Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»





Скачать 393.08 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер393.08 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии


Шевцова Т.С.
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030301.65«Психология»

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011


Т.С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301.65«Психология», заочной формы обучения. Тюмень, 2011.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Тренинг общения. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д-р психол. наук., профессор Е.Л. Доценко.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Шевцова Т.С., 2011.
Раздел 1. Пояснительная записка


    1. Цели и задачи дисциплины

Требования к содержанию курса «Тренинг общения»:


Тренинг предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, желающих овладеть навыками эффективного общения.

Состав группы гетерогенен по полу, возрасту, и гомогенен по сфере деятельности.

Основные сферы воздействия на тренинге – эмоциональная, когнитивная, поведенческая, ценностно-смысловая.

Основные понятия:

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, реализующая социальные отношения в обществе. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная - состоит в обмене информацией между людьми (вербальной и невербальной), интерактивной - заключается в организации взаимодействия между людьми и перцептивная - включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; она рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимание партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, достижение поставленных целей.

Общение как умение управлять общением. Понятность речи. Способность донести свою мысль и воодушевить собеседника. Навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций. Конфликт как тип межличностных отношений. Универсальные причины конфликта. Принцип конфликтонезависимости или что необходимо уметь, чтобы с Вами было невозможно конфликтовать. Конфликт как ресурс. Позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные) конфликты.

Общение как искусство. Основные параметры общения. Необходимые состояния в общении. Навыки аттракции и установления контакта, владение голосом в процессе общения, влияние других невербальных факторов на процесс и результат общения, овладение невербальной стороной общения. Общение как искусство общения в любой ситуации (глобальный житейский навык). Эффективный коммуникатор. Инструменты эффективного коммуникатора: владение пантомимой, голосом, взглядом, паузой, дистанцией, пристройками, внешностью, аксессуарами, обстановкой.

Общее представление о профессиональном общении. Общение как деятельность и как искусство общения; специфика профессионального общения психолога, типичные затруднения общения у молодых специалистов – психологов; основные принципы развития навыков профессионального общения; ресурсы профессионального общения; этический кодекс психолога; управление конфликтами в профессиональном общении; искусство речи и публичного выступления психолога; управление состоянием в общении.
Цель тренинга - эффективное взаимодействие в профессиональном становлении.

Методологическая цель – а) сформированность (соответстветственно современным требованиям) системы познавательных установок, методологических координат исследования феномена общения; б) способность к личностной саморефлексии, самоорганизации в процессе общения с другими людьми; в) выделение универсальных критериев для оценки качества общения.

Учебная цель – развернутое представление о структуре и функциях общения. Подготовка к решению затруднений в общении. Осмысление принципов и навыков эффективного общения.

Мировоззренческая цель – формирование конструктивного отношения к общению и его задачам в личной сфере и профессиональной деятельности психолога.
Задачи преподавателя:

  1. Спровоцировать развитие ключевых навыков конструктивного общения;

  2. Выделить универсальные критерии для оценки качества общения;

  3. Раскрыть феномен и понятия конструктивного общения в трех основных аспектах (общение с клиентами, коллегами, общение как искусство);

  4. Выделить внешний и внутренний планы общения;

  5. Раскрыть структуру и функции общения;

  6. Подготовить к решению личных затруднений в общении;

  7. Обучить принципам и навыкам эффективного общения;

  8. Создать условия для формирования конструктивного отношения к общению и его задачам в деятельности психолога, интеграции молодого специалиста в профессиональное психологическое сообщество.

Задачи участника тренинга общения:

  1. Распознавать ситуацию и ситуативно обусловленно вступить в общение.

  2. Научиться инициировать и поддерживать общение, психологически стимулировать свою активность и активность партнера.

  3. Уметь психологически точно определять «точку» начала и завершения общения.

  4. Определять собственные барьеры и преграды коммуникации, искать пути и способы их преодоления.

  5. Расширять спектр способов и стратегий конструктивного общения.

  6. Научиться быть в контакте с собой и партнером.

Методы: психологические игры и упражнения, мини эксперименты и задания, самоанализ, рефлексия.

Режим занятий: 3-4 часа в день, частота встреч – не реже 2-х раз в неделю. Общее количество часов - 40


    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата



Дисциплина «Тренинг общения» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (ФТД.05).

Для освоения дисциплины «Тренинг общения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Общая психология»:

Социокультурная регуляция деятельности. Человек как социальный индивид. Понятие социального факта. Социальные позиции, нормы, санкции, ожидания. Социальная роль как совокупность социальных ожиданий. Общее представление о процессе присвоения социальных ролей. Ролевое поведение и общение. Социализация индивида как процесс присвоения культурного опыта. Значение и личностный смысл. Понятие интериоризации.

Строение индивидуальной деятельности человека. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива. Основные свойства потребностей, их опредмечивание. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Строение потребностно-мотивационной сферы, специфика потребностей человека. Виды мотивов, критерии их классификации. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности. Представление о ведущих деятельностях, их смене в онтогенезе. Функции мотива и их влияние на продуктивность выполнения действий. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций. Психофизиологические функции. Уровни построения движений.

Человек как субъект познания. Образ (представление) мира как условие деятельности в нем и основа его познания. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия. Проблема адекватного познания реальности. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Чувственная ткань и предметное значение образа. Перцептивный образ и понятийный смысл. Универсальные (“сквозные”) психические процессы: память, внимание, воображение.

«Психология развития и возрастная психология»:

Подростковый возраст. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение (Эльконин) или общественно-полезная деятельность (Лишин, Фельдштейн). Половое созревание и проблемы межличностного общения. Учеба и общение в деятельности подростков. Особенности формирования познавательной сферы личности подростка. Кризис подросткового возраста. Особенности социальной ситуации развития подростка. «Чувство взрослости» как личностное новообразование возраста.

Юность. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, характерные особенности и индивидуальные проявления. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения. Отношение к труду и выбор профессии Развитие морального сознания (концепция Л Кольберга)

Молодость и зрелость. Психологические тенденции развития психических процессов в молодости и зрелости (по Б. Г. Ананьеву). Противоречия молодости. Психология молодости, авторство собственного образа жизни. Жизненные сценарии личности. Основные варианты и фазы развития профессионала. Критические ситуации возраста и способы их преодоления. Психология взрослого человека.

«Социальная психология»:

Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности. Потребности, психологические ресурсы и чувства людей в межличностных отношениях. Социальная перцепция, межличностная коммуникация и интеракция.

Конфликтное взаимодействие. Конфликт как вид социального взаимодействия индивидов. Конфликт - острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Структура конфликта: участники, основа или почва, представления о ситуации, инцидент, мотив конфликта, конфликтное поведение. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации.

«Психология общения»:

Межличностные отношения. Отношения как структура общения. Семантическая природа межличностного пространства. Имплицитные теории межличностных отношений. Определение себя, другого и отношений с другим человеком. Контроль над определением отношений. Характеристики межличностных отношений (содержание, разнообразие, качество, частота и повторяемость, взаимозависимость партнеров, близость, обязательность). Виды отношений. Понятие эмоциональных отношений. Аттракция. Динамика отношений (закономерности возникновения, развития, стабилизации и распада). Конструктивные и деструктивные межличностные отношения. Повышение конструктивности межличностных отношений. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Межличностная коммуникация (коммуникативная сторона общения). Коммуникация как обмен информацией. Цифровая и аналогическая формы коммуникации. Амбивалентность при переходе с одной формы коммуникации на другую. Вербальные (значение и смысл слов), невербальные (мимика, взгляд, поза, жестикуляция, проксемика) и паралингвистические (интонация, темп, паузы и др.) средства передачи информации. Типология вербальных средств передачи информации. Типология средств невербальной экспрессии. Понятие коммуникативной цепи. Описательный и побудительный аспекты коммуникации. Метакоммуникация как послание о природе взаимоотношений между общающимися. Метакоммуникация и проблема осознания себя и других. Конгруэнтность и инконгруэнтность в общении, их источники. Понятие двойной связи (парадоксальные послания). Средства общения, снижающие и повышающие эффективность коммуникации. Роль обратной связи в общении. Различия между обратной связью и интерпретацией. Критерии полезной обратной связи. Связь коммуникации и интеракции. Субъективные и объективные феномены деформаций общения. Признаки наличия деформаций в общении. Причины деформаций в общении. Классификации видов деформаций общения: по ценностям, по целям, по средствам (Доценко), трудности, дефицитность, дефектность и деструктивность в общении (Куницына и др.)

Конструктивное (эффективное) общение. Понятие конструктивного общения. Представления о характеристиках эффективного коммуникатора в разных подходах в психологии. Модель эффективного коммуникатора в гуманистической психологии (целеполагание, способность ставить ясные цели общения; сензитивность, снижение порогов чувствительности к эмоциональным состояниям, смысловым оттенкам – как своим, так и партнеров по общению; инструментальная гибкость как расширение диапазона идей и доступных приемов, используемых средств взаимодействия; личностная сила, способность управлять психическими состояниями; душевный потенциал, духовные опоры; конгруэнтность).

«Теории личности»:

Структура личности. Психологические защиты. Внутриличностная динамика. Понятие комплекса. Формирование комплексов; методы работы с комплексами. Комплексы как основные строительные элементы личности. Особые виды комплексов. Значение социального фактора в развитии личности. Влияние ближайшего окружения на формирование личности ребенка в раннем детстве. Нормальное детское чувство неполноценности: причины возникновения. Комплекс неполноценности. Нормальная и невротическая компенсация. Гиперкомпенсация. Бегство в болезнь. Целевая природа активности человека. Любовь условная и безусловная. Любовь и симбиотическая привязанность.

Гуманистический психоанализ – К. Хорни (конструктивная теория невроза) Деформации личности (классификация). Признаки невроза. Причины невроза (базовый невротический конфликт человек-мир). Типы реакций на базовый невротический конфликт: движение к людям; движение против людей; движение от людей. Особенности каждого типа реакций: потребности, запреты, ценности, самоотношение, субъективный выход. Психологические защиты. Последствия неразрешенных внутренних конфликтов.

Трансактный анализ – Э.Берн Понятие и виды трансакций. Понятие Эго-состояний, структура личности. Уровни общения: ритуалы, времяпрепровождение, игры, подлинная близость. Игры: понятие и виды. Структура игры. Понятие жизненного сценария. Виды сценариев. Структура сценария. Формирование сценария в детстве. Семейный сценарий. Общие принципы работы с клиентами в трансактном анализе.

Гуманистическая психология – А. Маслоу Общие принципы гуманистической психологии. Пирамида потребностей А. Маслоу. Самоактуализация как врожденная потребность. Возможные причины ее нереализации. Характеристики самоактуализирующейся личности. Способы самоактуализации. Основы трансперсональной психологии с точки зрения А. Маслоу.

Гуманистическая психология – К. Роджерс. Я-концепция и ее составляющие: Я-реальное и Я-идеальное. Самооценка. Формирование Я-концепции и возможности ее коррекции. Понятие личностного роста. Параметры и этапы личностного роста. Условия личностного роста. Особенности работы с клиентом в личностно-ориентированной психотерапии, принципы работы. Эмпатийное слушание. Влияние личности психотерапевта на процесс психотерапевтической работы.

Леонтьев А. Н. Личность как иерархия мотивов; проблема выбора между мотивами. «Старшие» мотивы – ценности.

Рубинштейн С.Л. Формирование и проявление личности в деятельности. Рассмотрение личности в развитии, в функционировании, в изменении. Личность как субъект.

Психология личности - В.Н. Мясищев. Личность как совокупность отношений. Отношения как система связей личности с различными сторонами действительности. Виды отношений: оценочные; интерес как особое интеллектуальное отношение; отношение к деятельности. Эмоциональное и морально-правовое отношение.

Психология личности - Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выгодский. Психология установки Д. Узнадзе. Установка как главное психическое образование. Интегральный характер установки.

Освоение дисциплины «Основы профессионального общения» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин бакалавриата и магистратуры.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать и понимать цели конструктивного общения, использовать для их достижения методы изученных ранее дисциплин; знать законы личностной психодинамики и видеть их проявления в конкретном поведении личности; технологии конструктивного общения;

Уметь: интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, ценностях, психическом здоровье, а также проявлять общую эрудицию в процессе взаимодействия с партнерами; устанавливать и поддерживать контакт с собеседником; устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения с людьми; изучить состояние дел, определить проблемное поле, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией функций общения; точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией; присоединяться к личности клиента; критически оценивать информацию, корректно интерпретировать результаты беседы; определять и применять средства воздействия, адекватные задачам; проводить целеполагание совместно с собеседником; рефлексивно анализировать условия, процесс и результаты взаимодействия; использовать психотехнические средства, способствующие эффективной встрече.

Владеть: культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; владеть инструментарием, методами организации и проведения встречи; владеть различными методами психологического воздействия.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр - 3. Форма промежуточной аттестации - зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 40 часов.



  1. Тематический план

Таблица 1.






Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

Итого часов по теме

1

2

3

4

5

Раздел 1. Общение как искусство




1

Введение в тренинг общения. Знакомство. Безопасность. Целеполагание.

Ресурсы. Ценности и смыслы

Восприятие себя и партнера. Средства коммуникации и обмена информацией.


3

3


9

2

Общение как искусство (отработка основных параметров и необходимых состояний, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом)

3

Раздел 2. Общение как умение управлять общением




3

Общение как умение управлять общением (навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций) Стратегии поведения. Барьеры и преграды. Способы их преодоления.

3

6

15

4

Навыки самоорганизации в процессе общения. Осознанность и ответственность выбора. Конгруэнтность

6

Раздел 3. Культура и формы общения




5

Профилактика личностных деформаций (что необходимо учитывать и делать, чтобы профилактировать, как выявлять существующие и что/как с ними делать) Формирование навыков активного и эмпатического слушания. Особенности и критерии эффективности очных и дистанционных, индивидуальных и коллективных форм общения, обмена знаниями и опытом



3



10



16

6.

Завершение тренинга. Подведение итогов.

3




Всего

9

31

40



Таблица 2.

Планирование самостоятельной работы студентов




Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

Раздел 1. Общение как искусство

1.

Введение в тренинг общения. Знакомство. Безопасность. Целеполагание.

Ресурсы. Ценности и смыслы

Восприятие себя и партнера. Средства коммуникации и обмена информацией.

Активное участие в тренинге


комплексные ситуационные задания

реферат

3

2.

Общение как искусство (отработка основных параметров и необходимых состояний, навыки аттракции и установления контакта, владение голосом)

Активное участие в тренинге



комплексные ситуационные задания
реферат

3




Всего по разделу 1:

6

Раздел 2. Общение как умение управлять общением

3.

Общение как умение управлять общением (навыки конструктивности и выхода из конфликтных ситуаций) Стратегии поведения. Барьеры и преграды. Способы их преодоления.

Активное участие в тренинге


комплексные ситуационные задания

6

4.

Навыки самоорганизации в процессе общения. Осознанность и ответственность выбора. Конгруэнтность


комплексные ситуационные задания

6




Всего по разделу 2:

12

Раздел 3. Культура и формы общения

5.

Профилактика личностных деформаций (что необходимо учитывать и делать, чтобы профилактировать, как выявлять существующие и что/как с ними делать) Формирование навыков активного и эмпатического слушания. Особенности и критерии эффективности очных и дистанционных, индивидуальных и коллективных форм общения, обмена знаниями и опытом

Активное участие в тренинге
Анализ самостоятельной работы


Реферат
комплексные ситуационные задания

10

6.

Завершение тренинга. Подведение итогов.

Анализ самостоятельной работы

Реферат


3




Всего по разделу 3:

13




ИТОГО:

31



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1



2

3

4

5

1.

Психология семьи

+


+

+

+

+

2.

Конфликтология

+


+

+

+

+

3.

Педагогическая психология

+


+

+

+

+

4.

Психотехники и тренинги

+


+

+

+

+

5.

Основы психологического консультирования

+

+

+

+

+

6.

Основы профессиональной деятельности психолога

+

+

+

+

+

7.

Психология общения

+


+

+

+

+

8.

Основы профессионального общения

+


+

+

+

+




  1. Содержание дисциплины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»
Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск