Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»





Скачать 164.28 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Дата публикации18.10.2014
Размер164.28 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт истории и политических наук

Кафедра археологии, истории древнего мира и средних веков



В. В. Яковлев

АНТРОПОЛОГИЯ


Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа

для студентов специальности 030301.65 «Психология»

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2010

В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология» заочной формы обучения. – Тюмень : 2010. – 15 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по подготовке специальности.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Антропология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории древнего мира и средних веков. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А. Г. Еманов, зав. каф.

археологии, истории древнего мира и средних веков,
д. ист. наук, профессор.

© Тюменский государственный университет, 2010.

© В. В. Яковлев, 2010.

1. Пояснительная записка.

Дисциплина относится к Федеральному компоненту цикла Общих математических и естественнонаучных дисциплин ООП. Целью освоения дисциплины является формирование у студентов базовых знаний об антропологии.

Задачи освоения дисциплины заключаются в изучении студентами 1) антропогенеза; 2) морфологии человека;
3) расоведения и этнической антропологии; 4) антропоэкологии.

В соответствии с требованиями ГОС дисциплина «Антропология» включает: Проблему происхождения человека, индивидуальное развитие человека и конституции, популяционную и этническую антропологию, экологию человека.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: в базовом виде антропологию.

Уметь: понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию об 1) антропогенезе; 2) о морфологии человека; 3) расовой и этнической антропологии; 4) об антропоэкологии.

Владеть: навыками составления библиографических списков, подготовки рефератов по антропологии.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины.

Дисциплина изучается в 6 семестре. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 60 часов.

3. Тематический план.





Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Формы контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

1.

Введение в антропологию

2




8

10

проверочная работа, реферат

2.

Физическая антропология

1




7

8

проверочная работа, реферат

3.

Антропогенез

0,5

1

7

8,5

проверочная работа, реферат

4.

Конституциональная антропология

0,5

1

7

8,5

проверочная работа, реферат

5.

Возрастная антропология

1

1

8

10

проверочная работа, реферат

6.

Расоведение и этническая антропология

0,5

1

7

8,5

проверочная работа, реферат

7.

Антропоэкология

0,5




6

6,5

проверочная работа, реферат




Всего

6

4

50

60

экзамен


4. Содержание дисциплины.

Тема 1. Введение в антропологию

1. Теоретические основы антропологии. 2. Виды антропологического знания. 3. История понятия «антропология».
4. Вехи истории антропологии как науки. 4. 1. Некоторые этапы истории зарубежной антропологии. 4. 2. Некоторые этапы истории отечественной антропологии. 5. Ключевые особенности современной антропологии.

Тема 2. Физическая антропология

1. Теоретические основы физической антропологии.
2. Антропологические признаки. 3. Направления физической антропологии. 3. 1. Классические направления. 3. 2. Новые направления. 4. Популяции человека. 4. 1. Определения человеческой популяции. 4. 2. Главные черты человеческой популяции.

Тема 3. Антропогенез

1. Теоретические основы антропогенеза. 2. Основные концепции антропогенеза. 2. 1. Эволюционизм. 2. 1. 1. Главные постулаты.
2. 1. 2. Происхождение человека. 2. 1. 3. Стадии эволюции человека. 2. 1. 4. Критика эволюционизма. Проблема датировок. Проблема согласования идеи эволюции и второго закона термодинамики.
2. 2. Креационизм. 2. 2. 1. Главные постулаты. 3. Постулаты эволюционизма и креационизма в сравнении.

Тема 4. Конституциональная антропология

1. Теоретические основы конституциональной антропологии.
2. Конституциональные типологии. 2. 1. Конституциональная типология Э. Кречмера. 2. 2. Соматотипология В. В. Бунака.
2. 3. Конституциональная типология И. Б. Галанта.
2. 4. Конституциональная типология В. Г. Штефко и А. Д. Островского. 2. 5. Некоторые современные конституциональные типологии.

Тема 5. Возрастная антропология

1. Теоретические основы возрастной антропологии.
2. Онтогенез человека. 2. 1. Вехи истории изучения онтогенеза человека. 2. 2. Современная антропология об этапах онтогенеза человека. 2. 3. Современная антропология о фундаментальных характеристиках онтогенеза человека. 3. Суточный рост.
4. Секулярный тренд.
Тема 6. Расоведение и этническая антропология

1. Теоретические основы расоведения и этнической антропологии. 2. Расовые признаки. 3. Классификации человеческих групп. 3. 1. Базовые классификационные понятия расоведения и этнической антропологии. 3. 2. Вехи истории создания расовых классификаций. 3. 2. 1. Расовая классификация Я. Я. Рогинского. Большие и малые расы. Промежуточные расы.

