Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»





Скачать 160.18 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Дата публикации18.03.2015
Размер160.18 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

Васильева И.В.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов специальности 030301.65 «Психология»

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011
Васильева И.В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.65 «Психология», заочная форма обучения. Тюмень, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Организационно-психологическая диагностика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Доценко Е.Л. (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618)
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Морева Г.И., доцент, к.пс.н., доцент

Овчинникова Т.С., зам.директора по ВР МОУ

ДОД «Дзержинец», к.п.н.

© Тюменский государственный университет, 2011

© Васильева И.В., 2011.

Пояснительная записка, которая содержит:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – формирование у студентов целостного представления о способах психологической оценки персонала организации.

Это предполагает решение следующих задач:

  1. ознакомить с теоретическими подходами к психологической оценке персонала в организации.

  2. ознакомить со способами экспресс-диагностики и комплексной диагностики персонала в организации.

  3. ознакомить с технологией выбора способов психологической оценки в зависимости от уровня персонала и предметной направленности психологической оценки.

    1. Место дисциплины в структуре ООП.

«Организационно-психологическая диагностика» является дисциплиной в цикле профессиональных дисциплин, входящей в учебный план по профилю подготовки 030301.65 «Психология», заочная форма обучения.

Для эффективного усвоения курса студенты должны иметь представление об основных психологических методах.

    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Знать: психологические методы, используемые для оценки персонала в организации; возможности и ограничения в использовании этих методов.

    Уметь: применять соответствующие организационной задаче психологические методы для оценки персонала; интерпретировать полученные данные в терминах понятных специалисту, клиенту (руководству организации), испытуемому (респонденту, прошедшему тестирование).

    Владеть: психологическими средствами диагностики персонала, позволяющими решать организационно-психологические задачи: оценка профессионально важных качеств, особенностей мотивации, интеллектуального развития, личностные характеристики персонала организации.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 8. Форма промежуточной аттестации - экзамен, 98 часов, из них 8 аудиторных часов (4 – лекционных, 4 - практических), 90 часов самостоятельной работы студентов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





    Тема



    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Формы контроля

    лекции*

    семинарские (практические) занятия* в том числе интерактивные формы

    лабораторные занятия*

    самостоятельная работа*



    1

    2



    4

    5

    6

    7

    8

    1

    Актуальные проблемы психологической оценки персонала



    1

    1





    20



    2

    Психологическая оценка личности сотрудника



    1

    1





    25

    Коллоквиум Тест

    3

    Психологическая оценка способностей сотрудника



    1

    1





    25

    Реферат

    4

    Психологическая оценка мотивации сотрудника



    1

    1





    20

    Отчет по практике Экзамен



    Итого:



    4

    4





    90




Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы студентов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Актуальные проблемы психологической оценки персонала




Анализ теоретических источников

    20

2

Психологическая оценка личности сотрудника

Подготовка к коллоквиуму

Анализ теоретических источников

    25

3

Психологическая оценка способностей сотрудника

Подготовка реферата, подготовка к предметному тесту

Анализ теоретических источников

    25

4

Психологическая оценка мотивации сотрудника

Подготовка отчета по практике

Анализ теоретических источников

    20




ИТОГО:

90



  1. Содержание дисциплины.

    Тема 1. Актуальные проблемы психологической оценки персонала.

Отсутствие достаточного количества авторских психологических методик, ориентированных на оценку персонала в разных производственных сферах. Контрафактный характер существующих и используемых в практике психодиагностических методик. Проблема валидности и надежности психодиагностических методик, используемых для оценки персонала в разных производственных сферах. Традиционные задачи оценки персонала: личностные, интеллектуальные характеристики. Актуально востребованные задачи оценки персонала: оценка компетенций, креативные особенности, лояльность персонала к организации, оценка склонности к противоправным действиям, саботажу указаний руководства и т.д.

    Тема 2. Психологическая оценка личности сотрудника.

Тесты личности для оценки особенностей сотрудников: 16-ти факторный опросник Р.Кеттелла, СМИЛ (стандартизированное многофакторное исследование личности, Л.Н. Собчик), Фрайбургский личностный опросник FPI (В), CPI (Калифорнийский личностный опросник). Анализ возможностей и ограничений методов. Специфика использования на разных выборках (на мужчинах, женщинах, сотрудниках с разным профессиональным опытом, статусом в организации).

    Тема 3. Психологическая оценка способностей сотрудника

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест свободный от влияния культуры Кеттелла, тест технического мышления Беннета, Краткий интеллектуальный тест (КИТ, Психрон), методики на отдельные познавательные процессы: память, внимание, мышление. Методики оценки творческого мышления. Анализ возможностей и ограничений методов. Специфика использования на разных выборках.

    Тема 4. Психологическая оценка мотивации сотрудника

Методика цветовых метафор (И.Л. Соломин), модифицированный семантический дифференциал (модификация И.Л. Соломина), модифицированные репертуарные решетки (модификация И.Л. Соломина), тест юмористических фраз ТЮФ (А.Г. Шмелев), тест фрустрационных ситуаций (С. Розенцвейга), тест М. Люшера (ИМАТОН, модификация Тимофеева, Филимоненко).


  1. Планы семинарских занятий.

    Тема 1. Актуальные проблемы психологической оценки персонала.

  1. Анализ потребностей в психологической оценке сотрудников организаций разных типов (образовательное, медицинское, бюджетное, коммерческое учреждения, торговая компания, силовая организация, офис, производство).

  2. Особенности психологического тестирования персонала разного уровня подчинения.

  3. Особенности постановки психодиагностической задачи (формирования психодиагностического заказа) с руководителями разного уровня ответственности: возможности и ограничения.

  4. Правовые особенности использования психодиагностической продукции, оказания психодиагностических услуг.

    Тема 2. Психологическая оценка личности сотрудника.

  1. Анализ возможностей и ограничений методики 16-ти факторный опросник Р.Кеттелла в тестировании персонала.

  2. Анализ возможностей и ограничений методики СМИЛ (стандартизированное многофакторное исследование личности, Л.Н. Собчик) в тестировании персонала.

  3. Анализ возможностей и ограничений методики Фрайбургский личностный опросник FPI (В) в тестировании персонала.

  4. Анализ возможностей и ограничений методики CPI (Калифорнийский личностный опросник) в тестировании персонала.

    Тема 3. Психологическая оценка способностей сотрудника.

  1. Анализ возможностей и ограничений методики Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра в тестировании персонала.

  2. Анализ возможностей и ограничений методики «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена в тестировании персонала.

  3. Анализ возможностей и ограничений методики Тест свободный от влияния культуры (Кеттелл) в тестировании персонала.

  4. Анализ возможностей и ограничений методики тест технического мышления Беннета в тестировании персонала.

  5. Анализ возможностей и ограничений методики Краткий интеллектуальный тест (КИТ, Психрон) в тестировании персонала.

  6. Анализ возможностей и ограничений методик на отдельные познавательные процессы: память, внимание, мышление в тестировании персонала.

  7. Анализ возможностей и ограничений методик оценки творческого мышления в тестировании персонала.

    Тема 4. Психологическая оценка мотивации сотрудника.

  1. Анализ возможностей и ограничений методики цветовых метафор (И.Л. Соломин) в тестировании персонала.

  2. Анализ возможностей и ограничений модифицированного семантического дифференциала (модификация И.Л. Соломина) в тестировании персонала.

  3. Анализ возможностей и ограничений модифицированных репертуарных решеток (модификация И.Л. Соломина) в тестировании персонала.

  4. Анализ возможностей и ограничений теста юмористических фраз ТЮФ (А.Г. Шмелев) в тестировании персонала.

  5. Анализ возможностей и ограничений теста фрустрационных ситуаций (С. Розенцвейга) в тестировании персонала.

  6. Анализ возможностей и ограничений теста М. Люшера (ИМАТОН, модификация Тимофеева, Филимоненко) в тестировании персонала.



  1. Тематика курсовых работ: не предусмотрены учебным планом ООП.




  1. Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).


Вопросы для коллоквиума

  1. Тест интеллекта Амтхауэра. Адекватность использования для менеджеров высшего и среднего звена. Проведение теста. Составление протокола обследования. Анализ и интерпретация данных.

  2. Корректурная проба (тест Бурдона). Адекватность использования для должностей, требующих повышенного уровня концентрации и распределения внимания. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов

  3. Методика Кейрси. Определение психологического типа руководителя. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  4. Тест Килмена Томаса Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации. Адекватность использования. Возможность прогнозирования эффективности или неэффективности при назначении на ту или иную должность. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  5. Тест «Мотивация достижения успеха, избегания неудачи». Анализ существующих методик и адекватность их использования для оценки руководящих должностей. Целесообразность применения при оценке руководителей. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  6. Методика Дж.Роттера «Субъективный локус контроля». Его использование при оценке менеджеров высшего и среднего звена. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  7. Тест Спилберга-Ханина (ситуативная и личностная тревожность). Адекватность использования для оценки на некоторые виды должностей. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  8. Методика К. Леонгарда, Шмишека для диагностики типа акцентуации личности. Адекватность использования для оценки на должности, связанные с систематическим нервно-эмоциональным напряжением. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  9. MMPI (Миннесотский многоаспектный опросник личности, СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности). Адекватность использования для выявления, например, - склонности к воровству, антисоциальному поведению и др. аспектам личности при оценке персонала, связанного с хранением или использованием материальных ценностей. Проведение теста. Составление протокола обследования. Обработка и интерпретация результатов.

  10. Методика М.Рокича «Ценностные ориентации». Адекватность применения для выявления ценностных ориентаций каждого сотрудника и коллектива в целом для использования её в дальнейшем для их коррекции (приведения в соответствие ценностей компании и собственников к ценностям сотрудников). Проведение исследования. Интерпретация результатов

  11. Диагностика креативности Е. Торренс. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  12. Тест руки Э.Вагнера. Диагностика индивидуальных особенностей личности, оценка и прогнозирование открытого агрессивного поведения, проведение глубинного исследования потребностей и мотивов поведения. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  13. Психогеометрический тест С. Делингер и его связь с доминирующей репрезентативной системой, модальностью (визуальной, аудиальной тональной, аудиальной дигитальной, тактильной, ольфакторной, густаторной) и стилем поведения в конфликтных ситуациях. Возможность и целесообразность использования языка репрезентативных систем при подборе персонала. Проведение теста. Составление протокола обследования. Интерпретация результатов.

  14. Методика выявления доминирования внешней (внутренней) референции при оценке склонности кандидата (сотрудника) к исполнительской (руководящей) работе, а также – его клиенториентированность. Проведение теста. Интерпретация результатов

  15. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова для определения интересов и склонностей человека. Проведение теста. Интерпретация результатов.


Работа с тестом.

Обучающими самостоятельно в мини-группах создаются предметные тесты по пройденным темам, происходит обмен созданными тестами между группами, группы отвечают на предметные проверочные тесты созданные коллегами, проверяя теоретические знания по курсу, тренируются в создании тестовых заданий.
Темы для рефератов:

  1. Психологические критерии отбора при подборе, оценке персонала.

  2. Методики диагностики интеллекта: общих интеллектуальных способностей и креативности, особенностей познавательных процессов.

  3. Методики психодиагностики личности: опросники психических состояний (Спилбергера-Ханина); - мотивации (методика ТЮФ А.Шмелева ) и потребностей (тест А. Маслоу САМОАЛ), типов и черт личности (Леонгарда-Шмишека)

  4. Методики диагностики межличностных отношений: социометрический тест, тест В.Шутца ОМО; опросник Т.Лири, опросник стратегий поведения К.Томаса.

  5. Принципы подбора комплекса психодиагностических методик для работы с персоналом: системность, комплексность, минимизация.

  6. Использование психодиагностических результатов. Формы заключений по результатам психологической диагностики. Способы изложения и обсуждения диагностических результатов.

  7. Анализ типичных ошибок при использовании психодиагностических методов в решении практических задач. Юридические и этические проблемы профессиональной психодиагностики.


Практические работы (результат – письменный отчет): по темам 2, 3, 4 студенты должны выполнить по 2 письменных отчета (итого 6). В каждой теме выбирается методика соответствующая особенностям респондентов. В отчете описывается процесс психодиагностического администрирования, полученные результаты и дается их истолкование в соответствии с целью обследования.


  1. Образовательные технологии.

Работа с материалами профильных сайтов в режиме он-лайн, работа с протоколами и результатами реальных испытуемых, подготовка психодиагностического обследования для реальной организации в соответствии с актуальными организационными потребностями.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

11.1. Основная литература:

  1. Васильева И.В. Организационно – психологическая диагностика. Издательство ТюмГУ, 2011.

  2. Слепцова А.С. Психодиагностика персонала. Ростов на Дону, Феникс, 2010

  3. Собчик Л.Н. Управление персоналом и психодиагностика. М., Боргес, 2010

  4. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика персонала. Т. 4. Самара, Бахрах, 2010

  5. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых. Т. 2. Самара, Бахрах, 2009

  6. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика. Психологический отбор персонала. Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. Издательство Института психотерапии, 2009


11.2. Дополнительная литература:

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2006

  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2008

  3. Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии: Учебное пособие/ Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., Питер, 2006.

  4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2006.

  5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теории и практика психодиагностики. – СПб., Изд-во «Речь», 2003.

  6. Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала. Методика и тесты. Т.1,2. Бахрах-М, 2007


11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

  1. http://www.diagnostika.spb.ru/co_1_2.html/ Статьи по психологии, психодиагностические методики

  2. http://www.psyarticles.ru/ статьи по психологии

  3. http://psylist.net/ Статьи по психологии, психодиагностические методики

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Мультимедийное презентационное оборудование. Методический психодиагностический инструментарий (Психрон, ИМАТОН).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»
Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»
Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconМ. В. Плотникова Психофизиология
Плотникова М. В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030301 Психология...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск