Скачать 436.13 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" «Утверждаю» Зав.кафедрой Левченко И.Ю. ___________________ Решение заседания кафедры Протокол № 1 от 03.09.2013 I. Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья» Направление: 05400.62 Психолого-педагогическое образование Профиль: Специальная педагогика и психология (очная форма обучения) Составитель: к.п.н., доцент Алышева Т.В. Москва 20131. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цели и задачи дисциплины Курс разработан для профиля «Олигофренопедагогика (образование лиц с нарушением в интеллектуальном развитии)» по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование». Курс - составная часть профессиональной подготовки учителей – олигофренопедагогов. Основная цель данного курса - формирование профессиональной компетентности будущего учителя-олигофренопедагога. Задачами курса являются:
Объем в ЗЕ: 5 кредитов. Время изучения: курс 3, семестр 6; курс 4, семестр 7; курс 4, семестр 8. Взаимосвязь с другими модулями: Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение следующих дисциплин: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Педагогические системы образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Педагогические системы обучения и воспитания детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», «Послешкольное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Инклюзивное образование», «Инновационные технологии в обучении детей с нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития», «Психология умственно отсталых детей», «Олигофренопедагогика», «Методики обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида», «Обучение и воспитание детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы», «Социальные аспекты аномального развития», «Система психолого-педагогического сопровождения специального образования», «Нормативно-правовое обеспечение специального образования», «Основы управления специальным образованием», «Технологии обучения и воспитания детей с выраженными интелектуальными нарушениями», «Современная система образования детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития», «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями развития». Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Модуль направлен на формирование следующих компетенций: Из числа общекультурных компетенций: способностью и готовностью: к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1); способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4). из числа профессиональных компетенций: общепрофессиональными способностью и готовностью: способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2). Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Содержание модуля «Методика обучения математике» включает в себя общие и частные вопросы методики преподавания математики в школе У111 вида. Общие вопросы методики математики раскрывают цель, задачи, содержание, методы, организация обучения математике умственно отсталых детей. Частные вопросы методики математики предполагают рассмотрение методики изучения элементарных математических представлений, нумерации, арифметических действий, величин, дробей, текстовых арифметических задач, геометрического материала. При изложении методических тем курса рассматривается материал таких тем, как «Особенности усвоения математических знаний и умений умственно отсталыми учащимися», «Средства обучения математике. Оснащение учебного процесса». Изучение материала образовательного модуля проводится на лекционных и лабораторных занятиях, а также во время самостоятельной работы студентов. На аудиторных занятиях освещаются лишь основные вопросы методики математики, причем особое внимание уделяется наиболее сложным проблемам. Значительная часть вопросов, достаточно полно и глубоко освещенных в литературе, предлагаются студентам для самостоятельного изучения, преимущественно в межсессионный период. Лабораторные занятия по данному курсу проводятся как в аудиториях вуза, так и на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На лабораторных занятиях студенты актуализируют теоретический материал, закрепляют его, проводят логико-дидактический анализ школьной программы, учебников, рабочих тетрадей по математике, изготавливают и анализируют наглядные пособия, получают навыки составления и анализа тематического планирования, конспектов и планов уроков математики и внеклассных мероприятий по предмету, учатся подбирать материал для контрольных работ, для устного счета и самостоятельной работы учащихся на определенную тему. Особое внимание уделяется закреплению теоретических знаний по математике, выработке у студентов практических умений и навыков анализа числа, действий над числами и величинами, решению арифметических задач, измерению и построению геометрических фигур и т.д. Основной целью лабораторных занятий, проводимых в школе, является выработка навыков наблюдения и анализа уроков математики, выявление особенностей и трудностей усвоения умственно отсталыми школьниками математических знаний и умений, знакомство с наглядными и техническими средствами обучения, раздаточным материалом, играми, выполнение заданий исследовательского характера. Самостоятельная работа студента в межсессионный период – необходимое звено в цепочке усвоения знаний по методике математике: лекция – лабораторное занятие – межсессионная самостоятельная работа, которая направляется преподавателем и выполняется по его заданию. Основную литературу, необходимую для выполнения самостоятельной работы, можно получить в библиотеке учебного заведения, а с дополнительной познакомиться в других библиотеках (Российской государственной, областных, районных и т. д.). Для самостоятельной работы над курсом студенты могут использовать наглядные пособия, которые хранятся на кафедрах. Желательно также иметь у себя школьные учебники, рабочие тетради и действующую программу по математике. Хотелось бы обратить также внимание студентов еще на один важный момент, который в значительной степени влияет на качество изучения предмета: самостоятельная работа должна быть систематической и творческой. Студент обязан придерживаться того графика, который ему рекомендует преподаватель и вовремя сдавать письменные работы и т. д. Кроме этого, студент должен заставлять себя сам ставить вопросы, особенно причинно-следственного характера. Учебным планом предусматривается выполнение в домашних условиях ряда практических заданий, самостоятельное изучение части теоретического материала (в форме конспектирования, реферирования). Общие советы по их подготовке даются на установочных занятиях. Выполненные работы следует лично предъявлять преподавателю курса на сессии. Курс «Методика обучения математике» предваряет педагогическую практику, в процессе которой студенты получают навыки подготовки, планирования и проведения уроков математики в младших и старших классах специальной (коррекционной) школы У111 вида. Студенты, проявляющие повышенный интерес к специальной методике преподавания математики, могут углубить и расширить свои знания в ходе изучения передового опыта учителей, анализа теоретико-математической, общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы при написании курсовой или выпускной квалификационной работы. При выполнении разного рода научно – исследовательских работ рекомендуется использовать монографическую литературу и периодические научные издания, в том числе и издаваемые во многих вузах сборники научных трудов, а также Интернет-ресурсы. При использовании электронных материалов нужно обращать внимание на авторство и адреса, которые должны указываться в контрольных, рефератах, курсовых, выпускных квалификационных работах в списке источников. Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: эссе, проект. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 30/70 % - нормативный кластер Технологическая карта образовательного модуля
|
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | ||
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями... | ||
Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями... Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии | ||
Урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world» Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... |