Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»





Скачать 265.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Дата публикации10.11.2014
Размер265.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В.И. Гренц

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов направления 030300.62 «Психология»

Тюменский государственный университет

2009

В.И. Гренц. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология». Тюмень, 2009. 21 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности». Режим доступа: http:www,umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой клинической и юридической психологии ТюмГУ.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины: Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым.

Поэтому задачами дисциплины являются:

Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • Идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

  • Прогнозирование развития и оценки последствий ситуаций;

  • Принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятие мер по ликвидации их последствий.

Место дисциплины в учебном процессе: В дисциплине рассматриваются:

  • Современное состояние и негативные факторы среды обитания человека;

  • Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

  • Основы физиологии и рациональные условия деятельности;

  • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

  • Оказание доврачебной медицинской помощи при различных несчастных случаях, экстремальных состояниях и травмах.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

  • Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

  • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • Идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

  • Правила обеспечения безопасности детей в современных условиях;

  • Вопросы формирования привычек здорового образа жизни в детском возрасте;

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:

  • Эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

  • Разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

  • Осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;

  • Проводить с учащимися 1-3 классов и с детьми дошкольного возраста занятия по вопросам безопасности их поведения в повседневной жизни и в различных чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице;

  • Оказывать первую медицинскую помощь при детских травмах и повреждениях.

Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. В качестве контроля по дисциплине рекомендуется зачет.

Количество учебных часов по дисциплине:



Виды учебных работ

Количество часов







Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

1

Лекции

-

-

-

2

Семинарские занятия

6

16

14

3

Самостоятельная работа

5

16

11

Всего

11

32

25


Распределение тем по модулям:




Наименование темы

Семинарские занятия

Индивидуальная и самостоятельная работа студента (кол-во часов)

Итого часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3

4

5

6

Модуль 1

1

Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

2

2

4

8

2

Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий.

4

3

7

8




Всего

6

5

11

16

Модуль 2

3

Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

2

2

4

8

4

Стихийные бедствия, виды и характеристика.

4

3

7

8

5

Эпидемиологическая безопасность.

2

3

5

7

6

Токсикологическая безопасность

Влияние на организм человека АХОВ.

4

3

7

7

7

Радиационная безопасность. Аварии на радиационно-опасных объектах.

2

3

5

7

8

Электробезопасность, действие электрического тока на организм человека.

2

2

4

7




Всего

16

16

32

44

Модуль 3

9

Электромагнитные излучения, влияние на организм человека, меры защиты

2

2

4

8

10

Пожарная и взрывная безопасность

4

3

7

8

11

Чрезвычайные ситуации социального характера, терроризм

4

2

6

8

12

Транспортные аварии и катастрофы

Меры безопасности в различных видах транспорта

2

2

4

8

13

Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций

2

2

4

8




Всего

14

11

25

40




Итого (часов, баллов)

36

36

72

100



3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Основные причины роста количества катастроф в современных условиях. Наиболее тяжелые аварии, произошедшие в последнее время в мире. Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель и задачи курса. Определение опасных и вредных факторов. Опасность как явление. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Опорные понятия темы: безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина, выделение опасных и вредных факторов по характеру неблагоприятного воздействия на организм человека. Понятие опасности, риска. Критерии оценки негативного воздействия.
Тема 2. Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий.

Структура естественных систем защиты. Личностные факторы безопасности. Сенсорные системы или анализаторы, их роль в обеспечении защиты организма. Зрительный, слуховой анализатор и анализаторы кожи. Вегетативная нервная система, основные функции, значение и физиологические ритмы симпатоадреналовой системы. Иммунитет, как система защиты от биологического, химического и физического воздействия.

Опорные понятия темы: психобиологический фактор, факторы психофизиологического качества личности, социально-психологического качества личности, основные три структуры любого анализатора, определение верхнего, нижнего и дифференциального порога чувствительности. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС. Определение иммунитета и его виды.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

Определение чрезвычайных ситуации (ЧС), критерии ЧС по Б.Н. Перфирьеву. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, по масштабам и тяжести последствий, по скорости развития. Защита населения в ЧС, основные этапы.

Опорные понятия темы: чрезвычайная ситуация, критерии и параметры ЧС, виды ЧС по происхождению: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, Антропогенные катастрофы и социально-политические конфликты. Меры по обеспечению защиты населения при различных видах ЧС.
Тема 4. Стихийные бедствия, виды и характеристика.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения: геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов), геологические опасные явления (оползни, лавины, сели, обвалы), метеоопасные явления (бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри), морские гидрологические явления (циклоны, цунами, тайфун), гидрологические явления на суше (наводнение, половодье, дождевые паводки, заторы), пожары (лесные, торфяные, степные, подземные). Действия населения при угрозе стихийных бедствий.

Основные понятия темы: определение стихийных бедствий, основные их виды, характеристика и меры защиты при землетрясениях, наводнениях, обвалах, снежных лавинах, лесных и торфяных пожаров.
Тема 5. Эпидемиологическая безопасность.

Основные виды инфекционных болезней, имеющих эпидемический характер. Три обязательных условия развития эпидемического процесса. Воздушно-капельные инфекции, профилактика гриппа. Кишечные инфекции, описторхоз как эндемичная инфекция Тюменского региона. Трансмиссивные инфекции, клещевой энцефалит, меры защиты. Туберкулез, особенности протекания в современных условиях, профилактика. Характеристика и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Основные понятия темы: инфекционные заболевания, эпидемия, пандемия, виды и меры профилактики современных эпидемических болезней.
Тема 6. Токсикологическая безопасность. Влияние на организм человека химически опасных веществ (АХОВ).

Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Аварии с выбросом АХОВ. Воздействие химически опасных веществ на организм человека. Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлор, аммиак, фосген, угарный газ, бензол, метиловый спирт, дихлорэтан. Способы защиты от АХОВ, первая медицинская помощь.

Основные понятия темы: химические опасные вещества или сильно действующие ядовитые вещества, предельно допустимая концентрация, токсическая доза, смертельная доза. Разделение ядовитых веществ по классу опасности, виды воздействия АХОВ на организм человека.
Тема 7. Радиационная безопасность. Аварии на радиационно-опасных объектах.

Открытие явления радиоактивности, характеристика различных видов радиоактивных излучений, естественные источники радиоактивности на Земле, внешние и внутренние облучения организма человека. Биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека. Нормы радиационной безопасности. Характеристика основных форм лучевой болезни. Требование по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии. АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения, аварии на радиационно-опасных объектах.

Основные понятия темы: определение ионизирующих излучений и их видов: корпускулярного и электромагнитного. Основные виды и характеристики ионизирующих излучений: альфа-излучения, бета-излучения, нейтронные излечения, гамма-излучения и гентгеновские излучения. Определение дозы излучения, поглощенной дозы, фиктивной дозы. Меры защиты от ионизирующих излучений.
Тема 8. Электробезопасность, действие электрического тока на организм человека.

Электробезопасность. Основные причины электротравматизма. Механизм действия электрического тока на организм человека. Электрические травмы и электрические удары, как основные виды поражения электрическим током. Виды электротрамв. Степени электрических ударов. Факторы, определяющие опасность воздействия электрического тока на человека. Этапы оказания помощи человеку, оказавшемуся под действием тока. Основные способы и средства электрозащиты, классификация изолирующих электрозащитных средств.

Основные понятия темы: Электробезопасность. Биологическое, термическое, электролитическое действие тока, электрические ожоги, знаки тока, металлизация кожи, электроофтальмия. Технические средства защиты от поражения электрическим током: коллективные и индивидуальные.

Тема 9. Электромагнитные излучения, влияние на организм человека, меры защиты.

Электромагнитные поля. Распростронение электромагнитных волн. Предельно допустимые уровни облучения в диапозоне радиочастот. Основные методы защиты от электромагнитных излучений. Защиты от электрических полей промышленной частоты. Лазерные излучения. Его биологические эффекты. Коллективные средства защита от лазерного излучения. Индивидуальная защита олт электромагнитных излучений.

Основные понятия темы: напряженность электрического поля, скорость респростронения электромагнитных волн, диапозон электромагнитных излучений, магнитные поля, их виды, нормирование ЭМП, гигиеническое нормирование ультрафиолетовых излучений.

Тема 10. Пожарная и взрывная безопасность.

Пожары и взрывы. Краткая характеристика и классификация пожаро- и взрывоопасных объектов. Категории пожарной опасной промышленных производств. Классификация и краткая характеристика пожаров и взрывов как причин ЧС. Основные параметры пожаров, их поражающие факторы. Классификация взрывов. Основные поражающие факторы взрыва. Взрывы конденсированных взрывчатых веществ, газо-, паро- и пылевоздушных смесей. Способы инициирования взрывчатых веществ. Показатели уровней опасности пыли.

Основные понятия темы: пожар, виды пожароопасных веществ, горение, зона горения, зона задымления, зона теплового воздействия, фронт сплошного пожара, вторичные последствия пожара, призантное действие продуктов взрыва, классификация конденсирования взрывчатых веществ, особенности физического взрыва.
Тема 11. Чрезвычайные ситуации социального характера.

Город как среда повышенной опасности, основние факторы роста числа ЧС социального характера, виды толпы, индивидуальная, групповая и массовая паника, ее причины, характерные черты, массовые погромы, взрывная опасность массовых зрелищ. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Причины терроризма. Социальнопсихологические характеристики террориста. Международный терроризм, борьба с ним. Правила поведения для заложников.

Основные понятия темы: беспорядок, толпа, заражение, четыре основных вида толпы, подвиды толпы, масштаб, глубина охвата паникой, деструктивные последствия паники, основные приемы управления общественным сознанием, терроризм, террористические организации, захват заложников как вид террористического акта.
Темы 12. Транспортные аварии и катастрофы. Меры безопасности в различных видах транспорта.

Аварии на городском транспорте. Виды дорожнотранспорных происшествий, безопасное поведение в автотранспорте. Особенности поведения в метро. Аварии и катарстрофы на железнодорожном транспорте. Аварии на авиационном транспорте. Аварии на водной транспорте. Характеристики спасательных средств. Действия терпящих кораблекрушение. Высадка с судна.

Основные понятия темы: городской транспорт, наезды на людей и другие подвижные объекты, ДТП в связи нарушения правил поведения пешеходами, меры уменьшения опасности травмы в случае ДТП, экстримальные ситуации в метро, классификация аварий и катастроф на водном транспорте, требования к спасательным средствам.
Тема 13. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций.

Психопатологические последствия ЧС. Параметры внутренней картины неординарной ситуации. Психологическая характеристика эксвизитной ситуации. Негативные последствия ЧС по срокам возникновения. Динамика психопатологических последствий. Суицидальные проявления психопатологических последствий ЧС. Типология суициидального поведения. Самостоятельные типы последствий прибывания в ЧС. Посттравматические стрессовые расстройства. Методы психической саморегуляции. Личность типа жертвы и личность безопасного типа поведения.

Основные понятия темы: неординарные или эксвизитные ситуации, их главные характеристики, синдромодинамика первичного эгостресса. Структура первичного травматического синдрома. Суицид. Суицидоопасные конфликты, Пресуицид, Стадии процесса психосамотизации, Посттравматические стрессовые расстройства. Критерии диагностики, типы, виктимная личность, ее типология, психологическая устойчивость личности безопасного типа.

4.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям, видам работ:

Виды работ и контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

1 семестр

Семинарские занятия

4

12


10

26

Самостоятельная работа студента в семестре

12

32

30

74

Итого за работу в семестре

16

44

40

100


4.2. Виды контроля успеваемости и их оценки в рейтинговых баллах:

№ п/п

Вид контроля успеваемости

Максимальное количество баллов

1

Контрольная работа

8

2

Тестирование

4

3

Практическое задание

7

4

Реферат

10


4.3. Шкала перевода баллов в академические оценки



Вид аттестации

Соответствие рейтинговых баллов и академических оценок

Удовлетворительно

хорошо

отлично

1

зачет

61-73

74-86

87-100


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

А) Темы рефератов

Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источнико.в, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последнии 5 лет.

Темы рефератов:

  1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

  2. Землетрясение, причины, характеристика, защита.

  3. Классификация наводнений, защита, действия населения при их угрозе.

  4. Прогнозирование последствий ЧС природного характера.

  5. Виды лесных и торфяных пожаров, их последствия.

  6. Меры по обеспечению безопасности при бурях, ураганах, смерчах.

  7. Гидродинамические аварии, правила поведения при угрозе и во время развития.

  8. Рогод, как среда повышенной опасности.

  9. ЧС криминального характера и защита от них.

  10. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности.

Тема 1.Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Основные причины роста числа пострадавших от ЧС в мире

  2. Назовите наиболее тяжелые аварии, произошедшие в последнее время в мире

  3. В чем состоит решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности?

  4. Что является объектом научной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»?

  5. Что понимается под безопасностью?

