Скачать 221.57 Kb.
|
ФИЛИАЛ НОУ ВПО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА" в г. Калининграде Психология массовых коммуникаций Учебно-методический комплекс ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»Калининград 2010 Психология массовых коммуникаций: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Гизерская Е.К., Калининград, 2010. УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол № 1 от 26.08.10. УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1 Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 < Психология>. Актуальность курса <Психология массовых коммуникаций> определяется объективной необходимостью повышения эффективности массовых коммуникаций в современном обществе; снижения риска неблагоприятных последствий решений при ведении коммуникативных процессов с массовой аудиторией; овладения способами общения с массовыми аудиториями адекватными коммуникативным намерениям специалистов. Содержание курса носит комплексный характер и обобщает знания в области общей психологии, социальной психологии, менеджмента, теории коммуникации, этики и риторики. Цели и задачи дисциплины Цели курса: - формирование у студентов научного представления о роли массовой коммуникации в системе наук о человеке, о воздействии такого рода информации на выбор ценностных ориентаций и моделей поведения в практическом труде; - овладение психологическими основами массовой коммуникации позволит студентам эффективно взаимодействовать с большими аудиториями, демонстрировать комфортно-психологическое общение, а также разнообразные тактики, ориентированные на достижение поставленной перед коммуникацией цели. Задачи курса: - овладение навыками формирования информационного сообщения для массовых аудиторий через знакомство с её психологическими особенностями; - овладение техниками, приемами и методиками воздействия на массового адресанта; - развитие специальных коммуникативных умений, необходимых для создания информационного пространства, обеспечивающего благоприятный для социума оптимальный социально-психологический климат. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: сущность и специфику массовой коммуникации, исторические предпосылки ее изучения; психологические особенности массовой коммуникации в сопоставлении с психологией межличностного общения; иметь представление о структуре массовой коммуникации и психологических особенностях коммуникатора, коммуниканта, процесса прохождения информационного сообщения; о возможных трудностях и барьерах эффективной массовой коммуникации; механизмах психологического воздействия на массовую аудиторию. Уметь: применять методы формирования привлекательного имиджа; определять способы осуществления презентаций (самопрезентации); использовать вербальные и невербальные техники психологического воздействия на массовую аудиторию; планировать этапы создания эффективного рекламного информационного сообщения; формулирования эффективных пресс-релизов; учитывать психологические особенности коммуникационного процесса в средствах массовой коммуникации. Владеть: навыками выражать мысли, эффективно диагностировать реакцию аудитории на информационное сообщение, планировать коммуникационный процесс, использовать эффективные стратегии взаимодействия с массовой аудиторией, исследовать общественное мнение и использовать тактики и приемы его управлением через средства массовой коммуникации; преодолевать коммуникативные барьеры в массовой коммуникации. Содержание дисциплины Тема 1. Массовые коммуникации как социально-психологический механизм взаимодействия в современном обществе Сущность, специфика массовой коммуникации. История исследований массовой коммуникации. Сопоставление массовой и межличностной коммуникации. Тема 2. Психологические основания коммуникативной деятельности в процессе массовой коммуникации Психологическая категория «отношения». Сущность аттракции. Способы психологического формирования отношения в массовой коммуникации. Тема 3. Общение как психологическое основание деятельности в массовой коммуникации Сущность и специфика общения в массовой аудитории. Функции общения в массовой коммуникации. Процесс передачи информационного сообщения. Тема 4. Психологические категории «установка» и «интерес» в массовой коммуникации Специфика согласования интересов в массовой коммуникации. Способы и техники формирования установок в массовой коммуникации. Психологические условия формирования интереса и установок. Тема 5. Понимание, ценности и конфликт в массовой коммуникации Соотношение понимания и взаимопонимания в массовой коммуникации. Сущность и способы формирования ценностных ориентаций в массовой коммуникации. Специфика «обмена ценностями» в массовой коммуникации. Тема 6. Структура массовой коммуникации Коммуникаторы, их специфика, сущность, функции в коммуникационном процессе. Соотношение «редакций» и «издателей». Соотношение медиократов и спиндокторов. Индикаторы освещения события в СМИ. Тема 7. Коммуникант в структуре массовой коммуникации Специфика и сущность коммуниканта в массовой коммуникации. Специфика диагностики коммуниканта в коммуникационном процессе. Стадии взаимодействия аудитории. Реакции аудитории в массовой коммуникации. Тема 8. Массовая информация в структуре массовой коммуникации Сущность и специфика массовой информации. Количественные и качественные характеристики массовой информации. Ценности массовой информации. Психологические цели массовой информации. Тема 9. Психологическое воздействие коммуникативных барьеров в процессе массовой коммуникации Специфика и сущность коммуникативных барьеров в массовой коммуникации. Помехи канала коммуникации. Психологические помехи. Помехи лингвистического характера. Области опыта как психологические барьеры восприятия. Субъективные оценки и рассогласование как коммуникативные барьеры. Тема 10. Психологическое восприятие в массовой коммуникации Теория диффузии и иерархия потребностей. Теория потребления и удовлетворения. Ситуационная теория общественности. Модели практики по формированию коммуникативных связей. Тема 11. Планирование информационного сообщения в массовой коммуникации Выбор стратегической задачи, анализ аудитории в соответствии с целями. Анализ программы действий. Анализ уровня эффективности информационного сообщения. Колесо Бернштейна, как модель возможного планирования в массовой коммуникации. Тема 12. Психологические аспекты организации прагматических видов коммуникации в массовой коммуникации Психологические проблемы устных и письменных способов информирования в массовой коммуникации. Психологические аспекты формирования публицистического стиля речи. Психология позитивного имиджа (организации, личности). PR как психологическое управление. Работа со СМИ и ее психологические особенности. Психологические проблемы рекламной деятельности. Учебно-тематический план
Практические занятия
Задания для самостоятельной работы студентов Провести анализ по всем психологическим критериям рекламного сообщения устного-радио; виртуально-телевизионного; печатного – листовка, информационное сообщение в печатных изданиях. Определить на основе сравнительного анализа их специфические особенности и способы воздействия на аудиторию. Провести анализ по психическим критериям конструктивность/деконструктивность разработанного организационнго (личностного) имиджа. Провести сравнительный анализ информационных публикаций в СМИ, выявить способы воздействия на общественное мнение. (На примере самостоятельно выбранных источников) Провести анализ освещения значительного события в СМИ, выявить способы воздействия и управления общественным мнением (на примере самостоятельно выбранного события и источников освещения этого события) Анализ должен включать: описание анализируемого источника, наглядное приложение (например, информационная листовка, словесное или письменное описание устного сообщения и т.д.), алгоритм анализа и выводы, включающие практические рекомендации. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА При изучении дисциплины <Психология массовых коммуникаций> используются следующие виды самостоятельной работы студентов: - поиск/подбор литературы (в том числе электронных источников информации) по заданной теме, сравнительный анализ научных публикаций; - подготовка к практическим занятиям. На практических занятиях используются деловые, учебные и рефлексивные игры, анализ ситуаций (традиционных кейсов и <инцидента>), ситуационно-ролевые игры, самостоятельные практические задания. - Подготовка и защита контрольной работы. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины В ходе изучения дисциплины используются лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Теоретические лекционные занятия организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 6 часов – для студентов заочного отделения. Практические занятия организуются по группам. Общий объем практических занятий – 4 часа. На практических занятиях широко используются деловые, учебные и рефлексивные игры, анализ ситуаций (традиционных, кейсов и «инцидента»), ситуационно-ролевые игры, а также тестовые задания для самодиагностики, самостоятельные практические задания. На самостоятельное изучение дисциплины студентами в учебном плане отведено 62 часа. Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях. Самостоятельная работа формирует способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления. Большая часть времени, отведенного на самостоятельные занятия, должно быть посвящено знакомству с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работе в библиотечных фондах института и города. Вниманию студентов предлагается список литературы к каждой теме, а также контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут писать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к аудиторным практическим занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, принимать активное участие в семинарах, овладеть практическими навыками и уметь их продемонстрировать. Для контроля усвоения знаний данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Студентами заочного отделения для допуска к зачету обязательно выполнение контрольной работы. Для успешной сдачи экзамена необходимо изучить теоретическую часть и принять активное участие в работе на практических занятиях. Для подготовки к экзамену студентам предоставляется список вопросов по теоретическим основам курса. . Вопросы к зачету
Примерная тематика контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) Номер варианта контрольной работы выбирается по последним двум цифрам зачетной книжки.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования. Цель ее написания - углубленное, самостоятельное изучение студентами проблем теории и практики конкретного предмета, в частности, психологии массовых коммуникаций. Объем контрольной работы -10-12 печатных страниц, выполненных через 2 интервала (в компьютерном наборе - через 1,5 интервала). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех - четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения. В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть контрольной работы завершается выводами. В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями. В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т. п.). Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем. В ее выборе следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения. Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4). Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе. Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику. Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче экзамена по психологии массовых коммуникаций допускаются студенты, получившие зачет по контрольной работе. Словарь терминов (глоссарий) по изучаемой дисциплине Акт общения – совокупность высказываний всех участников в одной коммуникативной ситуации. Аттракция межличностная – эмоциональная оценка и процесс предпочтения одних людей другими. Аффект – сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание. Вербальное общение – форма социального взаимодействия людей посредством языка, реализуемого речевой деятельностью партнеров в общении. Внимание – направленность, сосредоточенность сознания на определенном предмете. Воображение – способность сознания фантазировать, творчески создавать мысленные представления. Идентификация - процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком, общностью. Индифферентность - равнодушие, безучастие, безразличие. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей. Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Качество речи – реальное коммуникативно важное свойство содержательной и формальной сторон устной и письменной речи, например, правильность, точность, уместность, логичность, выразительность и др. Коллектив – социальная группа, в которой взаимоотношения опосредуются личностно-значимым и общественно ценным содержанием. Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Контрагент – каждая из сторон, участвующих в двустороннем коммуникативном акте. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Массовая коммуникация – процесс сообщения информации с помощью технических средств. Мышление – психологическое отражение действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Настроение – эмоциональное переживание, захватывающее личность на определенное время. Норма – принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других средство. Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Общение формальное – общение в служебной обстановке, с представителями власти, государственных органов, СМИ и т. п. Общение неформальное – общение родственное, дружеское между незнакомыми людьми. Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Межличностная перцепция – процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга. Менталитет – совокупность национальных и расовых черт, присущих данной группе населения, отличающих ее от других таких же групп. Полилог – разновидность диалогической речи, разговор между несколькими активно участвующими в нем лицами. Полисемия – наличие у языковой единицы двух и более значений. Потребность – источник активности человека; нужда, испытываемая человеком в чем-то, находящемся вне его и необходимым для жизнедеятельности. Потребность в аффилиации – потребность создавать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Рейтинг – степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы, их деятельности, программ, планов, политики в определенное время. Реклама – (фр. Reclame – выкрикивать) информация о товарах, различных видах услуг с целью оповещения потребителей и создания спроса на эти товары, услуги; распространение сведений о ком-, чем-либо с целью создания популярности. Речевое поведение – форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи и обусловленная ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения. Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Средства общения – языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, усваиваемый в процессе обучения в виде правил, инструкций, грамматических моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе речевой деятельности. Статус – соотносительное положение субъекта (индивида или группы) в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы. Стереотип социальный – одна из основ формирования первого впечатления – устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Стратификация - процесс выделения и упорядочения социальных групп в обществе в соответствии с рядом критериев. Темперамент – динамические особенности психологической деятельности. Термин – слово или словосочетание, обозначающее какое-либо понятие в соответствующей области знаний. Чувства – сложные и тонкие психологические переживания, ложащиеся в основу мотивации. Эмоции – психологические переживания, отражающие первичные впечатления, потребности человека. ЛИТЕРАТУРА
|
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Программа дисциплины «Основы психотерапии» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград История социальной психологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И. Л., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград Основы сексологии: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301. 65 «психология» Калининград Курс «Психология семьи и брака» обеспечивает усвоение базовых знаний, необходимых в работе практического психолога | Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | ||
Учебно-методический комплекс по специальности 030301 (020400) Психология Калининград Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 Психология Калининград Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10 | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | ||
Учебно-методический комплекс основы психогенетики специальность:... Умк рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии, протокол №1 от 26. 08. 10 | Учебно-методический комплекс психология театра по специальности:... Количество часов, отведенных на изучение данной дисциплины, составляет 64 часов, 56 часов самостоятельной работы. Умк содержит тематический... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психология: деятельность и общение» разработан в соответствии с требованиями государственного... | Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... |