РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
____________Л.М. Волосникова
«___»________________2013 г. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030300.68 «Психология»
очная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»
Автор работы: _______ М.В. Богданова
«15» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии
«18» сентября 2013 г., протокол № 2
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»
Объем 26 стр.
Зав. кафедрой _________ Е.Л.Доценко
«18» сентября 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики
«15» октября 2013 г., протокол № 2
Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель УМК ___________ А.В. Арефьева
«15» октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»:
Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман
«12» ноября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»
Зав. методическим отделом УМУ _________ И.Ю. Фарафонова
«___»__________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной психологии
М.В. Богданова
Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030300.68 Психология, очной формы обучения
Тюменский государственный университет
2013
Богданова М.В. Клинические основы психологического консультирования и психотерапии
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.68 Психология, очной формы обучения. Тюмень, 2013, 26 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Клинические основы психологического консультирования и психотерапии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Л. Доценко, д.пс.н., профессор
Рецензенты: Иванова И.Н., к.м.н, доцент
1. Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Курс «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии » разработан на основе имеющейся отечественной и зарубежной психологической и психотерапевтической литературы в соответствии с общими целями ООП ВПО. Основная цель курса - развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к консультированию и немедицинской психотерапии.
В процессе обучения в рамках заявленной цели к решению предложены следующие задачи:
представить концепцию и мировоззрение рассматриваемых направлений в области психотерапии детей и подростков;
показать как методы, теория и практика могут быть интегрированы в общий подход к психологическому консультированию и терапии;
разграничить концепции интервьюирования, консультирования и психотерапии;
поднять важную проблему этических критериев в профессиональной психологической помощи.
обучить методам и приемам психотерапии.
1.2. Место дисциплины в учебном процессе: курс «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии» относится к разделу М.2 «Профессиональный цикл (дисциплины по выбору магистра)», входящему в учебный план направления 030300.68 «Психология».
В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к консультативному процессу, а также методы и методики психотерапии.
Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о целях и задачах психотерапии («Психотерапия детей и подростков»).
Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих курсов: «Психотерапия зависимостей», «Научно-исследовательская работа, включая научно-исследовательский семинар».
1.3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии»
В результате освоения дисциплины «Клинические основы психологического консультирования и психотерапии» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Код компетенции
| Формулировка компетенции
| Результаты обучения в целом
| Результаты обучения по уровням
освоения материала
| Виды занятий (лекции, практиче
ские, семинар
ские, лаборатор
ные
| Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)
| Минима
льный
| Базовый
| Повышен
ный
| ОК-10
| использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности
| Знает запоминание и воспроизведение изученного материала. От конкретных фактов до целостных теорий, Общая черта этих категорий - припоминание соответствующих знаний
| Правила правовые и этические нормы
| Знает алгоритм оценки своей работы
| Знает как отобрать материал в соответствии правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
| лекции, практические, семинарские
| Составление библиографического списка
| ОК-11
| оформление, представление в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| Знает:
как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| Имеет представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы,
| Общее представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| Полное представление о том, как оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| семинар
ские
| эссе; контрольная работа;
Вопросы и ответы
| Умеет:
оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| При помощи преподавателя оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы,
| Самостоятельно (с консультационной поддержкой) оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| Самостоятельно оформлять и представлять в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| семинар
ские,
| Отчет по практическим заданиям;
| Владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| Базовым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| В общем виде, владеет навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| Устойчивым навыком оформления, представления в устной и письменной форме результатов выполненной работы
| семинарские,
| Отчет по практическим заданиям;
| ПК-8
| анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психо-социальных составляющих функционирования
| Знает:
функции общения; структуру общения; виды общения; понятие "социальная перцепция" и ее основные закономерности; эффекты восприятия; структуру коммуникативного акта; средства общения
| Имеет общее представление о функциях общения; структуре общения; видах общения
| Общее понимание
функций общения; структуры общения; видов общения; понятия "социальная перцепция" и ее основных закономерностей; эффектов восприятия; структуры коммуникативного акта; средств общения
| Имеет глубокие знания о функциях общения; структуре общения; видах общения; понятии "социальная перцепция" и ее основных закономерностях; эффектах восприятия; структуре коммуникативного акта; средствах общения
| семинарские, лабораторные
| Комплексные ситуационные задания; отчет по лабораторным работам; устный опрос
|
ПК-9
| Способность и готовность к профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Знает:
как осуществлять профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Имеет представление о том, как осуществлять профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Общее, базовое представление о том, как осуществлять профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Глубокое представление о том, как осуществлять профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Лекционные, семинарские,
| Тест
| Умеет:
осуществлять профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| При поддержке преподавателя осуществляет профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Самостоятельно (с консультационной поддержкой) осуществляет профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Полностью самостоятельно осуществляет профессионально профилированное обращение к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| семинар
ские лабораторные
| коллоквиум
| Владеет навыком осуществления профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Начальными навыками осуществления профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Основными навыками осуществления профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| Устойчивыми навыками осуществления профессионально профилированного обращения к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе
| семинар
ские, лабораторные
| коллоквиум
|
ПК-10
| выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
| Знает:
как диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| Имеет представление, как диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| Общее понимание того, как диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| имеет глубокие знания о том, как диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| Умеет:
диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| При помощи преподавателя диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| При дополнительной консультации диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| Уверенно свободно диагностировать специфику психического состояния человека в норме и патологии
| Владеет:
Способами выявления специфики психического состояния человека в норме и патологии
| Общими навыками выявления специфики психического состояния человека в норме и патологии
| Сформированными навыками выявления специфики психического состояния человека в норме и патологии
| Устойчивыми навыками выявления специфики психического состояния человека в норме и патологии
|
ПК-17
| Способность и готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Знает:
как осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Имеет представление о том, как осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Общее, базовое представление о том, как осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Глубокое представление о том, как осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Лекционные, семинарские,
| Тест
| Умеет:
осуществлять диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| При поддержке преподавателя осуществляет диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Самостоятельно (с консультационной поддержкой) осуществляет диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Полностью самостоятельно осуществляет диагностику, экспертизу и коррекцию психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| семинарские лабораторные
| коллоквиум
| Владеет навыком осуществления диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Начальными навыками осуществления диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Основными навыками осуществления диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| Устойчивыми навыками осуществления диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок
| семинар
ские, лабораторные
| коллоквиум
|
ПК-24
| выбор и применение психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики
| Знает:
как выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| Имеет представление, как выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| Общее понимание того, как выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| имеет глубокие знания о том, как выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| семинар
ские
| эссе; контрольная работа;
Вопросы и ответы
|
|
| Умеет:
выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| При помощи преподавателя выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| При дополнительной консультации выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| Уверенно свободно выбирать и применять психологические технологии для решения задач практики
| семинар
ские, лабораторные
| Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
|
|
| Владеет:
Навыками применения психологических технологий для решения задач практики
| Общими навыками применения психологических технологий для решения задач практики
| Сформированными навыками применения психологических технологий для решения задач практики
| Устойчивыми навыками применения психологических технологий для решения задач практики
| семинар
ские, лабораторные
| Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
|
ПК-33
| просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
| Знает:
как проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| Имеет представление, как проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| Общее понимание того, как проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| имеет глубокие знания о том, как проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| семинар
ские
| эссе; контрольная работа;
Вопросы и ответы
| Умеет:
проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| При помощи преподавателя проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| При дополнительной консультации проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| Уверенно свободно проводить психолого-просветительскую деятельность среду населения
| семинар
ские, лабораторные
| Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
| Владеет:
Психолого-просветительской деятельности
| Общими навыками Психолого-просветительской деятельности
| Сформированными навыками Психолого-просветительской деятельности
| Устойчивыми навыками Психолого-просветительской деятельности
| семинар
ские, лабораторные
| Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
|
ПК – 40
| использование организационно-правовых основ профессиональной деятельности
| Знает:
организационно-правовые основы профессиональной деятельности
| Имеет представление о организационно-правовых основах профессиональной деятельности
| Общее представление о организационно-правовых основах профессиональной деятельности
| Полное представление о организационно-правовых основах профессиональной деятельности
| семинарские
| контрольная работа;
Вопросы и ответы
| Умеет:
использовать организационно-правовые основы профессиональной деятельности
| При помощи преподавателя использовать организационно-правовые основы профессиональной деятельности
| С консультационной поддержкой может использовать организационно-правовые основы профессиональной деятельности
| Самостоятельно использовать организационно-правовые основы профессиональной деятельности
| семинарские,
| Отчет по практическим заданиям;
| Владеет навыками использования организационно-правовых основ профессиональной деятельности
| Базовым навыком навыками использования организационно-правовых основ профессиональной деятельности
| В общем виде, владеет навыком навыками использования организационно-правовых основ профессиональной деятельности
| Устойчивым навыком навыками использования организационно-правовых основ профессиональной деятельности
| семинарские,
| Отчет по практическим заданиям;
| ПК-44
| владение технологиями управления изменениями
| Знает:
как управлять изменениями
| Имеет представление о технологиях управления изменениями
| Общее понимание о технологиях управления изменениями
| имеет глубокие знания о технологиях управления изменениями
| семинар
ские
| эссе; контрольная работа;
Вопросы и ответы
| Умеет:
Управлять изменениями
| При помощи преподавателя может использовать технологии управления изменениями
| При дополнительной консультации может использовать технологии управления изменениями
| Уверенно свободно выбирать и применять технологии управления изменениями
| семинар
ские, лабораторные
| Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
| Владеет:
Технологиями управления изменениями
| Общими навыками управления изменениями
| Сформированными навыками управления изменениями
| Устойчивыми навыками управления изменениями
| семинар
ские, лабораторные
| Отчет по практическим заданиям; коллоквиум
|
|