Тема 7. Антропоэкология

1. Теоретические основы антропоэкологии. 2. Среда обитания человека. 2. 1. Экологические факторы. 2. 2. Процесс приспособления человека к среде. 2. 2. 1. Биологические аспекты приспособления. 2. 2. 2. Социальные аспекты приспособления. 3. Адаптивные типы человека. 3. 1. Арктический адаптивный тип. 3. 2. Континентальный адаптивный тип. 3. 3. Тропический адаптивный тип. 3. 4. Аридный адаптивный тип. 3. 5. Высокогорный адаптивный тип. 3. 6. Адаптивный тип умеренной зоны.

5. Планы семинарских занятий.

Тема 3. Антропогенез

1. Эволюционизм.

2. Креационизм.

3. Идея нефизического происхождения жизни.

4. Идея панспермии.

Литература

Абромайт Л. В мире первого человека / Л. Абромайт,
Й. Ауфдемкамп // ГЕО / GEO. – 2011. – № 4. – С. 60-77.

Васильев С. В. Неандертальцы: формирование, расцвет и... [Текст] / С. В. Васильев // Этнографическое обозрение. – 2010. – № 5. – С. 44-51.

Медникова М. Б. Митохондриальный геном гоминина из Южной Сибири [Текст] / М. Б. Медникова // Природа. – 2010. – № 6. – С. 86-87.

Тема 4. Конституциональная антропология

1. Альтернативы конституциональной типологии Э. Кречмера.

2. Альтернативы соматотипологии В. В. Бунака.

3. Альтернативы конституциональной типологии И. Б. Галанта.

4. Альтернативы конституциональной типологии В. Г. Штефко и А. Д. Островского.

Литература

Дубов А. И. Профессор В. В. Бунак – выдающийся антрополог ХХ в. (К 110-летию со дня рождения) / А.И. Дубов // Этнографическое обозрение. – 2001. – № 5. – С. 118-131.

Лапицкая Е. М. Типологический подход в физическом воспитании / Е. М. Лапицкая, М. В. Антропова // Физическая культура в школе. – 2010. – № 2. – С. 19-23.

Негашева М. А. Влияние социально-экономических факторов на морфологические параметры студенческой молодежи Москвы и Московской области / М. А. Негашева // Экология человека. – 2007. – № 1. – С. 60-63.

Тема 5. Возрастная антропология

1. Вехи истории изучения онтогенеза человека.

2. Современная антропология об этапах онтогенеза человека.

3. Современная антропология о фундаментальных характеристиках онтогенеза человека.

4. Циркадные ритмы у человека.

Литература

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 288 с.

Долгушин А. Е. Оценка функциональных и адаптационных возможностей человека с позиции хронобиологии / А. Е. Долгушин,
А. М. Дуров // Стратегия формирования здорового образа жизни населения: опыт, перспективы развития. – Тюмень, 2009. –
С. 115-117.

Эриксен Т. Х. Тирания момента : время в эпоху информации : пер. с норв. / Т. Х. Эриксен. – М. : Весь Мир, 2003. – 208 с.

Тема 6. Расоведение и этническая антропология

1. Базовые классификационные понятия расоведения и этнической антропологии.

2. Вехи истории создания расовых классификаций.

3. Альтернативы расовой классификации Я. Я. Рогинского.

4. Современные расовые классификации.

Литература

Вера. Этнос. Нация : религиозный компонент этнического сознания / ред. М. П. Мчедлов. – М. : Культурная революция, 2007. – 368 с.

Животовский Л. А. Генетическое сходство и различие народов / Л. А. Животовский // Экология и жизнь. – 2007. – № 2. – С. 32-36.

Постчеловечество : [сб.] / науч. ред. М. Б. Ходорковский. – М. : Алгоритм, 2006. – 320 с.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Реферат

Студенту нужно подготовить один реферат в виде электронного документа. Реферат следует сдать на проверку до проведения экзамена. Повторение тем не допускается.

Реферат должен иметь стандартный (для ТюмГУ) титульный лист и стандартную структуру (см. любой справочник по написанию контрольных работ и рефератов). Общий объём реферата – до 15 с.

Необходимо соблюдать следующие требования к оформлению. Шрифты – Times New Roman, Arial. Размеры шрифтов – 14 пт. Межстрочный интервал – полуторный. Выравнивание – по ширине. Нумерация страниц – снизу, от центра, со второй страницы (лист с содержанием). Первая строка – отступ на 1,27 см. Остальные отступы и интервалы – 0 см. Расстановка переносов – автоматическая. Сноски – внизу страницы, с параметрами, идентичными основному тексту. Формат номера сносок – арабские цифры. Поля: слева – 3 см, снизу и сверху – 2 см, справа – 1,5 см. Подбор наглядных материалов (графиков, изображений, схем и т. п.) – на усмотрение автора реферата. Наглядные материалы должны быть снабжены поясняющими надписями и ссылками на источники информации. Библиографический список, включая описания программного обеспечения и интернет-ресурсов, следует оформлять по ГОСТу 7.0.5-2008.

Файл с рефератом следует сохранить исключительно как документ Microsoft World (Тип файла: Текст в формате RTF). Файл нужно назвать в соответствии с формулировкой темы (например: Биологические ритмы и развитие человека).

Темы рефератов1

    1. Австралопитеки – обезьянолюди или человекообезьяны?

    2. Актуальная культура в современной России.

    3. Антропогенез: вехи культурной эволюции человека.

    4. Антропология: этапы и пути развития в системе мирового человекознания.

    5. Биологические ритмы и развитие человека.

    6. Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и
      В. И. Вернадского – единство и разница взглядов.

    7. Взаимодействие языка и культуры – взгляд антрополога.

    8. Возникновение рас – вопросы и открытия.

    9. Возникновение человека – недостающие звенья.

    10. Генетические болезни человека: проблемы диагностики, лечения и профилактики.

    11. Девиантное поведение как проблема социокультурного антропогенеза.

    12. История изучения конституции человека.

    13. К вопросу о динамике развития психики и поведения древнего человека.

    14. Классическая (физическая) антропология: основные разделы, цели и задачи.

    15. Концепции расы – различия подходов, различия результатов.

    16. Культура в трансформирующемся обществе.

    17. Медицинская конституция.

    18. Обзор концепций возникновения человека.

    19. Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление.

    20. Основные конституциональные признаки и возможные болезни человека.

    21. Основные этапы исторического развития антропологии в России.

    22. Периодизация онтогенеза человека (история изучения).

    23. Половой диморфизм в процессе роста и развития человека.

    24. Понятие «конституция человека».

    25. Проблема гуманизации культуры современного общества.

    26. Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Г. Шелдона (заблуждения и реалии).

    27. Расы мира – краткий обзор.

    28. Расы, этносы, народы. Проблемы изучения и развития.

    29. Роль труда в эволюции человека, его значение в настоящее время.

    30. Соматотип и психические особенности – взаимосвязи и противоречия.

    31. Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.

    32. Социальные и биологические корни расизма.

    33. Социальный контроль как особый механизм социальной регуляции поведения людей.

    34. Суицид – проблема цивилизованного общества.

    35. Теория креационизма и её взгляд на антропогенез.

    36. Типы человеческих конституций.

    37. Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.

    38. Человек – примат или Человек?

    39. Чувствительные периоды онтогенеза человека.

    40. Экология и жизненная среда человека.

    41. Этапы становления физической антропологии в России.

    42. Этнографические исследования – практическая основа антропологии.

Проверочная работа

Проверочная работа как вид текущего контроля успеваемости студентов будет проводиться в конце обучения по каждой из тем. В ходе проверочной работы студентам персонально будет предложено в письменном виде ответить на один из вопросов к экзамену.

Вопросы к экзамену

  1. Теоретические основы антропологии.

  2. Виды антропологического знания.

  3. История понятия «антропология».

  4. Вехи истории антропологии как науки.

  5. Ключевые особенности современной антропологии.

  6. Теоретические основы физической антропологии.

  7. Антропологические признаки.

  8. Направления физической антропологии.

  9. Популяции человека.

  10. Теоретические основы антропогенеза.

  11. Основные концепции антропогенеза.

  12. Постулаты эволюционизма и креационизма в сравнении.

  13. Теоретические основы конституциональной антропологии.

  14. Конституциональные типологии.

  15. Теоретические основы возрастной антропологии.

  16. Онтогенез человека.

  17. Суточный рост.

  18. Секулярный тренд.

  19. Теоретические основы расоведения и этнической антропологии.

  20. Расовые признаки.

  21. Классификации человеческих групп.

  22. Теоретические основы антропоэкологии.

  23. Среда обитания человека.

  24. Адаптивные типы человека.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7. 1. Основная литература2:

  1. Антропология : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко [и др.]. – М. : МарТ, 2008. – 304 с.

  2. Антропология : учеб. пособие / сост. В. М. Харитонов, А. П. Ожигова, Е. З. Година. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 272 с.

  3. Антропология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. / авт.-сост. Л. Б. Рыбалов, Т. Е. Россолимо, И. А. Москвина-Тарханова. – 4-е изд., стер. – М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 448 с.

  4. Лукьянова И. Е. Антропология : учеб. пособие / И. Е. Лукьянова,
    В. А. Овчаренко ; под ред. Е. А. Сигиды. – М. : ИНФРА-М, 2009. –
    240 с.

  5. Яковлев В.В. Антропология: идеи западной культурной и социальной антропологии второй половины XIX – XX вв. : учеб. пособ. – Тюмень : ТюмГУ, 2010. – 140 с.

7.2. Дополнительная литература

  1. Акимова Т. А. Экология : человек – экономика – биота – среда : учеб. для студ. вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 495 с.

  2. Бужилова А. П. Homo sapiens : история болезни /
    А. П. Бужилова. – М. : Языки славянской культуры, 2005. – 320 с.

  3. Дробышевский С. В. Эволюция мозга человека : анализ эндокраниометрических признаков гоминид / С. В. Дробышевский. – М. : ЛКИ, 2007. – 176 с.

  4. Курчанов Н. А. Антропология и концепции биологии : учеб. пособие / Н. А. Курчанов. – СПб. : СпецЛит, 2007. – 192 с.


7. 3. Программное обеспечение:

Атлас морфологии человека [Электронный ресурс] : компьютер. информ. и обуч. система. – Электрон. граф., текстовые дан. – [Б. м.] : DIAMEDINFO : ОБРАЗ, 1997. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2006. – 1 эл. опт. диск
(CD-ROM).

Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М. : ДиректМедиа Паблишинг : ЭКСМО, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

История жизни на земле [Электронный ресурс] : Энциклопедия. – Электрон. текстовые дан. - [Б. м. : б. и.]. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Передельский Л. В. Экология [Электронный ресурс] : учеб. /
Л. В. Передельский. – Электрон. дан. – М. : КноРус, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Толерантность и культура межнационального общения : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / ред. Е. А. Журавлева,
В. В. Шалин. – Краснодар : Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.

Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

7. 4. Интернет-ресурсы:

American Museum of Natural History. Division of Anthropology [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://research.amnh.org/anthropology/

Antropolog.ru. Электронный альманах о человеке [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.antropolog.ru/

Άνθρωπολογία: web-кафедра философской антропологии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/index.html

АНТРОПОГЕНЕЗ. РУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://antropogenez.ru/

Антропология и смежные науки. Изучение человека, культуры и общества [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.etnograf.ru/

Библиотека. Структура антропологического знания [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/

Высшая Антропологическая Школа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ant.md/

Институт этнологии и антропологии РАН [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/

Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/

Происхождение и эволюция человека [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.evolbiol.ru/human.htm

Российская антропология. Содружество физических антропологов России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://rusanthropology.ru/

Российский Этнографический музей [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.ethnomuseum.ru/

Центр визуальной антропологии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://visant.etnos.ru/

8. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Для освоения дисциплины нужен компьютер с выходом в интернет и оборудование для демонстрации презентаций и видеоматериалов.

1 Список тем рефератов составлен по изд.: Лукьянова И. Е., Овчаренко В. А. Антропология: учеб. пособие / под ред. Е. А. Сигиды. М., 2009. С. 219-220.

2 См. также списки литературы к планам семинарских занятий.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»
Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»
Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconТемы контрольных работ по курсу
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconПрограмма дисциплины по основной образовательной программе высшего...
Юридическая психология: рабочая учебная программа дисциплины по основной образовательной программе высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск