Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград





Скачать 204.32 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Дата публикации09.01.2015
Размер204.32 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Учебно-методический комплекс


по специальности 030301 (020400) Психология

Калининград

2010г.


Основы юридической психологии: Учебно-методический комплекс/

Автор-составитель: Петров С.В., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.


УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Основы юридической психологии» рассчитана на студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Социальная психология». Представляя собой особую область знаний, она одновременно предполагает опору на всю систему теоретических знаний наук о человеке.

Цель учебной дисциплины – формирование у студентов психологических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи.

Задачами курса являются:

  • формирование адекватного представления у студентов роли юридической психологии в сфере правоотношений, возникающих в деятельности юриста;

  • овладение знаниями диагностики личности;

  • владение приемами анализа преступной деятельности;

  • психологическая подготовленность к анализу личности преступника;

  • формирование навыков правомерного психологического воздействия на участников уголовного процесса.

Изучив дисциплину "Основы юридической психологии", выпускники должны

знать:

  • место и роль юридической психологии в системе научного знания;

  • принципы и методы общей и юридической психологии;

  • структуру и свойства личности;

  • социально-психологические явления в группах;

  • психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп;

  • психологические особенности производства следственных действий;

  • предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы.

уметь:

  • применять психологические знания в общении и профессиональной деятельности;

  • применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения;

  • использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий и при расследования отдельных видов преступлений;

  • выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.


Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

Количество часов на самостоятельную работу

Лекции

семинары

Всего


1

Введение в учебную дисциплину. Психология криминальной среды и личности преступника


24

2

2

4

20

2

Психологические особенности следственной деятельности

22

2

-

2

20

3

Судебно-психологическая экспертиза

22

2

-

2

20

























Итого

68

6

2

8

60



Содержание курса

Тема 1.  Цели и задачи учебного предмета. Предмет юридической психологии, ее место в системе научного знания. История юридической психологии: основные вехи развития науки. Основные пути и направления в ее развитии. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Принципы и задачи, решаемые юридической психологией.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Понятие криминальной среды. Состав и структура преступной среды. Стратовое, категориальное (профессиональное) и нормативно-исполнительское (организационное) деление криминальной среды. Социально-психологические механизмы преступного социума. Квалификации преступников с точки зрения психологии. Воры в законе и иные лидеры криминального мира: их психологическая характеристика. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.

Социально-психологические механизмы преступного социума. Криминальная субкультура: психологический анализ современных тенденций по В.Ф.Пирожкову. Законы преступного мира. Обычаи, традиции и нравы преступного мира. Татуировки и жаргон преступного мира как социально-психологические феномены.

Структурно-психологический анализ преступного действия. Проступок, правонарушение, преступление. Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях.

Человек, совершивший преступление, как объект психологического исследования. Личность преступника и криминальная личность: разведение понятий. Изучение личности преступника в криминальной психологии (А.Р.Ратинов, Ю.М.Антонян и др.) Соотношение биологического и социального в криминальной личности.

Психолого-криминологические типологии личности преступника и отдельных категорий преступников. Судебно-психологическая типология личности преступника М.И.Еникеева. Общий тип преступника. Личность преступника определенной категории. Личность преступника определенного вида. Преступники асоциальные и антисоциальные. Преступники с дефектами психической саморегуляции. Классификация преступников М.И.Еникеевым по ценностно-ориентационной направленности. Типология преступников по В.В.Романову. Социально-адаптивный тип личности преступника. Социально-дезадаптивный тип личности преступника.

Изучение личности преступника в криминальной психологии (А.Р. Ратинов, Ю.М. Антонян и др.) Исследование психологических особенностей преступников с помощью методики многостороннего исследования личности. Типология корыстных преступников по мотивационным критериям по Ю.М.Антоняну и др. Утверждающийся (самоутверждающийся), дезадаптивный (асоциальный), алкогольный-наркоманный, игровой, семейный типы преступников. Психологические особенности и типология насильственных преступников (убийц, насильников). Психологические особенности и типология корыстных преступников (воров, мошенников и др.). Психологические особенности и типология корыстно-насильственных преступников. Психологические особенности и типология неосторожных преступников. Преступники с психическими аномалиями. Сексуальные преступники. Психологические особенности женщин-преступниц. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей. Психология подростковой преступности.
Тема 2. Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра. Психология тактики осмотра места происшествия. Определение половозрастных, профессиональных, индивидуально-психологических и иных характеристик преступника при осуществлении осмотра места происшествия. Место происшествия - источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника. Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания.

Общие тактико-психологические приемы обыска. Самоконтроль и психологическая саморегуляция следователя при проведении обыска. Рефлексия как важный психологический фактор обыска. Психология обыскиваемого. Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего). Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска. Психология обыскиваемого (прячущего). Учет данных о свойствах его личности, психическом состоянии следователем. Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций.

Допрос как вид общения. Общие тактико-психологические основы допроса как следственного действия. Психолого-криминалистические этапы допроса. Учет типа темперамента и половозрастных особенностей допрашиваемого. Психология тактики допроса: общие психологические рекомендации. Психологические приемы допроса свидетелей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых.

Понятие и природа психологического контакта как сложного комплексного метода. Психологический контакт в узком и широком смыслах. Точки зрения ученых (А.Р.Ратинов, А.В.Дулов, В.Л.Васильев, Ф.В.Глазырин и др.) на природу психологического контакта с допрашиваемым. Стадии установления психологического контакта с допрашиваемым по Г.А.Зорину. Изучение личности допрашиваемого. Вступление следователя в контактное взаимодействие с допрашиваемым. Формирование ситуативной установки допрашиваемого на контактное взаимодействие со следователем. Контактное взаимодействие на стадии свободного рассказа допрашиваемого. Рефлексивное управление контактным взаимодействием при постановке вопросов допрашиваемому. Контактное взаимодействие при постановке вопросов. Укрепление психологического контакта с допрашиваемым при окончании допроса.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Характер взаимодействия участников очной ставки. Взаимное влияние допрашиваемых, особенности их личности и предшествующие отношения. Эффект присутствия. Маскировка поведения.

Психология очной ставки. Очная ставка как средство психологического воздействия на участников процесса. Психологические факторы, определяющие порядок и тактику очной ставки. Конфликтные ситуации в ходе очной ставки, их предупреждение и возможности для получения необходимой информации. Природа противоречий в показаниях.

Психологическая сущность предъявления для опознания. Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) опознание. Психологические особенности предъявления для опознания как следственного действия. Учет индивидуально-психологических особенностей опознающего. Зрительное опознание. Опознание при помощи слуха, а также по вкусу и запаху. Психологические приемы предъявления для опознания. Рекомендации психологов относительно максимального количества оптимально опознаваемых объектов. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании.
Тема 3. Общее представление о судебной экспертизе. Виды экспертиз: дополнительная, повторная, комплексная. Права и обязанности эксперта. Назначение и производство экспертизы, требования к форме и содержанию заключения и выводов эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) как одна из главных форм практического применения специальных психологических познаний в уголовном процессе. Предмет, объекты, задачи, поводы и основания СПЭ. Основные особенности психики человека, исследование которых является необходимым для установления истины по уголовным делам. Назначение, производство СПЭ и оформление ее результатов. Пределы компетенции, права и обязанности эксперта-психолога.

Методы и методики проведения СПЭ. Экспертиза эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей личности, несовершеннолетних обвиняемых и потерпевших. Функции и принципы взаимодействия следователя с экспертом-психологом. Характер и причины трудностей и возможных ошибок, встречающихся при подготовке, назначении, производстве СПЭ, а так же при интерпретации ее результатов.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних; лиц страдающих сенсорными недостатками; совершеннолетних для установления их психических процессов и свойств. Судебно-психологическая экспертиза по установлению психического состояния.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Правовые основы применения судебно-психологической экспертизы. Значение устанавливаемых с помощью судебно-психологической экспертизы фактических данных для реализации задач уголовного судопроизводства. Роль заключения эксперта-психолога в процессе доказывания. Организационные вопросы судебно-психологической экспертизы. Подготовка и назначение судебно-психологической экспертизы. Взаимодействие эксперта-психолога и следователя при производстве судебно-психологической экспертизы.

3.2 Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Криминальная среда как социально-психологический феномен. Структура криминальной среды.

  2. Понятие криминальной субкультуры. Татуировки и жаргон преступников в ракурсе психологического анализа.

  3. Человек, совершивший общественно опасное деяние, как объект психологического исследования.

  4. Типологии преступников в юридической психологии.

  5. Психологические особенности различных категорий преступников



Литература:

Антонян Ю.М., Бойко И.Б., Верещагин В.А. Насилие среди осужденных: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1994. - 116 с.

Антонян Ю.М., Бородин С.В. Преступность и психологические аномалии. - М.: Наука, 1987. - 208 с.

Антонян Ю.М., Верещагин В.А. Захват заложников в местах лишения свободы // Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 1994. - 144 с.

Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. - 72 с.

Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.: Наука, 1991. - 248 с.

Антонян Ю.М., Ткаченко А.А, Сексуальные преступления: Научно-популярное исследование. -М.: Амальтея, 1993. - 320 с.

Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). -Тверь: ИПП Приз, 1994. - 320с.

Задания для самостоятельной работы


Тема

Задания

Количество часов

Вид контроля

Введение в учебную дисциплину. Психология криминальной среды и личности преступника


Провести анализ учебной литературы по данной теме

20

Тестирование

Психологические особенности следственной деятельности

Провести анализ учебной литературы по данной теме

20

Тестирование

Судебно-психологическая экспертиза

Провести анализ учебной литературы по данной теме

20

Тестирование



Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

По теме 1.

  1. Криминальная среда как социально-психологический феномен. Структура криминальной среды.

  2. Понятие криминальной субкультуры. Татуировки и жаргон преступников в ракурсе психологического анализа.

  3. Человек, совершивший общественно опасное деяние, как объект психологического исследования.

  4. Типологии преступников в юридической психологии.

  5. Психологические особенности различных категорий преступников.

По теме 2.

  1. осмотр места происшествия и обыск как психологические феномены.

  2. Моделирование психологического портрета преступника по материальным следам преступления.

  3. Психология тактики обыска.

  4. Допрос как психологический феномен. Тактико-психологические основы допроса.

  5. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого.

  6. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего.

  7. Психодиагностика лжи допрашиваемого.

  8. Психологическая сущность опознания.

  9. Психологические особенности опознающего.

  10. Психология тактики предъявления для опознания

По теме 3.

  1. Судебно-психологическая экспертиза: объект, предмет и методы исследования.

  2. Поводы и основания проведения, компетенция судебно-психологической экспертизы.

  3. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.


Методические указания преподавателю
Изучение каждой темы предполагает наличие у студентов представлений по общим вопросам психологии, и таким образом представляет собой последовательное углубление знаний в области юридической психологии.

Каждая тема предусматривает изучение ряда вопросов, которые являются контрольными на зачете. Однако при подготовке к занятиям одних этих материалов будет не достаточно. С этой целью, после краткого рассмотрения некоторых вопросов темы, приводится список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения. Следует ознакомиться с предлагаемым перечнем и использовать рекомендуемую литературу, по возможности, при самостоятельном изучении вопросов юридической психологии. Указанные литературные источники можно использовать также в целях самообразования и самостоятельного решения профессиональных задач.

Следует обратить внимание на отдельные методологические вопросы по курсу и раскрыть их наиболее полно, поскольку они являются определяющими для формирования представлений о предмете юридической психологии. На усмотрение преподавателя, часть вопросов может быть изучена самостоятельно, необходимо при этом осуществить своевременных контроль знаний по разделам и темам занятий. По вопросам, связанных с изучением тем и написанию рефератов, следует обращаться к преподавателю для разъяснений в дни консультаций на кафедру.
Вопросы для подготовки к зачету


  1. Юридическая психология: объект, предмет и методы исследования. История становления и развития юридической психологии. Роль знаний по юридической психологии в профессиональной деятельности юриста.

  2. Структура профессиональной деятельности юриста. Профессиональная деформация и пути противостояния ей.

  3. Профессиональный отбор. Критерии пригодности к деятельности юриста.

  4. Понятие криминальной среды, ее состав и структура.

Воры в законе как российский национально-психологический криминальный феномен. Законы и традиции преступного мира.

  1. Криминальная субкультура: современные тенденции. Татуировки и жаргон преступного мира как социально-психологические феномены.

  2. Особенности изучения личности преступника. Составление психологического портрета.

  3. Психологические особенности корыстных преступников.

  4. Психологические особенности насильственных преступников.

  5. Психологические особенности корыстно-насильственных преступников.

  6. Психологические особенности преступников с дефектами психической саморегуляции.

  7. Психологическая идентификация человека. Визуальная психодиагностика. Язык жестов. Невербальные проявления человека, знания которых имеет существенное значение для деятельности юриста.

  8. Проблема психологического воздействия и психологического насилия в процессе расследования преступлений. Допустимые приемы психологического воздействия.

  9. Психодиагностика лжи на допросе и при осуществлении иных следственных действий. Психологические основы применения полиграфа в следственной работе.

  10. Психологический контакт в следственной работе. Установление психологического контакта с допрашиваемым. Психология тактики обеспечения психологического контакта с допрашиваемым.

  11. Психологическая характеристика преступных групп: общая характеристика, типология, феномен лидерства, конфликты. Психология расследования групповых преступлений.

  12. Допрос как социально-психологический феномен. Психологические особенности допроса как следственного действия. Важнейшие тактико-психологические основы допроса.

  13. Психология тактики допроса свидетеля и потерпевшего.

  14. Психология тактики допроса подозреваемого и обвиняемого.

  15. Психология допроса малолетнего свидетеля и потерпевшего.

  16. Психология допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого.

  17. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

  18. Психологические особенности осмотра места происшествия как следственного действия. Моделирование психологического портрета преступника по материальным следам преступления.

  19. Психология очной ставки: сущность, особенности, тактика.

  20. Психологическая сущность опознания. Психологические особенности предъявления для опознания как следственного действия. Психология тактики предъявления для опознания.

  21. Обыск как социально-психологический феномен. Психологические особенности обыска как следственного действия. Психология обыскиваемого и обыскивающего. Психология тактики обыска.

  22. Психология воспроизведения показаний на месте: сущность, особенности, тактики.

  23. Психологическая сущность и особенности следственного эксперимента. Психология тактики следственного эксперимента.

  24. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: объект, предмет, общая характеристика и виды.

  25. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

  26. Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

  27. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

  28. Психология личной безопасности сотрудников ОВД.

  29. Приемы саморегуляции поведения в экстремальных условиях деятельности.

  30. Психология профессионального здоровья юриста.

  31. Методы обеспечения личной безопасности юриста.

  32. Приемы саморегуляции поведения в экстремальных условиях деятельности.

  33. Психология конфликта в судопроизводстве.

  34. Характеристика конфликтных взаимоотношений и их предупреждение.

  35. Особенности переговорного процесса и медиации.

  36. Социально-психологические особенности деятельности адвоката.

  37. Социально-психологические особенности деятельности прокурора.

  38. Социально-психологические особенности деятельности судьи.


Темы контрольных работ


  1. Личность в сфере правоохранительной деятельности.

