Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования»





Скачать 138.11 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования»
Дата публикации05.03.2016
Размер138.11 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


Институт психологии и педагогики


Утверждаю

Заведующая кафедрой
общей и практической психологии
_____________ / /
Решение заседания кафедры

(протокол № ___

«___» _____________ 201__ г.)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Основы возрастного консультирования»

Специальность: 030301.65 Психология

Квалификация: психолог, преподаватель психологии

Составитель:

кандидат психологических наук

Ижванова Е.М.


Москва

2012

  1. Организационно-методический раздел


1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастного консультирования, в вопросах психического развития ребенка на различных этапах онтогенеза
Задачи дисциплины:

  1. Сформировать представления о предмете, целях, задачах, стратегиях исследования и методах возрастного консультирования.

  2. Сформировать представления у студентов об отечественных и зарубежных основах возрастного консультирования в отдельных возрастных периодах детства.

  3. Познакомить со спецификой психологического обследования ребенка в практике консультирования.

  4. Способствовать формированию целостного представления о проблемах коррекции психического развития в детском возрасте и работе с родителями в процессе консультирования.

  5. Научить применять теоретические знания в практике психологической работы.


1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО

Дисциплина «Основы возрастного консультирования» относится к дисциплинам по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин.

Cпециальные требования к входным знаниям не предусмотрены
Общая трудоемкость дисциплины: 60 академических часов.
Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины студент должен

знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; принципы организации учебно-воспитательного процесса.
уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; выбирать магистерские образовательные программы.
владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторная работа

Самостоятельная
работа

Для очной формы обучения

32

28

Лекции

8




Практические / Семинарские

20




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы

4




Итоговый контроль: зачет

зачет




Общий объем часов по дисциплине

60 часов










Для заочной формы обучения

12

48

Лекции

4




Практические / Семинарские

8




Лабораторные







Консультации







Курсовые работы, рефераты







Контрольные работы







Итоговый контроль: зачет

зачет




Общий объем часов по дисциплине

60 часов


3. План занятий

3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной формы обучения



Тематический план
для очной формы обучения

Аудиторные занятия в часах, в том числе:

Самостоя-
тельная дом. работа в часах

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

КСР

1.

Тема 1. Задачи и теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования.

1

4




3

2.

Тема 2. Психологическое консультирование в отдельных возрастных периодах детства

2

4

1

10

3

Тема 3. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования

2

4

1

11

4

Тема 4. Проблема коррекции психического развития в детском возрасте

2

4

1

2

5

Тема 5. Работа с родителями в процессе консультирования

1

4

1

2




ИТОГО:

8

20

4

28


3.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для заочной формы обучения



Тематический план
для заочной формы обучения

Аудиторные занятия в часах, в том числе:

Самостоя-
тельная дом. работа в часах

Лекции

Практичес-кие /семинарские занятия

КСР

1.

Тема 1. Задачи и теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования.

1







6

2.

Тема 2. Психологическое консультирование в отдельных возрастных периодах детства

1

2




15

3

Тема 3. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования

1

2




15

4

Тема 4. Проблема коррекции психического развития в детском возрасте

1

2




6

5

Тема 5. Работа с родителями в процессе консультирования




2




6




ИТОГО:

4

8




48


3.2. Содержание разделов дисциплины

Введение

Тема 1. Задачи и теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования

1.1. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте

1.2. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития

Тема 2 Психологическое консультирование в отдельных возрастных периодах детства

2.1. Психологические трудности дошкольника

2.2. Проблемы готовности ребенка к школьному обучению

2.3. Проблемы младшего школьного возраста

2.4. Проблемы подросткового возраста

Тема 3 Психологическое обследование ребенка в практике консультирования

3.1. Задачи и общие рекомендации к обследованию

3.2. Тестовое и клиническое обследование

3.3. История развития ребенка

Тема 4 Проблема коррекции психического развития в детском возрасте

4.1. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции

4.2. Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии

4.2.1. Психодинамический подход

4 2.2. Поведенческо-когнитивный подход

4.3. Принципы организации коррекции психического развития

4.4. Пути коррекции психологических трудностей дошкольника

Тема 5. Работа с родителями в процессе консультирования

5.1. Основные проблемы современной семьи

5.2. Основные принципы работы с родителями
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Рекомендуемая литература

4.1.1. Основная литература

1. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении/ М. И. Лисина Санкт-Петербург [и др.] [Электронный ресурс]:- Питер , 2009 - 318 с. табл.; Режим доступа: http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child

2. Эльконин, Б.Д. Детская психология [Электронный ресурс]: -учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/Д.Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. Москва: Академия , 2011 - 383, [1] с. табл.- Режим доступа: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=35834.

3. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс: [Электронный ресурс]:- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. — 480 с. ISBN 5-7695-0652-0 (МПСИ)..." Режим доступа: -http://psychlib.ru/mgppu/BVp-2007/BVp-477.htm

4. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Электронный ресурс]:-:: учеб.-методическое пособие /Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; ред.-сост. Г. В. Бурменская. - Изд. 2-е, расш. Москва : МПСИ , 2010 - 655 с. Режим доступа:- http://knigovodstvo.ru/book/611/

5. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие /Ред.-сост. Г. В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2009. 352 с.":- Режим доступа: -http://psychlib.ru/mgppu/Pod-2003/pod-0011.htm
4.1.2. Дополнительная литература

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Электронный учебник. [Электронный ресурс]:- /Л.Ф.Обухова. — Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2006":- Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/L

2. Психология развития и возрастная психология: Тесты: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 174 с. Режим доступа:-livelib.ru/book/1000120460
4.2. Методическое обеспечение дисциплины

4.2.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

  • Сформировать представления у студентов помогает подача информации о психологическом консультировании в отдельных возрастных периодах детства с использованием конкретных примеров.

  • Дискуссии, обсуждения, практические задания в ходе преподавания данной учебной дисциплины решают задачу применения теоретических знаний в практике психологической работы.

  • Для решения задачи учебного курса «познакомить со спецификой психологического обследования ребенка в практике консультирования» рекомендуется решение практических задач, содержащих различные запросы родителей в ходе возрастно-психологического консультирования, клиентов, находящихся на этапе прохождения возрастных кризисов и т.п., тем самым обеспечивая и связь учебной дисциплины с «Основами психологического консультирования» и .

  • Рекомендуется включать в содержание занятий знакомство с основным диагностическим инструментарием, способствующим определить норму, особенности развития детей. Это также обеспечивает связь учебной дисциплины с курсом «Психологическая диагностика».


4.2.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

  • Необходимость чтения основной и дополнительной литературы

  • Самостоятельно проводимый сравнительный анализ концепций развития человека


4.3. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины

Проектор и экран для презентации материалов по курсу.

Проигрыватель DVD для демонстрации использования музыкального сопровождения при консультировании.
4.4. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.4.1. Текущий контроль

Темы самостоятельной работы:

  1. Современные периодизации детского развития

  2. Сравнительный анализ отечественных зарубежных периодизаций детского развития

  3. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология

  4. Механизмы и детерминанты психического развития

  5. Диагностика нормы и отклонений в развитии ребенка (методики, процедура)

  6. Методы и методики в работе практического психолога с детьми

  7. Роль взрослого в развитии личности ребенка

  8. Проблемы современной российской семьи

Опрос по предыдущей теме лекции.

4.4.2. Итоговый контроль: зачет.

4.4.3. Содержание контрольных мероприятий

Тестирование по предмету: не предусмотрено, основное тестирование - по курсу «Психология развития и возрастная психология».

Примерный перечень вопросов к зачету:

Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте

Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития

Психологические трудности дошкольника

Проблемы готовности ребенка к школьному обучению

Проблемы младшего школьного возраста

Проблемы подросткового возраста

Задачи и общие рекомендации к обследованию

Тестовое и клиническое обследование

История развития ребенка

Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции

Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии

Психодинамический подход

Поведенческо-когнитивный подход

Принципы организации коррекции психического развития

Пути коррекции психологических трудностей дошкольника

Основные проблемы современной семьи

Основные принципы работы с родителями



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconТ. С. Шевцова Основы психологического консультирования
Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг...
Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг...
Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»
Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология»
Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Арттерапия»
Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования ноу впо «Институт психоанализа»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии»
Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название)
Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии...
Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы возрастного консультирования» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск