Скачать 492.16 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
Учебно-методический комплекс дисциплины М.2.Б.4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» Факультет: дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) Кафедра: Логопедии Составитель: Грачева И.А., к.п.н., доцент кафедры логопедии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
Программа дисциплины М.2.Б.4 «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» Факультет: дефектологический Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) Составитель: Грачева И.А., к.п.н., доцент кафедры логопедии Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса. Цель: подготовка будущих магистров специального дефектологического образования к формирование представлений об основах речевой культуры Задачи:
Объем в ЗЕ: 2 . Время изучения: курс 1 семестр 2 . Взаимосвязь с другими дисциплинами: Необходимым условием обучения данной ОД является успешное освоение следующих дисциплин: Психология, дисциплин модуля «Медико-биологические основы дефектологии» (Неврология, Основы генетики, Основы нейрофизиологии и ВНД), Специальная психология, Специальная педагогика, Психология умственно отсталых детей, Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также История и Философия в объеме подготовки бакалавра. Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Развитие специального образования в России и за рубежом, Сравнительная специальная педагогика, Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития, Методы психологической коррекции и реабилитации, Психологическое консультирование, Правовые и экономические основы специального и инклюзивного образования, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями интеллектуального развития, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с сенсорными и двигательными нарушениями, Психолого-педагогическое сопровождение детей с недостатками речевого развития. Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: инструментальный ОМ Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций: готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12); готовностью к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14); готовностью к осуществлению и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15). Дисциплина направлена на решение следующих профессиональных задач:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.
Требования к средствам и формам освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): Курс предусмотрен Государственным стандартом образования специальности "Логопедия" в качестве дисциплины предметной подготовки. Особенностью указанного курса является изучение базовых разделов современного русского языка параллельно с основами науки о языке. Курс «Коммуникативная культура специалистов системы специального (дефектологического) образования» позволяет углубить и расширить компетенции магистрантов в исследовательской и диагностической работе с детьми, предусматривая различные виды диагностической, коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Особое место при освоении курса занимает ознакомление с психолого-педагогическими особенностями детей с различными отклонениями в развитии, проектирование оптимальных педагогических маршрутов для каждого ребенка, разработка вариативных коррекционно-развивающих программ. Программа рассчитана на учебный курс, объемом 72 часа, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. Практические занятия проводятся с использованием атласов, таблиц, схем, а также непосредственно в деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста. Студенты должны иметь представление: -о методах аналитико-логической обработки и применения научно-педагогической информации; -о культуре проектно-творческого и системно-технологического мышления в организации прикладных психолого-педагогических исследований в своей профессиональной деятельности; Студенты должны овладеть знаниями и умениями:
Овладение теорией и практическими умениями и навыками анализа языковых фактов и явлений речи предполагает дальнейшее повышение и совершенствование грамотности студентов, осмысление и понимание ими орфографических, пунктуационных, орфоэпических, лексико – стилистических норм современного русского языка. Требования к форме контрольных и учебных заданий (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля): в качестве контрольных и учебных заданий могут быть использованы: 1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование; 2 уровень сложности: реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент; 3 уровень сложности: творческие задания, зачет Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
2. Объем дисциплины и виды учебной работы (по заочной форме обучения)
Краткое содержание курса Тема 1. Языкознание как наукаВозникновение языкознания. Предмет и задачи языкознания. Внутренняя и внешняя лингвистика. Языкознание общее и частное, теоретическое и эмпирическое, описательное и нормативное, "чистое" и прикладное, формальное и функциональное, синхронное и историческое (диахроническое). Языкознание сравнительно-историческое, ареальное, типологическое, сопоставительное (контрастивное). Место языкознания в системе гуманитарных наук. Философия и филология; риторика, языкознание и литературоведение. Психология и языкознание; психолингвистика. Социология и языкознание; социолингвистика. Этнография и языкознание; этнолингвистика. Ареальная лингвистика. Семиотика и языкознание. Логика и языкознание. История и языкознание. Взаимодействие языкознания с естественными науками. Биология и языкознание. Анатомия, физиология и языкознание. Нейрология и языкознание; нейролингвистика. Психология памяти и языкознание. Физика (акустика) и языкознание. Понятие математической лингвистики. Кибернетика, информатика, программирование. Развитие информационных технологий; новые задачи лингвистики. Лингвистика корпуса текстов. Компьютерная лингвистика. Тема 2. Язык как система. Структура языкаЯзык как система. Понятие языковой структуры и системы. Системность структур. Системные связи языковых единиц. Понятие о языковом уровне (ярусе). Иерархия уровней. Язык как система систем. Соотношение конкретного и абстрактного в языке. Понятие оппозиции и значимости единиц языка. Понятия синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе. Язык и речь. Язык и речь в концепции Ф. де Соссюра. Речевая деятельность, тексты и языковая система в концепции Л.С. Щербы. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы уровней, их соотношение и функции. Синхрония и диахрония. Тема 3. Фонетика и фонологияЗвуки, фонемы. Фонетика, фонология. Биологическая, акустическая и функциональная характеристики звука. Устройство и функции речевого аппарата. Артикуляционная характеристика звуков речи. Вокализм и консонантизм; гласные и согласные звуки. Сонорные и шумные согласные. Смычные и щелевые согласные. Взрывные согласные. Смычно-щелевые (аффрикаты) согласные. Носовые согласные. Боковые (латеральные) согласные. Дрожащие согласные (вибранты). Губные согласные. Передне-, средне- и заднеязычные согласные. Дополнительные типы артикуляции (палатализация, аспирация и лабиализация). Гласные звуки переднего, среднего и заднего рядов. Гласные звуки нижнего, среднего и верхнего подъёма. Лабиолизованные и нелабиолизованные гласные звуки. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы. Аккомодация. Ассимиляция и ее виды. Диссимиляция и ее виды. Эпентеза. Протеза. Диереза (апокопа; синкопа; гаплология; элизия). Метатеза. Фузия. Фонетические и традиционные (исторические) чередования. Понятие о фонеме. Фонемы и звуки речи. Аллофон. Основные положения МФШ и ЛФШ. Фонетическое членение речевого потока. Ударение, его виды. Интонация и ее элементы. Понятие слога. Виды слогов. Различные теории слога. Проблема слогораздела. Тема 4. Графика и орфографияПроисхождение и этапы развития письма. Язык и письмо. Письмо и письменность. Значение письма. Этапы происхождения письма в связи с этапами развития мышления: пиктография, идеография, фонография и др. Звук и буква. Графика, основной принцип русской графики. Алфавиты и их создание. Орфография и принципы орфографии. Основной принцип русской орфографии. Транслитерация и транскрипция. Тема 5. ЛексикологияСлово как лингвистическая единица в языках различных типов. Основные признаки слова (с точки зрения функции, фонетики, структуры, синтаксиса и семантики). Цельнооформленность и проницаемость слова. Понятие лексемы и парадигмы словоформ. Лексическое значение слова, предмет (денотат) и понятие. Сигнификативное и коннотативное значение. Лексическое значение и понятие. Полисемия. Виды переносного употребления слов. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Фонетическая, словообразовательная и семантическая мотивированность переносного значения слова. Понятие "внутренняя форма слова" как центральное понятие ономасиологии и этимологии. Научная этимология, ложная этимология, деэтимологизация языка. Этимон. Омонимия, синонимия, антонимия языка. Паронимия. Типы омонимов, синонимов и антонимов. Роль контекста. Энантиосемия. Фразеология и фразеологические сочетания (фразеологизмы). Фразеологические сращения. Фразеологические единства. Фразеологические сочетания. Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава языка. Архаизмы и историзмы. Окказионализмы и неологизмы. Пути обогащения словарного состава языка (заимствование и словообразование). Основные способы словообразования. Словарная калька. Эвфемизм. Лексикография. Номинативные процессы и словарь (лексикон) языка. Семасиологический и ономасиологический подходы к изучению словарного состава языка. Системность и структурность в лексике. Гипонимы и гиперонимы. Семантические поля. Словообразование Морфема и морф. Корневые и аффиксальные морфемы Словообразующая и формообразующая функции морфем Многозначность и омонимия морфем. Нулевые морфемы. Основа слова. Способы словообразования, основные разновидности. Тема 6. МорфологияГрамматика и ее разделы. Лексическое, лексико-грамматическое и грамматическое значения слов. Типы отношений между единицами плана выражения и единицами плана содержания при выражении значений различного типа. Морфема как лингвистическая единица. Членение слова на морфемы. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта морфемы. Нулевое выражение грамматического и лексико-грамматического значений. Разграничение словообразования и словоизменения. Корневые и аффиксальные морфемы. Корень как носитель вещественного, лексического значения. Свободные и связанные корны. Деривационные (словообразовательные) и формообразующие (несловообразовательные) аффиксы. Флексийные (реляционные) и нефлексийные аффиксы. Материально выраженные и нулевые (материально невыраженные) морфемы. Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы, флексии (окончания). Основа слова (производная - непроизводная; производящая; свободная - связанная). Исторические изменения в морфемной структуре слова. Опрощение. Переразложение. Усложнение. Части речи. Принципы классификации слов по частям речи. |
Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Цель: теоретическая подготовка студентов к профессиональной деятельности в области специального образования лиц с ограниченными возможностями... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры прикладной лингвистики и образовательных технологий... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 3 сентября 2012 Учебно-методический... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры Электроники... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Решение заседания кафедры протокол №1 от «3» 09. 2013 г. Учебно-методический... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | Решение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден... | ||
Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 13 Учебно-методический... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 30. 08. 2013 г. Учебно-методический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины делопроизводство направление... Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак. Учебно-методический комплекс обсужден... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |