Выступления





НазваниеВыступления
страница1/22
Дата публикации16.07.2014
Размер3.16 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Центр гражданского образования «Восхождение»

Web: www.civiledu.ru  Email: civiledu@mail.ru  Тел.: 8-927-240-83-98



Сборник выступлений

участников Пятой Всероссийской конференции педагогов

«Педагогический поиск»

(декабрь 2012 г. – апрель 2013 г.)
Всего участников конференции – 145 педагогов

Количество опубликованных выступлений – 46
Оглавление

(для того, чтобы перейти к тексту выступления, кликните по теме выступления)
Секция «Дошкольное образование»

  1. «Детский сад и семья – территория партнерства» (Абдулина Г.В., Грачева С.А.)

  2. «Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований» (Аджавенко Т.А., Шевцова Е.И.)

  3. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента» (Бикбова Эльмира Рафкатовна)

  4. «Трудности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ» (Бирюкова Оксана Васильевна)

  5. «Развитие творческих способностей дошкольников средствами ТРИЗ - педагогики» (Валеева Альбина Рамельевна)

  6. «Творческая мастерская как активная форма обучения родителей речевому общению с ребенком» (Васюта Елена Валентиновна)

  7. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста» (Гурьянова Н.Г., Шатунова О.В.)

  8. «Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. Освоение современных технологий в образовательном процессе» (Картавенко Л.Д., Митичкина Е.Я.)

  9. «Концепция развития ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Ягодка» (Михеева Н.Б., Едокова О.В.)

  10. «Экологическое воспитание дошкольников» (Молчанова Светлана Юрьевна)

  11. «Исследовательско-творческий проект «Пестрый мир бабочек» (Морозова Лидия Ивановна)

  12. «Эмоционально-нравственное отношение у детей дошкольного возраста к природе средствами хореографических этюдов» (Нагорная Н.А. Кокоткова Т.Е.)

  13. «Ошибки, которые совершают взрослые при обучении детей чтению в домашних условиях» (Остапчук Елена Николаевна)

  14. «Творческая мастерская как активная форма обучения родителей речевому общению с ребенком» (Отрощенко Светлана Аркадьевна)

  15. «Метод проектов как средства развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках информационных технологий» (Перелёт Кристина Викторовна)

  16. «Развитие творческих способностей дошкольников средствами ТРИЗ - педагогики» (Постник Ольга Федоровна)

  17. «Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и здравоохранения» (Рочева Г.Ю., Вокуева Г.Ю.)

  18. «Обмен опытом «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» (Саенко Светлана Вячеславовна)

  19. «Консультация для родителей. «Что больше всего нужно Вашему ребенку?» (Сизинцева Светлана Константиновна)

  20. «Приёмы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста через организованную деятельность» (Уколова Ольга Анатольевна)

  21. «Аналитическая справка о системе работы по постановке певческого голоса у детей дошкольного возраста» (Худякова Галина Анатольевна)

  22. «Современное планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГТ» (Шаповалова С.Н., Лужкова С.Н.)

  23. «Квиллинг, как средство развития мелкой моторики» (Шарова Светлана Леонидовна)

  24. «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения» (Руднева Татьяна Станиславовна)

  25. «Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР» (Васина Г.П., Нугаева С.С.)


Секция «Общее начальное образование»

  1. «Использование метода проектов в воспитательно-образовательном процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» (Соломина Н.А., Щитова М.Д.)

  2. «Работа с одаренными детьми в начальной школе» (Власова Н.А., Столбихина М.В.)


Секция «Общее среднее образование»

  1. «Использование новых технологий в образовательном процессе» (Абдуллина Ф.З., Миннуллина Л.Ф.)

  2. «Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы» (Грезнева Ольга Васильевна)

  3. «Методы педагогической и возрастной психологии» (Запорожцева Галина Юрьевна)

  4. «Деятельностный подход в патриотическом воспитании школьников» (Красноплахтова Наталья Борисовна)

  5. «Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями как инновационная образовательная технология» (Лондарь А.Г., Руденко В.В.)

  6. «Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку и литературе» (Павлова М.Н., Романова М.Н.)

  7. «Особенности организации учебной и внеклассной деятельности в инновационном образовательном процессе» (Толстиков Андрей Евгеньевич)

  8. «ФГОС - недостижимый идеал или реальность? (Размышления, навеянные курсами повышения квалификации)» (Черкасова Евгения Витальевна)

  9. «Образование для всех или элитное образование для талантливых: есть ли компромисс?» (Шибанаева Галина Григорьевна)


Секция «Профессиональное (специальное) образование»

  1. «Некоторые особенности образования в учреждении среднего профессионального образования и культурологический аспект в обучении русскому языку» (Нафикова Гульфира Дамировна)


Секция «Дополнительное образование»

  1. «Синестезия в музыке и изобразительном искусстве как метод развития художественно-образного мышления» (Бигус Н.В., Цаль Н.Н.)

  2. «Здоровьесберегающая деятельность в системе дополнительного образования детей» (Каргина Е.А., Печковская А.А.)

  3. «Проблемы обучения младших школьников Правилам дорожного движения» (Клепиковская Г.В., Коноплицкая Л.Н.)

  4. «Использование проектной деятельности как средства формирования информационных компетентностей обучающихся в условиях детского коллектива «Жар-птица» (Коробкина Ирина Ивановна)

  5. «Еще раз об эстетическом воспитании ребенка» (Кузнецова Татьяна Михайловна)

  6. «Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании» (Михайлова Фаина Николаевна)

  7. «Проблемы формирования нравственных качеств подростков с задержкой психического развития» (Пронова Людмила Анатольевна)

  8. «Метод проект как способ активизации профессионального самоопределения в детском хореографическом коллективе (из опыта работы)» (Салихова Е.Ф., Шадрова Е.В.)

  9. «Системно-деятельностный подход к формированию безопасного поведения детей на дороге в условиях УДОД» (Токарева И.Ю., Шаветова Л.С.)

  10. «Развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования в условиях инновационной деятельности» (Токарева Ирина Юрьевна)


Выступления


Секция «Дошкольное образование»

«Детский сад и семья – территория партнерства»

Абдулина Г.В., Грачева С.А.

МАДОУ «Детский сад №8 «Теремок» г.Нурлат,

Республика Татарстан

Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям.Дети– будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. «Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» - (Януш Корчак)
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.
В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа, он пока еще мало знаком родителям, Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.
Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

 Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах,мы используем такие формы работы с дошкольниками как: беседы, игры, экскурсии, досуги, развлечения, совместную деятельность воспитателя с детьми, общение детей со сверстниками и взрослыми. Правовое воспитание старших дошкольников, предусматривает широкое использование разнообразных средств и методов: этические беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок), рассматривание иллюстраций, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности (сюжетно-ролевых игр дидактических игр, игр-драматизаций); наблюдение и самонаблюдение, упражнение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа с детьми.

После анализа данных анкетирования, оказалось, что многие родители вообще ничего не знают о Конвенции ООН о правах ребёнка, поэтому нами разработан план и проводится работа в данном направлении.

В план работы по правовому образованию родителей мы включили:

-проведение цикла бесед, консультаций, анкетирования, круглых столов, дни открытых дверей, родительских собраний, досугов для детей и взрослых по теме « В гостях у Конвенции», «Как воспитывать ребёнка», «Ребёнок тоже имеет права».

На совместной встрече родителей, детей, педагогов ( родительском собрании), родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно-правовыми документами по охране детства, а также обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Родителям было предложено ответить на вопросы анкет: « Какой вы родитель?», «Уголок ребёнка дома», « О наказании» с целью выявления возможных нарушений прав детей в семье. Для ознакомления и внедрения в семейную практику для родителей был оформлен наглядно-информационный стенд « Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно правовые документы по охране прав детства.

Была подготовлена выставка творческих работ родителей и детей по ознакомлению с Конвенцией под общим названием « Право на любовь».

Предложено поработать со сказкой ( в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект).Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Цветик-семицветик», «Буратино», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Снежная королева» и др.

Были даны домашние творческие задания родителям на тему « Домашние обязанности вашего ребёнка», сочинение « Мой ребёнок», придумать и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребёнка», создать альбом « Герб моей семьи». Родители так же откликнулись на участие в конкурсе семейных газет на тему « Под крышей дома моего», где отразили свой совместный отдых, труд, увлечения. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен лично участвовать.

Своим опытом работы на региональной открытой научно-практической конференции в посёлке Сергиевск Самарской области поделилась воспитатель детского садана тему:«Детский сад и родители - территория партнёрства», данный проект был рекомендован для реализации педагогам в ДОУ по работе с родителями. Мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: в детском саду проводятся родительские собрания «Семья здоровый образ жизни», «Семья на пороге школьной жизни», « Что мы знаем о правах ребёнка», «Мы любим природу». В младших группа проводятся круглые столы на тему : «Знаете ли вы своих детей», «Чем занять ребёнка дома», «Мудрый родитель».

Ежегодно проводим выставку стенгазет «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету» , где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках мы заранее вывешиваем яркое сообщение и они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки т. д.  Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. По итогам конкурсов обязательно происходит награждение победителей, поощрение самых активных участников. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группах является праздник, посвящённый Дню Матери. Совместно с музыкальным руководителем, старшим воспитателем разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своей семье». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих мам , делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самая лучшая мама», медали для различных номинаций («Золотые руки», «Неожиданность», «Пунктуальность») сладкие призы. Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждут праздник. Наш детский сад постоянно участвует в районных, республиканских, Всероссийских и Международных конкурсах. Так в 2012 году приняли участие во Всероссийском конкурсе «Лучшее мероприятие с родителями» и заняли 2 место. Сценарий посвященный Дню защитника Отечества выставлен на сайте все вебинары.ру. К этому мероприятию готовились все с желанием и взрослые и дети -совместно обсуждали название команд, придумывали эмблемы. Мамы шили костюмы, папы готовили атрибуты к заданиям, итак, усилиями всех победа была за нами. Так же приняли участие в международном конкурсе детских рисунков «Я люблю свою Родину!» в городе Софии Болгарии на сайте www/ rusjfili/eu- 2011-2012год, где дети были награждены почетными грамотами. Воспитанники постоянно участвуют в районных конкурсах детских рисунков по правилам дорожного движения, на противопожарную тематику, где дети подготовительной группы заняли призовые места .

В апреле 2012 г. детский сад презентовал на фестивале творческих работ«Юни-Чадо»

Семейный праздник «Физкульт – привет, Uni» посвященный XXVII Всемирнойлетней Универсиаде 2013 года в Казани .

На данный момент дети подготовительной группы совместно с родителями принимают участие во Всероссийских конкурсах рисунков на тему: «Береги природу», «Солнечные зайчики», «К здоровой семье через детский сад» в номинации «Традиции и инновации в организации оздоровления и воспитания дошкольников через взаимодействие с семьёй » . В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, т.к. любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.Вначале декабря этого года в городе Москве состоялась вторая ежегодная Международная научно- практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», где заведующая МАДОУ «Теремок» Фадеева Т.З. выступила с докладом по проблеме семейного воспитания, «Детский сад и родители -территория партнёрства» в секции « Семейное воспитание и дошкольное образование».В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.Укрепляются взаимосвязи между ДОУ и семьями воспитанников, повышается родительская компетентность, появляется возможность изменений в системе взаимоотношений педагог- родитель-ребёнок, где акцент делается на включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников.

Несколько коротких правил, чтобы стать хорошим родителем.

  1. Любить ребенка таким, какой он есть.

  2. Чаще обнимать его.

  3. Чаще хвалить.

  4. Наказывать ребенка за конкретный поступок, объяснив, что он сделал не так.

  5. Обязательно простить. Потому что любить-значит простить.

  6. Наказание не должно вредить ни физическому, ни психическому здоровью.

  7. Требуйте от ребенка только то, что он может выполнить.

  8. Уважайте своего ребенка также, как вы уважали бы взрослого.

  9. Главное средство воспитания – это пример родителей

  10. Учите ребёнка любить своих близких, родных.


10 правил воспитания здорового ребёнка

1 Соблюдать режим дня как в детском саду так и дома.

2 Ежедневно делать зарядку.

3 Не забывайте следить чтобы ваш ребёнок соблюдал правила личной гигиены.

4 Чаще и в любую погоду гуляйте с ребёнком.

5 Соблюдение полноценного питания.

6 Одевайте ребёнка по сезону.

7 Занимайтесь с ребёнком спортом, катайтесь на лыжах, коньках, велосипеде.

8 Оборудуйте для ребёнка спортивный уголок.

9. Проследите за временем просиживания перед телевизором и компьютером

10.Принцип здорового образа жизни в семье - залог здорового ребёнка.

«Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения с учетом современных требований»

Аджавенко Т.А., Шевцова Е.И.

МБДОУ ЦРР-д/с №70 «Светлячок» г.Белгорода

Белгородская обл.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому созданная в учреждении предметно-развивающая среда многогранно влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

В построении среды коллектив нашего детского сада учитывал следующие принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

В построении предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанников, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности. В группе и кабинетах созданы условия, при которых ребенок чувствует себя психологически защищенным.

Реализация принципа информативности была достигнута нами с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.

Развивающая образовательная среда выполняет воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции и отражает специфику учреждения. Мы учитываем закономерности психического и физического развития воспитанников, а именно: показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, развитие эмоциональной сферы. Мы создали эффективную речевую среду: разнообразную, периодически обновляющуюся, находясь в которой, у ребенка появляется желание проявлять любознательность, инициативу с целью получения новых знаний.

Вариативная часть Программы нашего детского сада уделяет особое внимание духовной жизни г.Белгорода, его культуре, что отражено во всех компонентах предметно-развивающей среды: демонстрационный, раздаточный, игровой материал по Белгородской тематике.

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремились к тому, чтобы окружающая детей обстановка была уютной, комфортной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность ребенка. Поэтому большое внимание мы уделили оформлению уголков в группах и кабинетах, предлагаемых ребенку демонстрационных пособий, раздаточного материала, игр и игрушек. Реализация принципа педагогической целесообразности помогла сделать наш детский сад привлекательным для детей, побуждает их к самостоятельной активной творческой деятельности, вызывает у них чувство радости, создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание поддерживать порядок в уголках и воспитывает бережное отношение к тому, что их окружает.

Современные возможности позволяют придерживаться в оформлении учреждения единого стиля. Приобретая мебель и игровое оборудование, стремимся к тому, чтобы они гармонировали друг с другом, отдаем предпочтение теплым, пастельным тонам.

Предметно-развивающая среда групп создана с учетом доступности, открытости каждому воспитаннику. Детям обеспечен выбор и доступность различных предметов, материалов, игр в самостоятельной деятельности. Каждый ребенок может заниматься своим любимым делом.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет использовать материалы и оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области. Наполняемость предметно-развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности и особенности воспитанников, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Созданная педагогическим коллективом МБДОУ ЦРР-д/с №70 «Светлячок» города Белгорода предметно-развивающая среда обеспечивает максимальный психологический комфорт каждому воспитаннику, создает возможность для реализации его права на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как руководителя учреждения, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой!»

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента»

Бикбова Эльмира Рафкатовна,

МБДОУ «Детский сад №83 «Золотой петушок» г.Норильск

Красноярский край

Ребенок дошкольного возраста активно пытается расширить свой кругозор, хотя его познавательные возможности не позволяют перешагнуть границы ближайшего окружения. Ребенок все еще действует по принципу «что вижу, чем манипулирую, то и познаю», поэтому наилучшим образом он постигает и сознает:

  • реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть подержать в руках;

  • те события и явления, в которых он сам был непосредственным свидетелем и активным участником.

Ребенок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он еще не имеет прочно закрепленных представлений. И он легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера, использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения и воспроизведения, готовых образцов.

Ребенок полон энергии, он чувствует себя почти «взрослым» и компетентным во многих вопросах. Он ищет подтверждения этому в реакциях и поведении взрослых, близких дорогих его сердцу. И он активно действует в окружающем его мире, испытывая бурный восторг и чувство удовлетворения от самостоятельной деятельности и в большей степени от участия в реальных делах взрослых.

У ребенка совершенствуется речь. И он атакует взрослого многочисленными вопросами, среди которых заметную роль начинают играть вопросы познавательной направленности.

Познавательная активность детей характеризуется такими особенностями как: активными действиями ребенка в окружающей действительности; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, перенимать их опыт, интересы, взгляды на мир; увеличением количества познавательных вопросов к окружающим.

Ребенок в процессе своего развития не только осваивает, познает мир, параллельно у него интенсивно формируется определенное отношение к окружающему: к людям, и их поступкам, к природе, искусству, музыке.

Радостные, светлые воспоминания, полученные от встреч с природой, сохраняются в памяти особенно долго. Многие взрослые люди всю жизнь помнят, какая в их детстве была на дачном участке трава, какие там росли цветы и деревья. Надолго остаются в памяти пейзажные картинки живой природы. Яркие осенние листья, красивые цветы, нежная зелень молодой травки и многое другое вызывают у детей восторг.

Сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, если не соприкоснутся с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человечеством опыту, сможет помочь им в этом.

Формирование у детей интереса и целостного отношения к родному краю начинаю с рассматривания иллюстраций животных Севера: белый медведь, морж, северный олень, тюлень, волк, песец. Рассматриваем птиц Севера: белая сова, полярная крачка, белая куропатка. Подвожу детей к осознанию того, почему почти у всех животных Севера светлый мех, который является средством защиты от врагов, помогает животным маскироваться под белый снег. Предлагаю детям рассмотреть растения Севера: лишайники, морошка, голубика, брусника, мох, карликовая береза. Широко использую художественное слово: стихотворения, загадки, чтобы вызвать у детей интерес, пробудить детскую любознательность. Закрепляем знания о животных Севера через художественную деятельность – лепку, аппликацию, рисование. Непосредственную образовательную деятельность «Художественное творчество» (лепка «Северный олень») начинаем с рассматривания изображения оленя, описываем его характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога. Способ лепки оленя дети определяют сами. Я подсказываю детям, что в тонкие ноги для устойчивости фигурки можно поместить зубочистки (спички) или просто сделать ноги из трубочек для коктейля, а ветвистые рога можно смастерить из маленьких веточек.

Осуществляя интеграцию с образовательной областью «Познание», расширяю кругозор воспитанников, используя иллюстрации с изображением северных пейзажей, коренных жителей Севера. Люди, которые родились и живут здесь, называют северянами. Они не боятся ни холодной зимы, ни жаркого лета. Они живут здесь и работают.

Расширяя, и углубляя знания воспитанников об образе жизни жителей Севера, использую работу с аппликацией. Например, аппликация «Где- то на белом свете…». На Севере очень холодно, поэтому северяне, жители Севера, ходят в очень теплой одежде из теплого меха. Используя мультимедийные презентации, показываю детям варианты изображения и оформления традиционной одежды жителей Севера, особенности орнамента на их одежде. После чего предлагаю детям самим украсить орнаментом силуэт одежды: парки, унтаек.

Стимулирую развитие познавательной активности детей через приобщение их к произведениям художественной литературы, сказкам народов Севера: юкагирская сказка, эскимосская сказка «Мышка Вувыльту», кентская сказка «Альба и Хосядам», ительменская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чтобы вызвать у детей интерес также использую стихотворении о севере.

Мы на севере живем,

Домом мы его зовем!

Здесь и холод, и мороз

Он доводит нас до слез,

Но мороз не страшен нам,

Мы гуляем по дворам,

Одеваемся тепло,

Чтобы нас не занесло.

Закрепляем знания о животных Севера, растительности и коренных жителях в дидактических играх, изготовленных совместно с родителями «Животные Севера», «Кто на Севере живет», «Найди растению свой дом».

Лучшим способом вызвать интерес и симпатию к коренным жителям Севера является игра, поскольку она – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, представления о чести, смелости, ловкости, выносливости и быстроте. А привлечение родителей к участию в играх народов Севера не только помогает сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также оставляет неизгладимое впечатление в детской душе.

Игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Это такие игры, как «Важенка и оленята», «Волк и олени». «Охота на куропаток». «Ловля оленей», «Ловкий оленевод».

Таким образом, в работе с детьми я стремлюсь вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к северной природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к доступным и созвучным ребенку по своему содержанию произведения народного и декоративно прикладного искусства, живописи, книжной иллюстрации. Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.

Список литературы

  1. Воспитание и обучение детей пятого года жизни./Под ред. Л.А.Парамоновой, О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.

  2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 320с.

  3. Легенды и сказки полярной ночи. - Дудинка, 1994 г.

  4. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы.- М.: Просвещение, 2001г.



«Трудности формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ»

Бирюкова Оксана Васильевна,

МБС(К)ОУС(К)НШ – ДС №3 г.Нерюнгри

Республика Саха (Якутия)

В настоящее время теоретически и экспериментально до­казано, что расстройства речи детей с ОВЗ являются сложным дефектом, в котором про­слеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности.

Воспитанники нашего учреждения – это дети с двойной патологией, где первичной биологической патологией является нарушение зрения, а вторичной - нарушение речи. Очень часто к этим двум дефектам добавляются и другие, которые приводят к пониженной способности анализи­ровать явления языка.

Планировать и осуществлять коррекционно-логопедическую работу с детьми указанной категории сложно потому, что очень часто зрительная патология детей дошкольного возраста сопровождается нарушением психиче­ских процессов. Поэтому при организации коррекционной работы с дошкольниками необходимо проводить не только углубленное обследование состояния психических процессов, но и определять, какие психические про­цессы нарушены, какие звенья структуры психической дея­тельности оказались неполноценными. Очень важ­но выделить дефектное звено в речевой деятельно­сти ребенка, причины, лежащие в основе его затруднений. Такой анализ предпола­гает акцентирование внимания на процессе выполнения ребенком задания и характере его действий (принятие решения, способы выполнения задания, типы и характер ошибок, отношение к своим ошибкам и к оказываемой помощи). Все это позволяет выявить дополнительные характеристики: особенности динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности); парциальную недостаточность отдельных корковых функ­ций (гнозиса, праксиса, речи и т. д.), недостаточность регуляторных процессов.

За период работы над данной темой изучила работы офтальмологов и тифлопедагогов: Э. С. Аветисова, Л. А. Григорян, Р. Н. Фирсовой, Л. И. Медведь, Л. И. Плаксиной, Л. В. Рудаковой и других. В их монографиях представлены пути, средства и задачи комплексного педагогического обследования дошкольников с нарушением зрения. Система коррекционно-педагогических воздействий отражена так же в работах ведущих тифлопедагогов и логопедов: В. П. Ермакова, В. А. Феоктистовой, Л. П. Волковой, Р. Е. Левиной, Т. П. Головиной, М. Е. Хватцева и других. В их исследованиях доказано, что дети дошкольного возраста с нарушением зрения страдают нарушением всех видов восприятия: зрительного, которое обусловлено биологическим характером болезни, слухового, что выражается в пониженной способности анализи­ровать явления языка. Дошкольники анализируемой категории не всегда умеют подмечать и выделять звуковые элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике. Кроме того, у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой па­мяти и внимания, навыков самоконтроля. На основании положений о нормах формирования речи самым сложным в коррекции речи детей данной категории является формирование и развитие лексико-грамматического строя речи.

Опыт теоретического изучения позволяет говорить о том, что данная проблема является довольно актуальной в логопедии. На современном этапе развития различных научных дисциплин нарушение грамматического строя речи рассматривается как стойкое проявление в структуре такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки лексико-грамматических операций отмечаются у дошкольников с ОВЗ на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания. Для них овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Анализ теоретических исследований по развитию речи дошкольников с ОВЗ свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, в стойком аграмматизме, что связано с несформированностью языковой способности.

Что следует по­нимать под грамматическим строем языка в контексте речевого развития дошкольника? В. В. Виноградов и Д. Н. Шмелев определяют, что грамматический строй языка является системой еди­ниц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Эту систему изучает лингвистика и описы­вает академическая грамматика.

В работах Н. А. Стародубцевой говорится, что термин «грамматика» употребляется в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, – науку, систему правил изменения слов и сочетаний в предложении. При этом морфология изучает грамматические свойства и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивированно. Синтаксис призван заниматься изучением словосочетаний и предложений, сочетаемости и порядка следования слов.

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих Учащиеся в школе изучают грамматику языка в курсе за­нятий по родному языку, но не акаде­мическую, а адаптированную. Необходимость адаптации диктуется громоздкостью и труд­ностью грамматики, а также чисто практи­ческими целями: научить грамотно говорить и писать. Дошкольник грамматику постигает практическим путем, в процессе использова­ния языка и восприятия речи окружающих людей. Парадокс детского практического метода: ребенок, не подозре­вающий о существовании академической грамматики, знает ее правила и нормы. И самое удивительное: он строит свою собст­венную грамматику, отличную от академи­ческой, где действуют другие единицы, другие правила. Более того, на протяжении дошколь­ного детства ребенок неоднократно меняет эти правила.

В изучении грамматического строя речи дошкольников А. Г. Арушанова выделяет несколько направлений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступления iconПрограмма выступления Руководитель Организация Оценка выступления...

Выступления iconПисьменного варианта выступления по курсу «логика и риторика»
Главное: выступления и их письменное оформление необходимо подготовить ориентировочно к последней декаде ноября
Выступления iconРешение в отношении Вашего выступления с докладом, необходимо предоставить...
Заочная всероссийская научная конференция с международным участием «Научное творчество ХХI века»
Выступления iconТезисы выступления. Аникина Галина Александровна, учитель начальных...
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления)
Выступления iconЗадачи: Ознакомить с некоторыми видами российских боевых искусств....
Подготовительная работа: выбрать редколлегию журнала (9 журналистов), помочь детям распределить материалы для выступления, привлечь...
Выступления iconМетодическая разработка по теме: «Технология создания компьютерных...
Всем известно, что перспектива публичного выступления на многих просто наводит парализующий ужас, компьютерная программа создания...
Выступления iconEcsocman edu ru прошла сетевая конференция, также посвященная qwerty-эффектам...
С согласия организаторов мы публикуем некоторые выступления, прозвучавших на симпозиуме и на Интернет-конференции, а также реферат...
Выступления iconТема моего выступления «Гимнастика»
Тема моего выступления «Гимнастика» (слайд №1). Начать мне его хотелось бы словами известного врача и общественного деятеля 20-го...
Выступления iconИз выступления н. С. Хрущева на совещании писателей, композиторов...
Из выступления н. С. Хрущева на совещании писателей, композиторов и художников, созванном ЦК кп(б)У
Выступления iconТема выступления

Выступления iconМетодическое объединение на тему: «Формирование фонда оценочных средств...
Тема выступления: Выступление «Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной...
Выступления iconДоклад «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»...
Тема моего выступления «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»
Выступления iconВыступления
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Выступления iconВыступления
Казань, ул. Актайская, д. 5 (школа №48). Тел.: 8-927-240-83-98; (843) 533-10-12; 278-60-41
Выступления iconВыступления
Секционная площадка № Секция №1: Новые образовательные стандарты новый формат каб. №9
Выступления iconВыступления
Сегодня мы ведём разговор на очень важную тему – мы говорим о духовно – нравственном воспитании


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск