Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»





Скачать 345.18 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер345.18 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

Дубровина О.И.


Психология труда

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030301.65 «Психология»
заочная форма обучения


Тюменский государственный университет

2011


Дубровина О.И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301.65 «Психология», заочная форма обучения. Тюмень, 2011.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология труда [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендована к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждена проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Доценко Е.Л., д-р психол. наук, профессор.

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Дубровина О.И., 2011.

Пояснительная записка

1.1 Целью данного курса является обеспечение студентов профессиональной позицией в научной и практической работе при решении комплексных задач, связанных с трудовой деятельностью.

Курс очерчивает круг вопросов, связанных с трудовой деятельностью человека, описывает основные стратегии исследования психических явлений, сопровождающих трудовую деятельность. Обзор существующих подходов к рассмотрению актуальных вопросов психологии труда позволяет студенту составить представление о современном уровне развития проблемы. В изучении данного курса студенту потребуются знания дисциплин: «Общая психология», «Социально-психологический тренинг», «Общий психологический практикум». Знания, полученные в рамках курса должны стать основой для дальнейшего усвоения программы, в частности, для таких курсов, как «Политическая психология», «Психология рекламы», «Психология управления» и «Организационная психология».

В результате обучения должна сформироваться система научных понятий и базовых представлений о всех существенных аспектах активности человека как субъекта труда. Студент должен быть способен проводить анализ строения и механизмов психической регуляции трудовой деятельности человека и разрабатывать на основе таких исследований методы рациональной организации труда, профессионального обучения, ориентации подбора специалистов.

Необходимым компонентом подготовки студента является основательное знание основных проблем психологии труда, умение соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.

Говоря о средствах и условиях подготовки психологов в области трудоведения, необходимо отметить, что курс психологии труда не может быть чисто вербальным, он должен предполагать проведение демонстрационных экспериментов, демонстрацию кинофрагментов о тех профессиях, которые по разным причинам недоступны наблюдению в естественных условиях, рассмотрение фактов, характеризующих тот или иной труд, аварийные ситуации и прочее, включая работу самих психологов труда. Предполагается, что часть занятий должна быть проведена в форме лабораторных работ студентов по наблюдению и анализу простейших моделей трудовых процессов, которые можно представить в условиях учебного заведения (разновидности организации рабочих мест, последовательности рабочих движений, процесс формирования профессиональных навыков, разные типы трудового поведения в стандартных внешних условиях, обусловленные индивидуальными особенностями субъекта, уровнем его подготовленности и т.д.).

Важнейшим средством обучения является решение студентами специально выделенных и структурированных задач, отражающих профессиональные задачи, встающие перед выпускником университета.

Программа включает вопросы для экзамена по курсу. Оценка на экзамене будет складываться из оценки владения теоретическим материалом и оценки умения решать определенные практические задачи.

Требования ГОС ВПО к разделам курса:

Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.

Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен, 4 лекционных часа, 4 семинарских часа, 112 часов самостоятельной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 120 часов.
Таблица 1

Тематический план дисциплины




Наименование тем


Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

лекции

практ.

самостоят.

1

Цели и задачи психологии труда.

0,5




10

2

История зарубежной психологии труда. История отечественной психологии труда.




1

10

3

Методы психологии труда.


0,5




10

4

Цветовое решение оформление рабочего помещения




1

12

5

Понятия «работоспособность», «утомление». Профилактика профессионального стресса

1




12

6

Безопасность труда. Подверженность и предрасположенность к несчастным случаям







10

7

Психологическое изучение профессий. Профессиограмма. Классификации профессий.

1




14

8

Понятие о профессиональном развитии, стадии профессионального развития.




1

10

9

Управление трудовой мотивацией персонала.

1




14

10

Организация трудовой деятельности коллектива. Понятие о социально-психологическом климате трудового коллектива.




1

10

Итого (часов, баллов)

4

4

112


Таблица 2

Примерная программа самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.1

Цели и задачи психологии труда, инженерной психологии.

реферат




10

1.2

История зарубежной психологии труда. История отечественной психологии труда.

конспект;





10

1.3

Методы психологии труда.


доклад;

составление таблицы




10

2.1

проверочный тест по предыдущему модулю







12

2.2

разработка программы профилактики проф. стресса

Составление презентации (по выбору)




12

2.3

доклад;

составление логической схемы таблицы

самодиагностика (по методикам предложенным преподавателем) и составление заключений




10

3.1

Психологическое изучение профессий. Профессиограмма. Классификации профессий.

проверочный тест по предыдущему модулю

доклад;

составление логической схемы таблицы

Анализ классификаций профессии (по выбору) по выработанным критериям

14

3.2

Понятие о профессиональном развитии, стадии профессионального развития.

сравнительный анализ предложенных периодизаций (заполнение таблицы);

подготовка вопросов к пресс-конференции или интервью




10

3.3

Управление трудовой мотивацией персонала.

Составление презентации психологического сопровождения процессов в управлении персоналом в организации (по выбору)

Анкетирование одногруппников и составление заключения (работа в малых группах)

14

3.4

Организация трудовой деятельности коллектива. Понятие о социально-психологическом климате трудового коллектива.

Анкетирование одногруппников и составление заключения (работа в малых группах)




10




ИТОГО:

112



Содержание дисциплины

Тема 1. Обзорная характеристика психологии труда. Предмет и задачи психологии труда. Методы психологии труда.

Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализ трудовой деятельности, профессиональных навыков. Связь психологии труда с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, инженерной психологией, психологией спорта, эргономикой.

Актуальные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики в целях обеспечения оптимальных взаимосвязей человека и условий профессии.

Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.

Трудовой процесс и его компоненты. Продукты труда, их виды. Объекты труда и их основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда (и как ориентирующий психический образ), которыми человек практически и мысленно оперирует в процессе профессиональной деятельности. Цели труда как субъективные образы желаемого будущего. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Условия труда. Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах (физическая – витальная, социально-контактная, информационная, организационно-экономическая среда).

Методы психологии труда. Методы исследования или эмпирико-познавательные методы: наблюдение, опросные методы (беседа, интервью, анкета); метод изучения документации метод анализа продуктов деятельности, метод анализа ошибок, трудовой метод, биографический метод.

Методы обследования или методы диагностики: тестирование – бланковые и аппаратные методики диагностики различных психологических, психофизиологических и личностных характеристик субъекта, метод экспертной оценки, метод кейсов. Требования, предъявляемые к опросным методикам, используемым в психологии труда, проблема валидности методик.

Методы преобразования или конструктивные: метод деловой игры (имитационные игры, тренажеры), ролевая игра, тренинговый метод, метод кейсов как метод формирования профессиональных умений. Консультирование как метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий и как метод коррекции индивидуального и социально-психологического поведения человека как субъекта труда. Метод реконструкции – метод преобразования рабочего пространства, органов управления, режима труда и отдыха, темпа работы, планирования, нормирования и контроля труда и трудового коллектива. Процедура организации преобразующих и конструктивных методов психологии труда и правила их применения. Активные методы обучения. Тренажеры и их виды Возможности формирования и развития профессионально-важных качеств, способностей, умений (сенсомоторных, перцептивных, мнемических), видов профессионального мышления, навыков саморегуляции. Опыт использования психолого-педагогических знаний в совершенствовании профессионального обучения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»
Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconРабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск