ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В г. КАЛИНИНГРАДЕ
ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Специальность: 030301.65 (020400) – Психология
Калининград
2010 Основы сексологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А.Ю., Калининград, 2010.
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,
протокол № 1 от 26.08.10.
УМК утвержден на заседании Совета филиала,
протокол №1 от 07.09.2010
Пояснительная записка
Цели и задачи курса Общая сексология - синтетическая, междисциплинарная отрасль знания, которая изучает основные закономерности проявления сексуальной потребности, ее индивидуально-психологическое опосредование в соответствии с влиянием социальной среды, а также исторические и культурные аспекты сексуальности.
Студентам предлагается для освоения комплексный вариант знаний от знакомства с развитием сексологии как науки, общебиологическими основами половой функции, типами сексуальных культур, до психофизиологических проявлений человеческой сексуальности и ее психосоциальных аспектов.
Настоящий курс предоставляет возможность освоить основные сексологические понятия и термины, получить общие представления о сложной с многообразием форм проявлениям человеческой сексуальности.
Изучение общей сексологии как самостоятельной дисциплины способствует более глубокому пониманию сексуальной сферы человека, тесной связи ее с психической деятельностью и их влиянием друг на друга
Особое внимание к психологическим аспектам сексуальной жизни человека является важным и актуальным в практической работе будущих психологов, так как в своей деятельности им придется в том или ином объеме иметь дело с вопросами нарушения семейных отношений и проблемами в интимной сфере.
Программа определяет содержание предмета данного курса в целом, не исключая возможности более гибкого преподавания в зависимости от тех или обстоятельств.
Цель курса. Дать представление о сексологии, как области знаний сочетающей общебиологические и психосоциальные предпосылки сексуальной функции человека, а также о человеческой сексуальности и ее анатомии и психофизиологии.
Курс лекций и практических занятий содержит систематическое изложение разделов общей сексологии. Студенты знакомятся с определением сексологии, как самостоятельной науки, историей ее развития и формирования. Ряд тем посвящен знакомству с психосексуальной культурой, биологическими и социальными предпосылками сексуального поведения. Курс предусматривает изучение вопросов половой детерминации, возрастной сексологии, полового диморфизма и гендерной психологии. Разбираются случаи из практики для усвоения студентами специальных терминов и закрепления полученных знаний. Полученные знания открывают перед студентами возможность понимания сексуальной сферы и ее внешних проявлений, прямой и обратной связи сексуальной сферы и психики.
К основным задачам курса «Основы сексологии» можно отнести следующие:
Ознакомление с сексологией, как самостоятельной, междисциплинарной наукой, с историей развития половых отношений людей и принципами социокультурного подхода.
Изучение различных аспектов сексуальности человека.
Изучение специфических понятий в сексологии: пол, половое сознание, сексуальность, формы половой жизни человека и др.
Формирование навыка пользования специфическими сексологическими терминами, умения разговаривать на «сексологическом языке»;
Упорядочение знаний о психофизиологии сексуальности человека, ее нормальные сексуальные проявления и возрастные особенности.
Данный учебный курс опирается на знания, полученные в курсах «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Общий психологический практикум» или иные практикумы по этим дисциплинам. Поэтому введение его в учебный план возможно после (или параллельно) изучения хотя бы части содержания указанных учебных курсов. Это будет способствовать своевременному образованию ассоциативных связей между теоретическим и практическим материалом.
В процессе обучения предусмотрены:
лекции, которые проводятся методом проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами;
семинары, на которых студенты выступают с сообщениями и обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы курса;
практические занятия, на которых студенты имеют возможность, ознакомиться с конкретными методами, используемыми в практической работе психолога и исследовать некоторые аспекты собственной сексуальности.
Самостоятельная работа студентов представляет собой:
домашние задания по отдельным разделам курса;
выполнение творческой работы, включающей самостоятельную подготовку сообщения, доклада или реферата на тему, избранную студентом и согласованную с преподавателем.
Таким образом, студенты имеют возможность более глубоко изучить тему, связанную с их личными или профессиональными интересами.
Учебно-тематический план
№
|
Разделы и темы
|
Всего часов
| Аудиторные занятия, в том числе:
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
| Семинары, прак. занятия
|
Раздел 1. Основы нормальной сексологии
| 1
| Введение. Понятие о сексологии как о науке.
| 4
| 4
|
|
| 2
| Краткая история изучения сексуальной жизни человека и общества
| 6
| 4
|
| 2
| 3
| Особенности российской сексуальной культуры.
| 6
| -
|
| 6
| 4
| Развитие научной сексологии.
| 6
| 4
|
| 2
| 5
| Половой диморфизм, Половая дифференциация
| 4
| 4
|
|
| 6
| Многомерность детерминации пола
| 4
| 4
|
|
| 7
| Соматическое обеспечение половой функции. Репродуктивная функция.
| 8
| -
| 4
| 4
| 8
| Психофизиология копулятивного цикла.
| 8
| 4
|
| 4
| 9
| Понятие о половой конституции.
| 4
| 4
|
|
| 10
| Методы психологического исследования личностных аспектов сексуальности.
| 8
| -
| 4
| 4
| 11
| Теоретико-методологические аспекты гендерной психологии.
| 8
| -
|
| 8
| 12
| Половое воспитание, половое просвещение. Половое здоровье.
| 8
| 4
|
| 4
|
Раздел 2. Основы возрастной сексологии
| 13
| Основные концепции психосексуального развития.
| 8
| 4
|
| 4
| 14
| Детская и младенческая сексуальность.
| 6
| 4
|
| 2
| 15
| Значение оральной, анальной и фаллической фазы развития для формирования сексуальности.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 16
| Психосексуальное развитие мальчика и девочки.
| 8
| 4
|
| 4
| 17
| Особенности подростковой сексуальности.
| 8
| 4
|
| 4
| 18
| Психосексуальная идентификация и ролевая идентичность
| 8
| 4
|
| 4
| 19
| Сексуальность в зрелом и пожилом возрасте
| 4
| -
|
| 4
|
КСР
|
4
|
|
|
|
| Итого:
| 74
| 6
| 2
| 66
|
Раздел 1. Основы нормальной сексологии Тема 1 . Введение. Понятие о сексологии как о науке.
Почему следует изучать сексуальность? Определение сексуальности, ее внешние проявления. Основные модели сексуальности. Функции сексуальности. Ответственность личности за сексуальную функцию, связь со степенью зрелости.
Сексология как самостоятельная наука. Предмет и задачи сексологии Интегративный и междисциплинарный характер сексологии.
Связь сексологии с другими науками. Основные направления исследований в сексологии. Факторы развития сексологии.
Тема 2. Краткая история изучения сексуальной жизни человека и общества.
Культурологические, исторические, этнографические, социологические и аспекты научной сексологии. Сексуальность в Древней Греции, Древнем Китае. Мифология сексуальности.
Отношение к сексуальности в средние века, двойная мораль – карнавальная и церковная. Влияние религии и общественной морали на гендерные отношения. Роль сексуальности и секса в жизни общества и личности.
Психосексуальная культура ее возможности, формы передачи.
Современные мифы о сексуальности.
Тема 3 . Особенности российской сексуальной культуры.
Влияние на российскую сексуальную культуру восточной западной цивилизации. Заимствования и особенности.
Динамика отношения к сексуальности в Российской истории. Древнеславянское язычество. Крещение Руси. «Домострой». Сексуальная культура в российском буржуазном обществе на рубеже 19- 20 веков.
Сексуальная революция в годы становления советской власти. Роль женщины в советской стране. Сексуальная революция в «эпоху перестройки».
Динамика семейно-ролевого взаимодействия в советской и постсоветской семье. Сексуальная культура в современном российском обществе.
Тема 4 . Развитие научной сексологии.
Начало изучения сексологии как самостоятельной науки.
Появление термина «сексология», И.Блох. Г.Х.Эллис - один из пионеров сексологии. Немецкие ученые М.Хиршфельд, А.Молль. Особая роль в развитии сексологии Р. фон Крафт-Эббинга Заслуги Т. ван де Вельде, его книга «Идеальные брак».
Место З.Фрейда в развитии сексологии как науки.
Революционные исследования А.Кинзи, борьба с результатами и автором. Успехи У.Мастерса и В.Джонсон.
Современная сексология. Тема 5. Половой диморфизм, Половая дифференциация.
Половой диморфизм. Эволюционно-биологические основы сексуальности. Психологические особенности мужчины и женщины.
Основные детерминанты психосексуальной дифференциации. Влияние физических и социально-психологических факторов. Половая дифференциация – социокультурная и социобиологическая модели.
Концепция В.А. Геодакяна.
Маскулинность и фемининность как комплекс внутренних и внешних характеристик личности. Динамика социальных стереотипов маскулинности и фемининности.
Ортогональная модель маскулинности и фемининности С. Бем. Понятие андрогинной личности. Тема 6. Многомерность детерминации пола.
Определение пола. Внутриутробный период и его значение. Этапы соматополового развития. Последовательность формирования пола у человека: хромосомный (генетический) пол, гонадный, гормональный пол. Формирование внутренних и наружных половых органов. Половая дифференциация мозга
Соматический пол, гражданский пол. Психический пол. Значение критических периодов в нормальном и отклоняющемся половом развитии человека.
Стадии формирования и развития либидо: от понятийной стадии, до зрелого сексуального сознания. Тема 7. Соматическое обеспечение половой функции. Репродуктивная функция.
Анатомия и физиология женской половой сферы. Женские репродуктивные органы. Развитие в онтогенезе.
Анатомия и физиология мужской половой сферы. Внутренние и наружные половые органы. Развитие в онтогенезе. Сперматогенез. Эрекция. Эякуляция. Рефрактерный период.
Менструальный цикл, овуляция, зачатие, беременность.
Методы современной контрацепции.
Заболевания, передающиеся половым путем. Безопасный секс.
|