Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования»





Скачать 492.16 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования»
страница1/5
Дата публикации23.11.2014
Размер492.16 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012г.

Учебно-методический комплекс

дисциплины М.2.Б.4 «Коммуникативная культура специалистов системы

специального (дефектологического) образования»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии
Составитель:
Грачева И.А., к.п.н., доцент

кафедры логопедии


Москва-2012
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»


"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012г.


Программа дисциплины

М.2.Б.4 «Коммуникативная культура специалистов системы

специального (дефектологического) образования»

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Составитель:

Грачева И.А., к.п.н., доцент кафедры логопедии

Москва-2012

1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к формирование представлений об основах речевой культуры
Задачи:

  1. Формирование научного лингвистического мышления;

  2. Ознакомление с комплексом знаний о языке как сложной многоуровневой системе взаимосвязанных единиц, о роли в развитии общества;

  3. Обогащение теоретических знаний о фактах языка и явлениях речи, нормативном и вариативном использовании и употреблении определенных языковых единиц;

  4. Выработка умений и навыков научно – теоретической и практической интерпретации языковых фактов и явлений, их системных отношений;

  5. Совершенствование умений и навыков культуры мышления, речи, умения корректно, правильно и четко излагать свои мысли, аргументировано обосновывать положения предметной области знания.


Объем в ЗЕ: 2 .

Время изучения: курс 1 семестр 2 .

Взаимосвязь с другими дисциплинами:

Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология умственно отсталых детей, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также История и Философия в объеме подготовки бакалавра.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Развитие специального образования в России и за рубежом, Сравнительная специальная педагогика, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование, Правовые и экономические основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития.

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);

готовностью к осуществлению и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15).
Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:

  • в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических

объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей

квалификации.

  • в области научно - исследовательской деятельности:

  • изучение и систематизация достижений отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;

  • разработка стратегии, структуры и процедуры осуществления опытно-экспериментальной работы;

  • анализ и систематизация результатов исследований, подготовка научных отчетов, публикаций, презентаций, использование их в профессиональной деятельности;

  • использование имеющихся возможностей образовательного пространства и проектирование новых, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

  • мониторинг эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования;

  • осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;

  • проектирование содержания дополнительного образования лиц с ОВЗ;



Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Курс предусмотрен Государственным стандартом образования специальности "Логопедия" в качестве дисциплины предметной подготовки. Особенностью указанного курса является изучение базовых разделов современного русского языка параллельно с основами науки о языке. Курс «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» позволяет углубить и расширить компетенции магистрантов в исследовательской и диагностической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Особое место при освоении курса занимает ознакомление с психолого-педагогическими особенностями детей с различными отклонениями в развитии, проектирование оптимальных педагогических маршрутов для каждого ребенка, разработка вариативных коррекционно-развивающих программ. Программа рассчитана на учебный курс, объемом 72 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста.

Студенты должны иметь представление:

-о методах аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической информации;

-о культуре проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных психолого-педагогических исследований в своей профессиональной деятельности;

Студенты должны овладеть знаниями и умениями:

  • Получить представление о связи языка и мышления, языка и речи, о методах изучения языковых единиц;

  • Систематизировать сведения по фонетике и фонологии, орфоэпических нормах современного русского литературного языка и их изменениях;

  • Понять своеобразие слова и фразеологизма как единиц языка, знать их классификацию, специфику употребления;

  • Уметь выявлять парадигматические отношения, аргументировать синтагматические и деривационные отношения между единицами языка;

  • Уметь пользоваться научной лингвистической и лексикографической литературой;

  • Освоить навык профессионального грамотного лингвистического анализа звука, слова, словоформы, словосочетания, предложения;

  • Совершенствовать навык правильного оформления устной и письменной речи.

Овладение теорией и практическими умениями и навыками анализа языковых фактов и явлений речи предполагает дальнейшее повышение и совершенствование грамотности студентов, осмысление и понимание ими орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексико – стилистических норм современного русского языка.

Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы:

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: творческие задания, зачет

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - инструментальный кластер


Технологическая карта образовательного модуля

Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль

ПК-12, ПК-14, ПК-15


Тема 1

Конспекты лекции 1, презентации




реферирование,

Рабочая тетрадь

Тема 1

Письменный опрос

ПК-12, ПК-14, ПК-15


Тема 2

Конспекты лекции 2, презентации

Конспекты нормативных документов

реферирование

Рабочая тетрадь


Тесты


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

(по заочной форме обучения)


Факультет/

направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

час


Сам.

работа

050700 Специальное (дефектологическое) образование

Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования

Лекции

4







Практические/семинарские










Лабораторные

10







Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет







2

Общий объем часов по дисциплине

14

58





Краткое содержание курса

Тема 1. Языкознание как наука



Возникновение языкознания. Предмет и задачи языкознания. Внутренняя и внешняя лингвистика. Языкознание общее и частное, теоретическое и эмпирическое, описательное и нормативное, "чистое" и прикладное, формальное и функциональное, синхронное и историческое (диахроническое). Языкознание сравнительно-историческое, ареальное, типологическое, сопоставительное (контрастивное).

Место языкознания в системе гуманитарных наук. Философия и филология; риторика, языкознание и литературоведение. Психология и языкознание; психолингвистика. Социология и языкознание; социолингвистика. Этнография и языкознание; этнолингвистика. Ареальная лингвистика. Семиотика и языкознание. Логика и языкознание. История и языкознание.

Взаимодействие языкознания с естественными науками. Биология и языкознание. Анатомия, физиология и языкознание. Нейрология и языкознание; нейролингвистика. Психология памяти и языкознание. Физика (акустика) и языкознание.

Понятие математической лингвистики. Кибернетика, информатика, программирование. Развитие информационных технологий; новые задачи лингвистики. Лингвистика корпуса текстов. Компьютерная лингвистика.

Тема 2. Язык как система. Структура языка



Язык как система. Понятие языковой структуры и системы. Системность структур. Системные связи языковых единиц. Понятие о языковом уровне (ярусе). Иерархия уровней. Язык как система систем.

Соотношение конкретного и абстрактного в языке. Понятие оппозиции и значимости единиц языка. Понятия синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе. Язык и речь. Язык и речь в концепции Ф. де Соссюра. Речевая деятельность, тексты и языковая система в концепции Л.С. Щербы.

Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы уровней, их соотношение и функции. Синхрония и диахрония.

Тема 3. Фонетика и фонология



Звуки, фонемы. Фонетика, фонология. Биологическая, акустическая и функциональная характеристики звука. Устройство и функции речевого аппарата.

Артикуляционная характеристика звуков речи. Вокализм и консонантизм; гласные и согласные звуки. Сонорные и шумные согласные. Смычные и щелевые согласные. Взрывные согласные. Смычно-щелевые (аффрикаты) согласные. Носовые согласные. Боковые (латеральные) согласные. Дрожащие согласные (вибранты). Губные согласные. Передне-, средне- и заднеязычные согласные. Дополнительные типы артикуляции (палатализация, аспирация и лабиализация). Гласные звуки переднего, среднего и заднего рядов. Гласные звуки нижнего, среднего и верхнего подъёма. Лабиолизованные и нелабиолизованные гласные звуки.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы. Аккомодация. Ассимиляция и ее виды. Диссимиляция и ее виды. Эпентеза. Протеза. Диереза (апокопа; синкопа; гаплология; элизия). Метатеза. Фузия. Фонетические и традиционные (исторические) чередования.

Понятие о фонеме. Фонемы и звуки речи. Аллофон. Основные положения МФШ и ЛФШ.

Фонетическое членение речевого потока. Ударение, его виды. Интонация и ее элементы.

Понятие слога. Виды слогов. Различные теории слога. Проблема слогораздела.

Тема 4. Графика и орфография



Происхождение и этапы развития письма. Язык и письмо. Письмо и письменность. Значение письма. Этапы происхождения письма в связи с этапами развития мышления: пиктография, идеография, фонография и др. Звук и буква.

Графика, основной принцип русской графики. Алфавиты и их создание.

Орфография и принципы орфографии. Основной принцип русской орфографии.

Транслитерация и транскрипция.

Тема 5. Лексикология



Слово как лингвистическая единица в языках различных типов. Основные признаки слова (с точки зрения функции, фонетики, структуры, синтаксиса и семантики). Цельнооформленность и проницаемость слова. Понятие лексемы и парадигмы словоформ. Лексическое значение слова, предмет (денотат) и понятие. Сигнификативное и коннотативное значение.

Лексическое значение и понятие. Полисемия. Виды переносного употребления слов. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Фонетическая, словообразовательная и семантическая мотивированность переносного значения слова. Понятие "внутренняя форма слова" как центральное понятие ономасиологии и этимологии. Научная этимология, ложная этимология, деэтимологизация языка. Этимон.

Омонимия, синонимия, антонимия языка. Паронимия. Типы омонимов, синонимов и антонимов. Роль контекста. Энантиосемия.

Фразеология и фразеологические сочетания (фразеологизмы). Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания.

Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава языка. Архаизмы и историзмы. Окказионализмы и неологизмы. Пути обогащения словарного состава языка (заимствование и словообразование). Основные способы словообразования. Словарная калька. Эвфемизм.

Лексикография. Номинативные процессы и словарь (лексикон) языка. Семасиологический и ономасиологический подходы к изучению словарного состава языка. Системность и структурность в лексике. Гипонимы и гиперонимы. Семантические поля.

Словообразование

Морфема и морф. Корневые и аффиксальные морфемы

Словообразующая и формообразующая функции морфем

Многозначность и омонимия морфем. Нулевые морфемы.

Основа слова.

Способы словообразования, основные разновидности.

Тема 6. Морфология


Грамматика и ее разделы. Лексическое, лексико-грамматическое и грамматическое значения слов. Типы отношений между единицами плана выражения и единицами плана содержания при выражении значений различного типа.

Морфема как лингвистическая единица. Членение слова на морфемы. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта морфемы. Нулевое выражение грамматического и лексико-грамматического значений. Разграничение словообразования и словоизменения.

Корневые и аффиксальные морфемы. Корень как носитель вещественного, лексического значения. Свободные и связанные корны. Деривационные (словообразовательные) и формообразующие (несловообразовательные) аффиксы. Флексийные (реляционные) и нефлексийные аффиксы. Материально выраженные и нулевые (материально невыраженные) морфемы. Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы, флексии (окончания).

Основа слова (производная - непроизводная; производящая; свободная - связанная). Исторические изменения в морфемной структуре слова. Опрощение. Переразложение. Усложнение.

Части речи. Принципы классификации слов по частям речи.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры Электроники...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление...
Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден...
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический комплекс дисциплины м б. 4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск