Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград





Скачать 302.57 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
страница1/2
Дата публикации22.10.2014
Размер302.57 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2






ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г.КАЛИНИНГРАДЕ







ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»



Калининград

2010


Основы психотерапии: Учебно-методический комплекс/

Авт.-сост. Исманова Т.Н., г. Калининград, 2010
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.


УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010


Пояснительная записка
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030301.65 «Психология».

Термин «психотерапия» имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение) – «лечение души» и «исцеление души». Введен термин в 1972 г. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине – рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985г. Она была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно, нужно признать следующее определение: психотерапия – целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное воздействие на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условнорефлекторные связи, а в результате – на весь организм с целью устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде (Рожнов В.Е., 1974).

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с XIX века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна идр., а также отечественных врачей В.А. Манассеина, С.П. Боткина, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии внесли труды И.П. Павлова. Предложив теорию физиологических механизмов сна, переходных (от сна к бодрствованию) состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимания болезни и отношения к ней, дает врачу возможность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи.

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Психотерапевтическое воздействие на больного оказывают поведение врача, беседа о характере заболевания, особенностях его течения, лечебные назначения и рекомендации.

При проведении психотерапии врач оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания, закреплению патологических проявлений. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

Некоторые врачи рассматривают психотерапию как «обучение» больного специальным формам поведения в определенных ситуациях и умению управлять своими вегетативными и эмоциональными реакциями.

Психотерапевтическое воздействие, как принято считать в настоящее время, должно быть направлено на коррекцию нарушенного отношения личности к своему здоровью и микросоциальному окружению.

Цели и задачи курса.

  • знакомство с краткой историей возникновения и развития психотерапии как медицинской специальности, историей развития российской психотерапии.

  • формирование представлений об интердисциплинарном характере психотерапии, о возможностях современной психотерапии.

  • дать знания об основных направлениях, принципах организации психотерапевтической помощи.

  • формирование интереса к коммуникативной стороне лечебного процесса, роли психологических и социальных факторов в патогенезе и саногенезе.

В результате изучения данного курса студент сможет:

    • ознакомиться с различными психическими подходами;

    • овладеть методами психотерапии и консультирования;

    • овладеть навыками разностороннего взаимодействия с клиентом в процессе консультирования;

    • получить практические навыки постановки цели и задач психотерапии;

    • ознакомиться с методическими подходами и техниками, применяемыми в психотерапии.

Виды занятий и методики обучения.

Теоретические занятия организуются по потокам.

Практические (семинарские) занятия организуются по группам. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, коллоквиумы и т. д.

На практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Основы психотерапии» применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссии и т. д.

Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литературы, работе с библиотечным фондом, подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и контрольных работ.

Формы контроля.

При изучении дисциплины «Основы психотерапии» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый формы контроля знаний студентов.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Оперативный контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов, а так же принимать решения и корректировать содержание следующего лекционного занятия.

Рубежный контроль. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Также формой рубежного контроля является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях.

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения также выполняют контрольную работу.
Методические рекомендации

по изучению дисциплины.
Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы. С целью организации данного вида работы необходимо, в первую очередь, использовать материал лекционных и семинарских занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями

Большую пользу в овладении специальными знаниями приносит знакомство с психолого-педагогической литературой, статьями журналов и сборников по психосоматической психологии и медицине. Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.

В учебном плане на самостоятельное изучение дисциплины отведено 32 часа. Большая часть этого времени отводится на самостоятельное знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, овладеть практическими навыками психологического консультирования и уметь их продемонстрировать.

Наряду с традиционной формой контроля – зачетом, считаем необходимым, использовать внутрисеместровую аттестацию в виде коллоквиума, а также написание контрольных работ, рефератов, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение различных заданий как способов активизации самостоятельной работы студентов.

Учебно-тематический план курса




п/п


ТЕМЫ

Количество аудиторных часов

лекции

семи 

нары

всего

1

Вступительная. Предмет и история развития психотерапии. Основные направления психотерапии. Цели психотерапии.

2




4

2

Психологические и клинические основы психотерапии.







6

3

Основные виды психотерапии







4

4

Основные направления психотерапии: динамическое, поведенческое, гуманистическое, когнитивное, суггестивное.

2




4

5

Динамическое направление в психотерапии.







6

6

Поведенческое направление в психотерапии.







4

7

Гуманистическое направление в психотерапии







4

8

Методы самовнушения и тренировочно – волевые формы психотерапии.







6

9

Суггестивная психотерапия.







4

10

Психотерапевтические аспекты альтернативной медицины. Организация психотерапевтической помощи в России.

2




4

11

Личность и психотерапия.




2

4

12

Симптоматическая психотерапия.

Патогенетическая (личностно-ориентированная) психотерапия.







6

13

Психотерапия и ее методы. Деонтологические аспекты в психотерапии.







4

14

Психотерапевтические аспекты альтернативной медицины. Организация психотерапевтической помощи.




2

4




Итого

6

4

64


содержание курса
Тема 1. Предмет и история развития психотерапии. Основные направления психотерапии. Цели психотерапии.

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода. область применения психотерапии. Основные цели психотерапии. Задачи. Психотерапия: мир парадокса. Стратегия и тактика. Основные составляющие психотерапии. Раскрывающая и поддерживающая психотерапия. Условия проведения психотерапии. Общая и частная (специальная) психотерапия. Индивидуальный подход в психотерапии

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Охарактеризуйте этапы становления психотерапии как научно обоснованного метода.

