Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»
страница1/15
Дата публикации25.06.2014
Размер1.48 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство образования и науки РФ

Куйбышевский филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _________________________

_____________ И.О.Ф.

«______»____________20__г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Возрастная анатомия и физиология»

Специальность: «032100.00 - Математика с дополнительной специальностью» (050201.00 по ОКСО), «030100.00 - Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по ОКСО), «032900 - Русский язык и литература» (050301 по ОКСО), «033200 - Иностранный язык с дополнительной специальностью» (050303 по ОКСО), 03100 «Педагогика и психология (050706 по ОКСО)

Статус дисциплины: ОПД.Ф.9 (код по УП)
Куйбышев 2011

Одобрено: кафедра педагогики

Протокол №_____ от ____ __________ 20__ г.

Зав. кафедрой: кандидат психологических наук, доцент Кузнецова Е.В.

(уч.степень, звание, И.О.Ф.)

Аннотация
УМКД «Возрастная анатомия и физиология» составлен на основе ГОС ВПО для специальностей «032100.00 - Математика с дополнительной специальностью» (050201.00 по ОКСО), «030100.00 - Информатика с дополнительной специальностью» (050202 по ОКСО), «032900 - Русский язык и литература» (050301 по ОКСО), «033200 - Иностранный язык с дополнительной специальностью» (050303 по ОКСО), 03100 «Педагогика и психология (050706 по ОКСО), утвержденного 31 января 2005 г.

УМКД «Возрастная анатомия и физиология» предназначен для студентов педагогического вуза и составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов

Составители:

Пронина Е.В., Ассистент кафедры педагогики

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)
Рецензент:

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)

________________________________________

(И.О.Ф., должность, ученая степень, звание)


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………..4

2. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ……………………6

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ курса «Возрастная анатомия и физиология»………………6

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………………………………...8

4.1. Учебно-тематическое планирование для студентов 1 курса ФМиИ, ФФ (очная форма обучения)…………………………………………………………………………………8

4.2. Учебно-тематическое планирование для студентов 1 курса ФП (очная форма обучения)……………………………………………………………………………………….. 9

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………..10

6. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ…………..15

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………..15

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ………………………………………….15

9. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ………………………………………………………………..39

10. ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ………………..62

11. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………………...63

12. ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ…………………………………………..67

13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………..67

14. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ……………………………………………………...70

15. Глоссарий……………………………………………………………………………….71
1. Пояснительная записка
Курс «Возрастная анатомия и физиология» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся в педагогическом вузе. Данная дисциплина читается на первом курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом она включает в себя вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей на разных стадиях онтогенетического развития, а также в курсе рассматриваются закономерности роста и развития детского организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем с целью формирования у студентов такого подхода к педагогическому процессу, который способствует сохранению, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся в процессе их обучения в школе.

Современная возрастная анатомия и физиология, как наука о закономерностях роста и развития организма человека, представляет собой область знания, которая объединяет анатомию, физиологию, медицину, гигиену, валеологию, физиологическую психологию, Возрастная анатомия и физиология сложилась на стыке анатомии и физиологии и направлена на изучение организма человека на разных этапах онтогенеза.

Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание физиологии ребёнка необходимо для определения эффективных методов обучения двигательным действиям, для определения содержания оздоровительной работы в школе.

Целью курса является формирование поэтапного усвоения закономерностей роста и развития организма на различных этапах онтогенеза, целостного научного представления об организме ребёнка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой, для педагогической эффективности воспитания и обучения, что позволяет в педагогическом процессе студентам систематизировать полученные знания и стимулирует их к самостоятельности в процессе познания.

Задачи:

  1. Обеспечение теоретического осмысления возрастной анатомии и физиологии.

  2. Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма.

  3. Формирование научного мышления об особенностях строения и функциях организма ребёнка на различных этапах онтогенеза для соблюдения норм и требований, предъявляемых к учебной и воспитательной работе в учебных заведениях.

  4. Изучение анатомо-физиологических особенностей мозга и психофизиологических аспектов поведения ребёнка в разные возрастные периоды.

  5. Формирование представлений о типологических и индивидуальных особенностях соматической конституции и высшей нервной деятельности.

  6. Формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков.

  7. Выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах.

  8. Овладение студентами простейшей диагностикой здоровья.

  9. Развивать умение анализировать конкретные ситуации, вычленять задачи возрастной анатомии и физиологии.

  10. Способствовать формированию организаторских умений по составлению режима труда и отдыха учащихся с учётом всех возрастных особенностей.

Место дисциплины в учебном процессе.

«Возрастная анатомия и физиология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента (ОПД.Ф.9). Курс тесно связан с анатомией, физиологией, медициной и психологией. Дисциплина проводится на 1 курсе, в течение одного семестра. Формой отчётности в первом семестре является зачёт для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Математика», «Информатика», и зачёт во втором семестре для студентов, обучающихся по специальностям «Иностранный язык», «Русский язык и литература».

Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребёнка. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Изменение функций сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребёнка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребёнка. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- предмет, цель, задачи дисциплины и её значение для будущей профессиональной деятельности; закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизм его регуляции, рассматриваемые с позиций общей физиологии и интегративной поведенческой деятельности человека;

- информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции функционирования клеток, тканей, органов, систем и целостного организма; основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма при достижении приспособительного результата; общие принципы построения, функционирования и значения ведущих функциональных систем организма; закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования; возрастные особенности физиологических систем организма;

- в основе формирования здоровья лежат физиологические процессы – формирования, становления и реализации функций органов, систем и организма в целом в онтогенезе; резервирования; компенсации (клеточной, органной, системной, межсистемной); рекомбинации функциональных структур, реализации взаимодействия между ними, оптимального для осуществления функций; полифункциональности; возрастной оптимизации и инволюции функций органов и систем организма.

2. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная

Вид учебной работы


Количество часов по специальностям

050201

050202

050301

050303

050706

№№ семестров

1

1

2

2

1

Общая трудоём-кость курса

72

72

72

72

100

Аудиторные занятия:

42

42

42

42

50

Лекции

24

24

24

24

20

Семинарские занятия

10

10

10

10

20

Лабораторные работы

8

8

8

8

10

Самостоятельная работа

30

30

30

30

50

Вид итогового контроля

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт



3. СОДЕРЖАНИЕ курса «Возрастная анатомия и физиология»
Тема 1. Закономерности роста и развития детского организма.

Возрастная периодизация

Онтогенез. Возрастные периоды онтогенетического развития. Целостность и фазность онтогенеза. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохронность развития. Биологическая надёжность, изменение её в онтогенезе. Показатели физического развития. Характеристика возрастных периодов развития. Развитие ребёнка от новорождённости до пубертатного периода. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Типы развития. Понятие о возрастной норме. Возрастная периодизация развития. Акселерация и ретардация развития.

Тема 2. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма

Наследственность. Генотип. Фенотип. Факторы внешней среды. Влияние наследственности и среды на рост и развитие организма. Влияние курения и приёма наркотиков на развитие плода. Влияние алкоголя на развитие организма. Адаптация: уровни и виды адаптации, стрессирующие факторы. Этапы стресса (тревога, резистентность, восстановление или истощение), стресс и дистресс, адаптация к школьному обучению.

Тема 3. Сенситивные периоды развития ребёнка

Сенситивные и критические периоды развития. Особенности сенситивного периода. Определение критического периода. Педагогическое сопровождение ребёнка в сенситивный период.

Тема 4. Развитие регуляторных систем

Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций организма. Регуляция функций организма. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная (симпатическая, парасимпатическая) нервная система. Виды влияний нервной системы и механизмы их реализации. Строение и регуляция функции синапсов. Рефлекс. Структура рефлекса. Рефлекторный принцип нервной регуляции функций организма. Возбуждение и торможение. Свойства нервных центров (иррадиация, концентрация, индукция, суммация, доминанта). Регуляция с помощью метаболитов и тканевых гормонов. Единство и особенности регуляторных механизмов. Структура функциональных систем. Системогенез. Гетерохрония. Надёжность регуляторных механизмов. Гомеостаз.

Тема 5. Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах

Анализатор. Органы чувств. Сенсорная система, значение сенсорных систем. Общие принципы строения и функции анализаторов. Свойства анализаторов. Виды сенсорных систем и их возрастные особенности. Профилактика нарушения зрения и слуха. Сердечно-сосудистая, дыхательная система, пищеварительная система, выделительная система: их возрастные особенности и профилактика нарушений у детей. Физиологические основы питания детей разного возраста.

Тема 6. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции

Метаболизм (анаболизм, катаболизм). Закономерности метаболизма. Онтогенетические особенности метаболизма. Понятие о терморегуляции. Возрастные особенности терморегуляции. Гигиена воздушного и теплового режима учебных помещений.

Тема 7. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата

Физическое развитие: соматоскопические, антропометрические и физиологические параметры. Опорно-двигательный аппарат, его строение и возрастные особенности. Осанка, её формирование в онтогенезе. Нарушения осанки и плоскостопие, их профилактика. Типы соматической конституции. Группы физического развития.

Тема 8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга

Анатомии, рост и развитие продолговатого мозга. Анатомия, рост и развитие мозжечка. Анатомия, рост и развитие среднего мозга, промежуточного мозга, их функциональное развитие. Развитие базальных ядер. Развитие коры больших полушарий головного мозга. Особенности функционального развития коры. Нейронная организация коры. Клеточный состав коры. Функциональные зоны коры. Общие закономерности роста и развития мозга. Развитие отделов ЦНС в онтогенезе. Закономерности структурного созревания мозга.

Тема 9. Психофизиологические аспекты поведения ребёнка, становление коммуникативного поведения

Поведение, его компоненты и структура. Онтогенез структуры и форм поведения ребёнка. Психомоторное развитие ребёнка. Коммуникативное поведение, его становление в процессе развития ребёнка. Формирование коммуникативного поведения. Значение его возрастных особенностей. Нарушение коммуникативного поведения у детей.

Тема 10. Становление коммуникативного поведения. Речь

Качественное своеобразие высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальная система действительности. Особенности слова как раздражителя. Функциональная асимметрия коры больших полушарий. Условия развития речи и мышления. Психофизиология речи и мышления. Функции речи. Этапы развития речи и познавательной способности у детей. Мозговая организация речи. Центры речи. Восприятие и воспроизведение речи. Развитие речи и пластичность речевой функции в онтогенезе. Развитие обобщающей функции слова. Нарушения речи. Афазия, алалия, дизартрия.

Тема 11. Индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подростков

Этапы формирования ВНД у детей. Классификация типов ВНД по И.П. Павлову, Н.Н. Красногорскому, А.Н. Иванову-Смоленскому. Антенатальный период, неонатальный период. Грудной возраст. Познавательная деятельность в возрасте 1–3 лет. Основы психической деятельности. Условно-рефлекторная деятельность от 3 до 5 лет. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов у детей до 7 лет. Младший школьный период. Подростковый возраст. Гармоничный тип. Конформный тип. Доминирующий тип. Чувствительный тип. Тревожный тип. Интровертированный тип. Особенности эмоций человека. Педагогический подход к детям с разными типами ВНД. Неврозы у детей, их профилактика.

Тема 12. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Готовность к обучению

Физическое развитие ребёнка. Волевое развитие ребёнка. Умственное развитие. Уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребёнка. Готовность к обучению. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4.1. Учебно-тематическое планирование

для студентов 1 курса ФМиИ, ФФ

(очная форма обучения)





Разделы

дисциплины

Всего

часов

в тру-

доём-

кости

В том числе


Формы

контро-

ля

Аудиторные

занятия

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинар.

Лаб.

Теор.

Практ.

1

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация

4

2







2




Тестов. контроль

2

Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма

6

2

2




2




Выполнение заданий

3

Сенситивные периоды развития ребёнка

8

2







4




Фронтальный опрос

4

Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)

4

2







2




Тестов. контроль

5

Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах

8

2




2

2

2

Тестов. контроль

6

Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции

8

2

2







2

Выборочная проверка

7

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата

4

2










2

Тестов. контроль

8

Анатомо-физиологические особенности созревания мозга

8

2

2




2

2

Тестов. контроль, выполнение заданий

9

Психофизиологические аспекты поведения ребёнка

4

2

2




2




Тестов. контроль, фронтальный опрос

10

Становление коммуникативного поведения. Речь

6

2




2

2




Фронтальный опрос

11

Индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подростков

6

2

2

2

2




Тестов. контроль, выполнение заданий

12

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Готовность к обучению

6

2




2

2




Фронтальный опрос, выполнение заданий

Всего

72

24

10

8

22

8





4.2. Учебно-тематическое планирование

для студентов 1 курса ФП

(очная форма обучения)





Разделы

дисциплины

Всего

часов

в тру-

доём-

кости

В том числе


Формы

контро-

ля

Аудиторные

занятия

Самостоя-тельная

работа

Лекции

Семинар.

Лаб.

Теор.

Практ.

1

Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация

4

2







2

2

Тестов. контроль

2

Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма

6

2

2




2




Выполнение заданий

3

Сенситивные периоды развития ребёнка

8







2

4




Фронтальный опрос

4

Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной)

4

2

2




2




Тестов. контроль

5

Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах

8

2

2

2

2

2

Тестов. контроль

6

Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции

8

2

2




2

2

Выборочная проверка

7

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата

4




2




4

2

Тестов. контроль

8

Анатомо-физиологические особенности созревания мозга

8

2

2




4

2

Тестов. контроль, выполнение заданий

9

Психофизиологические аспекты поведения ребёнка

4

2

2




2




Тестов. контроль, фронтальный опрос

10

Становление коммуникативного поведения. Речь

6

2

2

2

4

2

Фронтальный опрос

11

Индивидуально-типологические и возрастные особенности высшей нервной деятельности детей и подростков

6

2

2

2

4

2

Тестов. контроль, выполнение заданий

12

Комплексная диагностика уровня функционального развития ребёнка. Готовность к обучению

6

2

2

2

4




Фронтальный опрос, выполнение заданий

Всего

100

20

20

10

36

14



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050202. 65 Информатика Канск
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «возрастная анатомия и физиология»
Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconВопросы к экзамену по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене. Основные этапы и периоды развития человека
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconА. В. Арефьева анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
Арефьева А. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconИли задание текущей аттестационной работы
«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Физиология высшей нервной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»...
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков во многом зависит от того, как учитываются анатомо-физиологические особенности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск