Скачать 213.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») Учебно – методический комплекс дисциплины ГСЭ.В.1.1 Античная литература Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050303.65 Иностранный язык с дополнительной специальностью Утверждено на заседании кафедры русской филологии факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № __ от «__»___________ г.) Зав. кафедрой_________Л.В. Горбань 1.1 Автор программы: кандидат филологических наук, доцент Наумлюк М.В. 1.2 Рецензенты: к. фил. н., доцент кафедры литературы МГГУ Пожидаева О.В. к. фил. н., доцент, зав. кафедрой литературы МГИ Музычук Н.А. 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели курса: -составить представление у студентов об античном миропонимании; об античной литературе как фундаменте европейских литератур, в особенности русской; -дать понятие об идейном и художественном своеобразии античной литературы, о ее стремлении к синтезу с другими видами искусства; -обозначить для студентов генезис жанров и литературных родов; -представить развитие классической филологии и ее основные достижения; - акцентировать влияние античности на современный литературный процесс. Задачи:
Основные понятия: агон, александрийская поэзия, антропоморфизм, аэд, буколическая поэзия, гекзаметр, дифирамб, драма, гуманизм, гармония, идиллия, катарсис, комедия, комос, котурны, линика, лирика, миф, мифология, ода, орхестра, паллиата, порабоса, параскений, парод, перипетия, полис, проскений, протагонист, схена, сафисты, стасим, стоики, тетралогия, хоревт, хорег, эклога, эксод, элегия, эпиграмма, эпиллий, эписодий, эпод, эпос, ямб. Умения и навыки: Освоение свода античного мировоззрения; анализ произведения в единстве формы и содержания, с позиции литературного жанра и рода; понимание своеобразия греческой и римской литературы; усвоение терминологии. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО. 1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ). ПРИМЕРНОЕ РАСПЕРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. 1. Предмет и задачи курса. Особенности античного мировоззрения. 2 ч. Античность как колыбель европейской цивилизации. Формирование в античную эпоху представлений о мироздании, человеке, творчестве. Периодизация. 2. Древнегреческая мифология. 2 ч. Мифологическое мышление. Синкретиум мифа. Определение мифа. Теории развития мифологии. Мифы хтонические, теогонии, олимпийские. Сказания о героях. Мифы – метаморфозы. 3. Гомеровский эпос. «Илиада», «Одиссея». 4 ч. Историческая и мифологическая основа поэм. «Гомеровский вопрос». Понятие эпоса. Эпический мир и эпические герои. Художественные особенности поэм. 4. Древнегреческая трагедия. Эсхил. 2 ч. Теории возникновения античного театра (Аристотель, Ницше, Иванов). Конфликт. Поэтика драмы. Происхождение трагедии. Эсхил как первый «певец демократии». 5. Софокл. Вклад Софокла в развитие трагедии. Человек и рок. «Эдип – царь», «Антигеона», «Эдип в Колоне». 2 ч. 6. Еврипид. Кризис афинской демократии. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. «Медея», «Электра», «Вакханки». 2 ч. 7. Древнегреческая комедия. Аристофан. Проблема происхождения комедии. Структура комедии. Идеи и конфликт комедий Аристофана. 2 ч. 8. Литература эллинизма. 2 ч. Роман. Поэзия. Разрушение полиса и полиской морали. Новые центры греческой культуры. Александрийская поэзия. Каллимах. Феокрит. Происхождение романа, поэтика, структура. Ахилл Татий «Клитофонт и Левкиппа», Лонг «Дафнис и Хлоя». 9. Общая характеристика древнеримской литературы. 2 ч. Преемственный характер римской культуры. Усвоение древнегреческой мифологии и литературы. Первые письменные памятники. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по изучению дисциплины. 1.7.1. План практических занятий по античной литературе. Занятие № 1. МИФОЛОГИЯ АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
Литература:
Занятие № 2. ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС («ИЛИАДА»).
Литература:
Занятие № 3. АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ. ЭСХИЛ «ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ».
Литература:
Занятие № 4. ТРАГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И ТРАГИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ДРАМЕ СОФОКЛА «АНТИГОНА» И ЕВРИПИДА «ИППОЛИТ».
Литература:
Литература:
Занятие № 5. ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИЗМА. АПУЛЕЙ «ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ».
Литература:
1.8 Учебно – методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 КУРС АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ.
УЧЕБНИКИ И КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.9. Материально – техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1Мультимедийный проектор, TV с видеоприставкой. 1.9.3 Фильмы П.П. Пазолини «Эдип – царь», «Медея», Ж.Кокто «Орфей». 1.10. Примерные зачётные тестовые задания. Не планируется. 1.11. Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).
1.12. Комплект экзаменационных билетов. Не планируется. 1.13. ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ.
1.14. Примерная тематика курсовых работ. Не планируется. 1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Не планируется. 1.16. Методика исследования. Не планируется. 1.17. Бально-рейтинговая система. Раздел 2. Не представлен ввиду отсутствия заочной формы обучения. Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала. I. Предмет и задачи курса. Особенности античного мировоззрения. 1. Античность как колыбель европейской цивилизации. 2. Формирование в античную эпоху представлений о мироздании, человеке, творчестве. 3. Периодизация. Основные понятия: гармония, гуманизм, демократия, космос, полис, рок. II. Древнегреческая мифология. 1. Мифологическое мышление. 2. Синкретиум мифа. 3. Определение мифа. 4. Теории развития мифологии. Мифы хтонические, теогонии, олимпийские. 5. Сказания о героях. Мифы – метаморфозы. Основные понятия: анимизм, антропоморфизм, миф, олимпийцы, синкретизм, титаны, хтонизм. III. Гомеровский эпос. «Илиада», «Одиссея». 1. Историческая и мифологическая основа поэм. «Гомеровский вопрос». 2. Понятие эпоса. Эпический мир и эпические герои. 3. Художественные особенности поэм. Основные понятия: бытовой эпос, гекзаметр, героический эпос, гомеровский вопрос, живописность и пластика, принципы параллелизма, симметрии, монументальность, эпические повторы. IY. Древнегреческая трагедия. Эсхил. 1. Теории возникновения античного театра (Аристотель, Ницше, Иванов). 2. Конфликт. Поэтика драмы. Происхождение трагедии. 3. Эсхил как первый «певец демократии». V. Софокл. 1. Вклад Софокла в развитие трагедии. Человек и рок. 2. «Эдип – царь», «Антигона», «Эдип в Колоне». VI. Еврипид. 1. Кризис афинской демократии. 2. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. 3. «Медея», «Электра», «Вакханки». Основные понятия: диалог, катарсис, конфликт, параскений, парод, скена, стасим, театрон, трагедия, фаллические песни, эксод, эписодий, эпод, хибрис и немезис, хор, хорег. VII. Древнегреческая комедия. Аристофан. 1. Проблема происхождения комедии. 2. Структура комедии. 3. Идеи и конфликт комедий Аристофана. Основные понятия: агон, комедия, парабаса. VIII. Литература эллинизма. 1. Роман. 2. Поэзия. 3. Разрушение полиса и полиской морали. 4. Новые центры греческой культуры. 5. Александрийская поэзия. Каллимах. Феокрит. 6. Происхождение романа, поэтика, структура. 7. Ахилл Татий «Клитофонт и Левкиппа», Лонг «Дафнис и Хлоя». Основные понятия: александрийская поэзия, буколическая поэзия, идиллии, кинизм, роман, стоицизм, эпиталамы, эпитафии, эпикуреизм. IX. Общая характеристика древнеримской литературы. 1. Преемственный характер римской культуры. 2. Усвоение древнегреческой мифологии и литературы. 3. Первые письменные памятники. Основные понятия: басня, неотерики, новоаттическая комедия, паллиата, сатира, тогата, эллинизация. Раздел 4. Словарь терминов (Глоссарий). I. Предмет и задачи курса. Особенности античного мировоззрения. Основные понятия: гармония, гуманизм, демократия, космос, полис, рок. II. Древнегреческая мифология. Основные понятия: анимизм, антропоморфизм, миф, олимпийцы, синкретизм, титаны, хтонизм. III. Гомеровский эпос. «Илиада», «Одиссея». Основные понятия: бытовой эпос, гекзаметр, героический эпос, гомеровский вопрос, живописность и пластика, принципы параллелизма, симметрии, монументальность, эпические повторы. IY. Древнегреческая трагедия. Эсхил. V. Софокл. VI. Еврипид. Основные понятия: диалог, катарсис, конфликт, параскений, парод, скена, стасим, театрон, трагедия, фаллические песни, эксод, эписодий, эпод, хибрис и немезис, хор, хорег. VII. Древнегреческая комедия. Аристофан. Основные понятия: агон, комедия, парабаса. VIII. Литература эллинизма. Основные понятия: александрийская поэзия, буколическая поэзия, идиллии, кинизм, роман, стоицизм, эпиталамы, эпитафии, эпикуреизм. IX. Общая характеристика древнеримской литературы. Основные понятия: басня, неотерики, новоаттическая комедия, паллиата, сатира, тогата, эллинизация. Раздел 5. Не предполагается. 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
1.1 Автор программы: кандидат филологических наук, доцент Наумлюк М.В. 1.2 Рецензенты: к. фил. н., доцент кафедры литературы МГПУ Пожидаева О.В. к. фил. н., доцент, зав. кафедрой литературы МГИ Музычук Н.А. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... «Иностранный (английский) язык с дополнительной специальностью» (050303 по оксо) «Иностранный (немецкий, французский) язык» | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы – Т. А. Соколовская, ст преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания мгпу | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Рабочая программа по курсу «Практика устной и письменной речи» для... Иностранный язык с дополнительной специальностью (квалификация специалиста – учитель немецкого и английского языков) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303.... | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303. 65 Иностранный язык... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго... Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 07 Естествознание... «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью “Иностранный язык” | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи ... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: «050303. 65... ... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Целью курса является подготовка специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в области немецкого языка в объеме, необходимом... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык» Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Литература Германии»... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | ||
Рабочая учебная программа дисциплины учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий) | Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий) |