  2. В чем состоит теоретическое и практическое значение в изучении психотерапии.

  3. Раскройте основные направления психотерапии.

  4. В чем заключается.

  5. Охарактеризуйте основные цели психотерапии в общемедицинской практике.

Тема 2. Психологические и клинические основы современной психотерапии.

Характеристика психологических основ психотерапии. Характеристика клинических основ психотерапии. Понятие психика. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства. Понятие психотерапевтический контакт. Психологические факторы лечебного процесса. Непсихотические расстройства.

Развитие личности в норме и патологии, психотравмирующие факторы, основы профессиональной коммуникации.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте клинические основы психотерапии.

  2. В чем заключаются психологические основы психотерапии?

  3. Перечислите противопоказания к применению психотерапии при различных формах патологи.

  4. Что такое психотерапевтический контакт?

  5. Перечислите психологические факторы лечебного процесса.

Тема 3. Основные виды психотерапии.

Индивидуальная и групповая; семейная и супружеская;. долговременная и краткосрочная; электическая и интегративная психотерапия.

Теоретические концепции, лежащие в основе разделения видов психотерапии. Эффективность психотерапии. Основные составляющие отношений в психотерапии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.В чем заключается индивидуальная и групповая психотерапия?

2.Охарактеризуйте концептуальные подходы в семейной терапии.

3. Перечислите и охарактеризуйте основные подсистемы семейной психотерапии.

4. В чем заключается эклектическая и интегративная психотерапии.

Тема 4. Основные направления психотерапии.

Основные направления психотерапии. Динамическое направление. Поведенческое направление. Гуманистическое направление. Интегративное направление. Виды вмешательства.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Назовите основные направления психотерапии?

  2. В чем заключается динамическое направление психотерапии.

  3. На чем базируется гуманистическое направление психотерапии?

  4. Охарактеризуйте когнитивное и поведенческое направления психотерапии.

Тема 5. Динамическое направление психотерапии.

Основа психодинамического направления. Метод классического психоанализа. Метод парадоксальной интенции. Метод аверсивной психотерапии. Терапия искусством (арттерапия). Терапия творческим самовыражением. Психоаналитическая психотерапия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

  1. Характеристика динамического направления психотерапии?

  2. В чем заключается метод классического самоанализа?

  3. Охарактеризуйте метод парадоксальной интенции.

  4. Охарактеризуйте две идеи, которые лежат в основе терапии творческим самовыражением.

  5. Какие методы использует психоаналитическая психотерапия?

Тема 6. Поведенческое направление психотерапии.

Бихевиоризм как основа поведенческого направления психотерапии. Основные методики поведенческой психотерапии. Методика систематической десенсибилизации. Парадоксальная интенция. Аверсивная психотерапия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Характеристика поведенческого направления психотерапии?

  2. Методики, применяемые в поведенческой психотерапии?

  3. Перечислите и охарактеризуйте способы психического воздействия на пациента при использовании метода аверсивной психотерапии.

  4. Охарактеризуйте методику систематической десенсибилизации.

Тема 7. Гуманистическое направление в психотерапии

Феноменологический подход как основа гуманистического направления. Основные положения феноменологической психотерапии. Формы феноменологической терапии. «Клиент – центрированная терапия». Эмпатия. Конгруэнтность. «Гештальт-терапия».

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите основные положения феноменологической психотерапии.

2. Чем характеризуется «клиент-центрированная терапия»?

3. Охарактеризуйте гештальт-терапию.

Тема 8. Методы самовнушения и тренировочно-волевые формы психотерапии.

Принцип саморегуляции. Виды осмысленного самовоздействия человека на психику и через нее на весь организм. Аутосуггестивная концепции Куэ, основные положения. Метод прогрессивной мышечной релаксации (Э. Джекобсон). Метод аутогенной тренировки (И. Шультц). Ступени аутогенной тренировки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте основные положения концепции КУЭ.

2. В чем заключается метод прогрессивной мышечной релаксации.

3. Перечислите показания для использования аутогенной тренировки.

4.Охарактеризуйте две идеи, которые лежат в основе терапии творческого самовыражения.

Тема 9. Суггестивная психотерапия.

Суггестивное направление. Виды внушения. Прямое словесное внушение. Косвенное внушение. Плацебо-эффект. Гипнотерапия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

4. Раскройте сущность прямого и косвенного внушения.

5. Что такое «плацебо-эффект»?

6. Охарактеризуйте гипнотерапию.

Тема 10. Психотерапевтические аспекты альтернативной медицины. Организация психотерапевтической помощи в России.

Методы и техники современной психотерапии. Показания, противопоказания, стратегия и тактические приемы различных методов психотерапии. Основные задачи психотерапевтического кабинета являются. Психопрофилактика. Консультативно-диагностическая работа.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте психотерапевтические аспекты альтернативной медицине.

2. Раскройте основные направления в психотерапии.

3.Охарактеризуйте основные профессионально значимые качества специалиста в области оказания психотерапевтической помощи.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Основы сексологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология Калининград
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:...
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс психология театра по специальности:...
Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 часов, 56 часов самостоятельной работы. Умк содержит тематический...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск