Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград





Скачать 163.12 Kb.
НазваниеРабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Дата публикации09.04.2015
Размер163.12 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г. КАЛИНИНГРАДЕ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Социальная психология


Специальность: 030301.65 (020400) – Психология

Калининград

2010

Социальная психология : Рабочая программа/

Автор-составитель: Грачева Г.В., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины



Цель — формирование психологической культуры будущих специалистов, систематизация психологических знаний студентов в области социальной психологии и выработка умений их практического применения. Дать представление о её связях с различными социально-гуманитарными науками; ознакомить с основными этапами становлениями социальной психологии как особой отрасли психологического знания; раскрыть сущность основных проблем социальной психологии и проанализировать основные подходы к их изучению; раскрыть значение изучения социальной психологии в личностном и профессиональном развитии специалиста.

Задачи — формирование представлений о социальной психологии и уровнях его постижения, изучение психологических характеристик социальных групп, внутригрупповая динамика, анализ общения и межличностные отношения в социальной группе, уровни развития социальных групп, внутригрупповой и межгрупповой фаворитизм, управление социально-психологическими процессами, изучать и анализировать особенности адаптации личности в социальной среде, исследование социальной обусловленности свойств личности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать социально-психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития личности, а также социальных групп; психологические технологии позволяющие решать типовые задачи в различных профессиональных областях; основные социально-психологические методы влияния на личность и группу;

уметь анализировать социально-психологические теории; прогнозировать изменения и динамику функционирования личности и группы; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности личностной и межличностной сферы с целью гармонизации психического функционирования личности и группы;

владеть: основными приемами диагностики социально-психологических параметров, навыками экспертизы в области групповых форм профессиональной деятельности, коррекции нежелательных состояний личности и группы, работы с конфликтами.

Содержание дисциплины
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. История формирования социально-психологических идей. Этапы, Возникновение социально-психологических идей в России и за рубежом. Основные направления социальной психологии. Актуальные проблемы развития современной социальной психологии.

1.2. Предмет и метод социальной психологии. Социально-психологические проблемы личности. Социально-психологические явления в малых группах. Социально-психологические явления в больших группах. Массовидные явления психики. Массовое сознание. Психологические механизмы влияния человека на человека. Социально-психологические аспекты коммуникативных и информационных процессов. Методы социально-психологического исследования.
Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности. Социальные роли, функции. Ролевые ожидания и социальные санкции.

2.1. Социокультурная регуляция человеческой деятельности и общения. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности. Элементы культуры: язык, знаки, символы, правила и нормы, ценности.
Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ
3.1. Социализация личности. Содержание и этапы. Механизмы социализации Позитивные и негативные механизмы социализации. Институты социализации: семья, ближайшее окружение, школа, руководители, или значимые другие, средства массовой информации.

3.2. Социально-психологическая структура личности. Понятие личности. Структура личности: Я-концепция, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности. Саморегуляция
Раздел 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
4.1. Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности.

4.2. Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Барьеры социальной перцепции. Каузальная атрибуция.

4.3. Межличностная коммуникация. Специфика межличностной коммуникации. Вербальные и невербальные средства межличностной коммуникации. Барьеры межличностной коммуникации: ситуативные, смысловые мотивационные, барьеры представлений о другом, отсутствие обратной связи.

4.4. Межличностная интеракция. Теории межличностного взаимодействия. Интеракция в системе межличностных отношений. Модели межличностного взаимодействия.

4.5. Конфликтное взаимодействие. Понятие конфликта. Структура конфликта. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации.
Раздел 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
5.1. Социально-психологические проблемы группы. История исследования малых групп и коллективов в отечественной социальной психологии.

5.1. Механизмы образования и развития малых групп. Понятие групповых норм и их формирование. Отклонения от групповых норм. Групповое давление и конформизм. Исследование групповой сплоченности в отечественной социальной психологии. Групповая динамика.

5.3. Основные параметры и социометрическая структура группы. Социально-психологический климат группы. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности.

5.4. Малая группа. Качественные и количественные характеристики малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, открытые и закрытые, группы членства и референтные и т. д. Структура малой группы: формальная, неформальная, внеформальная. Положение индивида в группе. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Структурные и динамические аспекты малых групп. Лидерство в малых группах. Методики выявления лидеров в малых группах. Эффективные способы управления малой группой. Межличностные отношения в производственных коллективах как малых группах.

5.5. Виды референтных групп. Признаки и типы референтных групп. Функции референтных групп.

5.6. Социальная группа. Коллектив. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Социально-психологический климат группы. Социально-психологические методы изучения внутригрупповых феноменов.
Раздел 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ
6.1. Социально-психологические проблемы власти. Власть как социально-психологический феномен. Лидерство как социально-психологическая проблема. Различные теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и в современной социальной психологии. Стиль лидерства и условия его эффективности. Руководство как феномен власти в группе.

6.2. Социально-психологические проблемы власти в ситуации внегруппового поведения. Типология власти человека над человеком в ситуации внегруппового поведения. Феномены межличностного влияния: внушение, заражение, подражание, убеждение. Виды внушения. Феномен конформизма. Различная интерпретация понятий “конформизм”, “конформность” и “конформное поведение”. Теоретические подходы и экспериментальные исследования конформизма в социальной психологии. Власть авторитета. Власть референтная. Власть традиции. Чудо, тайна и авторитет как виды власти. Убеждение. Информационная зависимость. Виды манипулятивного воздействия в межличностных отношениях.
Раздел 7. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОГО ВНЕКОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
7.1. Социально-психологические проблемы массового поведения. Массовое общество и массовое сознание. Общественное мнение. Массовидные явления. Масса.

7.2. Массовые формы внеколлективного поведения. Толпа и паника, аудитория и публика. Теории толпы: социологическая Г. Лебона и Тардта, психоаналитическая З. Фрейда, бихевиористская Дж. Долларда и Н. Миллера, социально-психологическая С. Московичи. Изменение психического состояния и поведения человека в толпе. Механизмы взаимодействия людей в толпе: заражение, внушение, убеждение, подражание, циркулярная реакция

Типы толпы: активная, пассивная, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, демонстрирующая, повстанческая, экстатическая.

7.3. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны массовой коммуникации. Социально-психологические характеристики аудитории. Слухи и сплетни. Условия возникновения слухов. Социальные функции сплетни.

7.4. Социально-психологические проблемы моды и рекламы. Понятие моды и рекламы. Механизмы, функции, теории.



Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Введение в социальную психологию

2

2

10

14

2.

Общие вопросы социальной психологии

2

2

11

15

3.

Социально-психологические проблемы личности

2

2

12

16

4.

Социально-психологические проблемы межличностных отношений

3

6

12

21

5.

Социально-психологические проблемы групповых отношений

2

6

12

20

6.

Социально-психологические проблемы власти

2

6

12

20

7.

Психология массового внеколлективного поведения

2

6

12

20




Итого

16

6

182

204


Семинарские занятия


п/п

раздела дисциплины

Наименование занятий

Трудо-емкость

(часы)

1.

Введение в социальную психологию

Введение в социальную психологию

2

2.

Общие вопросы социальной психологии

Общие вопросы социальной психологии

2

3.

Социально-психологические проблемы личности

Социально-психологические проблемы личности

2


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Социальная психология» имеет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала, а также личностного и профессионального развития.

Основная часть времени отводиться на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах вуза и города, а также освоение электронных источников информации.

Особое внимание необходимо обратить на специфику освоения литературных источников различных научных отечественных и зарубежных школ и направлений.

Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы и предлагается алгоритм составления практически ориентированных заданий (докладов, рефератов, диагностических карт и т. д.).

Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем.

Требование к выполнению контрольной работы

  1. объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста через 1. 5 интервала;

  2. не следует дословно переписывать изученную литературу, необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним; основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами;

  3. в тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц; в сноске указывается ФИО автора, название книги (статьи, сборника), место и год издания, номер страницы;

  4. в контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников.

Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке.

Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой.
Темы контрольных работ

для студентов заочного отделения


  1. Социальная психология как наука и ее значение в практической деятельности психолога.

  2. Методы социальной психологии и их практическое применение.

  3. Социально-психологическая структура групп.

  4. Групповые нормы как регуляторы поведения.

  5. Социально-психологические явления в группах.

  6. Личность как объект социальной психологии.

  7. Содержание и структура ценностных ориентаций личности.

  8. Социально-психологическая характеристика активности личности.

  9. Структура процесса социализации личности.

  10. Психологические механизмы поведения и их характеристика.

  11. Установки и поведение личности.

  12. Групповая динамика и методы ее исследования.

  13. Условия образования малых групп.

  14. Основные пути формирования коллектива.

  15. Психологические условия сплочения служебного коллектива.

  16. Коллективное мнение, его характеристика и значение.

  17. Групповые настроения и их влияние на совместную деятельность.

  18. Психология межличностных взаимоотношений в группе.

  19. Лидерство и руководство в группе.

  20. Социально-психологический климат в группе: критерии оценки и способы измерения.

  21. Общение: его функции и значение.

  22. Общение как обмен информацией.

  23. Общение как восприятие друг друга.

  24. Межличностная аттракция и ее причины.

  25. Каузальная атрибуция и ее характеристика.

  26. Интимные межличностные отношения и их психологическая характеристика.

  27. Методы психологического воздействия в общении.

  28. Социально-психологические условия повышения эффективности совместной деятельности.

  29. Социально-психологическая характеристика совместной деятельности.

  30. Экстремальные условия жизнедеятельности и преодоление их влияния на психику.

  31. Стресс и его последствия в жизнедеятельности человека.

  32. Психология вне коллективного поведения личности.

  33. Психологические основы управления (менеджмента)

  34. Стиль руководства и лидерства.

  35. Социальные и психологические источники предрассудков.

  36. Альтруизм и эмпатия, их психологическая сущность.

  37. Застенчивость и способы ее проявления.

  38. Роль внешнего вида во взаимодействии людей.

  39. Технологии манипуляции в общении

  40. Феномен самореализации личности.

  41. Социально-психологические причины текучести кадров.

  42. Проблемы социальной самореализации женщин.

  43. Социально-психологическое обеспечение роста творческого и профессионального потенциала

  44. Формирование имиджа руководителя (сотрудника).

Социально-психологический тренинг как форма психологической помощи.
Примерная тематика курсовых работ



  1. Социальные представления как фактор массового сознания.

  2. Психология социального влияния.

  3. Психология социальной памяти.

  4. Психология межличностных конфликтов.

  5. Социальное восприятие и социальное познание.

  6. Социально-психологические исследования Интернет-СМИ

  7. Проблемы социального развития человека.

  8. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.

  9. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.

  10. Личностная зрелость человека.

  11. Типология агрессивного поведения человека.

  12. Основные этапы развития социальной роли.

  13. Проблема развития социальной группы.

  14. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

  15. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

  16. Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.

  17. Переживание как фактор социальной адаптации.

  18. Критерии удовлетворенности общением.

  19. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

  20. Типы трансакций и их влияние на межличностное общение.

  21. Феномены межличностного влияния.

  22. Теории агрессии и подражания.

  23. Факторы возникновения агрессивных реакций.

  24. Практические проблемы оптимизации общения.

  25. Методы преодоления конфликта и стресса.

  26. Социально-психологические методы развития личностей.

  27. Исследование и диагностика конфликта.

  28. Средства, формы, закономерности психологического воздействия.

  29. Межгрупповое взаимодействие и конфликты.

  30. Поведение человека в толпе.

  31. Социум как фактор организации индивидуального поведения.

  32. Психология массовой коммуникации.

  33. Теории референтной группы.

  34. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии.


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Предмет социальной психологии.

  2. Место социальной психологии в системе психологических знаний.

  3. Социально-психологическое знание и его значение в решении задач профессиональной деятельности практического психолога.

  4. Направления социально-психологической работы при осуществлении профессиональной деятельности.

  5. Методы исследования в социальной психологии.

  6. Личность как субъект и объект социальных отношений.

  7. Социально-психологическая структура личности.

  8. Возможные типологии личности в социальной психологии.

  9. Социальные роли личности.

  10. Социальные установки (аттитюды) личности.

  11. Ценностные ориентации личности.

  12. Процесс социализации личности, характеристика его основных этапов.

  13. Механизмы процесса социализации личности.

  14. Институты социализации личности в период социальной зрелости.

  15. «Я» - концепция и её значение в формировании социально зрелой личности.

  16. Социальный опыт и самопознание личности.

  17. Понятие малой группы в социальной психологии.

  18. Условия образования малой группы.

  19. Динамические процессы в малой группе.

  20. Типология групп по основанию развития.

  21. Коллектив как стадия развития группы.

  22. Взаимоотношения в группе. Сплоченность как групповая характеристика.

  23. Социально-психологический климат малой группы.

  24. Лидерство и руководство в малой группе.

  25. Общение как социально-психологический феномен.

  26. Коммуникативная сторона общения.

  27. Вербальный способ общения, его характеристика.

  28. Невербальное общение в основных проявлениях.

  29. Интерактивная сторона общения.

  30. Перцептивная сторона общения.

  31. Психологические барьеры общения и пути их преодоления психологом-практиком.

  32. Явление когнитивного диссонанса в общении.

  33. Совместная деятельность и ее характеристика.

  34. Профессиональная деятельность как социально-психологический феномен.

  35. Регуляция совместной деятельности (роль психолога организации).

  36. Феномен социально-психологической совместимости (несовместимости) в процессе совместной деятельности.

  37. Конфликт как социально-психологический феномен.

  38. Способы разрешения конфликтов (внутриличностных, внутригрупповых).

  39. Социально-психологические проблемы управленческих воздействий.

  40. Методы психологического воздействия на подчиненных.



ЛИТЕРАТУРА
Основная литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

  2. Cафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Сафонова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 224 с.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

2.Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская,О.А. Тихомандрицкая – М. : Академия, 2009. – 304 с.

3.Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconРабочая программа педагогическая психология специальность: 030301....
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconРабочая программа Основы нейропсихологии Специальность: 030301. 65...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:...
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград
Основы сексологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconСоциальная психология конспект лекций
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconКурса «Социальная психология»
«Социальная психология». Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных...
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconРабочая программа дисциплины юридическая психология специальность: 030301 «Психология»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология Калининград
Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconУчебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград
Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога
Рабочая программа Социальная психология Специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск