Т. С. Шевцова основы профессионального общения





Скачать 410.27 Kb.
НазваниеТ. С. Шевцова основы профессионального общения
страница1/3
Дата публикации07.11.2014
Размер410.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии
Т.С. Шевцова
ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030301.65 «Психология»

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011
Шевцова Т.С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 Психология, заочной формы обучения.Тюмень, 2011, 71 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Шевцова Т.С. Основы профессионального общения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.



ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:Е.Л. Доценко, д.пс.н., профессор



Рецензенты:Иванова И.Н., к.м.н, доцент

Фаизова Н.В. к.п.н. ТОГИРРО




© Тюменский государственный университет, 2011.

© Т.С. Шевцова, 2011.
Раздел 1. Пояснительная записка


    1. Цели и задачи дисциплины

Требования к содержанию курса


«Основы профессионального общения»:

Профессиональное общение как искусство. Основные параметры профессионального общения, критерии профессионализма в общении. Необходимые состояния в профессиональном общении, связь состояние-контекст, состояние-семантическое пространство, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом в процессе общения, влияние других невербальных факторов на процесс и результат общения, овладение невербальной стороной общения. Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор. Инструменты профессионального общения психолога: владение пантомимой, голосом, взглядом, паузой, дистанцией, пристройками, внешностью, аксессуарами, обстановкой.

Профессиональное общение как умение управлять общением. Понятность речи. Способность донести свою мысль и воодушевить слушателей. Публичное общение и его секреты. Навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций. Конфликт как тип межличностных отношений. Принцип конфликтообразования, универсальные причины конфликта. Принцип конфликтонезависимости. Что необходимо уметь, чтобы с Вами было невозможно конфликтовать. Психолог - конфликтолог и конфликтмейкер. Как и когда быть тем или/и другим? Когда необходимо уметь быть конфликтмейкером, а не конфликтологом? Конфликт как ресурс. Позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные) конфликты. В чем особенности профессии «психолог», чего люди ждут от психолога? Что для людей является критерием профессионализма психолога, что является в сознании обывателя образом настоящего профессионала–психолога?

Общее представление о профессиональном общении психолога, сферах и видах профессионального общения; основные навыки профессионального общения психолога; профессионально общение как деятельность и как искусство общения; специфика профессионального общения психолога в зависимости от специализации; типичные затруднения общения у молодых специалистов – психологов; основные принципы развития навыков профессионального общения; ресурсы профессионального общения; этический кодекс психолога; управление конфликтами в профессиональном общении; искусство речи и публичного выступления психолога; управление состоянием в общении; искусство продажи психологических услуг.

Цели курса «Основы профессионального общения»

Методологическая – а) сформированность системы познавательных установок, методологических координат исследования феномена профессионального общения; б) способность психолога к саморефлексии, его самоорганизации в процессе общения с коллегами и клиентами; в) осознанность круга базовых проблем решаемых в процессе профессионального общения; г) понимание универсальных критериев для оценки качества профессионального общения, профессионализма в общении психолога.

Учебная – сформированность развернутого представления о структуре и функциях профессионального общения психолога. Готовить к решению профзатруднений общения. Обученность принципам и навыкам эффективного общения в профессиональной деятельности психолога.

Мировоззренческая – сформированность конструктивного отношения к общению и его задачам в деятельности психолога.

Задачи курса «Основы профессионального общения»

Раскрыть феномен и понятия профессионального общения в трех основных аспектах (общение с клиентами, коллегами, общение как искусство);

Выделить внешний и внутренний планы профессионального общения;

Очертить круг базовых проблем решаемых в процессе профессионального общения и стратегий их решения;

Спровоцировать развитие ключевых навыков профессионального общения психолога.

Выделить универсальные критерии для оценки качества профессионального общения, профессионализма в общении психолога;

Раскрыть структуру и функции профессионального общения психолога.

Подготовить к решению личных профзатруднений в общении;

Обучить принципам и навыкам эффективного общения в профессиональной деятельности психолога.

Создать условия для формирования конструктивного отношения к общению и его задачам в деятельности психолога, интеграции молодого специалиста в профессиональное психологическое сообщество.


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основы профессионального общения» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (СД.06).

Для освоения дисциплины «Основы профессионального общения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Общая психология»:

Социокультурная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания. Социальная роль как совокупность социальных ожиданий. Общее представление о процессе присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение. Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Конкретные характеристики индивидуального сознания. Значение и личностный смысл. Понятие высшей психической функции. Строение и развитие высших психических функций. Их основные свойства и закономерности формирования. Понятие интериоризации.

Строение индивидуальной деятельности человека. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Функции мотива и их влияние на продуктивность выполнения действий. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.

Человек как субъект познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия. Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Чувственная ткань и предметное значение образа. Перцептивный образ и понятийный смысл. Универсальные (“сквозные”) психические процессы: память, внимание, воображение.

«Общий психологический практикум (наблюдение и беседа)»:

Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек - человек». Психические феномены, оцениваемые методом наблюдения: поведение, речь, эмоции. Характеристика представлений о типах темперамента в различных теориях. Гуморальная, конституциональная, факторная, типов ВНД теории. Характеристика сенсорных репрезентативных систем: аудиальной, визуальной, кинестетической. Наблюдение при взаимодействии с различными группами людей (родители, учителя, ребенок, пациент, клиент).

Техника наблюдений. Цели наблюдения, программа, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Роль личности наблюдателя при наблюдении. Эффекты ореола, Хоторна, Розенталя, первого впечатления и т.д.

«Психология развития и возрастная психология»:

Возрастная периодизация психического развития человека. Варианты периодизации психического развития в работах Холла и Гетчинсона, Меймана, Клапареда, Пиаже, Фрейда, Эриксона, Выготского, Эльконина, Божович. Понятие ведущей деятельности. Роль социальной среды в развитии ребенка. Понятие личности. Движущие силы развития личности. Критические возраста: «предопределенность» или «создание ситуации извне»?

Детство как предмет психологического исследования. Специфика психического развития ребенка. Стратегии исследования психического развития ребенка: культурно-историческая концепция Л. С. Выгодского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, Теория формирования умственных действий П. Я. Гальперина и др. Зарубежные теории детского развития: 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др. Соотношение понятий развитие, формирование, созревание, становление. Общая схема соотношения основных понятий по вопросу совершенствования и изменений личностных особенностей.

Подростковый возраст. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение (Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Фельдштейн)? Половое созревание и проблемы межличностного общения. Учеба и общение в деятельности подростков. Особенности формирования познавательной сферы личности подростка. Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростка. «Чувство взрослости» как личностное новообразование возраста.

Юность. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, характерные особенности и индивидуальные проявления. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения. Отношение к труду и выбор профессии Развитие морального сознания (концепция Л Кольберга)

Молодость и зрелость. Психологические тенденции развития психических процессов в молодости и зрелости (по Б. Г. Ананьеву). Противоречия молодости. Психология молодости, авторство собственного образа жизни. Жизненные сценарии личности. Основные варианты и фазы развития профессионала. Критические ситуации возраста и способы их преодоления. Психология взрослого человека.

Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Геронтология.

В поисках смысла жизни. Смысл жизни - понятие и определение. Индивидуальное понимание смысла жизни в их соотношении с достижениями определенных целей Самоактуализация по А. Маслоу и смысл жизни. Этические и психологические аспекты смысла жизни, единство и специфика.

«Психология личности»:

Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка. Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах. Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности.

«Социальная психология»:

Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Потребности, психологические ресурсы и чувства людей в межличностных отношениях. Социальная перцепция, межличностная коммуникация и интеракция.

Конфликтное взаимодействие. Конфликт как вид социального взаимодействия индивидов. Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: участники, основа или почва, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации.

«Психология общения»:

Межличностные отношения. Отношения как структура общения. Семантическая природа межличностного пространства. Имплицитные теории межличностных отношений. Определение себя, другого и отношений с другим человеком. Контроль над определением отношений. Характеристики межличностных отношений (содержание, разнообразие, качество, частота и повторяемость, взаимозависимость партнеров, близость, обязательность). Виды отношений. Понятие эмоциональных отношений. Аттракция. Динамика отношений (закономерности возникновения, развития, стабилизации и распада). Конструктивные и деструктивные межличностные отношения. Повышение конструктивности межличностных отношений. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Межличностная коммуникация (коммуникативная сторона общения). Коммуникация как обмен информацией. Цифровая и аналогическая формы коммуникации. Амбивалентность при переходе с одной формы коммуникации на другую. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Типология вербальных средств передачи информации. Типология средств невербальной экспрессии. Понятие коммуникативной цепи. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Метакоммуникация как послание о природе взаимоотношений между общающимися. Метакоммуникация и проблема осознания себя и других. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Связь коммуникации и интеракции. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. Признаки наличия деформаций в общении. Причины деформаций в общении. Классификации видов деформаций общения: по ценностям, по целям, по средствам (Доценко), трудности, дефицитность, дефектность и деструктивность в общении (Куницына и др.)