  2. Психические познавательные процессы. Учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

  3. Психические состояния и их психолого-правовая оценка.

  4. Психология преступного поведения.

  5. Дефекты правовой социализации личности.

  6. Психология преступности несовершеннолетних.

  7. Психология преступных групп и организаций.

  8. Психологические особенности убийц.

  9. Психологические особенности насильников.

  10. Психологические особенности неосторожных преступников.

  11. Психологическая характеристика следственной деятельности.

  12. Психология допроса на предварительном следствии.

  13. Психология обыска.

  14. Психология предъявления для опознания.

  15. Психология проверки показаний на месте и следственного эксперимента.

  16. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

  17. Психологические особенности судебной деятельности.

  18. Психологические особенности адвокатской деятельности.

  19. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам.

  20. Мотивация преступного поведения

  21. Психология осужденного.

  22. Социальная реабилитация бывшего осужденного.

  23. Психология гендерных различий и их учет юристом в профессиональной деятельности.


Методические рекомендации
Контрольная работа является отчетом о самостоятельных занятиях студентов. Она имеет задачей проверить, как идет усвоение отдельных разделов изучаемого курса, также позволяет своевременно указать на ошибки, давать необходимые рекомендации и всю другую методическую помощь со стороны преподавателя.

Требования к оформлению контрольной работы:

– объем 14-16 машинописных страниц;

- выполняется на листах формата А4 (210х297мм) на одной стороне листа, обязательно в компьютерном наборе. Размеры полей страницы: левое – 25 мм, правое – 8- 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Текст работы должен быть отпечатан через полтора межстрочных интервала, 13 шрифтом, абзац – 15 мм. Нумерация страниц в тексте работы должна быть сквозной.

– титульный лист, где указана кафедра;

– наименование темы;

– исполнитель (Ф.И.О., номер группы);

– обязателен план работы, который включает вводную часть, содержание, заключение;

– используемая литература;

– ссылки на источники (не менее 5).

Выбор темы осуществляется по последней цифре зачетной книжки.




Литература




Обязательная литература
1. Васильев В.П. Юридическая психология : учебник / В.П.Васильев, - СПб..: Питер, 2006. - 656 с.

2.Еникеев М.И. Общая и юридическая психология: Учебник. - В 2-х ч.: - М.: Юрид. лит., 2004.

3.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. СПб.: Питер, 2010.

4.Романов В.В. Юридическая психология : учебник / Романов В.В., - М.: , 2006. - 588 с.

5.Смирнов, В.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: Учеб. для вузов / Н.В.Смирнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – Режим доступа: электронная библиотечная система "КнигаФонд":http://www.knigafund.ru/

6.Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. : учебник / Шиханцов Г.Г., - М..: "Зерцало", 2007. - 352 с.

7.Юридическая психология [Электронный ресурс]: Учеб. для вузов / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – Режим доступа: ЭБС "КнигаФонд":http://www.knigafund.ru/

Дополнительная литература

        1. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. - 72 с.

        2. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А, Сексуальные преступления: Научно-популярное исследование. -М.: Амальтея, 1993. - 320 с.

        3. Беликова Т. Лицо и личность. – СПб.: Питер, 2007

        4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: Че Ро, 2003.

Выписка из ГОС
В соответствии с требованиями ГОС по специальности 020400 «Психология» уровень подготовки должен соответствовать п.1.3 и п.7.1.:

    1. «Квалификационная характеристика выпускника.
      Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

  • диагностическую и коррекционную;

  • экспертную и консультативную;

  • учебно-воспитательную;

  • научно-исследовательскую;

  • культурно-просветительную.»

7.1 « Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Специалист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации:

  • на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

  • участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

  • владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Основы сексологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:...
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология Калининград
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Политология (название)...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс психология театра по специальности:...
Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 часов, 56 часов самостоятельной работы. Умк содержит тематический...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск