Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»





Скачать 488.45 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
страница1/4
Дата публикации23.10.2014
Размер488.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

____________Л.М. Волосникова

«___»________________2013 г.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология»

очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»

Автор работы: _______О.С.Андреева

«15» сентября 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии

«18» сентября 2013 г., протокол № 2

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»

Объем 19 стр.

Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко

«18» сентября 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«15» октября 2013 г., протокол № 2

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева

«15» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман

«12» ноября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова

«___»__________2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Психологии и Педагогики

Кафедра общей и социальной психологии



Доценко Евгений Леонидович

Андреева Ольга Станиславовна

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 030300.62 «Психология»
очная форма обучения


Тюменский государственный университет

2013
Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 «Психология», очная форма обучения. Тюмень, 2013, 27 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психология личности [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии, д. пс.н., проф. Доценко Е.Л.



© Тюменский государственный университет, 2013.

© Доценко Е.Л., Андреева О.С., 2013.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – сформировать систему научно упорядоченных понятий и базовых представлений о личности, об основных тенденциях в развитии современных представлений о личности в психологии, о ключевом содержании теоретических концепций личности, показать значение психологии личности для исследовательской и практической деятельности специалистов.

Задачи курса:

1. Раскрыть основные понятия и категории психологии личности;

2. Соотнести ее предмет с предметами общей, возрастной, дифференциальной психологии.

3. Сформировать у студентов представление о теоретических и прикладных задачах современной психологии личности.

Курс синтезирует наиболее значимые положения о личности, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившиеся в различных отраслях психологического знания, раскрывая, в основном, общепсихологическое содержание этого понятия. В курсе затрагиваются некоторые аспекты социально-психологического, дифференциально-психологического изучения личности и изучения личности с позиций возрастной психологии. Значительное место отведено изложению авторских представлений о личности.

Место дисциплины в учебном процессе:

Для эффективного усвоения курса студенты требуется освоить представление о сущности психики и ее структуре («Общая психология»); о методах изучения психики (практикумы: наблюдение, беседа), а также психологических фактах и их толковании (практикум «толкование»), о возрастных особенностях развития психики и сознания человека («Психология развития и возрастная психология»), также знать основные положения курсов «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем», без которых затруднительно понять механизмы познавательных функций.

Наиболее предметной является подготовка студентов в рамках курса «Теории личности», который осваивается в 3 семестре, что позволяет студентам достаточно тесно познакомиться с огромным разнообразием теорий, отражающих усилия практикующих ученых и рефлексирующих практиков понять, что собой представляет личность как культурное явление и феномен индивидуального сознания.

Освоение дисциплины является основой для последующих курсов: «Дифференциальная психология», «Cоциальная психология», «Психологическое консультирование», «Психодиагностика», «Патопсихология», «Психология общения», «Психология семейных отношений», «Психосемантика». Личность выступает интегрирующей силой индивидуального сознания, средством соединения требований общества и индивидуального волеизъявления.

Тематический план




Тема

Лекции

Семнар.

Самостоят.


1.

Общее представление о личности

2

2

2

2

Становление личности в антропогенезе

2

2

4

3

Теоретическое описание личности

2

2

4

4

Основные представления о развитии личности

2

2

4

5

Становление и развитие личности в онтогенезе

3

2

4

6

Соотношение характера, личности и воли

1

2

2

7

Я-концепция и проблема ее поддержания

2

2

4

8

Личностный рост и личная личностная зрелость

2

2

4




Всего

16

16

28



Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные технологии

Итого количество баллов

собеседование

ответ на семинаре

контрольная работа

тест

реферат

конспект

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

другие формы




Модуль 1.

0-33

Общее представление о личности

1

2

1

1

1

2

1

1

1

0-11

Становление личности в антропогенезе

1

2

1

1

1




1

2

2

0-11

Теоретическое описание личности

1

2

1

1

1

2

1

2

2

0-11

Модуль 2.




0-33

Основные представления о развитии личности

1

2

1

1

1




1

4

2

0-11

Становление и развитие личности в онтогенезе

1

2

1

1

1




1

4

2

0-16

Соотношение характера, личности и воли




























0-6

Модуль 3.




0-34

Я-концепция и проблема ее поддержания

1

2

1

1

1

2

1

4

2

0-11

Личностный рост и личная личностная зрелость

1

2

1

1







1

2

3

0-23



Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

обязательные

Дополнительные

1

Общее представление о личности

конспект первоист-ов,

самостоятельное изучение материала

сравнительный анализ источников,

составление списка источников


1-2

2

2

Становление личности в антропогенезе

сравнительный анализ источников,

работа в малых группах

подготовка сообщений

3-4

4

3

Теоретическое описание личности

конспект первоист-ов

анализ рез-ов исследов-ия;

самостоятельное изучение материала,

работа в малых группах

5-6

4

4

Основные представления о развитии личности

конспект первоист

анализ рез-ов исследов-ия;

самостоят. изучение материала

7-8

4

5

Становление и развитие личности в онтогенезе

конспект первоист

анализ рез-ов исследов-ия;

подготовка сообщений

9-10

4

6

Соотношение характера, личности и воли

работа в малых группах,

сравнительный анализ источников

самостоятельное изучение материала,

10-11

2

7

Я-концепция и проблема ее поддержания

работа в малых группах,

конспект первоист.


подготовка докладов

12-13

4

8

Личностный рост и личная личностная зрелость

конспект первоист,

самостоятельное изучение материала

работа в малых группах,

подготовка сообщений

14-16

4




ИТОГО:

28



Содержание дисциплины
1. «Общее представление о личности»

Личность как феномен. Этимологические корни понятия «личность». Разграничение терминов «человек», «индивид» (организм), «социальный индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». Виды определений личности: динамическое, структурное и функциональное.
2. «Становление личности в антропогенезе»

Социальные предпосылки возникновения личности. Социальная идентификация и социальная дискриминация. Борьба социальных устремлений как прототип личностного процесса. Факторы, обусловливающие личность как персональное явление. Личность как интериоризованные отношения.
3. «Личность как теоретическая модель»

Мотивационная динамика. Смысловые динамические системы. Роль установок в функционировании личности. Фиксации и установки, их соотношение. Структурно-динамическая организация личности. Комплексы (К. Юнг) и отношение (В.Н. Мясищев). Множественность личности (В.А. Петровский, Л.Я. Дорфман и др.). Внутриличностная динамика и межличностное взаимодействие.

Основные понятия. Человек, индивид (организм), социальный индивид, личность, индивидуальность, субъект. Социальная идентификация, мотивационная динамика, смысловые динамические системы, фиксации, установки, комплексы, система отношений.
4. «Основные представления о развитии личности»

Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост». Кризисы личностного развития, чередование кризисных фаз. Ненормативные кризисы личностного развития.

Роль пренатального опыта в становлении и развитии личности. Перинатальные события: главное испытание в жизни. Новорожденность: предпосылки идентичности. Младенческий возраст: предпосылки индивидуальности. Раннее детство: становление субъектности. Мотивационное и операциональное обеспечение субъектности.
5. «Становление и развитие личности в онтогенезе»

Кризис первого рождения личности. Основные социальные приобретения ребенка дошкольного детства. Личностные новообразования дошкольного возраста. Феномен «горькой» конфеты. Социальное испытание личности в младшем школьном возрасте. Личностные новообразования младших школьников. Подростковый возраст: в поисках идентичности. Социальные пробы и опыты подростков. Кризисные процессы личностного самоопределения. Юношеский возраст: второе социальное испытание личности. Личностные новообразования юношеского возраста. Выбор путей самоопределения. На пороге личностной зрелости: перспективы и возможности самоопределения.
6. «Развитие и оформление характера»

Определение характера. Формирование и функционирование характера. Соотношение личности и характера. Дошкольный возраст: развитие характера. Младший школьный возраст: укрепление характера. Подростковый возраст: овладение характером. Юношеский возраст: оформление характера.
7. «Я-концепция»

Личность в процессе роста. Прикладные и теоретические возможности понятия «личностный рост». Критерии личностного роста. Общее представление о Я-концепции. Структурная организация Я-концепции. Роль Я-концепции в личностном росте. Циклы личностного роста.
8. «Личностная саморегуляция»

Защитные возможности личности. Разнообразие психологических защит. Определение и природа защитных процессов. Базовые защитные установки. Совладающее поведение. Соотношение копингов и психологических защит. Высшие личностные ресурсы. Смысловая регуляция как механизм совладания и как механизм личностного развития и роста. Творческая сила личностных кризисов. Онтогенез зрелости: выбор путей самоактуализации.

Планы семинарских занятий

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  1. Личность как феномен.

  2. Этимологические корни понятия «личность».

  3. Разграничение терминов «человек», «индивид» (организм), «социальный индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

  4. Виды определений личности: динамическое, структурное и функциональное.

  5. Становление личности в антропогенезе.

  6. Социальные предпосылки возникновения личности.

  7. Социальная идентификация и социальная дискриминация.

  8. Борьба социальных устремлений как прототип личностного процесса.

  9. Факторы, обусловливающие личность как персональное явление.

  10. Личность как интериоризованные отношения.

  11. Мотивационная динамика.

  12. Смысловые динамические системы.

  13. Роль установок в функционировании личности.

  14. Фиксации и установки, их соотношение.

  15. Структурно-динамическая организация личности.

  16. Комплексы (К. Юнг) и отношение (В.Н. Мясищев).

  17. Множественность личности (В.А. Петровский, Л.Я. Дорфман и др.).

  18. Внутриличностная динамика и межличностное взаимодействие.

  19. Соотношение понятий «становление», «формирование», «развитие» и «рост».

  20. Кризисы личностного развития, чередование кризисных фаз.

  21. Ненормативные кризисы личностного развития.

  22. Роль пренатального опыта в становлении и развитии личности.

  23. Перинатальные события: главное испытание в жизни.

  24. Новорожденность: предпосылки идентичности.

  25. Младенческий возраст: предпосылки индивидуальности.

  26. Раннее детство: становление субъектности.

  27. Мотивационное и операциональное обеспечение субъектности.

  28. Становление и развитие личности в онтогенезе.

  29. Кризис первого рождения личности.

  30. Основные социальные приобретения ребенка дошкольного детства.

  31. Личностные новообразования дошкольного возраста.

  32. Феномен «горькой» конфеты.

  33. Социальное испытание личности в младшем школьном возрасте.

  34. Личностные новообразования младших школьников.

  35. Подростковый возраст: в поисках идентичности.

  36. Социальные пробы и опыты подростков.

  37. Кризисные процессы личностного самоопределения.

  38. Юношеский возраст: второе социальное испытание личности.

  39. Личностные новообразования юношеского возраста.

  40. Выбор путей самоопределения.

  41. На пороге личностной зрелости: перспективы и возможности самоопределения.

  42. Соотношение характера, личности и воли.

  43. Определение характера.

  44. Формирование и функционирование характера.

  45. Соотношение личности и характера.

  46. Дошкольный возраст: развитие характера.

  47. Младший школьный возраст: укрепление характера.

  48. Подростковый возраст: овладение характером.

  49. Юношеский возраст: оформление характера.

  50. Я-концепция концепция и проблема ее поддержания.

  51. Личность в процессе роста.

  52. Прикладные и теоретические возможности понятия «личностный рост».

  53. Критерии личностного роста.

  54. Общее представление о Я-концепции.

  55. Структурная организация Я-концепции.

  56. Роль Я-концепции в личностном росте.

  57. Циклы личностного роста.

  58. Личностный рост и личная личностная зрелость.

  59. Защитные возможности личности.

  60. Разнообразие психологических защит.

  61. Определение и природа защитных процессов.

  62. Базовые защитные установки.

  63. Совладающее поведение.

  64. Соотношение копингов и психологических защит.

  65. Высшие личностные ресурсы.

  66. Смысловая регуляция как механизм совладания и как механизм личностного развития и роста.

  67. Творческая сила личностных кризисов.

  68. Онтогенез зрелости: выбор путей самоактуализации.


Кроме того, на семинарах проводятся практические работы по следующим темам:
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconРабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск