ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В г. КАЛИНИНГРАДЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Социальная психология
Специальность: 030301.65 (020400) – Психология
Калининград
2010
Социальная психология : Рабочая программа/
Автор-составитель: Грачева Г.В., Калининград, 2010.
УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,
протокол № 1 от 26.08.10.
УМК утвержден на заседании Совета филиала,
протокол №1 от 07.09.2010
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цель — формирование психологической культуры будущих специалистов, систематизация психологических знаний студентов в области социальной психологии и выработка умений их практического применения. Дать представление о её связях с различными социально-гуманитарными науками; ознакомить с основными этапами становлениями социальной психологии как особой отрасли психологического знания; раскрыть сущность основных проблем социальной психологии и проанализировать основные подходы к их изучению; раскрыть значение изучения социальной психологии в личностном и профессиональном развитии специалиста.
Задачи — формирование представлений о социальной психологии и уровнях его постижения, изучение психологических характеристик социальных групп, внутригрупповая динамика, анализ общения и межличностные отношения в социальной группе, уровни развития социальных групп, внутригрупповой и межгрупповой фаворитизм, управление социально-психологическими процессами, изучать и анализировать особенности адаптации личности в социальной среде, исследование социальной обусловленности свойств личности.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать социально-психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития личности, а также социальных групп; психологические технологии позволяющие решать типовые задачи в различных профессиональных областях; основные социально-психологические методы влияния на личность и группу;
уметь анализировать социально-психологические теории; прогнозировать изменения и динамику функционирования личности и группы; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности личностной и межличностной сферы с целью гармонизации психического функционирования личности и группы;
владеть: основными приемами диагностики социально-психологических параметров, навыками экспертизы в области групповых форм профессиональной деятельности, коррекции нежелательных состояний личности и группы, работы с конфликтами.
Содержание дисциплины Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 1.1. История формирования социально-психологических идей. Этапы, Возникновение социально-психологических идей в России и за рубежом. Основные направления социальной психологии. Актуальные проблемы развития современной социальной психологии.
1.2. Предмет и метод социальной психологии. Социально-психологические проблемы личности. Социально-психологические явления в малых группах. Социально-психологические явления в больших группах. Массовидные явления психики. Массовое сознание. Психологические механизмы влияния человека на человека. Социально-психологические аспекты коммуникативных и информационных процессов. Методы социально-психологического исследования. Раздел 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 2.1. Социально-психологические проблемы взаимосвязи общества и личности. Социальные роли, функции. Ролевые ожидания и социальные санкции.
2.1. Социокультурная регуляция человеческой деятельности и общения. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности. Элементы культуры: язык, знаки, символы, правила и нормы, ценности. Раздел 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ 3.1. Социализация личности. Содержание и этапы. Механизмы социализации Позитивные и негативные механизмы социализации. Институты социализации: семья, ближайшее окружение, школа, руководители, или значимые другие, средства массовой информации.
3.2. Социально-психологическая структура личности. Понятие личности. Структура личности: Я-концепция, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности. Саморегуляция Раздел 4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4.1. Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Роль межличностных отношений в процессе совместной деятельности.
4.2. Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции. Барьеры социальной перцепции. Каузальная атрибуция.
4.3. Межличностная коммуникация. Специфика межличностной коммуникации. Вербальные и невербальные средства межличностной коммуникации. Барьеры межличностной коммуникации: ситуативные, смысловые мотивационные, барьеры представлений о другом, отсутствие обратной связи.
4.4. Межличностная интеракция. Теории межличностного взаимодействия. Интеракция в системе межличностных отношений. Модели межличностного взаимодействия.
4.5. Конфликтное взаимодействие. Понятие конфликта. Структура конфликта. Конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Стили поведения в конфликтной ситуации. Раздел 5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5.1. Социально-психологические проблемы группы. История исследования малых групп и коллективов в отечественной социальной психологии.
5.1. Механизмы образования и развития малых групп. Понятие групповых норм и их формирование. Отклонения от групповых норм. Групповое давление и конформизм. Исследование групповой сплоченности в отечественной социальной психологии. Групповая динамика.
5.3. Основные параметры и социометрическая структура группы. Социально-психологический климат группы. Групповая совместимость. Проблема групповой сплоченности.
5.4. Малая группа. Качественные и количественные характеристики малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные, формальные и неформальные, открытые и закрытые, группы членства и референтные и т. д. Структура малой группы: формальная, неформальная, внеформальная. Положение индивида в группе. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Структурные и динамические аспекты малых групп. Лидерство в малых группах. Методики выявления лидеров в малых группах. Эффективные способы управления малой группой. Межличностные отношения в производственных коллективах как малых группах.
5.5. Виды референтных групп. Признаки и типы референтных групп. Функции референтных групп.
5.6. Социальная группа. Коллектив. Проблема принятия группового решения, эффективности групповой деятельности. Социально-психологический климат группы. Социально-психологические методы изучения внутригрупповых феноменов. Раздел 6. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ 6.1. Социально-психологические проблемы власти. Власть как социально-психологический феномен. Лидерство как социально-психологическая проблема. Различные теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и в современной социальной психологии. Стиль лидерства и условия его эффективности. Руководство как феномен власти в группе.
6.2. Социально-психологические проблемы власти в ситуации внегруппового поведения. Типология власти человека над человеком в ситуации внегруппового поведения. Феномены межличностного влияния: внушение, заражение, подражание, убеждение. Виды внушения. Феномен конформизма. Различная интерпретация понятий “конформизм”, “конформность” и “конформное поведение”. Теоретические подходы и экспериментальные исследования конформизма в социальной психологии. Власть авторитета. Власть референтная. Власть традиции. Чудо, тайна и авторитет как виды власти. Убеждение. Информационная зависимость. Виды манипулятивного воздействия в межличностных отношениях. Раздел 7. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОГО ВНЕКОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 7.1. Социально-психологические проблемы массового поведения. Массовое общество и массовое сознание. Общественное мнение. Массовидные явления. Масса.
7.2. Массовые формы внеколлективного поведения. Толпа и паника, аудитория и публика. Теории толпы: социологическая Г. Лебона и Тардта, психоаналитическая З. Фрейда, бихевиористская Дж. Долларда и Н. Миллера, социально-психологическая С. Московичи. Изменение психического состояния и поведения человека в толпе. Механизмы взаимодействия людей в толпе: заражение, внушение, убеждение, подражание, циркулярная реакция
Типы толпы: активная, пассивная, агрессивная, спасающаяся, стяжательская, демонстрирующая, повстанческая, экстатическая.
7.3. Социально-психологические проблемы массовой коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны массовой коммуникации. Социально-психологические характеристики аудитории. Слухи и сплетни. Условия возникновения слухов. Социальные функции сплетни.
7.4. Социально-психологические проблемы моды и рекламы. Понятие моды и рекламы. Механизмы, функции, теории.
Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Введение в социальную психологию
| 2
| 2
| 10
| 14
| 2.
| Общие вопросы социальной психологии
| 2
| 2
| 11
| 15
| 3.
| Социально-психологические проблемы личности
| 2
| 2
| 12
| 16
| 4.
| Социально-психологические проблемы межличностных отношений
| 3
| 6
| 12
| 21
| 5.
| Социально-психологические проблемы групповых отношений
| 2
| 6
| 12
| 20
| 6.
| Социально-психологические проблемы власти
| 2
| 6
| 12
| 20
| 7.
| Психология массового внеколлективного поведения
| 2
| 6
| 12
| 20
|
| Итого
| 16
| 6
| 182
| 204
|
Семинарские занятия
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование занятий
| Трудо-емкость
(часы)
| 1.
| Введение в социальную психологию
| Введение в социальную психологию
| 2
| 2.
| Общие вопросы социальной психологии
| Общие вопросы социальной психологии
| 2
| 3.
| Социально-психологические проблемы личности
| Социально-психологические проблемы личности
| 2
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Социальная психология» имеет важное значение для эффективного усвоения изучаемого материала, а также личностного и профессионального развития.
Основная часть времени отводиться на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах вуза и города, а также освоение электронных источников информации.
Особое внимание необходимо обратить на специфику освоения литературных источников различных научных отечественных и зарубежных школ и направлений.
Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка к семинарским занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы и предлагается алгоритм составления практически ориентированных заданий (докладов, рефератов, диагностических карт и т. д.).
Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена (в соответствии со стандартными требованиями, предъявляемыми к оформлению работ). Студент выбирает тему из предлагаемого списка, однако за ним остается право выбора иной темы. В этом случае необходимо согласовать тему с преподавателем.
Требование к выполнению контрольной работы
объем контрольной работы до 15 страниц машинописного текста через 1. 5 интервала;
не следует дословно переписывать изученную литературу, необходимо выделить основные идеи и предложить собственное отношение к ним; основные положения работы желательно иллюстрировать своими примерами;
в тексте необходимо делать ссылки на использованную литературу с указанием страниц; в сноске указывается ФИО автора, название книги (статьи, сборника), место и год издания, номер страницы;
в контрольной работе должны активно использоваться не менее 3 источников.
Оформление контрольной работы: титульный лист, содержание контрольной работы, основная часть контрольной работы, выводы по работе, список использованной литературы в алфавитном порядке.
Главное в контрольной работе – творческое отношение к теме, умение систематизировать, анализировать, обобщать, делать выводы и связывать теоретические знания с практикой. Темы контрольных работ
для студентов заочного отделения
Социальная психология как наука и ее значение в практической деятельности психолога.
Методы социальной психологии и их практическое применение.
Социально-психологическая структура групп.
Групповые нормы как регуляторы поведения.
Социально-психологические явления в группах.
Личность как объект социальной психологии.
Содержание и структура ценностных ориентаций личности.
Социально-психологическая характеристика активности личности.
Структура процесса социализации личности.
Психологические механизмы поведения и их характеристика.
Установки и поведение личности.
Групповая динамика и методы ее исследования.
Условия образования малых групп.
Основные пути формирования коллектива.
Психологические условия сплочения служебного коллектива.
Коллективное мнение, его характеристика и значение.
Групповые настроения и их влияние на совместную деятельность.
Психология межличностных взаимоотношений в группе.
Лидерство и руководство в группе.
Социально-психологический климат в группе: критерии оценки и способы измерения.
Общение: его функции и значение.
Общение как обмен информацией.
Общение как восприятие друг друга.
Межличностная аттракция и ее причины.
Каузальная атрибуция и ее характеристика.
Интимные межличностные отношения и их психологическая характеристика.
Методы психологического воздействия в общении.
Социально-психологические условия повышения эффективности совместной деятельности.
Социально-психологическая характеристика совместной деятельности.
Экстремальные условия жизнедеятельности и преодоление их влияния на психику.
Стресс и его последствия в жизнедеятельности человека.
Психология вне коллективного поведения личности.
Психологические основы управления (менеджмента)
Стиль руководства и лидерства.
Социальные и психологические источники предрассудков.
Альтруизм и эмпатия, их психологическая сущность.
Застенчивость и способы ее проявления.
Роль внешнего вида во взаимодействии людей.
Технологии манипуляции в общении
Феномен самореализации личности.
Социально-психологические причины текучести кадров.
Проблемы социальной самореализации женщин.
Социально-психологическое обеспечение роста творческого и профессионального потенциала
Формирование имиджа руководителя (сотрудника).
Социально-психологический тренинг как форма психологической помощи. Примерная тематика курсовых работ
Социальные представления как фактор массового сознания.
Психология социального влияния.
Психология социальной памяти.
Психология межличностных конфликтов.
Социальное восприятие и социальное познание.
Социально-психологические исследования Интернет-СМИ
Проблемы социального развития человека.
Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.
Социальные функции возрастного нормативного кризиса.
Личностная зрелость человека.
Типология агрессивного поведения человека.
Основные этапы развития социальной роли.
Проблема развития социальной группы.
Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
Переживание как фактор социальной адаптации.
Критерии удовлетворенности общением.
Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
Типы трансакций и их влияние на межличностное общение.
Феномены межличностного влияния.
Теории агрессии и подражания.
Факторы возникновения агрессивных реакций.
Практические проблемы оптимизации общения.
Методы преодоления конфликта и стресса.
Социально-психологические методы развития личностей.
Исследование и диагностика конфликта.
Средства, формы, закономерности психологического воздействия.
Межгрупповое взаимодействие и конфликты.
Поведение человека в толпе.
Социум как фактор организации индивидуального поведения.
Психология массовой коммуникации.
Теории референтной группы.
Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии.
Вопросы для подготовки к экзамену
Предмет социальной психологии.
Место социальной психологии в системе психологических знаний.
Социально-психологическое знание и его значение в решении задач профессиональной деятельности практического психолога.
Направления социально-психологической работы при осуществлении профессиональной деятельности.
Методы исследования в социальной психологии.
Личность как субъект и объект социальных отношений.
Социально-психологическая структура личности.
Возможные типологии личности в социальной психологии.
Социальные роли личности.
Социальные установки (аттитюды) личности.
Ценностные ориентации личности.
Процесс социализации личности, характеристика его основных этапов.
Механизмы процесса социализации личности.
Институты социализации личности в период социальной зрелости.
«Я» - концепция и её значение в формировании социально зрелой личности.
Социальный опыт и самопознание личности.
Понятие малой группы в социальной психологии.
Условия образования малой группы.
Динамические процессы в малой группе.
Типология групп по основанию развития.
Коллектив как стадия развития группы.
Взаимоотношения в группе. Сплоченность как групповая характеристика.
Социально-психологический климат малой группы.
Лидерство и руководство в малой группе.
Общение как социально-психологический феномен.
Коммуникативная сторона общения.
Вербальный способ общения, его характеристика.
Невербальное общение в основных проявлениях.
Интерактивная сторона общения.
Перцептивная сторона общения.
Психологические барьеры общения и пути их преодоления психологом-практиком.
Явление когнитивного диссонанса в общении.
Совместная деятельность и ее характеристика.
Профессиональная деятельность как социально-психологический феномен.
Регуляция совместной деятельности (роль психолога организации).
Феномен социально-психологической совместимости (несовместимости) в процессе совместной деятельности.
Конфликт как социально-психологический феномен.
Способы разрешения конфликтов (внутриличностных, внутригрупповых).
Социально-психологические проблемы управленческих воздействий.
Методы психологического воздействия на подчиненных.
ЛИТЕРАТУРА Основная литература
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
Cафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Сафонова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 224 с.
Дополнительная литература
Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
2.Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская,О.А. Тихомандрицкая – М. : Академия, 2009. – 304 с.
3.Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с. |