Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград





Скачать 344.92 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
страница1/3
Дата публикации02.03.2016
Размер344.92 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3




ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г. КАЛИНИНГРАДЕ





ПСИХОЛОГИЯ



СЕМЬИ И БРАКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»



Калининград

2010

Психология семьи и брака: Учебно-методический комплекс /

Автор-составительГизерская Е.К., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.


УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301 «Психология», утвержденным Госкомвузом РФ 17.03.2000. Курс «Психология семьи и брака» предлагает современный взгляд на развитие семьи и ее функционирование в процессе жизненного цикла. В курсе рассматриваются характеристики семьи как системы, психологические проблемы, возникающие на разных этапах развития семьи, проблемы развода и повторного брака; изучаются основные принципы консультативной работы с семьей. Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога.

Актуальность дисциплины заключается в том, что, какого бы рода деятельностью не занимался психолог-практик, он всегда имеет дело с людьми разных возрастов, которые входят в свои собственные семейные системы. Невозможно успешно решать профессиональные задачи любого типа, не будучи достаточно полно осведомленным об основных закономерностях семейных отношений.

Содержание курса направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семьи и брака на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования. Изложение лекционного материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.

Цели и задачи курса:

  • ознакомление студентов с современными представлениями о психологических процессах, происходящих в семье, как единой системе;

  • овладение основными психологическими понятиями, позволяющими анализировать внутрисемейные процессы;

  • изучение основных психологических закономерностей функционирования семьи на протяжении жизненного цикла;

  • овладение основными методами, используемыми при оказании психологической помощи семье;

  • рассмотрение закономерностей супружеских взаимоотношений, причины их дестабилизации;

  • развитие умения анализировать типы семейных конфликтов, социально-психологические факторы, приводящие к разводу;

  • обучение методам социально-психологической помощи семье при дестабилизации семейных отношений.

Изучение курса «Психология семьи и брака» базируется на знаниях, полученных в процессе изучения таких дисциплин как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Конфликтология», «Клиническая психология» и др. Студенты должны изучить теоретические обоснования возникновения и развития семьи, как общественного института, для формирования базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенциального и функционального образа Я специалиста-психолога.

В результате изучения данного курса студент будет:

  • иметь представление о реальных, повседневных проблемах семьи и внутрисемейных отношениях;

  • знать о наиболее распространенных типах конфликтов в супружеских отношениях, о тенденции их возникновения, о методах изучения;

  • уметь применять на практике методы диагностики супружеских и родительских отношений, схемы психологической помощи семье при возникших конфликтах; работать с семейной группой.

Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семьи и брака сложилась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений, в связи с чем остро стоит вопрос о подготовке грамотных специалистов психологов – семейных консультантов.

Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем.

Широкий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Виды занятий и методики обучения. Теоретические занятия организуются по потокам. Семинарские занятия организуются по группам. Используются следующие виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы и т. д.

Методические модели процесса обучения. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Психология семьи и брака» применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссии, ролевые игры, тренинги и т. д.

Самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литературы, работе с библиотечным фондом, подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и контрольных работ. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Психология семьи и брака» установлен в объеме 38 часов.

Формы контроля. При изучении дисципины «Психология семьи и брака» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый формы контроля знаний студентов. Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Оперативный контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов, а так же принимать решения и корректировать содержание следующего лекционного занятия.

В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Также формой рубежного контроля является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях, что также является показателем усвоения знаний по данной дисциплине.

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения также выполняют контрольную работу.
Учебно-тематический план




п./п


ТЕМЫ

Количество

аудиторных часов

кол-во часов

лекции

Семинары

Всего

СРС

1

Введение. Актуальность курса для психологов. Понятие о семье и браке
















2

Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества
















3

Характеристика современной семьи. Функционально-ролевая структура семейных отношений
















4

Основные этапы развития семьи. Социально-психологическая модель семейных отношений.
















5

Проблема отношения полов в семье. Специфика семейных (супружеских) отношений.
















6

Проблемы семейного общения. Психология эмоциональных отношений.
















7

Детско-родительские отношения. Подготовка молодежи к семейной жизни.
















8

Процессы распада и дестабилизации семейных отношений. Развод и повторный брак.
















9

Принципы консультативной работы с семьей. Консультативная работа с семьей на разных этапах жизненного цикла.
















10

Методы, используемые в консультировании семьи. Организация социально-психологической помощи семье.



















Итого

74

6

2

8

66

Содержание курса

Тема 1. Введение. Актуальность курса для психологов. Понятие о семье и браке.

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии. Определение брака и семьи. Характеристика семьи как системы. Отличие от других социальных систем. Типология семейных отношений: духовный брак, романтический брак, брак-товарищество, открытый брак. Функции семьи, социально-аксиологическая направленность семьи. Категории современной семьи (по количеству детей, по составу, по структуре, по типу главенства в семье, по семейному укладу, по однородности состава, по семейному стажу, по качеству отношений, по географическому признаку и пр.). Особенности семей разного состава. Баланс индивидуальности – совместности в семейной системе. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений.

Базовые понятия: семья, брак, система, индивидуальность, совместность, функции семьи, структура семьи.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. В чем отличие понятий «семья» и «брак»?

  2. В чем заключается характеристика семьи как системы?

  3. Чем семья отличается от других социальных систем?

  4. Охарактеризуйте методы эмпирического исследования семьи в отечественной и зарубежной психологии.

  5. Оцените сильные и слабые стороны научного подхода к изучению брачно-семейных отношений.

  6. Какова роль психолога в работе с различными категориями семей?



Тема 2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества.

Краткий экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней. Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании. Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений. Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте: брак в древности, европейский брак и средневековье, семья в библейские времена, языческая семья, христианская модель семьи. Нетрадиционные (особые) семьи. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (незарегистрированное сожительство, сознательно бездетные браки, повторные браки, открытые браки, свингерство, гомосексуальные пары, групповые браки, коллективные семьи.)

Базовые понятия: смешанная семья, Домострой, одиночество, повторные брачно-семейные отношения, жилые сообщества, коммунальный брак, сегментарная семья, индивидуальная семья, моногамия, полигамия, пробный брак.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Охарактеризуйте основные тенденции развития брачно-семейных отношений.

  2. Проанализируйте роль семьи в развитии общества и отдельного человека.

  3. Перечислите современные модели организации семейных отношений.

  4. Охарактеризуйте движущие силы эволюции брака и семьи в истории человеческого общества.


Тема 3. Характеристика современной семьи. Функционально-ролевая структура семейных отношений.

Различные категории современной семьи. Современная модель семьи, ее особенности. Понятия психологически благополучных и неблагополучных семей. Факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения в семье. Психологическое здоровье современной семьи. Многообразие семейных функций. Традиционные и современные функции семьи. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Анализ деформаций семейного функционирования.

Базовые понятия: идентичность семьи, стабильность семьи, адаптивность в семейных отношениях, полоролевые системы, социально-ролевая адекватность, семейные функции, семейная десоциализация, психологическое здоровье семьи.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Основы сексологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология Калининград
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:...
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс психология театра по специальности:...
Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 часов, 56 часов самостоятельной работы. Умк содержит тематический...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск