Скачать 3.79 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.03, ОПД.Ф.02, СД.2, ОПД.Ф.2, ДПП.Ф.13, ОПД.Ф.2, ОПД.Ф.01, ОПД.Ф.1 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ (ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ) Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности«050301 - Иностранный язык с доп. специальностью» «050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия» «050716 - Специальная психология» «050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология» «050720 - Физическая культура» «050104 - Безопасность жизнедеятельности» «050711 - Социальная педагогика» «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык» «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии» «050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика» «050202-Информатика» «010501 - Прикладная математика и информатика» 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» 050502 «Технология и предпринимательство» «050102 -Биология с доп. спец. География» «050708-Педагогика и методика начального образования» «050703-Дошкольная педагогика и психология» (код и наименование специальностей) Утверждено на заседании кафедры ______________________________ факультета (протокол № от 200 г) Зав. кафедрой _______________________________ 2008г. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.Структура программы учебной дисциплины
Ежова Е.А., канд. фил. наук, ст. преподаватель кафедры психологии МГПУ Иванов А. Н., старший преподаватель кафедры психологии МГПУ. 1.2 Рецензенты: Недосека О. Н., к.пс.н., доцент кафедры психологии МГПУ. Оконешникова О.В., к.пс.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития МГИ.
Курс “История психологии” предназначен для студентов очной и заочной форм обучения Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальности 050301 «Иностранный язык с доп. специальностью», 050716 «Специальная психология», 050716 «Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», 050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология», 050720 «Физическая культура», 050104 «Безопасность жизнедеятельности», 050711 «Социальная педагогика», «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии», «050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика», «050202-Информатика», 010501 «Прикладная математика и информатика», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство», «050708-Педагогика и методика начального образования», «050703-Дошкольная педагогика и психология». Учебно-методический комплекс (УМК) “История психологии” предназначен для студентов очного и заочного отделений Мурманского государственного педагогического университета, обучающихся по специальностям: физика, математика, информатика, технология и дизайн. Программа курса построена на основе новейших теоретических разработок в области истории психологии и смежных дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования РФ по истории психологии. История психологии изложена по единой методологической схеме: наряду с исторической последовательностью развития психологических знаний освещены особенности философско-психологических, естественнонаучных и теологических воззрений ведущих европейских и восточных стран, оказавших наибольшее влияние на развитие мировой психологической мысли. Цель данного УМК состоит в ознакомлении студентов с хронологией развития представлений о психической реальности от Античности до наших дней в зарубежной и отечественной естественных и гуманитарных областях знания. Главными задачами курса являются: 1) познакомить студентов с исторической психологической мыслью, анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике, 2) обозначить основные проблемы истории психологии в контексте будущей профессии студентов; 3) рассмотреть основные принципы, подходы и методы к познанию психического и физического в человеке, культивировать у студентов гуманистические традиции естественнонаучного и философского знания; 4) изучить особенности развития отечественной психологии в контексте исторического пути, пройденного Россией, показать своеобразие русской психологической мысли и взаимовлияние отечественной и мировой психологии. В учебном и дидактическом отношении изучение истории психологии помогает привести и выстроить знания по психологии в единую, логически стройную систему, позволяет производить анализ современных теорий, так как в определенном смысле “любая теория науки есть свернутая и обобщенная ее история” (В. А. Якунин). В рамках межпредметных знаний программа курса скоординирована с дисциплинами общепрофессионального блока. Студенты должны знать основные школы и направления современной психологии, их философско-методологические основы, а также эволюцию этих направлений, связно излагать их основные идеи, в русле которых развивалась психология в ХІХ – ХХ веках. Для подготовки программы курса по истории психологии использовались материалы учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и научных периодических изданий по данной дисциплине, рекомендованные Министерством Образования РФ, Советом УМО по классическому университетскому образованию и др. Программа разработана с учетом научно-методических работ П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, В.А. Якунина, М.Г. Ярошевского, А.С. Лучинина и др.
«050301 - Иностранный язык с доп. специальностью» «050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия» «050716 - Специальная психология» «050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология» «050720 - Физическая культура» «050104 - Безопасность жизнедеятельности» «050711 - Социальная педагогика» «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык» «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии» «050203.00-Физика с дополнительной специальностью «Информатика» «050202-Информатика» «010501 - Прикладная математика и информатика» 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» 050502 «Технология и предпринимательство» «050102 -Биология с доп. спец. География» «050708-Педагогика и методиканачального образования» «050703-Дошкольная педагогика и психология» Психология Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности. История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических проблем психологических проблем на разных этапах развития психологии. Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах: Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности. Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.
Примечание: Вариант 1 для специальности «050301 - Иностранный язык с доп. специальностью», 010501 «Прикладная математика и информатика» , «050403-Культурология с дополнительной специальностью «Иностранный язык», «050203.00-Физика с дополниетльной специальностью «Информатика», «050202-Информатика», «050102 -Биология с доп. спец. География» Вариант 2 для специальности «050716 - Специальная психология с доп. специальностью «Логопедия», «050716 - Специальная психология», 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)», 050502 «Технология и предпринимательство»
Примечание: Вариант 1 для специальности «050720 - Физическая культура», «050104 - Безопасность жизнедеятельности», «050601-Музыкальное образование со специализацией «Музыкально-компьютерные технологии», «050708-Педагогика и методика начального образования»с доп. спец. «Иностранный язык», «050708-Педагогика и методика начального образования» со спец. «Обучение информатике в начальной школе», «050703-Дошкольная педагогика и психология» Вариант 2 для специальности «050717 - Специальная дошкольная педагогика и психология», «050711 - Социальная педагогика»
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Иностранный (английский) язык с дополнительной специальностью» (050303 по оксо) «Иностранный (немецкий, французский) язык» | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Ознакомить студентов с античной мифологией и основными произведениями классической греческой и римской литературы | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы – Т. А. Соколовская, ст преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания мгпу | Рабочая программа по курсу «Практика устной и письменной речи» для... Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков) | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Целью курса является подготовка специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в области немецкого языка в объеме, необходимом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» Оксо), «030100. 00 Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по оксо), «032900 Русский язык и литература» (050301 по оксо),... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |