Скачать 166.41 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе ____________Л.М. Волосникова «___»________________2013 г. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ» Автор работы: _______ Васильева И.В./ «15» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии «18» сентября 2013 г., протокол № 2 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ» Объем 19 стр. Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко «18» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики «15» октября 2013 г., протокол № 2 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО» Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева «15» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман «14» ноября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова «___»__________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной психологии Васильева И.В. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология» очная форма обучения Тюменский государственный университет 2013 Васильева И.В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», форма обучения. Тюмень, 2013, 13 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Общий психологический практикум [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Доценко Е.Л. (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618) РЕЦЕНЗЕНТЫ: Морева Г.И., доцент, к.пс.н., доцент Фалько В.В., специалист МОУ ДОД «Дзержинец», к.п.н, © Тюменский государственный университет, 2013. © Васильева И.В., 2013. 1. Рабочая программа. 1.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе: требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины. Дисциплина «Психология творчества» рассчитана на студентов 3 курса направления 030300.62 «Психология». Курс «Психология творчества» имеет целью овладение методологическими, теоретическими, методическими основами психологии творчества с акцентом на проблемы развития творческого потенциала личности. В результате изучения дисциплины студент должен:
1.2. Количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом по специальности. Курс рассчитан на 18 лекционных, 12 самостоятельных, итого 30 часов 1.3. Количество кредитов. Лекционные занятия – 0,5 кредита, самостоятельная работа – 0,5 кредита. Всего – 1 кредит. 1.4. Тематический план изучения дисциплины.
Планирование самостоятельной работы студентов
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля 1.5. Содержание дисциплины (темы, опорные понятия, ключевые слова). Тема№1. Методологические основы психологии творчества. Объект, предмет, цель и задачи психологии творчества. Феноменология психологии творчества. Философские и психологические подходы к определению творчества. Общепсихологические определения творчества. Творческие стимулы, побуждения, замыслы, модели, процессы, продукты. Динамика творческой активности в процессах внутренней деятельности. Творчество в образной сфере личности. Воображение, фантазия, символическая деятельность. Психологическое стимулирование создания творческих образов. Творческое мышление. Его проблемная сущность. Этапы продуктивной мыслительной деятельности. Творческие операции и результаты мышления. Диалогичность продуктивного мышления. Методы развития творческого мышления. Творческие функции, направленность и качества интеллекта. Творчество в эмоциональной сфере личности. Творческая направленность чувств. Эмоциональная регуляция творческого процесса. Интуитивная основа творчества. Бессознательные потенции творческих достижений, их сознательная реализация и усиление личностью. Соотношение сознательных и бессознательных процессов в творческом поиске. Понятие творческого сознания и создание «я». Рефлексия как творчество. Тема№2. История психологии творчества. Тема творчества в истории философско–психологических учений: античные открытия, философия субъекта, философия бытия, философия жизни, русская онтология и онтопсихология, психоанализ. Понятие творческого бытия-в-мире. Бытийные феномены создания – преобразования – обновления. Творчество как основа полноты, гармонии, развития бытия. Творчество в динамике индивидуальной жизни. Генеративность и продуктивность психической жизни. Сознательный и бессознательный уровень творчества. Деятельно–продуктивный уровень творчества. Формы жизненного творчества. Понятие индивидуального культуротворчества. Ценностный аспект творческой активности. Проблема свободы творчества. Ее внешние и внутренние условия. Индивидуальный и коллективный субъекты творчества. Понятие творческого потенциала личности и бытийные условия его развития. Творческое отношение личности к миру и к себе. Сущность личностных преобразований мира и «я». Жизненный смысл творчества в искусстве, познании, работе, любви. Творческое деяние. Поступок как творчество. Индивидуальные творческие вклады и влияния. Творчество в жизни выдающихся личностей. Тема№3. Творчество в деятельности личности. Творчество как создание вещей, изображений, текстов, технологий. Построение и обновление межчеловеческих отношений. Творение образов «человека» и «человеческого» Понятие «самотворчества». Творческая самодеятельность. Типология деятельности и место творчества в ее различных видах. Творчество в науке и искусстве: сравнительный анализ. Психологическое моделирование совместного творчества. Коллективное и индивидуальное в творческой деятельности. Возможности творческой активности в политике и бизнесе. Творчество в сферах образования и воспитания. Творческая перспектива профессии психолога. Этические критерии творческой деятельности. Социокультурная динамика ведущих сфер творческой деятельности. Ожидаемые взлеты творчества: интеллектуальный труд – язык – искусство, производство? Тема№4. Творческая личность. Проблема творческой личности в контексте направлений современной персонологии: гуманистической психологии, психоанализа, когнитивной психологии, экзистенциальной психологии. Творческий потенциал личности. Творческие способности и одаренность. Талант и гениальность. Бессознательное творческой личности: архетипические структуры, самость, способность к индивидуации. Символические истории из жизни творцов. Объяснительные модели творчества в индивидуальной психологии и психоанализе Качества сознания творческой личности. Понятие «генерирующего «я». Творческая самоактуализация личности и ее психологические условия. Личностные качества творца. Структура его жизненных отношений. Продуктивный аспект творческой жизни. Творческие достижения выдающейся личности: тексты, произведения, открытия, инновации, влияния на других. Личностные типологии творцов. Внутренние конфликты творческой личности. «Критические события» в жизни творцов. Жизненный путь творца и его рефлексия: знаменитые жизнеописания, исповеди, психологические автобиографии. Жизненные риски субъекта творчества. Творческая личность в социальных структурах: лидерство, маргинальность, конфликты, развивающие влияния. Тема №5. Методы практической психологии творчества Типология форм психологической работы с творческой личностью: психодиагностика, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, развивающая практика. Цели психологических воздействий на субъекта творчества: выход из жизненные кризисов и разрешение жизненных проблем, осознание жизненных перспектив, конструктивные изменения отношений и качеств, продвижение личности в самопознании, рефлексия творческого пути, рефлексия смыслов и способов творчества, развитие творческих способностей, стимулирование продуктивности. Методики выявления творческого потенциала. Методики диагностики и развития интеллектуального, художественного и коммуникативного творчества. Методики развития проблемных отношений личности. Методики диагностики творческой одаренности. Психотерапевтические приемы разрешения конфликтов творчества. Техники поддержки личностного роста творца. Методы активизации рефлексии. Методические модели развития творческого отношения к себе. 1.6. Темы семинарских занятий. Не предусмотрено. 1.7. Тематика, перечень лабораторных (практических) занятий. Не предусмотрено. 1.8. Темы рефератов, других видов СРС (коллоквиумы, доклады, деловые игры). В течение курса студент выполняет теоретико-аналитическую работу, создает презентацию и защищает свою работу. Требования к аналитической работе: 10 листов формата А4, шрифт 14, Times New Roman, интервал междустрочный 1,5. Параметры страницы: от переплета – 3 см., все остальные – по 2 см. Тематика рефератов.
1.9. Перечень тем курсовых работ. Не предусмотрено. 1.10. Контрольные вопросы к экзаменам (требования к зачету). Теоретические вопросы по курсу:
В соответствии с учебным планом каждый студент выполняет по курсу «Психология творчества» обязательную отчетную работу по изучению первоисточника или выборке журнальных статей и теоретико-аналитическую работу по обозначенным выше темам. Студент может предложить свою тему для теоретико-аналитической работы после обсуждения с преподавателем. Журналы для изучения: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Московский психотерапевтический журнал». Изучение курса завершается зачетом. 1.11. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. «Психология творчества — область научного знания, разрабатываемая преимущественно в общей и дифференциальной психологии, обобщающая теоретические и экспериментальные исследования творчества, интегрирующая психологические знания, касающиеся условий и механизмов процесса творчества, изучающая общие психологические закономерности строения, регуляции и развития творческой деятельности, а также особенности творческой личности, природу творческих способностей и пути их формирования. Психология творчества представлена в различных направлениях современной психологии (культурно-историческом подходе, теории деятельности, психоанализе, гештальттеории, гуманистических течениях, когнитивной психологии), что определяет специфику методологических оснований, теоретических принципов и методов исследования проблематики творчества. Психология творчества имеет важное значение для других наук: философии, социологии, информатики и искусственного интеллекта, инженеринга и теории проектирования, менеджмента, педагогики, искусствоведения. Теоретическая часть подготовки включает углубленное изучение основных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований широкого круга проблем психологии творчества. Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской и практической работы в области психологии творчества, а также овладение методикой преподавательской деятельности» (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 521000 «Психология» Степень (квалификация) — магистр психологии М., 2000). 1.12. рекомендуемая литература. Основная литература
Дополнительная литература
1.13. используемые в курсе средства мультимедиа. В процессе создания. 2. Методические указания к семинарским и лабораторным занятиям. Не предусмотрено. 3. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний, |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология».... |