Скачать 0.94 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра практической психологии ПРОГРАММА По курсу “Основы психологии семьи и семейного консультирования” для подготовки специалиста по специальности педагог-психолог Всего 122 ауд. часа Составитель: Из них 52 лекционнных старший преподаватель кафедры 35 семинарских практической психологии 35 практических Дмитроченковой И.П. самостоятельная работа студентов 138 часов форма отчетности зачет Программа утверждена по уч. плану 0,25 час/студ. на заседании экзамен кафедры практической психологии по уч. плану 0,3 час/студ. протокол № от 2006 г. Зав.кафедрой проф. Мягков И.Ф. Воронеж, 2006 Пояснительная записка Настоящий курс, рассчитанный на 85 учебных часов, преследует две основные учебно-воспитательные цели: 1) Профессиональную подготовку будущих педагогов-психологов к работе с семьей в соответствии с предъявленными требованиями. 2) Формирование личностной готовности студентов к браку и семейной жизни. При разработке программы курса учитывались следующие моменты: Многие фундаментальные вопросы и отдельные частные проблемы брака и семьи рассматриваются в ряде таких нормативных курсов, как философия, социология, правоведение, экономика, возрастная физиология, возрастная психология, социальная психология, семейная психотерапия, блоке дисциплин психолого-педагогического цикла, что составляет определенную методологическую и теоретическую базу для углубленного анализа процессов и феноменов брачно-семейных отношений. С другой стороны, какие бы аспекты семейной жизни ни рассматривались, все они преломляются через призму психологии и этики межличностных отношений, общения и взаимодействия. Эти факторы и предопределили направленность и содержание предлагаемого для ведения кафедрой психологии учебного курса, не изоморфного соответствующим курсам для школ, средних специальных и высших учебных заведений. В начальной части курса создается мотивационная основа учебной работы студентов, раскрываются идеологические и методологические аспекты проблемы (актуализация полученных ранее знаний), рассматриваются современное состояние брачно-семейных отношений в обществе, социально-психологические причины и последствия дестабилизации института семьи. Основная часть курса посвящена анализу специфики общения и взаимодействия до брака и в браке, причинам и профилактике конфликтов в различных сферах семейной жизни, особенностям супружеских и детско-родительских отношений на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи. В заключительной части курса обсуждаются основные направления семейной психотерапии и консультирования для ориентации в подготовки будущих специалистов. Семинарские и практические занятия своей целью имеют закрепление и углубление теоретических знаний, а также ознакомление студентов с элементами практической работы школьного психолога, в частности — с методами первичной диагностики семейных отношений и техниками семейного консультирования. Овладение навыками и умениями, необходимыми для более глубокой диагностики и коррекции супружеских и детско-родительских отношений, не предусмотрено типовым учебным планом. Практическое знакомство с методами исследования семьи, в связи с ограниченным количеством аудиторных часов, согласно представленной нами программе, производится в режиме самостоятельного проведения студентами исследования семьи с последующим обсуждением и интерпретацией полученных данных для составления заключения, на семинарских и практических занятиях. Для проведения экспериментально-психологического исследования студенты должны найти семью, с которой они в течение учебного года проводят тестирование согласно учебному плану, а затем пишут заключения по отдельным методикам и общее заключение по исследованию и наблюдению данной семьи. Часть лабораторно-практических занятий проводится в режиме СПТ для получения представления о методах работы с семьей и технологиях семейного консультирования. Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию типовых учебных программ по стандарту специальности ДПП.Ф.14 “Основы психологии семьи и семейного консультирования”: Сущность брака и семьи. Социология детей в семье. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Особенности современной семьи, ее структура, динамика. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов. Воспитание ребенка в семье: готовность молодых родителей к рождению ребенка, родительские установки и стили воспитания, воспитание детей в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей, работа педагога-психолога с семьей. При составлении данной программы были использованы: программа курса “Психология семьи”, Ленинград, 1983 г., ЛГУ, для студентов факультета психологии, составленная к.псих.н. Цыцаревым С.В., программа курса “Этика и психология семейной жизни”, Воронеж, 1987г., для студентов педагогических институтов, специальность “педагогика и методика воспитательной работы”, составители: проф.Мягковым И.Ф.,д.м.н.(ВГПИ), доц.Полонский И.С., к.псих.н. (Курский пединститут), доц.Юров Ю.В., к.м.н. (ВГПИ) и асс. Баль Т.О. (ВГПИ), программа курса “Психология семейных отношений”, Москва, 1994г, для студентов, обучающихся по специальности социальная педагогика, составленная к.псих.н. Шапиро Б.Ю., Международная педагогическая академия, программа курса “Психология семьи и основы сексологии”, Воронеж, 1994, для студентов психолого-педагогического факультета ВГПУ отделения психология, составленная ст. преподавателем Дмитроченковой И.П., ВГПУ, программа курса “Этика и психология семейной жизни” для учащихся 10-11 классов в сборнике программ для факультативов духовно-нравственной направленности для светских школ, Москва, 1999 г, составленная д.псих.н. Флоренской Т.А., Психологический институт РАО. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНлекций, семинарских и лабораторно-практических занятий для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности 050706 - педагогика и психология по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
|
Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии... Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии | Рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Программа дисциплины дпп. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного... Раскрыть основы воспитания детей, влияние родительских установок на личность ребенка | ||
Групповое и семейное консультирование и групповая психотерапия Этические принципы групповой психотерапии. Виды и цели семейного консультирования. Особенности работы с супружеской парой. Содержание... | Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 13 Психология семьи и семейного консультирования Как показывает практика и проведенные научные исследования, воспитательный потенциал семьи используется родителями не в полной мере.... | Авторы: Елена Владимировна Тищенко педагог-психолог лаборатории практической... Авторы: Елена Владимировна Тищенко – педагог-психолог лаборатории практической психологии «гцоиЗ «Магистр» | ||
Пояснительная записка Программа учебной дисциплины и тематический... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Рабочая программа учебной дисциплины имиджелогия для направления подготовки 080500 менеджмент «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Оконешникова О. В., к пс н., доцент, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития мги | Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии семейного воспитания... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Кузнецова Ольга Сергеевна, педагог-психолог II квалификационной категории моу сош №129 | Программа курсов переподготовки кадров по специальности: «Практическая психология» «Практическая психология» составлены на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника... |