Конструктивное (эффективное) общение. Понятие конструктивного общения. Представления о характеристиках эффективного коммуникатора в разных подходах в психологии. Модель эффективного коммуникатора в гуманистической психологии (целеполагание, способность ставить ясные цели общения; сензитивность, снижение порогов чувствительности к эмоциональным состояниям, смысловым оттенкам – как своим, так и партнеров по общению; инструментальная гибкость как расширение диапазона идей и доступных приемов, используемых средств взаимодействия; личностная сила, способность управлять психическими состояниями; душевный потенциал, духовные опоры; конгруэнтность).

«Теории личности»:

Структура личности. Психологические защиты. Внутриличностная динамика. Понятие комплекса. Формирование комплексов; методы работы с комплексами. Комплексы как основные строительные элементы личности. Особые виды комплексов. Значение социального фактора в развитии личности. Влияние ближайшего окружения на формирование личности ребенка в раннем детстве. Нормальное детское чувство неполноценности: причины возникновения. Комплекс неполноценности. Нормальная и невротическая компенсация. Гиперкомпенсация. Бегство в болезнь. Целевая природа активности человека. Любовь условная и безусловная. Любовь и симбиотическая привязанность.

Гуманистический психоанализ – К. Хорни (конструктивная теория невроза) Деформации личности (классификация). Признаки невроза. Причины невроза (базовый невротический конфликт человек-мир). Типы реакций на базовый невротический конфликт: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Особенности каждого типа реакций: потребности, запреты, ценности, самоотношение, субъективный выход. Психологические защиты. Последствия неразрешенных внутренних конфликтов.

Трансактный анализ – Э.Берн Понятие и виды трансакций. Понятие Эго-состояний, структура личности. Уровни общения: ритуалы, времяпрепровождение, игры, подлинная близость. Игры: понятие и виды. Структура игры. Понятие жизненного сценария. Виды сценариев. Структура сценария. Формирование сценария в детстве. Семейный сценарий. Общие принципы работы с клиентами в трансактном анализе.

Гуманистическая психология – А. Маслоу Общие принципы гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация как врожденная потребность. Возможные причины ее нереализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Способы самоактуализации. Основы трансперсональной психологии с точки зрения А. Маслоу.

Гуманистическая психология – К. Роджерс. Я-концепция и ее составляющие: Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка. Формирование Я-концепции и возможности ее коррекции. Понятие личностного роста. Параметры и этапы личностного роста. Условия личностного роста. Особенности работы с клиентом в личностно-ориентированной психотерапии, принципы работы. Эмпатийное слушание. Влияние личности психотерапевта на процесс психотерапевтической работы.

Леонтьев А. Н. Личность как иерархия мотивов; проблема выбора между мотивами. «Старшие» мотивы – ценности.

Рубинштейн С.Л. Формирование и проявление личности в деятельности. Рассмотрение личности в развитии, в функционировании, в изменении. Личность как субъект.

Психология личности - В.Н. Мясищев. Личность как совокупность отношений. Отношения как система связей личности с различными сторонами действительности. Виды отношений: оценочные; интерес как особое интеллектуальное отношение; отношение к деятельности. Эмоциональное и морально-правовое отношение.

Психология личности - Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский. Психология установки Д. Узнадзе. Установка как главное психическое образование. Интегральный характер установки.

Освоение дисциплины «Основы профессионального общения» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин бакалавриата и магистратуры.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать методологию и методы профессиональной деятельности психолога; понимать цели профессионального общения, использовать для их достижения методы изученных ранее дисциплин; знать законы личностной психодинамики и видеть их проявления в конкретном поведении личности; технологии конструктивного общения;

Уметь: интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, ценностях, психическом здоровье, а также проявлять общую эрудицию в процессе взаимодействия с клиентом; устанавливать и поддерживать контакт с клиентом; устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения с клиентом; изучить состояние дел, определить проблемное поле, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией функций психолога; точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией; присоединяться к личности клиента; критически оценивать информацию, корректно интерпретировать и излагать результаты психологической беседы; определять и применять психологические средства воздействия, адекватные задачам; проводить целеполагание совместно с клиентом; рефлексивно анализировать условия, процесс и результаты взаимодействия; использовать психотехнические средства, способствующие эффективной встрече; помогать клиенту формировать позитивное отношение к себе и окружающим людям.

Владеть: культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; владеть инструментарием, методами организации и проведения психологического обследования; методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования профессиональной деятельности; владеть различными методами психологического воздействия.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр – 7. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 85 час.


3. Тематический план

Таблица 1.






Тема

Практические занятия

Лабораторные занятия




Самостоятельная работа



Всего часов

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Профессиональное общение как искусство

1

Феномен и понятия профессионального общения в четырех основных значениях - общение с коллегами, заказчиками, клиентами, общение как искусство; и в четырех сферах, соответственно - теоретическая психология, практическая психология, психологическая практика, обыденное общение

-

1

10

21

2

Профессиональное общение как искусство (отработка основных параметров и необходимых состояний, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом)

-

10

Модуль 2. Профессиональное общение как умение управлять общением

3

Профессиональное общение как умение управлять общением (навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций)




2

10

32

4

Навыки самоорганизации психолога в процессе общения в профессиональных контекстах




10

5

Навыки переговорного процесса (особенности первичных переговоров с заказчиком и снятие заказа, сложные переговоры, проблемные ситуации, как отчитываться о выполненной работе)




10

Модуль 3. Культура и формы общения

6

Профилактика профдеформаций психолога (что необходимо учитывать и делать, чтобы профилактировать, как выявлять существующие и что/как с ними делать)




1

15

32

7.

Культура и формы общения с коллегами, особенности и критерии эффективности очных и дистанционных, индивидуальных и коллективных форм общения, обмена знаниями и опытом




16




Всего




4

81

85

Таблица 2.

3.Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Профессиональное общение как искусство

1.

Феномен и понятия профессионального общения в четырех основных значениях - общение с коллегами, заказчиками, клиентами, общение как искусство; и в четырех сферах, соответственно - теоретическая психология, практическая психология, психологическая практика, обыденное общение

реферат

Активное участие в групповых работах

комплексные ситуационные задания

10

2.

Профессиональное общение как искусство (отработка основных параметров и необходимых состояний, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом)

реферат

Активное участие в групповых работах

комплексные ситуационные задания

10




Всего по модулю 1:

20

Модуль 2. Профессиональное общение как умение управлять общением

3

Профессиональное общение как умение управлять общением (навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций)

Разработка проекта практикума

Проведение практикума

Использование технических средств

комплексные ситуационные задания

10

4

Навыки самоорганизации психолога в процессе общения в профессиональных контекстах

Разработка проекта практикума

Проведение практикума

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

10

5

Навыки переговорного процесса (особенности первичных переговоров с заказчиком и снятие заказа, сложные переговоры, проблемные ситуации, как отчитываться о выполненной работе)

Разработка проекта практикума

Проведение практикума

Использование технических средств комплексные ситуационные задания

10




Всего по модулю 2:

30

Модуль 3. Культура и формы общения

6

Профилактика профдеформаций психолога (что необходимо учитывать и делать, чтобы профилактировать, как выявлять существующие и что/как с ними делать)

Реферат


Анализ самостоятельной работы

15

7

Культура и формы общения с коллегами, особенности и критерии эффективности очных и дистанционных, индивидуальных и коллективных форм общения, обмена знаниями и опытом

Реферат


Анализ самостоятельной работы

6




Всего по модулю 3:

31




ИТОГО:

81



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1



2

3

4

5

6

7

1.

Психология семьи


+

+










+

2.

Конфликтология


+

+

+







+

3.

Педагогическая психология


+

+

+

+

+

+

4.

Психотехники и тренинги


+

+

+

+

+

+

5.

Основы психологического консультирования




+

+

+

+

+

+

6.

Основы профессиональной деятельности психолога




+

+

+

+

+

+




  1. Содержание дисциплины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconТ. С. Шевцова Основы психологического консультирования
Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения icon«Основы профессионального общения»: Профессиональное общение как искусство
Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор....
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconЖурнала «Вопросы Экономики»
Интернет-ресурсы учебной дисциплины оп 02. Основы культуры профессионального общения
Т. С. Шевцова основы профессионального общения icon1 Требования к уровню усвоения дисциплины
Данная цель предполагает формирование у обучающихся иноязычной компетенции как основы межкультурного профессионального общения
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconПрофессиональная культура общения
Познакомить учащихся с основными требованиями, предъявляемыми к культуре речи и изучить правила профессионального общения парикмахера...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»
Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconОсновы конструктивного общения. Треугольник власти
В семье, в классе, в рабочем коллективе в любой группе из трех человек, легко может сложиться так называемый “треугольник власти”,...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconВопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения"
Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconПсихологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности
Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения
Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconРабочая программа дисциплины основы управленческого общения

Т. С. Шевцова основы профессионального общения iconВыступления
«Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований» (Аджавенко Т. А., Шевцова Е....
Т. С. Шевцова основы профессионального общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения icon«психологии делового общения»
Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать...
Т. С. Шевцова основы профессионального общения icon«психология общения»
«психология общения» по теме: определение понятия "общение". Структура и средства общения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск