Скачать 0.54 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой Котовчихина Н.Д. Решение заседания кафедры Протокол № 1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины «Литературоведение (теория литературы)» Направление: 540300 – филологическое образование Составитель: доцент Гаврилов В.А. Москва-2012 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Специальность учитель русского языка и литературы Факультет: филологический Кафедра: русской и зарубежной литературы Курс: «Литературоведение (теория литературы)» Разработал доцент Гаврилов В.А. Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Русской литературы 15 сентября 2011 г. Протокол № 1 Зав. Кафедрой Котовчихина Н.Д. . Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЕ - предмет является обязательной дисциплиной - относится к дисциплинам специального цикла - ДПП.Ф.10 Теория литературы Система и значение основных литературоведческих терминов и понятий. Тропы. Проблемы стиховедения. Текстология. Понятие о методе, жанре, стиле. Пояснительная записка Курс «Литературоведение (теория литературы» служит продолжением курса «Введение в литературоведение». Фундаментом данного курса служат новейшие теоретические исследования по таким проблемам: структура художественного текста, условность, соотношение действительности и художественного мира произведения, литературный процесс и его закономерности. Опираясь на изученные общие курсы истории русской и зарубежной литературы, студенты продолжают осваивать терминологическую систему литературоведческой науки. Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно – стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. Теория литературы сложна и имеет различные аспекты и разделы. ЕЕ центральное звено – общая поэтика, именуемая также теоретической. Это – учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса). Каждый из изучаемых терминов, комплекс терминов связывается с определенными закономерностями поэтики художественного произведения и литературного процесса. Теоретический материал курса иллюстрируется анализом русской классической литературы Х1Х-ХХ веков. Дисциплина изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. УМК включает тематику лекций, конспекты лекционных занятий, темы рефератов, контрольных работ, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Теория литературы» имеет итоговый, завершающий характер. Его цель – подготовить начинающего филолога к научной и профессиональной деятельности. А именно к устным выступлениям, к письменным работам, подготовке научных статей в области литературоведения. Теория литературы призвана помочь освоить сложный категориальный аппарат литературоведческой науки и литературной критики. Ознакомить с основными и вспомогательными литературоведческими дисциплинами; привести соответствующие понятия в стройное системное единство. Главной задачей программы является постижение специфики литературы в ряду других видов искусства, понимание произведения в его целостности. Важнейшая задача – научить студентов распознавать содержание авторской позиции и формы ее воплощения. Студенты должны освоить понятия, в которых фиксируется стадиальное развитие литературы, а также понятия, характеризующие жанровые системы различных направлений. 1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен знать: теоретико-литературную терминологию; иметь представление о структуре изучаемой дисциплины, о трех ее важнейших разделах: учение об образной специфике литературы, о структуре произведения, о категориях и закономерностях литературного процесса; определения основных понятий и категорий. Студент должен уметь: пользоваться соответствующими терминами в процессе анализа литературного произведения; различать в произведении содержательные и формальные компоненты; устанавливать связь и взаимодействие между содержательными и формальными компонентами; дифференцировать познавательную и субъективную сторону произведения; описывать авторский стиль и раскрывать авторскую позицию. Студент должен владеть: приемами анализа эпических, лирических и драматических произведений, навыками наблюдения над литературными явлениями, навыками классификации литературных явлений по содержательному и стилевому основанию; навыками интерпретации текстов по узловым деталям, по ключевым эпизодам, по динамике сюжета, по системе характеров. Объем дисциплины и виды учебной работы (по формам обучения)
Содержание дисциплины 1.Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий)
Содержание разделов дисциплины: Учебная дисциплина включает 3 раздела:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины I . Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
т.М.,1982,т.3
9.Лосев А.Ф. Диалектика мифа.-в кн.Самое само.-М.,2001 10.Литературный энциклопедический словарь. М., 1977 11.Хрестоматия по теории литературы..М..1982г. 12.Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995 г. 13.Уэллек Р. и О. Уоррен. Теория литературы. М., Прогресс.,1978 14.Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996 (1999). 15.Теоретическая поэтика: Понятия и определения: Хрестоматия для студентов / Авт.-сост. Н.Д.Тамарченко. - М.: РГГУ, 2001. 16.Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: Искусство – СПБ, 1998. 17.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста ( в составе полностью представленного тома "О поэтах и поэзии". – СПб.: Искусство-СПБ, 1996) II. Методическое обеспечение дисциплины Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей: Преподаватель обеспечивает трансляцию современной системы теоретико-литературных понятий и терминов, объясняет типы взаимодействия между этими понятиями, их автономность и взаимопереходность. Преподаватель добивается, чтобы студенты овладели теоретическими категориями в качестве аналитического инструментария. Дисциплина теория литературы реализует следующие цели: обеспечивает формирование квалификационных умений и навыков учителя начальных классов (развивает читательскую культуру, аналитические способности, умение оценивать эстетические и идейные достоинства литературного произведения); решает задачи общегуманитарного становления личности студента (преподаватель обеспечивает трансляцию фактического материала, связанного с творчеством русских классиков, эстетических и литературоведческих концепций, охватывающих становление и развитие основных литературных направлений и течений). в процессе преподавания этой дисциплины актуализируются теоретические знания студентов, полученные в средней школе. Закрепляется владение студентами такими категориями, как характер, пафос, авторская позиция и др. Курс предусматривает лекционные, практические занятия. Форма итоговой отчетности – экзамен. |
Решение заседания кафедры Протокол №1 «3» сентября 2012г. Программа... ... | Решение заседания кафедры протокол №1 от 03 сентября 2012г. Учебно-методический... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры, протокол №2 от 24 сентября 2010 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса отделения логопедии. Основное назначение изучения данной дисциплины предметная... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... ... | Решение заседания кафедры протокол № от рабочая программа дисциплины... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «03» сентября 2012 г. Программа... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Решение заседания кафедры Протокол №1 «02» сентября 2013 г. Программа... Программа курса предназначена для студентов 5-го курса (10-й семестр) отделения логопедии |