Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)»





НазваниеРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)»
страница1/5
Дата публикации07.10.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой

Котовчихина Н.Д.


Решение заседания кафедры

Протокол № 1

«03» сентября 2012г.

Программа дисциплины

«Литературоведение (теория литературы)»
Направление: 540300 – филологическое образование

Составитель:

доцент Гаврилов В.А.

Москва-2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность учитель русского языка и литературы

Факультет: филологический

Кафедра: русской и зарубежной литературы

Курс: «Литературоведение (теория литературы)»

Разработал доцент Гаврилов В.А.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Русской литературы

15 сентября 2011 г. Протокол № 1
Зав. Кафедрой Котовчихина Н.Д.
. Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЕ

- предмет является обязательной дисциплиной

- относится к дисциплинам специального цикла

- ДПП.Ф.10 Теория литературы

Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий. Тропы. Проблемы стиховедения. Текстология. Понятие о методе, жанре, стиле.
Пояснительная записка

Курс «Литературоведение (теория литературы» служит продолжением курса «Введение в литературоведение». Фундаментом данного курса служат новейшие теоретические исследования по таким проблемам: структура художественного текста, условность, соотношение действительности и художественного мира произведения, литературный процесс и его закономерности. Опираясь на изученные общие курсы истории русской и зарубежной литературы, студенты продолжают осваивать терминологическую систему литературоведческой науки. Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно – стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. Теория литературы сложна и имеет различные аспекты и разделы. ЕЕ центральное звено – общая поэтика, именуемая также теоретической. Это – учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса).

Каждый из изучаемых терминов, комплекс терминов связывается с определенными закономерностями поэтики художественного произведения и литературного процесса. Теоретический материал курса иллюстрируется анализом русской классической литературы Х1Х-ХХ веков. Дисциплина изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. УМК включает тематику лекций, конспекты лекционных занятий, темы рефератов, контрольных работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Теория литературы» имеет итоговый, завершающий характер. Его цель – подготовить начинающего филолога к научной и профессиональной деятельности. А именно к устным выступлениям, к письменным работам, подготовке научных статей в области литературоведения. Теория литературы призвана помочь освоить сложный категориальный аппарат литературоведческой науки и литературной критики. Ознакомить с основными и вспомогательными литературоведческими дисциплинами; привести соответствующие понятия в стройное системное единство.

Главной задачей программы является постижение специфики литературы в ряду других видов искусства, понимание произведения в его целостности. Важнейшая задача – научить студентов распознавать содержание авторской позиции и формы ее воплощения. Студенты должны освоить понятия, в которых фиксируется стадиальное развитие литературы, а также понятия, характеризующие жанровые системы различных направлений.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать: теоретико-литературную терминологию; иметь представление о структуре изучаемой дисциплины, о трех ее важнейших разделах: учение об образной специфике литературы, о структуре произведения, о категориях и закономерностях литературного процесса; определения основных понятий и категорий. Студент должен уметь: пользоваться соответствующими терминами в процессе анализа литературного произведения; различать в произведении содержательные и формальные компоненты; устанавливать связь и взаимодействие между содержательными и формальными компонентами; дифференцировать познавательную и субъективную сторону произведения; описывать авторский стиль и раскрывать авторскую позицию. Студент должен владеть: приемами анализа эпических, лирических и драматических произведений, навыками наблюдения над литературными явлениями, навыками классификации литературных явлений по содержательному и стилевому основанию; навыками интерпретации текстов по узловым деталям, по ключевым эпизодам, по динамике сюжета, по системе характеров.
Объем дисциплины и виды учебной работы (по формам обучения)

Факультет/ специальность

Название дисциплины

Отделение

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудитор

Самост

филологический

Теория литературы

дневное

Лекции

10

0

10

Практические/ Семинарские

0

0

10

Лабораторные

0

0

10

Консультации

2

20

10

Курсовые /рефераты

0

3

10

Контрольные работы

1

4

10

Итоговый контроль: экзамен

10

20

10

Общий объем часов по дисциплине:

23

47

10

Содержание дисциплины 1.Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий)

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические/ семинарские

Лабораторные

1.  

Специфика и назначение литературы.

1

 

 

2.  

Художественный образ. Художественная условность.



1




 

3.  

Родовая классификация литературы. Пафос и его разновидности.



1




 

4.  

Реализм и его типология.

1




 

5.  

Литературное произведение как художественное целое и как структура.

1




 

6.  

Художественный мир произведения.

1




 

7.  

Сюжет и композиция литературного произведения.

1




 

8.  

Принципы анализа литературного произведения.

Романтизм и модернизм.

1




 

9.  

Закономерности исторического развития литературы

1




 

10.  

Художественный метод и стиль.

1




 

Содержание разделов дисциплины:

Учебная дисциплина включает 3 раздела:

  1. Специфика литературы

  2. Литературное произведение как художественное целое.

  3. Понятия и категории литературного процесса.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

I . Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2010 г.

  2. Есин А.В. Принципы анализа литераьтурного произведения. М.. 2009


Дополнительная:

  1. Соколов А.Н.Теория стиля.М.,1988

  2. Лихачев Д.С.Развитие русской литературы Х-ХУ11 в.в.Эпохи и стили.-Л.1973

  3. Белинский В.Г.Разделение поэзии на роды и виды.Сюбр.соч.:в 9 т.

т.М.,1982,т.3

  1. Поспелов Г.Н. Лирика.-М.,1976г.

  2. Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы и эстетики.-М.,1978

  3. Федотов О.И. Основы русского стихосложения.-М., 1998

  4. Аристотель.Поэтика.Риторика.Аристотель и античная литература.М.,1988

  5. Литературный энциклопедический словарь терминов и понятий под ред.Николюкина А.И..-М., 2001г.

9.Лосев А.Ф. Диалектика мифа.-в кн.Самое само.-М.,2001

10.Литературный энциклопедический словарь. М., 1977

11.Хрестоматия по теории литературы..М..1982г.

12.Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995 г.

13.Уэллек Р. и О. Уоррен. Теория литературы. М., Прогресс.,1978

14.Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996 (1999).

15.Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 2001.

16.Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998.

17.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста ( в составе полностью представленного тома "О поэтах и поэзии". – СПб.: Искусство-СПБ, 1996)

II. Методическое обеспечение дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей:

Преподаватель обеспечивает трансляцию современной системы теоретико-литературных понятий и терминов, объясняет типы взаимодействия между этими понятиями, их автономность и взаимопереходность. Преподаватель добивается, чтобы студенты овладели теоретическими категориями в качестве аналитического инструментария. Дисциплина теория литературы реализует следующие цели: обеспечивает формирование квалификационных умений и навыков учителя начальных классов (развивает читательскую культуру, аналитические способности, умение оценивать эстетические и идейные достоинства литературного произведения); решает задачи общегуманитарного становления личности студента (преподаватель обеспечивает трансляцию фактического материала, связанного с творчеством русских классиков, эстетических и литературоведческих концепций, охватывающих становление и развитие основных литературных направлений и течений). в процессе преподавания этой дисциплины актуализируются теоретические знания студентов, полученные в средней школе. Закрепляется владение студентами такими категориями, как характер, пафос, авторская позиция и др. Курс предусматривает лекционные, практические занятия. Форма итоговой отчетности – экзамен.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры протокол № от рабочая программа дисциплины...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа...
Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск