактеризуйте благоприятную для развития ребенка с дефектами зрения семейную атмосферу,
- отметьте условия формирования активной жизненной позиции ребенка с нарушением зрения.
| 3
| Выполнение тестов.
|
3
| Влияние негативно складывающихся типов взаимоотношений родителей и детей с нарушениями зрения на воспитание и формирование их личности.
| Вопросы для изучения:
- охарактеризуйте три типа неблагоприятных семенных взаимоотношений и проанализируйте характер их негативного влияния на воспитание и развитие ребенка с дефектом зрения.
| 3
| Выполнение тестов.
|
4
| Психология воспитания в семье слепых и слабовидящих детей раннего возраста.
| Вопросы для изучения:
- компенсация слепоты в раннем возрасте,
- воспитание ребенка от рождения до полугода,
- предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка с дефектами зрения.
| 6
| Защита рефератов.
|
5
| Воспитание ребенка в преддошкольном возрасте.
| Вопросы для изучения:
- охарактеризуйте развитие: моторики,развитие действий с предметами,формирование навыков самообслуживания, развитие слухового восприятия и речи, специфику психического развития и воспитания дошкольника с нарушениями зрения.
| 6
| Защита рефератов.
|
6
| Практические приемы и средства воспитания детей с нарушениями зрения.
| Вопросы для изучения:
- организация условий жизни слепого и слабовидящего ребенка в семье,
- воспитание социальных навыков,
- роль и значение игрушки в воспитании незрячего ребенка,
- слепой и слабовидящий ребенок вне дома.
| 8
| Защита рефератов.
|
|
|
|
|
|
| Раздел 8. Технологии семейного воспитания детей с комбинированными нарушениями.
|
1
| Причины сложных недостатков развития. Классификация сложных нарушений развития.
| Подготовить рефераты:
- «Причины эндогенного, экзогенного характера в происхождении сложных недостатков развития»
- «Классификация слепоглухих А.В.Ярмоленко»
- «Современные классификации сложных нарушений»
| 5
| Защита рефератов
|
2
| Особенности развития познавательной сферы слепоглухих детей.
| Подготовить рефераты:
- «Особенности ощущений и восприятия у слепоглухих детей»
- «Опыт работы профессора А.И.Соколянского с О.И.Скороходовой»
- «Знакомство с окружающим миром через чувственный опыт»
| 5
| Защита рефератов
|
3
| Особенности личности и эмоционально-волевой сферы слепоглухих детей.
| Подготовить рефераты:
- «Причины ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности»
- «Вторичные нарушения личности»
- «Социально-бытовая адаптация слепоглухих детей при выраженной умственной отсталости»
| 4
| Защита рефератов
|
4
| Психологическая диагностика и коррекция при сложных недостатках развития.
| Подготовить рефераты:
- «Особенности медицинского обследования»
- «»Особенности нейрофизиологического обследования детей со сложными недостатками развития»
- «Психолого-педагогическое обследование детей со сложными нарушениями»
- «Особенности работы с семьёй»
| 4
| Защита рефератов
|
5
| Инновационные программы в психологической коррекции и социальной адаптации детей-инвалидов.
| Подготовить рефераты:
- «Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации»
- «Адаптационные и компенсаторные процессы»
Составить таблицу, где указать формы и направления реабилитационных мероприятий.
| 4
| Защита рефератов
|
| Раздел 9. Технологии семейного воспитания детей с Р.Д.А.
|
1.
| Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с Р.Д.А.
| Составить таблицу направлений, методов и приемов, правил организации коррекционной работы.
| 2
| Выступление на практическом занятии.
|
2.
| Формы помощи семье аутичного ребенка.
| Подготовить рефераты:
-Влияние холдинг терапии на родителей.
-тренинги по развитию эмоц-волевой сферы, общения.
| 2
| Выступления с рефератами.
|
3.
|
Взаимодействие родителей и специалистов в работе.
| Составить конспект К.С.Лебединской, О.С.Никольской « Дети с нарушениями общения: Р.Д.А.»М.1989.
| 2
| Проверка конспектов.
|