Скачать 144.16 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образование ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИнститут психологии, педагогики, социального управления Кафедра клинической и юридической психологии М.В. Плотникова Психофизиология Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология» Тюменский государственный университет, 2008 Плотникова М.В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология». Тюмень, 2008. 14 с. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, вопросы и задания для итогового контроля по теоретической части курса, темы рефератов, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психофизиология [электронный вариант] / Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Алексеева В.И. заведующий кафедрой клинической и юридической психологии, доктор психологических наук, доцент. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. © Плотникова М.В., 2008. 1. Пояснительная записка Целью дисциплины является формирование у студентов представлений о принципах переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); нейронных механизмах сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций, мышления, речи; о методах психофизиологического исследования. Студенты должны получить представление также о дифференциальной психофизиологии, которая изучает зависимость психологических особенностей человека от индивидуально-типических различий в деятельности регуляторных систем (мозга, эндокринной системы и др.). Для понимания формирования психики в онтогенезе необходимо сформировать у студентов представление о биологических закономерностях и критериях созревания. Место дисциплины в учебном процессе. «Психофизиология» является общепрофессиональной дисциплиной – ОПД.Ф.10. Для успешного освоения курса студентам необходимы знания по физиологии ЦНС, физиологии ВНД и сенсорных систем, общей и дифференциальной психологии. Требования ГОС. В курсе рассматриваются принципы переработки информации в центральной нервной системе (ЦНС); психофизиология сенсорных процессов, движений, памяти, обучения, функциональных состояний и эмоций; психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решений; психофизиология высших психических функций; когнитивная психофизиология; прикладная психофизиология; методы психофизиологического исследования; системная психофизиология; психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология). В связи с достижениями последних десятилетий психофизиология стала наукой не только о физиологических, но и нейронных механизмах психических процессов, состояний и поведения. Количество учебных часов по дисциплине. «Психофизиология» читается в 4 семестре студентам ОЗО, обучающимся по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 60 часов, из них:
2. Тематический план изучения дисциплины Для студентов ОЗО
3. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Введение. Психофизиология как наука. Предмет и задачи психофизиологии. История развития психофизиологии. Психофизиологическая/психофизическая проблема. Взаимодействие психофизиологии с психологией, нейрологией, медициной, педагогикой и пр. Методы в психофизиологии. Исследование вегетативных реакций человека. Полиграфия, «детектор лжи». Методики разрушения и раздражения мозга, роль клинических методов исследования. Электромиография. Микроэлектродная техника. Электроэнцефалография, ее разновидности и возможности. Измерение мозгового кровотока (реография). Современные методы исследования. Структурная и функциональная томография. Тема 2. Психофизиология функциональных состояний и эмоционально-потребностной сферы. Понятие о функциональном состоянии. Виды функциональных состояний. Понятие об активирующих системах мозга. Строение и функции ретикулярной формации. Строение и функции лимбической системы. Бодрствование. Сон, его значение. Теории сна. Электрофизиологические, мышечные и вегетативные корреляты сна. Сновидения, их происхождение, значение. Индивидуальные особенности. Нейрофизиология и нейрохимия сна. Нарушения сна. Эмоции, их значение. Виды эмоциональных состояний. Теории эмоций. Нейроанатомия и нейрохимия эмоций. Вегетативные, двигательные и электрофизиологические корреляты эмоциональных состояний. Тема 3. Психофизиология восприятия Строение сенсорной системы. Иерархический принцип организации анализатора и переработки информации. Этапы процесса восприятия и их связь с уровнями анализаторной системы. Принципы кодирования информации в ЦНС. Теории восприятия: детекторная теория, векторная теория, частотной фильтрации и др. Методы изучения восприятия. Тема 4. Психофизиология внимания Внимание, его значение, виды. Развитие внимания в онтогенезе. Механизмы непроизвольного внимания. Ориентировочный рефлекс. Угасание ориентировочного рефлекса, теория нервной модели стимула. Механизмы произвольного внимания. Структуры мозга, участвующие в механизмах внимания. Локальная и генерализованная активация коры больших полушарий. Методы изучения внимания. Тема 5. Психофизиология памяти и научения Память, ее значение. Нарушения памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Классификации видов памяти. Механизмы памяти. Иконическая память и биохимические процессы в анализаторах. Реверберация как механизм кратковременной памяти. Теории долговременной памяти: условнорефлекторная и биохимическая. Структуры мозга, участвующие в процессах памяти. Нейрохимия памяти. Тема 6. Психофизиология мышления и речи Речь, ее значение. Теория И.П. Павлова о двух сигнальных системах действительности. Развитие речи в онтогенезе. Синдром Маугли. Классификации видов речи. Артикуляция и фонация. Значение и организация невербальных форм коммуникации (мимика, жест, поза). Структуры мозга, участвующие в речевых процессах. Речь и межполушарная асимметрия. Психофизиология мышления. Организация процесса мышления и структуры мозга, участвующие в процессах мышления. Мышление и межполушарная асимметрия. Тема 7. Психофизиология сознания Психофизиология сознания. Представление о сознании и бессознательном психологов и нейрофизиологов. Этапы восстановления сознания. Теории сознания: теория светлого пятна И.П. Павлова, теория Дж. Эдельмана, теория сознания как эмерджентного свойства мозга, теория сознания Дж. Экклса и т.д. Структуры мозга, участвующие в обеспечении сознания. Тема 8. Психофизиология движения Движение, его значение. Классификация движений. Структуры мозга, участвующие в обеспечении движений. Локомоция, основные виды локомоций у человека. Организация локомоции. Организация ориентировочных и позных движений. Организация произвольного двигательного акта. Понятие «схема тела», ее роль в организации и регуляции движения. Нарушения схемы тела. Теория Бернштейна. Уровни организации движения. Организация целенаправленного (произвольного) двигательного акта. Тема 9. Развитие психики в онтогенезе. Биологическое созревание и развитие психики. Критерии созревания. Особенности новорожденного ребенка. Особенности ребенка первого года жизни. Особенности ребенка 1-3 лет жизни. Особенности дошкольника. Особенности младшего школьника. Особенности подросткового возраста. 4. Планы семинарских занятий Тема 1. Введение. Психофизиология как наука Вопросы для подготовки:
Тема 2. Психофизиология функциональных состояний и эмоционально-потребностной сферы. Вопросы для подготовки:
Тема 3. Психофизиология восприятия Вопросы для подготовки:
Тема 4. Психофизиология внимания Вопросы для подготовки:
Тема 5. Психофизиология памяти и научения Вопросы для подготовки:
Тема 6. Психофизиология мышления и речи Вопросы для подготовки:
Тема 7. Психофизиология сознания Вопросы для подготовки:
Тема 8. Психофизиология движения Вопросы для подготовки:
Тема 9. Развитие психики в онтогенезе. Вопросы для подготовки:
5. Самостоятельная работа студентов В течение семестра студент самостоятельно прорабатывает вопросы и задания по темам. Список литературы для подготовки приведен в пункте 8. данного УМК. 6. Контрольные вопросы к зачету
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Плотникова М. В. Естественно-научные основы психологии. Сборник рабочих программ, методических материалов для студентов ОДО специальности 020400 «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2003. 48 с. 8. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Плотникова М. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направлению... | Шифр специальности: 19. 00. 02 Психофизиология Формула специальности... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Реферат по предмету: психофизиология на тему: психофизиология эмоциональных состояний Эмоции отражают личную значимость происходящего вокруг и являются связующим звеном между действительностью и потребностями индивида,... | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 список... Учебно-методический комплекс курса «Психофизиология человека» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных,... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Психофизиология профессиональной... Психофизиология профессиональной деятельности [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013– 32 с | ||
Рабочая программа дисциплины возрастная физиология и психофизиология направление | Психофизиология пограничная область психологии, изучающая роль всей... Психофизиология пограничная область психологии, изучающая роль всей совокупности билогических свойств, и прежде всего свойств нервной... | ||
19. 00. 02. – «психофизиология» ... | Учебно-методический комплекс дисциплины ... | ||
Рабочая программа психофизиология направление подготовки − 030300 «Психология» Ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" | Методические указания для ее выполнения по дисциплине «возрастная физиология и психофизиология» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Кафедра философии и психологии Рабочая программа по учебной дисциплине «Психофизиология» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03030062 «Психология» на... | Конкурс юных мастеров «Своя игра» Автор: Плотникова Любовь Михайловна, мастер производственного обучения гоу спо «Яшкинский техникум технологий и механизации» | ||
Проект эколого- просветительского лагеря «Шаг в XXI век» Плотникова Ольга Антоновна, учитель биологии моу сш п. Шапша, руководитель Школьного лесничества «Муравей» | Программа дисциплины социальная психофизиология и антропология ... Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве красноярского края |