Выступления





Скачать 134.19 Kb.
НазваниеВыступления
Дата публикации30.07.2014
Размер134.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

23 декабря 2009 год. Г.Галич

МОУ ОО школа № 4 имени Ф.Н.Красовского

Региональный семинар для преподавателей школ области

«Духовно – нравственное воспитание школьников

в современных условиях. Из опыта работы школы».

Тема выступления:

Использование истоковских технологий в учебном процессе.

Туманова Е.В.

Зам. директора по УВР МОУ

ООШ №4 имени Ф.Н.Красовского

Сегодня мы ведём разговор на очень важную тему – мы говорим о духовно – нравственном воспитании.

Под 'духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).


Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению сложившейся ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Большая роль в осуществлении этих мер отводится системе образования. Содержательный аспект системного подхода включает в себя разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования

а) на уровне отдельного учебного курса.

б) в виде "сквозной" составляющей, интегрированной во все школьные предметы; дополнительное образование; систему воспитания.

Но важен не только вопрос: Чему учить? Не менее важен вопрос: Как учить? Здесь нам на помощь приходит истоковская техноло­гия.

«Технология обучения предмету» — это тактика обучения, то сеть система ме­тодов, форм и средств обучения, используемых конкретным учи­телем в учебном процессе для достижения тактических целей обу­чения в соответствии с закономерностями развития личности, выбранной стратегией обучения, своими знаниями и опытом.

Истоковская технология – технология особенная.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребёнку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребёнка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие детей друг с другом, с учителем, с родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные курсом задачи. Методика предмета «Истоки» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода. В основе методики лежат технологии эффективного обучения: приобретение социокультурного опыта.

На всех уроках применяются активные формы обучения: тренинги (развивающий и оценивающий), ресурсный круг, работа в паре, тройке, четверке, социокультурный текст, работающий на все каналы восприятия, мнемотехника. Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включая их в свой жизненный опыт, формируя целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт. Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.
Активные формы обучения – это ядро урока «Истоки». На этом я предлагаю остановиться более подробно.

Система АФО воплощается с помощью тренингов.

Методикой активных форм предусмотрено активное участие всех учащихся или всей группы учащихся. Активные формы обучения помогают избежать назидательности, авторитаризма, обычной трансляции знаний. Активные формы обучения позволяют освоить и расширить социокультурный опыт учащихся, акцентировать внимание на ключевых понятиях каждой темы, развить коммуникативные и управленческие навыки, сформировать мотивацию.
Принципы тренингового обучения:


  1. Активное участие учащихся, всей группы (если работа «в четверке», «в семерке»).

Взаимодействие учителя и учащихся строится на основе технологии эффективных коммуникаций, что позволяет обеспечивать присоединение преподавателя к особенностям восприятия, мышления и чувствования учащихся, развивает взаимное доверие и взаимопонимание.
Опора только на позитивный (положительный) опыт учащегося.


  1. Диалоговое общение на уровне «взрослый – взрослый», создание обстановки творчества. Данный уровень позволяет осмыслить способы осуществления результатов, договориться, прийти к единому мнению.




  1. Рефлексия (обмен мнениями, степень интереса, выход на практическую направленность).

  2. Психологическая безопасность и доверие при работе в группе (совместное решение проблемы, эмоциональный подъем).

  3. Творческая позиция учащегося.

Реализация системы тренингов позволяет учащимся:

1. Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта.

2. Освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха.

3. Научиться управлять своей деятельностью.

Все активные занятия делятся на две группы:

развивающие и оценивающие.

Цель развивающих занятий – приращение результатов социокультурного развития учащегося.

Цель оценивающих – выявление уровня усвоения содержания учебного материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками, развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Оценивание осуществляется следующим образом:

0 несоответствий экспертной оценке – 7 баллов,

1 несоответствие – 6 баллов,

2 несоответствия – 5 баллов,

3 и более несоответствий – 3 балла.

Данные баллы педагог переводит в отметку:

7 баллов – отметка «5»,

5-6 баллов – отметка «4»,

3 балла – отметка «3».

Основными видами активных занятий в 5-8 классе являются:

  • Ресурсный круг;

  • Работа в парах, работа в группах из четырех человек (четверка), в группах их семи человек (семерка);

  • Мнемотехника.

Уроки истоков имеют четкую структуру. Можно выделить следующие этапы:

        • подготовительный,

        • основной (индивидуальный, в паре, в группе), обсуждение результатов,

        • заключительный.



Работа начинается с подготовительного этапа.

На данном этапе активен преподаватель. Его задача ввести учащихся в тему, присоединить к вопросу, который будет предложен для обсуждения. На данном же этапе необходимо актуализировать знания и опыт учащихся по данной теме. На подготовительном этапе учителю важно создать благоприятную психологическую атмосферу, настраивающую на доверительное, открытое общение.

Для реализации этих задач учителю рекомендуется использовать иллюстративный ряд, музыкальное оформление, литературные произведения, работу с рабочей тетрадью и учебным пособием, словесный инструментарий.

На данном этапе можно использовать «ресурсный круг». Оптимальный состав учащихся в ресурсном круге -15-16 человек. При наполняемости класса до 25-30 человек рекомендуется проводить ресурсный круг по подгруппам. Перед началом работы учитель напоминает учащимся о том, что важно внимательно слушать каждого выступающего, поддерживать его взглядом. Важно предупредить ребят, что их ответы могут совпадать, повторение не является ошибкой.

Первый, сидящий слева от преподавателя, отвечает на вопрос и передает слово следующему, взглядом и прикосновением. Второй учащийся дает свой ответ на поставленный вопрос и пере­дает слово дальше... Высказываются все желающие. Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные выс­казывания. Подчеркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет еще богаче.
I. Ресурсный круг: Приглашаются желающие (8 человек)

5 класс. Раздел «Соловки

Тема урока: «Особый мир монастыря».

Присоединение к теме «Соловки»:

Ресурсный круг.

Предлагаю Вам мысленно перенестись на самый север нашей страны, на берега студёного Белого моря.

Включается аудио запись «Море» .

Вот как описывает Белое море писательница Светлана Максимова.

Чтение отрывка из рассказа.

Белое море.

С.В.Максимова.

«Лес прекратился, и море, во всей своей неоглядной ширине, лежало перед нами, сверкающее от солнца, пустынное, безбрежное, на этот раз гладкое, как стекло.

Невозмутимая тишина по всей этой светлой поверхности, не осмысленная ни единым знакомым признаком жизни, производила тяжёлое впечатление, ещё более усиливающееся криком чаек, которые то поднимались, то опускались на огромный камень, красневший далеко от берега. Страшил в ту пору и этот лес, который мрачно потянулся вперёд и назад по берегу, и эта пустынность и одиночество вдали от селений, вдали от людей. Бок о бок с громадною массою воды и дикою природою. Визг чаек начинал становиться едва выносимым…

Растопыривши свою пятерню против ветра в сторону моря, ямщик обратился ко мне со своим замечанием:

- Ведь оно у нас так- то никогда не живёт, чтобы спокойно стояло, как в ведре бы, примерно, али в кадке: всё зыбит, всё шевелится, всё этот колышень в нём ходит, как вот и теперь бы взять. И нет ему так – то ни днём , ни ночью покою: из веков уж знать такое, с той самой поры, как , как Господь Бог его в наших краях пролиял…
Пол тысячи лет назад на берегах этого моря появились первые монахи, основавшие здесь монастырь, который народ кратко нарёк Соловки. (Колокол)

Работа в ресурсном круге

Какую картину вы представили перед собою.

Что вы увидели?

Что вы услышали?

Что вы почувствовали?

Вывод:

Вы правы. Места эти были суровыми, климат холодный, море студёное. Но именно здесь появился Спасо – Преображенский монастырь. Зачем и почему здесь, где так неуютно, холодно и безлюдно появились отшельники – монахи мы будем говорить с Вами на уроках темы «Соловки».
----------------------------------------------------------------------------------------------



Следующий этап – основной.

На данном этапе более активны учащиеся. Задача учителя наблюдать за ходом урока. Лишь при необходимости учитель включается в работу группы, помогая лидеру наладить общение, а группе прийти к единому мнению, помогая правильно структурировать время и деятельность.

С 1 по 5 класс учащиеся учатся работать « в четверке».

Перед началом работы учитель объясняет ученикам, что после индивидуального этапа им необходимо обсудить свои варианты решения в четверке и придти к единому мнению.

Руководить работой в группе должен лидер, который сначала обязательно представит возможность высказаться каждому участнику группы, а затем только сообщить свою точку зрения. В случае разногласий, лидер организует обсуждение и помогает группе придти к единому решению. Лидер должен также аргументированно представить результаты работы своей группы классу.

Перед началом работы учитель называет состав четверок и имена лидеров. Первоначально лидеры назначаются самим учителем. В последующем, когда учащиеся освоят работу в четверке, возможна смена лидеров. В результате необходимо выйти на активную четверку, в которой функцию лидера может выполнить каждый участник группы.

Первые три четверти учебного года шестиклассники вспоминают, закрепляют и продолжают алгоритм работы в четверке, в последний урок 3-й четверти им предлагается выполнить ряд заданий в группе большего состава (7 человек). Увеличение числа участников группы предполагает высокий уровень овладения социокультурными категориями и ценностями.

Для того чтобы работа проходила успешно, учащиеся уже должны уметь: слушать друг друга, проявлять терпимость к иной точке зрения в ходе обсуждения, приходить к единому мнению, структурировать время, выделенное на выполнение задания, доказательно представлять результаты работы в группе, делегировать полномочия лидера членам группы.

Как показывают уроки, учащиеся не мыслят урока «Истоки» без работы в группе, с нетерпением ждут этого момента, проявляют высокую степень заинтересованности содержанием и способами деятельности.

На этапе обсуждения результатов учитель организует представление групповых решений, его роль – организация диалога между группами и подведение детей к необходимым выводам. Однако вывод должны сформулировать учащиеся. Во время обсуждения каждая группа может выступать с уточнениями, дополнениями, представлять и отстаивать иную точку зрения. Учитель также участвует в дискуссии.
----------------------------------------------------------------------------------------------

На основном этапе преподаватель может использовать и такую форму работы как мнемотехника (эйдетика).

Желающие приглашаются к столу (8 человек.)

Приготовить ручки и листы бумаги)

Теперь задание для Вас: ( аудитория в зале тоже может проверить свои способности)

Представьте, что мы второй урок изучаем тему «Летописи»

Тема урока «Как писали и украшали летописи»
Мнемотехника «В келье летописца».
В монастырской келье узкой

В четырёх глухих стенах

О земле, о древнерусской

Быль записывал монах.
Я предлагаю Вам представить келью монаха, основываясь на вашей способности к визуальному, аудиальному и кинестетическому восприятию и образной памяти

( эйдетике)

Вам предлагается запомнить ряд слов (20)

Для запоминания каждого слова дается время, слова читаются с интервалом в 15 сек. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, наполнить ее чувствами и ощущениями.

Результатом этой работы будет ряд последовательных кадров – своеобразный мультик, «прокрутив» который вновь, Вы сможете вспомнить все названные мною слова.

Для того чтобы ничто не отвлекало Ваше внимание и Вы смогли лучше сосредоточиться на внутренних впечатлениях, задание можно выполнять с закрытыми глазами.

По завершении чтения слов Вам надо будет записать слова в той последовательности, в которой они были продиктованы.

Попробуем.
Свеча. Икона. Молитва. Монах. Перо. Страница. Мысль. Картина. Время. Книга. Память. Любовь. Фреска. Повесть. Отечество. Верность. Долг. Мудрость. Покой. Святость.

Проверим, кто из Вас и в какой степени справился с заданием. Сосчитайте количество слов, которые вам удалось записать в нужной последовательности. Кто записал 5 слов?

7 слов?

10 слов?

Кто больше?

Расскажите, как это у Вас получилось?

Кто ещё желает рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях?

Спасибо.

----------------------------------------------------------------------------------------------

На основном этапе можно использовать и интегрирование данного предмета с другими дисциплинами.

В прошлом учебном году был проведён интегрированный урок (Истоки, история и литература) в 7 классе при изучении темы «Воинство». Интеграция проходила не только и не столько по форме, сколько по содержанию.

Для нас было очень важно, что бы дети задумались над тем, где же проходит та тонкая грань, которая отделяет убийцу, от воина – защитника. Ведь тот и другой нарушили Божью заповедь «Не убей». А они убивали.

Важно было донести до учащихся мысль о том, что русский воин, обладая духовно-нравственными качествами, был воином-защитником и освободителем и именно поэтому одержал победу.

Кадры из фильма

----------------------------------------------------------------------------------------------

На заключительном этапе проводится рефлексия.

Происходит осмысление значимости проделанной работы, общения и действий во время активных формы обучения, подводятся итоги общения, анализируются результаты работы. Рефлексия – это способность анализировать свои мысли, чувства, переживания, отношения. При этом упор делается на положительный опыт. Заключительный этап очень важен в развитии ресурса успеха учащегося.

Какие вопросы могут быть сформулированы на данном этапе?!

  • Какие мысли и чувства возникли во время работы?

  • Как работа над заданиями помогла Вам лучше понять историю нашего Отечества?

  • Какие духовные качества святых Вам показались наиболее ценными?

  • Ощущаете ли Вы свою сопричастность к нашему Отечеству? Какой вы видите свою роль в нем?

  • Что, на ваш взгляд, считается самым важным в семье?

  • На какие дела благословляют вас родители?



Подобные вопросы могут быть заданы в «ресурсном круге», который помогает осмыслить и прочувствовать то, о чем шла речь на уроке. Кроме того, ресурсный круг активизирует речевое общение учащихся.

С 1 по 4 класс заключительный этап урока – это процессуальная рефлексия с использованием рабочих тетрадей.

  • Для развития мотивации надо рассказать детям об эффективности проделанной ими работы. Для получения обратной связи, ребенку необходимо вознаграждение:

  • действием,

  • доверием,

  • взаимопониманием,

  • словом,

  • взглядом,

  • жестом,

  • делегированием полномочий,

  • исполнением роли лидера.

Обратная связь даёт развивающий эффект. Необходимо обязательно подчеркнуть важность результата совместной работы детей и учителя.
К.Д. Ушинский, говорил о том, что педагогическое воспитание «...рассматривается как преднамеренный и специально организованный процесс».

В основе этого процесса находится истоковская технология.

Истоки – это предмет, который работает на отсроченный результат, но «память детства» срабатывает в любом возрасте!

---------------------------------------------------------------------------------------------
Сейчас я приглашаю вас в ресурсный круг.
Вопрос: Узнали ли Вы сегодня что-то новое? Что показалось Вам наиболее ценным?!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступления iconПрограмма выступления Руководитель Организация Оценка выступления...

Выступления iconПисьменного варианта выступления по курсу «логика и риторика»
Главное: выступления и их письменное оформление необходимо подготовить ориентировочно к последней декаде ноября
Выступления iconРешение в отношении Вашего выступления с докладом, необходимо предоставить...
Заочная всероссийская научная конференция с международным участием «Научное творчество ХХI века»
Выступления iconТезисы выступления. Аникина Галина Александровна, учитель начальных...
Роль методов и приёмов технологии развития критического мышления в обучении младших школьников (тезисы выступления)
Выступления iconЗадачи: Ознакомить с некоторыми видами российских боевых искусств....
Подготовительная работа: выбрать редколлегию журнала (9 журналистов), помочь детям распределить материалы для выступления, привлечь...
Выступления iconМетодическая разработка по теме: «Технология создания компьютерных...
Всем известно, что перспектива публичного выступления на многих просто наводит парализующий ужас, компьютерная программа создания...
Выступления iconEcsocman edu ru прошла сетевая конференция, также посвященная qwerty-эффектам...
С согласия организаторов мы публикуем некоторые выступления, прозвучавших на симпозиуме и на Интернет-конференции, а также реферат...
Выступления iconТема моего выступления «Гимнастика»
Тема моего выступления «Гимнастика» (слайд №1). Начать мне его хотелось бы словами известного врача и общественного деятеля 20-го...
Выступления iconИз выступления н. С. Хрущева на совещании писателей, композиторов...
Из выступления н. С. Хрущева на совещании писателей, композиторов и художников, созванном ЦК кп(б)У
Выступления iconТема выступления

Выступления iconМетодическое объединение на тему: «Формирование фонда оценочных средств...
Тема выступления: Выступление «Формирование фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной...
Выступления iconДоклад «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»...
Тема моего выступления «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»
Выступления iconВыступления
Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Выступления iconВыступления
Казань, ул. Актайская, д. 5 (школа №48). Тел.: 8-927-240-83-98; (843) 533-10-12; 278-60-41
Выступления iconВыступления
Секционная площадка № Секция №1: Новые образовательные стандарты новый формат каб. №9
Выступления icon«Функция»
Тема моего выступления называется «Уроки алгебры и геометрии для младших школьников»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск