Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла





НазваниеИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла
Дата публикации03.11.2014
Размер60.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла

Е. А. Филиппова, О.В. Ямукова

МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары»

В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для обучения детей с ограниченными возможностями, где без компьютера уже не обойтись.

Все большее число выпускников общеобразовательных школ сегодня осознают необходимость расширения своих познавательных возможностей. В современном обществе недостаточно даже сформированных знаний у учащихся с особыми потребностями в конкретных предметных областях. Необходимо развитие познавательных и творческих способностей каждого ребенка с ограниченными возможностями. Перед образованием такой категории учащихся ставится задача формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации детей с ограниченными возможностями в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению школьников к творческой деятельности исследователя.

Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования учащимися с особыми потребностями в образовательном процессе цифровой лаборатории «Архимед».

Цифровая лаборатория «Архимед» – это новое поколение естественнонаучных лабораторий.

Входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» образовательные ресурсы и лабораторные комплексы, направлены на выполнение следующих задач:

  1. комплексное использование материально-технических средств обучения детей с ограниченными возможностями на основе современных технико-педагогических принципов;

  2. переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы;

  3. перенос акцента на практико-ориентированный компонент учебной деятельности; формирование коммуникативной культуры учащихся;

  4. развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.[2]

Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ по физике, биологии и химии, проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лаборатория состоит из:

  1. мощного, мобильного и простого в использовании карманного персонального компьютера Palm на базе операционной системы Palm OC;

  2. измерительного интерфейса TriLink;

  3. 22-х цифровых датчиков

  4. дополнительно оснащается цифровым микроскопом.

КПК и TriLink имеют функцию синхронизации с настольным ПК, далее данные можно просматривать на персональном компьютере, а затем производить дальнейшую обработку результатов. При помощи расширенного варианта программы MultiLab, входящею так же в программное обеспечение КПК, производить конвертирование, т.е. перевод файлов в различные форматы без изменения их расширения, включая графические файлы и потоковое видео в формате AVI. [3]

Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории как биологии и химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), так и физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.). Оборудование цифровой лаборатории дает возможность легко менять параметры измерений и самим анализировать полученные данные. Так, например, при изучении кислотности различных веществ учащиеся самостоятельно делают вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств и, тем более, химических реактивов необходимо пользоваться перчатками. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, которые можно использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации.

При выполнении эксперимента с использованием цифровой лаборатории необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

I. Подготовительный этап: актуализация имеющихся знаний о предмете исследования; формулировка цели и задач исследования; выдвижение гипотез о процессе, средствах и результатах деятельности; разработка метода решения задачи на основе имеющихся знаний (создание схемы экспериментальной установки, выбор приборов и материалов, порядок подготовки эксперимента, порядок проведения эксперимента; методика анализа полученных данных).

II. Этап выполнения действий по созданию экспериментальной установки и получению первичных данных: сборка и наладка экспериментальной установки; проведение наблюдений и измерений; фиксирование полученных данных.

III. Этап обработки и интерпретации результатов измерений и наблюдений: расшифровка, преобразование, математическая обработка, обобщение, интерпретация полученных данных, формулировка выводов; при необходимости – осуществление дополнительных серий измерений; изложение результатов работы[4].

Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности.

Цифровой микроскоп – это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь в:

  1. изучении исследуемых объектов не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера;

  2. использовании изображений объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

  3. изучении объектов в динамике;

  4. создании презентационных фото и видеоматериалы по изучаемой теме;

  5. использовании изображений объектов на бумажных носителях.[5]

Как же проходит лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа?

Этапы лабораторной работы:

  1. постановка целей и задач с помощью учащихся;

  2. объяснение строение объекта, с помощью его изображения, выведенного на большой экран;

  3. самостоятельная работа учащихся с микроскопами (индивидуально или в парах), при этом изображение с большого экрана убрано;

  4. зарисовка увиденного объекта, ответы на поставленные вопросы, запись выводов;

  5. сравнение своего рисунка с эталоном (на экране).

Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся с ограниченными возможностями любых возрастов. Использование цифрового микроскопа делает её еще более яркой, запоминающейся, да и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.

При подготовке к работе эталонные изображения можно создать заранее, сфотографировав нужные объекты. Кстати, количество таких изображений со временем значительно увеличивается, поэтому рекомендуем сразу создать в компьютере несколько папок (“Ботаника”, “Зоология”, “Человек” или другие) и в дальнейшем сразу сортировать фотографии по тематическим папкам.

Использование цифрового микроскопа даёт ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала; систематизации и углубления знаний учащихся; развития их способностей к приобретению и усвоению знаний, к закреплению навыков самостоятельной исследовательской работы.

В заключение отметим, что цифровые лаборатории - это совершенно новый подход к организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями на уроках естественнонаучного цикла.
Список литературы:

  1. Старовиков М.И. Введение в экспериментальную физику: Учебное пособие. – СПб.:Издательство «Лань», 2008.-240 с.: ил. – (Учебник для вузов. Специальная литература).
  2. Макарова О.Е. Использование цифровой лаборатории "Архимед" в школьном химическом эксперименте [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-135834.html

  3. Минаков Д.В. Использование цифровой лаборатории «Архимед» в образовательном процессе школы [электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/534732/


  4. Антипов С.А. Использование цифровой лаборатории в исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии[электронный ресурс] – режим доступа: http://www.openclass.ru/pages/173642
  5. Кириллова Е.Г., Зайцева Е.А. Использование цифрового микроскопа на уроках биологии и химии [электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/566658/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла icon«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconУрока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world»
Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconПроектирование педагогического процесса на уроках трудового обучения в школе неслышащих детей
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconСоциализация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения
Ьному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconУчебно-методическое пособие «Использование икт на уроках в начальной...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк / сп
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла icon50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными...
Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла icon«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках естественнонаучного цикла iconДоклад о деятельности тогбоу «Горельская специальная (коррекционная)...
Тогбоу «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск