Скачать 194.18 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В.И. Гренц ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030300.62 «Психология» Тюменский государственный университет 2008 В.И. Гренц. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030300.62 «Психология». Тюмень, 2008. 17 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу. Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Здоровый образ жизни». Режим доступа: http:www,umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой клинической и юридической психологии ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи дисциплины: Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье. Так как в основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на выполнение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей, следовательно, целью изучения данного курса является приобщение студентов к мировому уровню культуры здоровья. При этом решаются задачи: формирование мотиваций и потребности в здоровом образе жизни, убеждение в необходимости самостоятельного приобретения знаний по сохранению и восстановлению здоровья и, в конечном итоге, добиться, чтобы эти знания и убеждения вошли в инфраструктуру повседневной жизни, труда, отдыха. Место дисциплины в учебном процессе: Современные условия предъявляют повышенные требования выпускникам вузов, чей высокий профессионализм и творческое долголетие возможны только при хорошем здоровье. Требования к уровню подготовленности студента:
Изучение здорового образа жизни базируется на основе возрастной анатомии, физиологии, психологии, социологии, педагогики, генетики, медицины, так как наука о здоровье является интегральной, развивающейся на стыке данных наук. Количество учебных часов по дисциплине:
Тематический план изучения дисциплины
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Учение о здоровье, здоровом образе жизни. Предпосылки и история учения о здоровье. Валеология – наука о здоровом образе жизни. Объект, предмет, основные задачи валеологии, медицинское и валеологическое определения здоровья. Факторы, характеристики, уровни здоровья по Г.Л. Апанасенко. Диагностика и показатели индивидуального здоровья. Определение биологического возраста. Таблица доктора Сухова. Опорные понятия темы: Здоровый образ жизни, структура здорового образа жизни. Тема 2. Оптимальный двигательный режим. Эволюционные предпосылки двигательной активности. Валеологическая концепция влияния физических нагрузок на организм. Двигательные навыки и двигательные качества. Характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой. Организация, содержание и методика физической тренировки в здраво творческой работе. Общие эффекты физической тренировки. Возрастные особенности двигательной активности. Опорные понятия темы: рациональная физическая активность, гиподинамия и основные ее последствия. Тема 3. Тренировка иммунитета и закаливание. Понятие об иммунитете. Классификация защитных механизмов. Специфические защитные механизмы. Физиология иммунитета. Кооперация иммунокомпетентных клеток. Неспецифические защитные механизмы. Факторы риска иммунитета. Механизмы терморегуляции человека. Валеологические основы закаливания. Принципы закаливания. Валеологические основы предупреждения простудно-инфекционных заболеваний. Опорные понятия темы: виды иммунитета, закаливание, основные его способы. Тема 4. Рациональное питание. Значение питания в обеспечении жизнедеятельности. Эволюционные предпосылки рационального питания. Принципы рационального питания: обеспечения баланса энергии, удовлетворение потребностей организма в определённых пищевых веществах, соблюдение режима питания. Средняя суточная потребность взрослого человека в пищевых веществах и энергии. Учёт анатомо-физических особенностей пищеварительной системы человека. Роль натурального питания. Валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ. Опорные понятия темы: рациональное питание, его особенности в различные возрастные периоды. Тема 5. Психофизиологическая регуляция. Психический валеогенез. Эволюционны предпосылки формирования психики человека. Психика и современные условия жизни. Эмоции и эмоциональный стресс. Типология индивидуальных психических особенностей. Половые различия психофизиологических качеств. Возрастные психофизиологические особенности. Понятие о психическом здоровье. Методы и приёмы оценки психического здоровья. Профилактика психического стресса и коррекция его последствий. Современные подходы к психическому оздоровлению. Индивидуальная психогигиена с элементами самопознания. Психоэкология жизненного пространства. Восстановление психической работоспособности и адаптивность к социальной среде. Опорные понятия темы: психическое здоровье, современные методы психопрофилактики, психокоррекции. Тема 6. Психосексуальная и половая культура. Валеологические аспекты репродуктивного здоровья. Факторы, определяющие уровень репродуктивного здоровья: репродуктивный потенциал человека, совместимость партнёров, половая культура, грамотное регулирование деторождения. Профилактика нарушений, снижающих репродуктивное здоровье. Генетическая совместимость, сексуальная совместимость, психологическая. Половая культура – понимание феномена мужчины и женщины. Биологические различия мужчины и женщины, физиологические и психологические особенности сексуальной сферы мужчины и женщины. Основные этапы сексуального развития. Роль мужчины и женщины в семье. Половое образование и воспитание. Опорные понятия темы: половая культура, как феномен мужского и женского организма, репродуктивное здоровье, пути его формирования и укрепления. Тема 7. Рациональный режим жизни. Методологические основы рациональной организации жизнедеятельности, задачи. Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда. Уровень работоспособности, факторы, его определяющие. Динамика работоспособности. Утомление и переутомление, причины, признаки, профилактика. Психологическая и физиологическая значимость биоритмов. Типы суточных биоритмов. Профилактика десинхронозов. Рациональная организация жизнедеятельности студентов. Опорные понятия темы: нормирование и рационализация различных видов деятельности, организация полноценного отдыха. Тема 8. Отсутствие вредных привычек. Вредные пристрастия и факторы зависимости. Табак как наркотическое средство. Вещество, выделяющее при пиролизе табака, их влияние на органы и системы. Пагубное влияние курения на организм женщин, детей. “Пассивное” курение, последствия. Меры борьбы с курением. Химизм удаления алкоголя из организма и обмен веществ. Механизм действия алкоголя на организм. Гипоксия и алкогольная эйфория. Этапы формирования алкогольной зависимости. Социальные аспекты употребления алкоголя. Физиологические, психологические и биологические механизмы действия наркотических веществ. Критерии развития наркотической зависимости. Основные признаки формирования наркомании. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Опорные понятия темы: психосоциальные и биологические механизмы табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, основные направления профилактики. Тема 9. Валеологичекое образование и самообразование. Идея здоровья как основной жизненный приоритет. Стратегия, методы и средства формирования ЗОЖ с учётом возраста, пола, образования, профессии, индивидуальных особенностей человека. Биосоциальные критерии эффективности ЗОЖ. Задачи государства, местных органов управления по созданию инфраструктуры ЗОЖ. Идеология здоровья. Воспитание в семье культуры здоровья, потребности в ЗОЖ. Обучение здоровью в школах, в средних и высших учебных заведениях. Роль личности в сохранении и укреплении своего здоровья, значение самообразования и самовоспитания. Опорные понятия темы: формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление здоровья через приобщение к здоровому образу жизни. 4. ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛАХ Виды контроля успеваемости и их оценки в рейтинговых баллах:
Шкала перевода баллов в академические оценки
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Тема 1. Учение о здоровье, здоровом образе жизни. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература для самоподготовки:
Тема 2. Оптимальный двигательный режим. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: определение биологического возраста по таблице доктора Сухова. Литература для самоподготовки:
Тема 3. Тренировка иммунитета и закаливание. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: составить кроссворд по основным понятиям, используемых в данной теме (10-12 слов). Литература для самоподготовки:
Тема 4. Рациональное питание. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: проанализировать рациональность собственного питания, выделить основные направления коррекции. Литература для самоподготовки:
Тема 5. Психофизиологическая регуляция. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: освоить метод аутогенной тренировки для коррекции психического состояния. Литература для самоподготовки:
Тема 6. Психосексуальная и половая культура. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: составить сравнительную таблицу различий мужского и женского организма на биологическом, физиологическом, психологическом и сексуальном уровнях. Литература для самоподготовки:
Тема 7. Рациональный режим жизни. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: составить рациональный режим дня для себя и практически его использовать Литература для самоподготовки:
Тема 8. Отсутствие вредных привычек. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: составить программу борьбы с табакокурением для студентов института Литература для самоподготовки:
Тема 9. Валеологичекое образование и самообразование. Вопросы для самостоятельного изучения:
Задания для самостоятельной работы: проанализировать методы оздоровления и приобщения к здоровому образу жизни, использованные в процессе собственного школьного обучения. Литература для самоподготовки:
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1.Малярчук Н.Н.Здоровый образ жизни. Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2008. 136 с. Дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология».... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Лебедева Людмила Владимировна. Психология рекламы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Доценко Евгений Леонидович, Андреева Ольга Станиславовна. Психология личности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Васильева И. В. Экспресс-психологическая помощь в кризисных ситуациях. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Л. В. Алексеева. Судебно-психологическая экспертиза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология творчества. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психология экстремальности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Л. В. Лебедева Психотехники построения жизненного пути. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология»,... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | ||
Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Алексеева Л. В. Психология индивидуальных различий. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» А. В. Осинцева. Профилактика зависимостей: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления психология очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 62 «Психология» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300. 62 Психология, очной формы обучения |