Скачать 367.84 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной психологии Т.С. Шевцова Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология» заочной формы обучения Тюменский государственный университет 2011 Шевцова Т.С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 Психология, заочной формы обучения. Тюмень, 2011, 71 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Е.Л. Доценко, д-р психол. наук, профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Т.С. Шевцова, 2011. Раздел 1. Пояснительная записка
Курс «Основы психологического консультирования» разработан на основе имеющейся отечественной и зарубежной психологической и психотерапевтической литературыв соответствии с общими целями ООП ВПО. Основная цель курса - развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к консультированию и немедицинской психотерапии. В процессе обучения в рамках заявленной цели к решению предложены следующие задачи:
В теоретическом разделе курса предлагаются к рассмотрению различные направления и подходы в психологическом консультировании и психотерапии, описание целей, задач, методов и техник работы с клиентом. Курс рассчитан на 188часов, из них: 4 – лекционные, 4 - семинары и 4 - лабораторные, 176 часов - самостоятельной работы. Курс завершается сдачей экзамена. Знание теории, наработка и умелое использование выше перечисленных навыков проявляется в самостоятельной работе студентов (см. Приложение № 2) и является основанием к экзамену. В результате освоения дисциплины студент должен: Знатьметодологию и методы консультативной деятельности психолога; понимать целиконсультирования,использовать для их достижения методы изученных ранее дисциплин;знать законы личностной психодинамики и видеть их проявления в конкретном поведении личности;технологии конструирования психотерапевтических приемов в соответствии с актуальными проблемами клиента; Уметь:интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, ценностях, психическом здоровье, а также проявлять общую эрудицию в процессе консультирования;устанавливать и поддерживать «терапевтический» контакт с клиентом;устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения склиентом; изучить состояние дел, определить проблемное поле, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией функций консультанта;точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией;присоединяться к личности клиента, совместно определять и реализовывать коррекцию отношения, поведения и деятельности клиента; оказывать психологическую помощь и поддержку;критически оценивать информацию, корректно интерпретировать и излагать результаты психологической беседы; определять и применять психологические средства воздействия, адекватные задачам; проводить целеполагание совместно с клиентом; рефлексивно анализировать условия, процесс и результаты консультирования; использовать психотехнические средства, способствующие эффективной личностной психодинамике; помогать клиенту формировать позитивное отношение к себе и окружающим людям. Владеть: культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; владеть инструментарием, методами организации и проведения психологического обследования; методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования консультативной деятельности; владеть различными методами психологического консультирования и психокоррекции; 2.Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр -8. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет188часов. 3. Тематический план Таблица 1.
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов
Общая теория психологического консультирования Предмет, методы и задачи курса «Психологическое консультирование». Определение психологической помощи и ее содержание. Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи. Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа. Концепция мировоззрения. Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии. Структура и компоненты процесса консультированияУсловное разграничение концепций интервьюирования, консультирования и психотерапии. Этапы и фазы консультирования. Пятишаговая модель интервью. Основные микротехники внимания и воздействия: внимательное поведение, визуальный контакт, язык жестов, тон голоса, физическое расстояние, время. Консультирование и терапия как процесс межличностного влияния и воздействия. Личностные и профессиональные характеристики консультанта. Подходы к решению типовых консультативных проблем Клиентцентрированная терапия, Гештальт-терапия, Логотерапия, Трансактный анализ, НЛП, Диалог в практической психологии. Директивные и недирективные методы работы. Использование открытых и закрытых вопросов. Приемы директив, используемых психологами различных теоретических направлений.
История возникновения. Карл Роджерс и клиентцентрированная терапия. Основные навыки эмпатического слушания: повтор и поддержка, пересказ, отражение чувств, фокусировка, резюме. Упражнения в ключе клиентцентрированной терапии.