  6. Как достичь безопасности?

  7. Дайте определение понятию опасность.

Задания для самостоятельной работы:

Определить основные виды опасности в условиях образовательного учреждения, ваших домашних и производственных условиях. Составить кроссворд (не менее 15 слов).

Литература для самоподготовки:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / с. В. Белов, А. В. Ильницкая,' А. Ф. Козяков u др.; Под общ. ред. С. Б. Белова. ­М.: Высш. шк., 1999.

  2. Безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для вузов / Под ред. О. Н. Русака. - СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Дайте определение ЧС и их критерии

  2. Назовите виды ЧС по причинам возникновения

  3. Что относится к стихийным бедствиям?

  4. Определение и виды техногенных катастроф

  5. Определение и виды ЧС экологического характера

  6. Определение и виды ЧС социально-политического характера

  7. Классификация по скорости ЧС, по масштабам и тяжести последствий

  8. Определение, виды и форма очага поражений ЧС

  9. Назовите четыре основных стадии развития ЧС

  10. Защита населения в ЧС. Основные мероприятия

  11. Назовите этапы ликвидации последствий ЧС

  12. Охарактеризуйте природные литосферные, гидросферные, атмосферные, космические и биологические опасности

  13. Как защитить себя во время стихийных бедствий?

Задания для самостоятельной работы:

Составить сравнительный анализ в виде таблицы различных видов природных ЧС, их характеристики и особенности методов защиты.

Литература для самоподготовки:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л.Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.

  2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учеб. пособие / Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов, А. В. Cmapocmeнко u др. ­СПб.: Изд-во РГПУ им. А. и. Герцена, 1999.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Дашков и КО, 2001.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / с. В. Белов, А. В. Ильницкая,' А. Ф. Козяков u др.; Под общ. ред. С. Б. Белова. ­М.: Высш. шк., 1999.

  5. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для вузов /Под ред.проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Тема 10. Пожарная и взрывная безопасность.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Дайте определение пожара. Как классифицируются пожары?

  2. Назовите опасные факторы при пожаре.

  3. Назовите правила поведения во время пожара.

  4. Что такое взрыв? Перечислите поражающие факторы взрыва.

  5. Какими бывают взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

  6. Охарактеризуйте взрывы конденсированных взрывчатых веществ, газо-, паро- и пылевоздушных смесей.

  7. Назовите особенности физического взрыва.

  8. Укажите причины взрывов сосудов с газами и парами под давлением

Задания для самостоятельной работы: составить кроссворд по основным понятиям, используемых в данной теме (10-12 слов).

Литература для самоподготовки:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л.Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.

  2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учеб. пособие / Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов, А. В. Cmapocmeнко u др. ­СПб.: Изд-во РГПУ им. А. и. Герцена, 1999.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Дашков и КО, 2001.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / с. В. Белов, А. В. Ильницкая,' А. Ф. Козяков u др.; Под общ. ред. С. Б. Белова. ­М.: Высш. шк., 1999.

  5. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для вузов /Под ред.проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Тема 13. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Назовите личностные факторы безопасности

  2. Охарактеризуйте тип личности жертва

  3. Охарактеризуйте безопасный тип личности

  4. Охарактеризуйте наиболее часто встречающиеся в быту несчастные случаи

  5. Назовите основные действия, принимаемые при несчастных случаях в быту

  6. Назовите правила безопасности при пользовании газом в быту

  7. Назовите психические, физические, поведенческие, эмоциональные и когнитивные симптомы стресса

  8. Дайте понятия стрессогености жизненных ситуаций

  9. Назовите факторы, влияющие на возникновение профессионального стресса

  10. Что служит проявлениями конфликтогенного поведения?

  11. Назовите типы конфликтогенных действий

  12. Назовите способы исключения конфликтогенов

Задания для самостоятельной работы:

Проанализируйте любую из реально произошедших конфликтных ситуаций. Определите ее тип. Найдите несколько способов оптимального выхода из сложившейся ситуации для всех участников.

Литература для самоподготовки:

  1. Энциклопедия психологической безопасности / В.Б. Шапарь и [др]; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

  2. Тарас А. Е., Селъче1-l0К К. В. Психология экстремальных ситуаций. - Минск: АСТ,2000.

  3. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: Юнити-Дана, 2002.

  4. Русак О.Н., Малаян К.К., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. - 4-е ИЗД., стереотип. / Под ред. О. Н. Русака. - СПб.: Лань, 2001.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Что является объектом научной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»?

  2. Дайте определение «безопасности жизнедеятельности» как учебной дисциплины

  3. Дайте определение опасных и вредных факторов, определение понятию опасность.

  4. Дайте определение ЧС и их критерии по Б.Н. Перфирьеву

  5. Назовите виды ЧС по причинам возникновения

  6. Определение и виды техногенных катастроф, определение и виды ЧС экологического характера, определение и виды ЧС социально-политического характера

  7. Дайте классификацию ЧС по скорости распространения, по масштабам и тяжести последствий

  8. Дайте определение, назовите виды и формы очага поражений ЧС

  9. Что понимают под защитой населения в ЧС, каковы основные мероприятия?

  10. Назовите этапы ликвидации последствий ЧС

  11. Что относится к природным литосферным, гидросферным, атмосферным, космическим, биологическим опасностям, охарактеризуйте их?

  12. Как защитить себя во время стихийных бедствий?

  13. Дайте определение пожара. Как классифицируются пожары?

  14. Назовите опасные факторы при пожаре и правила поведения во время пожара.

  15. Какими бывают взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

  16. Охарактеризуйте конденсированные взрывы пылевоздушных, газо-, паровоздушных смесей

  17. Укажите причины взрывов сосудов с газами и парами под давлением

  18. Дайте определение и классификацию аварийных химически опасных веществ

  19. Охарактеризуйте аварии с выбросом АХОВ

  20. Ваши действия при заражении атмосферы АХОВ

  21. Назовите основные виды воздействия воздушных АХОВ на организм человека

  22. Дайте определение электробезопасности. Укажите основные причины электротравматизма

  23. Назовите основные проявления действия тока на организм человека

  24. Охарактеризуйте основные виды электротравм

  25. Каковы основные причины смерти при действии тока?

  26. Какими факторами определяется опасность воздействия электрического тока на человека?

  27. Дайте определение пороговых ощутимых, неотпускающих и фибрилиционных токов. Как они действуют на организм человека?

  28. Как оказывается первая помощь человеку, пострадавшему от действия тока?

  29. Назовите личностные факторы безопасности

  30. Охарактеризуйте тип личности «жертва», безопасный тип личности

  31. Охарактеризуйте бытовые несчастные случаи

  32. Назовите основные действия, принимаемые при несчастных случаях в быту

  33. Назовите правила безопасности при пользовании газом в быту

  34. Назовите психические, физические, поведенческие, эмоциональные и когнитивные симптомы стресса

  35. Дайте понятия стрессогености жизненных ситуаций, назовите факторы, влияющие на возникновение профессионального стресса

  36. Что служит проявлениями конфликтогенного поведения?Назовите типы конфликтогенных действий

  37. Назовите способы исключения конфликтогенов


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Гренц В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 188 с.

Гренц В.И. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: Учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009, 182 с.
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л.Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005.

  2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учеб. пособие / Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов, А. В. Cтapocтeнко u др. ­СПб.: Изд-во РГПУ им. А. и. Герцена, 2006.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. - 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Э. А. Арустамова. - М.: Дашков и КО, 2008.


Дополнительная литература

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. / с. В. Белов, А. В. Ильницкая,' А. Ф. Козяков u др.; Под общ. ред. С. Б. Белова. ­М.: Высш. шк., 1999.

  2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб.пособие для вузов /Под ред.проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002

  3. Гринин А. С., Новиков В. Н. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях. - М.: Фаир-Пресс, 2003.

  4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / А.С. Гринин, В.Н. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

  5. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / А.С.Гринин, В.Н. Новикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

  6. Морозов М.А. Первая медицинская помощь при травмах – СПб,2000г.

  7. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях ( под ред., В. А. Полякова. М. Медицина, 2005 г.)

  8. Соковня – Семенова И.И. Основы ЗОЖ и первая мед.,помощь М. 1999г.

  9. Тимофеев И.В., Анденко С.А. Первая помощь при травмах и других жизнеугрожающих ситуациях. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2001. – 120 с. – (наука выживать)

  10. Юрихин А.П., Десмургия.- Л.: Медицина, 2001.




  1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Адреса ресурсов Интернет по теме: www.bestreferat.ru, www.bankreferatov.ru, www.referat.ru, www.km.ru, www.allbest.ru.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconРабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология»
А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск