Скачать 26.5 Kb.
|
Информацию подготовил психолог Мальцева Л.В. Основы конструктивного общения. Треугольник власти. В семье, в классе, в рабочем коллективе - в любой группе из трех человек, легко может сложиться так называемый “треугольник власти”, где манипулятивный стиль общения заставляет людей играть одну из трех ролей: тирана, жертвы, спасителя. Тиран. В такой роли часто выступают родители, которые пользуются властью для разрешения конфликтов. “Делай, как я сказал, и не рассуждай!” Для компенсации чувства собственной беспомощности, неуверенности и страха они требуют повиновения, опираясь на политику “кнута и пряника”. Роль семейного тирана может играть и ребенок. Если Вы чувствуете, что имеете дело с кучкой идиотов, которые без вашего “чуткого руководства” наломают кучу дров, стоит задуматься, не втянуты ли вы в этот треугольник в роли тирана. Жертва. Тиранов не бывает без жертв, и жертв (ролевых) не бывает без тиранов. Позиция жертвы привлекательна по ряду причин:
Часто ролевые жертвы (нужно отличать их от подлинных жертв несчастий, несправедливостей и катастроф, которые, получив необходимую помощь, быстро переходят на самоподдержку) не стремятся разрешить проблему, из-за которой страдают. Для них страдание предпочтительнее, чем риск потерять внимание, поддержку и любовь окружающих. Основная формула их самовосприятия такова: “Я не в порядке, ты в порядке” или “Я не могу справиться с проблемой. Мне нужна чья-то помощь”. Преувеличивая свою беспомощность и отказываясь от активных действий по изменению своего плачевного положения, ролевые жертвы пытаются вызвать у окружающих по отношению к себе чувство вины. Спаситель. Как правило, в отношениях “тирана” и “жертвы” участвует еще и “спаситель”. Спаситель уверен, что люди нуждаются в его помощи, а потому он нуждается в жертвах, которые ждут этой помощи. Спаситель с удовольствием выслушает Вас, если вы попали в беду, позволит вам уйти на время с работы, избавит от свободы выбора, сделав его за вас. Он старается и быстро приходит к выводу, что его забота недостаточно оценена окружающими и принимается как должное. В конфликтах спаспасители. как правило, пытаются поддержать позицию жертвы. Они, словно челноки, снуют между двумя сторонами, рассказывая каждой о том, как плохо о ней думает другая. Нетрудно догадаться, что разрыв между сторонами увеличивается, несмотря на стремление спасителя оказать помощь страдающим в этом конфликте. Не удивительно, что те, кому спаситель пытался помочь таким образом, чтобы заслужить их расположение становятся его врагами. Установка спасителя - вариант установки тирана: “Я в порядке, ты не в порядке”. Треугольник власти предполагает и другие сценарии, другие роли. Как только Вы научитесь быть хозяином своих взаимоотношений, вы можете преобразовать вредоносную роль на конструктивную. В этом случае Тиран может учить и из “мучителя” превратиться в Учителя. Спаситель может быть посредником. Жертва может извлекать из сложных ситуаций полезные уроки, увеличивая свой потенциал, опыт, навык - все, что дает возможность решать свои проблемы и влиять на других людей. Как изменить отрицательную позицию на положительную?
Желаем успеха! |
Методическая разработка урока Применение опорных понятий: отрезок, биссектриса угла, перпендикуляр, треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник,... | Методические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения» Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: обучить умениям конструктивного общения, научить переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: проработка социальной сферы – межличностного общения, получение навыков конструктивного взаимодействия друг с другом | ||
Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | Решить тесты «Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти рф» В российской Федерации установлен следующий порядок : все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления,... | ||
«Основы профессионального общения»: Профессиональное общение как искусство Профессиональное общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Психолог – как эффективный коммуникатор.... | Учебно-методического комплекса дисциплины I. Рабочая учебная программа... Целью изучения дисциплины является овладение студентами знаний о различных формах делового общения, позволяющих достигать конструктивного... | ||
Вопросы для зачета по элективному курсу "Искусство делового общения" Понятие и структура общения. Роль и значение общения в жизни человека и общества | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нания учащихся растениях(цветах), закрепить знания о геометрических фигурах «треугольник, квадрат», их признаках(стороны, углы),... | ||
Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности Ки деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определение общения. Его стороны и специфика Виды общения Вопрос Структура общения | ||
Рабочая программа дисциплины основы управленческого общения | Конспект урока основы конституционного (государственного) права Российской... Модуль «Право», раздел «Система органов государственной власти», тема «Основы конституционного (государственного) права Российской... | ||
«психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... | «психологии делового общения» Дисциплина «Социология и психология делового общения» призвана дать научные психологические знания, которые помогут оптимизировать... |