Слово «Гештальт» и Гештальт-психология. Кому адресованагештальт-психология. История и география ГТ: Перлз и «контр-культура». Некоторые базовые принципы. Методы и техники: вербальные и невербальные. Третий путь между психоанализом и бифевиоризмом. Многомерный человек. Отдельные техники Гештальта. Упражнения из Гештальт-терапии.
Поиск смысла жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом: перемена отношения, парадоксальные намерения, переключение, убеждение. Упражнения по логотерапии.
Эго-состояния личности: ид-эго, эго, супер-эго. Структурный анализ личности. Содержание эго-состояний. Поведенческая психодиагностика эго-состояний. Патологические состояния: редукция, контаминация, размытость границ, исключенное состояние. Симбиотические отношения партнеров. Организация взаимодействия с т.з. ТА: дополнительные, комплиментарные, параллельные трансакции, условно пересекающиеся, пересекающиеся; переопределяющие (тенденциальные, блокирующие трансакции). Структурирование времени. Игнорирование. Жизненные позиции. Игры как взаимодействие со скрытыми транзакциями, «рэкетные» чувства. Игра как подтверждение функционирования сценария. Рекомендации по проведению консультирования. Упражнения: анализ ситуации с т.з. ТА, рекомендации клиенту.
Базовые положения. Четыре стадии обучения. Правила изменения. Коммуникации, раппорт. Репрезентативные системы. Присоединение на уровне репрезентативных систем. НЛП-паттерны. Триединое правило эффективного коммуникатора: сенсорная открытость, знание цели, техническая гибкость. Трехпозиционное описание. Фундаментальные принципы сознания и общения, эриксоновские принципы. Зависимости. Якорение, процесс накладывания эффективных якорей. Логические уровни любой идеи. Логические уровни изменения. Транс. Квадратный транс Декарта. Исследование линии времени. Выявление глубинной цели. Модальности и субмодальности: формирование убеждений. Базовые принципы. Работа с образом и метафорой. Упражнения.
Условия, уровни диалогического консультирования. Три основные признака диалога: эмпатическое слушание, безусловное принятие собеседника, вненаходимость. Ошибки стихийного диалогического консультирования. Принципы работы консультанта. Основные признаки состоявшегося Диалога-Встречи в ходе развития диалога.
Цель семинаров – формирование целостного представления о психологическом консультировании и психотерапии;развитие интеллектуального, эмоционального, личностного потенциала студентов. Студенты самостоятельно разрабатывают и реализуют проекты профессиональных встреч в рамках определенной тематики. В проведении семинара они решают следующие задачи: - осуществляют поиск информации в соответствии с темой, целью и задачами семинарских занятий; - структурируют свою работу (семинар может быть проведен в пять этапов: 1 – определение степени осведомленности аудитории в выбранной теме, 2 – информирование, 3 – закрепление познания, 4 – самоанализ, 5 – обратная связь группы участников семинара); - выбирают форму занятия (работа в малых группах, со всей группой, индивидуальная работа); - определяют метод работы (лекция-диалог, дискуссия, создание проблемных ситуаций, ролевая или деловая игра, демонстрация упражнения); - анализируют информацию, соотносят с целями и задачами семинара; - осваивают роли ведущего (модератора), использующего различные психотехнологии активизации мотивов деятельности аудитории. Учатся адекватно оперировать научными и профессиональными понятиями. - используют мультимедийные технологии для демонстрации материала. Модуль 1. Общая теория психологического консультирования Цель -исследование подходов к психологическому консультированию и психотерапии. (12 часов) Исследование общих концептуальных основ различных направлений.Направления: психоаналитическое, Адлерианское, терапия поведения, рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, Ориентированная на клиента терапия К. Роджерса, Экзистенциальная психотерапия. Концепция, теоретические принципы современных психологических направлений, современные представления о консультативном контакте, цели и задачи консультирования, методы, приемы, техники. Определение ценностей человека и смыслов его жизнедеятельности Эффективные стратегии поведения и расширение поведенческого и когнитивного репертуаров. Эмоционально-потребностная и духовная сферы человека, их представленность в различных направлениях. Основы физического, психического и социального здоровья человека и причины внутриличностных конфликтов. Определение психологической помощи и ее содержание. Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи. Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа. Концепция мировоззрения. Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии. Консультирование как сопровождение человека в его жизнедеятельности Модуль 2. Структура и компоненты процесса консультированияЦель – осмысление процесса содержания психологического консультирования. (12 часов). Модели консультирования. Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа. Первая встреча с клиентом. Сбор информации: общая тема, отдельные факты (события), эмоциональное отношение к факту (событию), мысли клиента и отношение к собственным мыслям, поведение (действия) клиента, осознанность и ответственность за свои действия и поступки. Поиск противоречий, построение гипотез и оценка проблем клиента. Потенциальные способности, возможности и ресурсы. Процедуры и техники консультирования. Модуль 3. Подходы к решению типовых консультативных проблем Цель – возможность интеграции различных методов и подходов к решению задач психологического консультирования Клиентцентрированная терапия, Гештальт-терапия, Логотерапия, Трансактный анализ, НЛП, Диалог в практической психологии. Директивные и недирективные методы работы. Использование открытых и закрытых вопросов. Приемы директив, используемых психологами различных теоретических направлений.
История возникновения. Карл Роджерс и клиентцентрированная терапия. Основные навыки эмпатического слушания: повтор и поддержка, пересказ, отражение чувств, фокусировка, резюме. Упражнения в ключе клиентцентрированной терапии.
Слово «Гештальт» и Гештальт-психология. Кому адресованагештальт-психология. История и география ГТ: Перлз и «контр-культура». Некоторые базовые принципы. Методы и техники: вербальные и невербальные. Третий путь между психоанализом и бифевиоризмом. Многомерный человек. Отдельные техники Гештальта. Упражнения из Гештальт-терапии.
Поиск смысла жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом: перемена отношения, парадоксальные намерения, переключение, убеждение. Упражнения по логотерапии.
Эго-состояния личности: ид-эго, эго, супер-эго. Структурный анализ личности. Содержание эго-состояний. Поведенческая психодиагностика эго-состояний. Патологические состояния: редукция, контаминация, размытость границ, исключенное состояние. Симбиотические отношения партнеров. Организация взаимодействия с т.з. ТА: дополнительные, комплиментарные, параллельные трансакции, условно пересекающиеся, пересекающиеся; переопределяющие (тенденциальные, блокирующие трансакции). Структурирование времени. Игнорирование. Жизненные позиции. Игры как взаимодействие со скрытыми транзакциями, «рэкетные» чувства. Игра как подтверждение функционирования сценария. Рекомендации по проведению консультирования. Упражнения: анализ ситуации с т.з. ТА, рекомендации клиенту.
Базовые положения. Четыре стадии обучения. Правила изменения. Коммуникации, раппорт. Репрезентативные системы. Присоединение на уровне репрезентативных систем. НЛП-паттерны. Триединое правило эффективного коммуникатора: сенсорная открытость, знание цели, техническая гибкость. Трехпозиционное описание. Фундаментальные принципы сознания и общения, эриксоновские принципы. Зависимости. Якорение, процесс накладывания эффективных якорей. Логические уровни любой идеи. Логические уровни изменения. Транс. Квадратный транс Декарта. Исследование линии времени. Выявление глубинной цели. Модальности и субмодальности: формирование убеждений. Базовые принципы. Работа с образом и метафорой. Упражнения.
Условия, уровни диалогического консультирования. Три основные признака диалога: эмпатическое слушание, безусловное принятие собеседника, вненаходимость. Ошибки стихийного диалогического консультирования. Принципы работы консультанта. Основные признаки состоявшегося Диалога-Встречи в ходе развития диалога.
Цель:- формирование профессионального мышления и поведения; создание целостного представления о консультативном процессе,обретение личного опыта психолога-консультанта и клиентачерез освоение различных его элементов.
Лабораторные практикумы направлены на решение таких задач как: - развитие способности активного и эмпатического слушания, - чтение вербальных и невербальных знаков, свидетельствующих о состоянии клиента. - сбор и анализ информации, - выдвижение гипотез, проверка и формулирование проблемы клиента; определение желаемого результата; - определение желаемого результата клиента, - расширение спектра способов выхода из затруднительной ситуации, -моделирование деятельности по достижению цели; - составление плана дальнейших действий клиента; - договор о реализации намеченной деятельности. Содержание лабораторных работ На лабораторных занятиях происходит освоение психотехнологий. Студенты учатся делать адекватный выбор различных методов, технологий и психотехник и использовать их в практике психологического консультирования. Поощряется создание новых, уникальных методов работы с клиентом. В совместной со студентами работе преподаватель демонстрирует индивидуальную психологическую консультацию (весь процесс или фрагменты с использованием эффективныхмикротехник). Студентам предлагаются психологические ролевые игры, упражнения, задания для обретения собственного клиентского и профессионального опыта. Самостоятельный анализ работы и обратная связь группы – обязательная форма завершения лабораторного практикума. Демонстрация консультативного процесса с использованием различных методов работы с клиентом. Определение запроса клиента. Ресурсы клиента. Согласование действий психолога-консультанта и клиента на первой стадии интервью. Сбор информации, уточнение проблемы клиента, определение желаемого результата. В работе по устранению препятствия и достижению цели используются оптимально подобранные психологом методы и техники работы. В процессе работы студенты могут занимать позицию наблюдателя, позволяющую отслеживать действия психолога и реакции клиента, тренировать навыки эмпатического слушания, внимательного поведения. «Побочный эффект» - опосредованная помощь в решении проблемы. В ходе клиентской работы могут быть задействованы несколько участников для реализации той или иной роли. Отработка отдельных элементов консультирования На первом этапе по мере знакомства с отдельными методами работы с клиентом, студентам предлагается отработать отдельные директивные и недирективные способы работы, потренироваться в отдельных техниках и приемах. Работа обычно проводится в «тройках». Роли: Психолог, Клиент, Наблюдатель. Студенты имеют возможность поработать в разных ролевых позициях. По завершению работы проводится анализ деятельности и результатов психолога-консультанта по схеме: ошибочное действие, его причина, успешный вариант. На втором этапе консультативной практики студентам предлагается провести полный цикл консультирования с последующим анализом самостоятельной работы.
|
Дашковой Факультет Гуманитарный (только для факультетских кафедр) Кафедра Психология управления Подготовка психологов-консультантов. Структура психологического консультирования. Технология психологического консультирования. Специальные... | Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб пособие для студентов высш пед учеб, заведений. – М.:... | ||
Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии | ||
Курс «Основы психологического консультирования» разработан на основе... ... | Р. Кочюнас основы психологического консультирования Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования... | ||
Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.... | Темы рефератов по курсу «Консультативная психология» Содержание и методика психологического консультирования в учреждениях здравоохранения | ||
Предмет консультативной психологии Отличие группового консультирования от социально-психологического тренинга и групповой психотерапии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» Цель дисциплины: формирование способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастного консультирования, в... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арттерапия» Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования ноу впо «Институт психоанализа» | Групповое и семейное консультирование и групповая психотерапия Этические принципы групповой психотерапии. Виды и цели семейного консультирования. Особенности работы с супружеской парой. Содержание... | ||
Презентация Теория и практика психологического консультирования в... Г. А. Кочарян (Украина, Харьков) «Выгодные» болезни. Негативные терапевтические реакции | Рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» Темы рефератов по дисциплине «основы психологии семьи и семейного консультирования» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг... Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг... Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг.... |