Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии»





Скачать 412.35 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии»
страница1/4
Дата публикации29.03.2015
Размер412.35 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.

Учебно-методический комплекс

М1.КВ.1 «Междисциплинарные связи в логопедии»
Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии
Составители:
Орлова О.С., д.п.н., профессор

кафедры логопедии
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Утверждаю зав.кафедрой

______________________________

Орлова О.С.

Решение заседания кафедры

Протокол № _1_ от «03_» _сент_ 2012 г.

Учебно-методический комплекс

М1.КВ.1 «Междисциплинарные связи в логопедии»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии

Составители: Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии


Москва 2012

Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по проблемам специальной педагогики, касающимся целей и задач коррекционного обучения, закономерностей нарушенного развития, психолого-педагогического изучения и диагностики нарушений, своеобразия психического развития лиц с ограниченными возможностями развития (ОВЗ), их обучения и воспитания.

  • Формирование мировоззренческих компетенций педагога и психолога специального и инклюзивного образования.

  • Ознакомление студентов с междисциплинарными связями логопедии.




  • Ознакомление студентов с некоторыми, наиболее важными вопросами обучения и воспитания лиц разного возраста с ОВЗ.

  • Подготовка педагогов к проведению систематической работы по пропаганде и популяризации знаний в области специальной педагогики среди родителей и персонала специальных образовательных учреждений.

Объем в ЗЕ: 2 .

Время изучения: курс 1 семестр 2 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология умственно отсталых детей, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также Истории и Философии в объеме подготовки бакалавра.

Данная дисциплина является базой для изучения курса История и Философия специальной педагогики и специальной психологии, а также курсов Специальная психология, Специальная педагогика, Медико-биологические проблемы дефектологии в объеме подготовки магистра.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:
из числа общекультурных компетенций:

способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

из числа профессиональных компетенций:

общепрофессиональными способности и готовность:

способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1).

готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • в области исследовательской деятельности:

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина по выбору. Он опирается на достижения современной отечественной и зарубежной педагогики, общей и специальной психологии, философии, отечественной и зарубежной истории. При изучении курса раскрывается содержание понятия: антропологический подход; аксиология; аксиологическая концепция отношения социума к лицам с отклонениями в развитии; классическая наука; неклассическая наука; постнеклассическая наука; национальная система специального образования; лечебная педагогика; коррекционная педагогика; специальная педагогика; герменевтика; гуманизм; интерактивный подход; история философии; философия науки; полифундаментальность; этика; гуманистическая этика; деонтология и др., характеризующих современное состояние и перспективы образования детей с отклонениями в развитии. Курс направлен на подготовку к освоению базовой дисциплины «История и философия специальной педагогики и психологии», а также дисциплин психолого-педагогического и медико-биологических блоков.

Эффективность обучения и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии зависит от мировоззренческих позиций педагога и психолога, работающих в системе специального и инклюзивного образования. Курс направлен на формирование мировоззренческих компетенций, являющихся приоритетными в системе психолого-педагогической реабилитации детей с отклонениями в развитии, соответствующих современных гуманистическим тенденциям и государственной политике Российской Федерации.

Курс позволяет сформировать современные мировоззренческие позиции, углубить и расширить знания студентов в исследовательской и психолого-педагогической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Программа рассчитана на учебный курс, объемом 72 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем.

Студенты должны иметь представление:

об этапах становления системы специального образования в России и за рубежом;

об общих закономерностях аномального развития;

о государственной политике в области специального образования

о нормативных актах, регламентирующих специальное образование;

о вариативных моделях специального образования;

о специальных образовательных условиях для детей с различными отклонениями в развитии.

Студенты должны овладеть знаниями:

о психолого-педагогических особенностях детей с ОВЗ;

о системах специального образования в России и за рубежом;

о современных вариативных моделях интеграции;

о специальных образовательных условиях для детей с ОВЗ в системе общего образования;

Студенты должны уметь:

обследовать детей с различными отклонениями в развитии;

разрабатывать вариативный педагогический маршруты;

организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ОВЗ;

разрабатывать индивидуальные программа коррекционно-развивающей работы;

осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях специального образования;

осуществлять продуктивное взаимодействие с участниками педагогического процесса;

консультировать родителей детей с ОВЗ;
Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект, экзамен.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

30/70 % - мировозренческий кластер


Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Лабораторные занятия

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ОК- 01, ОК - 07



Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ОК-07,ОК-1,



Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации




реферирование

Рабочая тетрадь

Тема 2

Тесты

ПК-01, ПК-2, ПК-3


Тема 3

Конспекты лекции 3, презентации




Конспектирование, аннотирование

Рабочая тетрадь тема 3

Письменный опрос

ПК-01, ПК-2, ПК-3



Тема 4

Конспекты лекции 4, презентации




конспектирование, анализ различных типов данных, структурирование проблемы

Рабочая тетрадь тема 4

Письменный опрос



2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

междисциплинарные связи в логопедии

Лекции

4







Практические/семинарские










Лабораторные

12







Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Диф. зачет







2

Общий объем часов по дисциплине

16

56

зачет



Краткое содержание курса


Дисциплина

Значение  для логопедии

Педагогика

-        внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения;

-        конструирование учебного процесса

Специальная педагогика и ее отрасли 

-       изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи;

-       дифференциация нарушений речи от сходных состояний;

-       подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями;

-       подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.

Методика  обучения родному языку

-       раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью;

-       изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией.

Методика  обучения математике

изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов  и системы обучения математике детей  с речевой патологией.

Общая, специальная психология и психодиагностика

-       знание закономерностей психического развития ребенка;

-        владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций;

-       определение роли речи в психическом развитии ребенка;

-       установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи;

-       повышение эффективности логопедического воздействия.




 

 
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (9-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) отделения логопедии
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры Электроники...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа модуля «Невропатология»
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Кв4: «Современные технологии оказания психологической помощи лицам с нарушениями социально-личностного развития»
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический комплекс кв. 1 «Междисциплинарные связи в логопедии» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры Электроники...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск