Скачать 138.11 Kb.
|
Институт психологии и педагогики Утверждаю Заведующая кафедрой общей и практической психологии _____________ / / Решение заседания кафедры (протокол № ___ «___» _____________ 201__ г.) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Основы возрастного консультирования» Специальность: 030301.65 Психология Квалификация: психолог, преподаватель психологии Составитель: кандидат психологических наук Ижванова Е.М. Москва 2012
1.1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: формирование способности студентов ориентироваться в методологических проблемах возрастного консультирования, в вопросах психического развития ребенка на различных этапах онтогенеза Задачи дисциплины:
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы ВПО Дисциплина «Основы возрастного консультирования» относится к дисциплинам по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин. Cпециальные требования к входным знаниям не предусмотрены Общая трудоемкость дисциплины: 60 академических часов. Рекомендуемая форма итогового контроля: зачет 1.3.Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; принципы организации учебно-воспитательного процесса. уметь: анализировать психологические теории возникновения и развития психики в процессе эволюции, прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; выбирать магистерские образовательные программы. владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик; навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности; приемами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
3. План занятий 3.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для очной формы обучения
3.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы (занятий) для заочной формы обучения
3.2. Содержание разделов дисциплины Введение Тема 1. Задачи и теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования 1.1. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте 1.2. Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития Тема 2 Психологическое консультирование в отдельных возрастных периодах детства 2.1. Психологические трудности дошкольника 2.2. Проблемы готовности ребенка к школьному обучению 2.3. Проблемы младшего школьного возраста 2.4. Проблемы подросткового возраста Тема 3 Психологическое обследование ребенка в практике консультирования 3.1. Задачи и общие рекомендации к обследованию 3.2. Тестовое и клиническое обследование 3.3. История развития ребенка Тема 4 Проблема коррекции психического развития в детском возрасте 4.1. Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции 4.2. Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии 4.2.1. Психодинамический подход 4 2.2. Поведенческо-когнитивный подход 4.3. Принципы организации коррекции психического развития 4.4. Пути коррекции психологических трудностей дошкольника Тема 5. Работа с родителями в процессе консультирования 5.1. Основные проблемы современной семьи 5.2. Основные принципы работы с родителями 4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 4.1. Рекомендуемая литература 4.1.1. Основная литература 1. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении/ М. И. Лисина Санкт-Петербург [и др.] [Электронный ресурс]:- Питер , 2009 - 318 с. табл.; Режим доступа: http://www.koob.ru/lisina_m_i/formation_of_the_child 2. Эльконин, Б.Д. Детская психология [Электронный ресурс]: -учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/Д.Б. Эльконина; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. Москва: Академия , 2011 - 383, [1] с. табл.- Режим доступа: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=35834. 3. Возрастно- психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс: [Электронный ресурс]:- Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. — 480 с. ISBN 5-7695-0652-0 (МПСИ)..." Режим доступа: -http://psychlib.ru/mgppu/BVp-2007/BVp-477.htm 4. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка [Электронный ресурс]:-:: учеб.-методическое пособие /Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т ; ред.-сост. Г. В. Бурменская. - Изд. 2-е, расш. Москва : МПСИ , 2010 - 655 с. Режим доступа:- http://knigovodstvo.ru/book/611/ 5. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие /Ред.-сост. Г. В. Бурменская. М.: УМК «Психология», 2009. 352 с.":- Режим доступа: -http://psychlib.ru/mgppu/Pod-2003/pod-0011.htm 4.1.2. Дополнительная литература 1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Электронный учебник. [Электронный ресурс]:- /Л.Ф.Обухова. — Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2006":- Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/L 2. Психология развития и возрастная психология: Тесты: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 174 с. Режим доступа:-livelib.ru/book/1000120460 4.2. Методическое обеспечение дисциплины 4.2.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей
4.2.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
4.3. Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы дисциплины Проектор и экран для презентации материалов по курсу. Проигрыватель DVD для демонстрации использования музыкального сопровождения при консультировании. 4.4. Содержание итогового и промежуточного контроля 4.4.1. Текущий контроль Темы самостоятельной работы:
Опрос по предыдущей теме лекции. 4.4.2. Итоговый контроль: зачет. 4.4.3. Содержание контрольных мероприятий Тестирование по предмету: не предусмотрено, основное тестирование - по курсу «Психология развития и возрастная психология». Примерный перечень вопросов к зачету: Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте Возрастная психология как теоретическая основа консультирования по проблемам детского развития Психологические трудности дошкольника Проблемы готовности ребенка к школьному обучению Проблемы младшего школьного возраста Проблемы подросткового возраста Задачи и общие рекомендации к обследованию Тестовое и клиническое обследование История развития ребенка Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии Психодинамический подход Поведенческо-когнитивный подход Принципы организации коррекции психического развития Пути коррекции психологических трудностей дошкольника Основные проблемы современной семьи Основные принципы работы с родителями |
Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг... Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине управленческий консалтинг... Российский рынок консультационных услуг. Выбор консультанта. Оплата консультационных услуг. Договор оказания консалтинговых услуг.... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030300. 68 «Психология» Богданова М. В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы патопсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Арттерапия» Печатается по решению кафедры психотерапии и психологического консультирования ноу впо «Институт психоанализа» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы экологической геологии» Дополнение к учебно-методическому комплексу «Основы экологической геологии». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы виктимологии» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Уголовно-правовые дисциплины» (протокол №6 от 14. 11. 10г) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы сельского хозяйства (название) Учебно-методический комплекс Биологические основы сельского хозяйства составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы консультативной психологии» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дн (М) в 1 Основы психологии... Автор программы: Иванов А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... |