Скачать 60.6 Kb.
|
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла Е. А. Филиппова, О.В. Ямукова МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары» В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для обучения детей с ограниченными возможностями, где без компьютера уже не обойтись. Все большее число выпускников общеобразовательных школ сегодня осознают необходимость расширения своих познавательных возможностей. В современном обществе недостаточно даже сформированных знаний у учащихся с особыми потребностями в конкретных предметных областях. Необходимо развитие познавательных и творческих способностей каждого ребенка с ограниченными возможностями. Перед образованием такой категории учащихся ставится задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации детей с ограниченными возможностями в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению школьников к творческой деятельности исследователя. Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования учащимися с особыми потребностями в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед». Цифровая лаборатория «Архимед» – это новое поколение естественнонаучных лабораторий. Входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» образовательные ресурсы и лабораторные комплексы, направлены на выполнение следующих задач:
Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лаборатория состоит из:
КПК и TriLink имеют функцию синхронизации с настольным ПК, далее данные можно просматривать на персональном компьютере, а затем производить дальнейшую обработку результатов. При помощи расширенного варианта программы MultiLab, входящею так же в программное обеспечение КПК, производить конвертирование, т.е. перевод файлов в различные форматы без изменения их расширения, включая графические файлы и потоковое видео в формате AVI. [3] Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории как биологии и химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), так и физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.). Оборудование цифровой лаборатории дает возможность легко менять параметры измерений и самим анализировать полученные данные. Так, например, при изучении кислотности различных веществ учащиеся самостоятельно делают вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств и, тем более, химических реактивов необходимо пользоваться перчатками. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, которые можно использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации. При выполнении эксперимента с использованием цифровой лаборатории необходимо придерживаться следующей последовательности действий: I. Подготовительный этап: актуализация имеющихся знаний о предмете исследования; формулировка цели и задач исследования; выдвижение гипотез о процессе, средствах и результатах деятельности; разработка метода решения задачи на основе имеющихся знаний (создание схемы экспериментальной установки, выбор приборов и материалов, порядок подготовки эксперимента, порядок проведения эксперимента; методика анализа полученных данных). II. Этап выполнения действий по созданию экспериментальной установки и получению первичных данных: сборка и наладка экспериментальной установки; проведение наблюдений и измерений; фиксирование полученных данных. III. Этап обработки и интерпретации результатов измерений и наблюдений: расшифровка, преобразование, математическая обработка, обобщение, интерпретация полученных данных, формулировка выводов; при необходимости – осуществление дополнительных серий измерений; изложение результатов работы[4]. Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности. Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию. При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь в:
Как же проходит лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа? Этапы лабораторной работы:
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся с ограниченными возможностями любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие. При подготовке к работе эталонные изображения можно создать заранее, сфотографировав нужные объекты. Кстати, количество таких изображений со временем значительно увеличивается, поэтому рекомендуем сразу создать в компьютере несколько папок (“Ботаника”, “Зоология”, “Человек” или другие) и в дальнейшем сразу сортировать фотографии по тематическим папкам. Использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала; систематизации и углубления знаний учащихся; развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, к закреплению навыков самостоятельной исследовательской работы. В заключение отметим, что цифровые лаборатории - это совершенно новый подход к организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями на уроках естественнонаучного цикла. Список литературы:
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | Решение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа... Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями... | ||
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world» Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме | ||
Проектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями... | Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | ||
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения Ьному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс... | Учебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп | ||
50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными... Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | ||
Конспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся... Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,... | «Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... | ||
Оптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными... Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для... | Доклад о деятельности тогбоу «Горельская специальная (коррекционная)... Тогбоу «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» |