Скачать 265.16 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В.И. Гренц БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300.62 «Психология» Тюменский государственный университет 2009 В.И. Гренц. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология». Тюмень, 2009. 21 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу. Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности». Режим доступа: http:www,umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой клинической и юридической психологии ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи дисциплины: Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым. Поэтому задачами дисциплины являются: Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
Место дисциплины в учебном процессе: В дисциплине рассматриваются:
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:
Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. В качестве контроля по дисциплине рекомендуется зачет. Количество учебных часов по дисциплине:
Распределение тем по модулям:
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Основные причины роста количества катастроф в современных условиях. Наиболее тяжелые аварии, произошедшие в последнее время в мире. Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель и задачи курса. Определение опасных и вредных факторов. Опасность как явление. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Опорные понятия темы: безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина, выделение опасных и вредных факторов по характеру неблагоприятного воздействия на организм человека. Понятие опасности, риска. Критерии оценки негативного воздействия. Тема 2. Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий. Структура естественных систем защиты. Личностные факторы безопасности. Сенсорные системы или анализаторы, их роль в обеспечении защиты организма. Зрительный, слуховой анализатор и анализаторы кожи. Вегетативная нервная система, основные функции, значение и физиологические ритмы симпатоадреналовой системы. Иммунитет, как система защиты от биологического, химического и физического воздействия. Опорные понятия темы: психобиологический фактор, факторы психофизиологического качества личности, социально-психологического качества личности, основные три структуры любого анализатора, определение верхнего, нижнего и дифференциального порога чувствительности. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС. Определение иммунитета и его виды. Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени. Определение чрезвычайных ситуации (ЧС), критерии ЧС по Б.Н. Перфирьеву. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, по масштабам и тяжести последствий, по скорости развития. Защита населения в ЧС, основные этапы. Опорные понятия темы: чрезвычайная ситуация, критерии и параметры ЧС, виды ЧС по происхождению: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, Антропогенные катастрофы и социально-политические конфликты. Меры по обеспечению защиты населения при различных видах ЧС. Тема 4. Стихийные бедствия, виды и характеристика. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения: геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов), геологические опасные явления (оползни, лавины, сели, обвалы), метеоопасные явления (бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри), морские гидрологические явления (циклоны, цунами, тайфун), гидрологические явления на суше (наводнение, половодье, дождевые паводки, заторы), пожары (лесные, торфяные, степные, подземные). Действия населения при угрозе стихийных бедствий. Основные понятия темы: определение стихийных бедствий, основные их виды, характеристика и меры защиты при землетрясениях, наводнениях, обвалах, снежных лавинах, лесных и торфяных пожаров. Тема 5. Эпидемиологическая безопасность. Основные виды инфекционных болезней, имеющих эпидемический характер. Три обязательных условия развития эпидемического процесса. Воздушно-капельные инфекции, профилактика гриппа. Кишечные инфекции, описторхоз как эндемичная инфекция Тюменского региона. Трансмиссивные инфекции, клещевой энцефалит, меры защиты. Туберкулез, особенности протекания в современных условиях, профилактика. Характеристика и профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Основные понятия темы: инфекционные заболевания, эпидемия, пандемия, виды и меры профилактики современных эпидемических болезней. Тема 6. Токсикологическая безопасность. Влияние на организм человека химически опасных веществ (АХОВ). Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Аварии с выбросом АХОВ. Воздействие химически опасных веществ на организм человека. Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлор, аммиак, фосген, угарный газ, бензол, метиловый спирт, дихлорэтан. Способы защиты от АХОВ, первая медицинская помощь. Основные понятия темы: химические опасные вещества или сильно действующие ядовитые вещества, предельно допустимая концентрация, токсическая доза, смертельная доза. Разделение ядовитых веществ по классу опасности, виды воздействия АХОВ на организм человека. Тема 7. Радиационная безопасность. Аварии на радиационно-опасных объектах. Открытие явления радиоактивности, характеристика различных видов радиоактивных излучений, естественные источники радиоактивности на Земле, внешние и внутренние облучения организма человека. Биологическое действие ионизирующих излучений на организм человека. Нормы радиационной безопасности. Характеристика основных форм лучевой болезни. Требование по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии. АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения, аварии на радиационно-опасных объектах. Основные понятия темы: определение ионизирующих излучений и их видов: корпускулярного и электромагнитного. Основные виды и характеристики ионизирующих излучений: альфа-излучения, бета-излучения, нейтронные излечения, гамма-излучения и гентгеновские излучения. Определение дозы излучения, поглощенной дозы, фиктивной дозы. Меры защиты от ионизирующих излучений. Тема 8. Электробезопасность, действие электрического тока на организм человека. Электробезопасность. Основные причины электротравматизма. Механизм действия электрического тока на организм человека. Электрические травмы и электрические удары, как основные виды поражения электрическим током. Виды электротрамв. Степени электрических ударов. Факторы, определяющие опасность воздействия электрического тока на человека. Этапы оказания помощи человеку, оказавшемуся под действием тока. Основные способы и средства электрозащиты, классификация изолирующих электрозащитных средств. Основные понятия темы: Электробезопасность. Биологическое, термическое, электролитическое действие тока, электрические ожоги, знаки тока, металлизация кожи, электроофтальмия. Технические средства защиты от поражения электрическим током: коллективные и индивидуальные. Тема 9. Электромагнитные излучения, влияние на организм человека, меры защиты. Электромагнитные поля. Распростронение электромагнитных волн. Предельно допустимые уровни облучения в диапозоне радиочастот. Основные методы защиты от электромагнитных излучений. Защиты от электрических полей промышленной частоты. Лазерные излучения. Его биологические эффекты. Коллективные средства защита от лазерного излучения. Индивидуальная защита олт электромагнитных излучений. Основные понятия темы: напряженность электрического поля, скорость респростронения электромагнитных волн, диапозон электромагнитных излучений, магнитные поля, их виды, нормирование ЭМП, гигиеническое нормирование ультрафиолетовых излучений. Тема 10. Пожарная и взрывная безопасность. Пожары и взрывы. Краткая характеристика и классификация пожаро- и взрывоопасных объектов. Категории пожарной опасной промышленных производств. Классификация и краткая характеристика пожаров и взрывов как причин ЧС. Основные параметры пожаров, их поражающие факторы. Классификация взрывов. Основные поражающие факторы взрыва. Взрывы конденсированных взрывчатых веществ, газо-, паро- и пылевоздушных смесей. Способы инициирования взрывчатых веществ. Показатели уровней опасности пыли. Основные понятия темы: пожар, виды пожароопасных веществ, горение, зона горения, зона задымления, зона теплового воздействия, фронт сплошного пожара, вторичные последствия пожара, призантное действие продуктов взрыва, классификация конденсирования взрывчатых веществ, особенности физического взрыва. Тема 11. Чрезвычайные ситуации социального характера. Город как среда повышенной опасности, основние факторы роста числа ЧС социального характера, виды толпы, индивидуальная, групповая и массовая паника, ее причины, характерные черты, массовые погромы, взрывная опасность массовых зрелищ. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Причины терроризма. Социальнопсихологические характеристики террориста. Международный терроризм, борьба с ним. Правила поведения для заложников. Основные понятия темы: беспорядок, толпа, заражение, четыре основных вида толпы, подвиды толпы, масштаб, глубина охвата паникой, деструктивные последствия паники, основные приемы управления общественным сознанием, терроризм, террористические организации, захват заложников как вид террористического акта. Темы 12. Транспортные аварии и катастрофы. Меры безопасности в различных видах транспорта. Аварии на городском транспорте. Виды дорожнотранспорных происшествий, безопасное поведение в автотранспорте. Особенности поведения в метро. Аварии и катарстрофы на железнодорожном транспорте. Аварии на авиационном транспорте. Аварии на водной транспорте. Характеристики спасательных средств. Действия терпящих кораблекрушение. Высадка с судна. Основные понятия темы: городской транспорт, наезды на людей и другие подвижные объекты, ДТП в связи нарушения правил поведения пешеходами, меры уменьшения опасности травмы в случае ДТП, экстримальные ситуации в метро, классификация аварий и катастроф на водном транспорте, требования к спасательным средствам. Тема 13. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций. Психопатологические последствия ЧС. Параметры внутренней картины неординарной ситуации. Психологическая характеристика эксвизитной ситуации. Негативные последствия ЧС по срокам возникновения. Динамика психопатологических последствий. Суицидальные проявления психопатологических последствий ЧС. Типология суициидального поведения. Самостоятельные типы последствий прибывания в ЧС. Посттравматические стрессовые расстройства. Методы психической саморегуляции. Личность типа жертвы и личность безопасного типа поведения. Основные понятия темы: неординарные или эксвизитные ситуации, их главные характеристики, синдромодинамика первичного эгостресса. Структура первичного травматического синдрома. Суицид. Суицидоопасные конфликты, Пресуицид, Стадии процесса психосамотизации, Посттравматические стрессовые расстройства. Критерии диагностики, типы, виктимная личность, ее типология, психологическая устойчивость личности безопасного типа. 4.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям, видам работ:
4.2. Виды контроля успеваемости и их оценки в рейтинговых баллах:
4.3. Шкала перевода баллов в академические оценки
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ А) Темы рефератов Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источнико.в, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последнии 5 лет. Темы рефератов:
Тема 1.Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: Определить основные виды опасности в условиях образовательного учреждения, ваших домашних и производственных условиях. Составить кроссворд (не менее 15 слов). Литература для самоподготовки:
Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: Составить сравнительный анализ в виде таблицы различных видов природных ЧС, их характеристики и особенности методов защиты. Литература для самоподготовки:
Тема 10. Пожарная и взрывная безопасность. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: составить кроссворд по основным понятиям, используемых в данной теме (10-12 слов). Литература для самоподготовки:
Тема 13. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: Проанализируйте любую из реально произошедших конфликтных ситуаций. Определите ее тип. Найдите несколько способов оптимального выхода из сложившейся ситуации для всех участников. Литература для самоподготовки:
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Гренц В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. 188 с. Гренц В.И. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ: Учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2009, 182 с. 8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Дополнительная литература
Адреса ресурсов Интернет по теме: www.bestreferat.ru, www.bankreferatov.ru, www.referat.ru, www.km.ru, www.allbest.ru. |
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300. 62 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения |