Или задание текущей аттестационной работы





Скачать 110.55 Kb.
НазваниеИли задание текущей аттестационной работы
Дата публикации01.11.2014
Размер110.55 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование

дисциплины / курса

Уровень образования


Статус дисциплины

в учебном плане

Количество часов в учебном плане

Форма отчетности

Курс, семестр

Клиническая психология детей и подростков

Бакалавр

ППОБ_ППДО-О-Д

Базовая часть цикла профессиональных дисциплин

72

Зачёт в 6 семестре

Курс 3, семестр 6




Смежные дисциплины по учебному плану:

«Анатомия и возрастная физиология», «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная педагогика и психология», «Психолого-педагогическое консультирование», «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста»

ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений на входе)

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Основные принципы строения и функционирования сенсорных систем.
Восприятие, эмоции, мышление.

Реферат


Выступание на семинаре

Внеаудиторная

Аудиторная

0,5


0,5

2


3

Итого:

1

5




БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Тема 1. Предмет, задачи, развитие клинической психологии и интеграция её основных разделов
Тема 2. Патопсихология детей и подростков
Тема 3. Детская нейропсихология
Тема 4. Психосоматика и соматопсихические корелляции

Опрос на сем.


Опрос на сем.

Опрос на сем.
Опрос на сем.


Экзамен в конце 6

семестра

Аудиторная


Внеаудиторная

Аудиторная
Аудиторная

5


10

8
8


15


30

25
20


Итого:

31

90

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Одна из следующих тем на выбор:


  1. Особенности личностных расстройств у детей и подростков.

  2. Шизофрения у подростков

  3. Нейропсихологическая диагностика детей и подростков

Доклад

Аудиторная

2

5

Итого:

2

5



Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации 16 баллов.

Необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации 31 балл.


Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине:

- подготовка реферата по темам дополнительного блока.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по неуважительной причине:

- подготовка реферата, опрос по теме пропущенного занятия.
Перевод результатов оценивания: 0 – 30 баллов – «неудовлетворительно», 31 – 59 баллов – «удовлетворительно», 60 – 84 балла – «хорошо», 85 – 100 баллов – «отлично».
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Вопросы и задания для текущего контроля успеваемости

Тема 1. Предмет, задачи, развитие клинической психологии и интеграция её основных разделов

  1. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии. Предмет, объект клинической психологии.

  2. История зарождения и становления клинической психологии.

  3. Основные разделы клинической психологии.

Тема 2. Патопсихология детей и подростков

  1. Предмет, задачи, методы исследования психопатологии детского возраста.

  2. Психический дизонтогенез. Расстройства восприятия и эмоций.

  3. Расстройства мышления. Интеллектуальные расстройства.

  4. Расстройства побуждений, влечений и моторики. Основные психопатологические синдромы.

  5. Основные психопатологические расстройства детского и подросткового возраста.

  6. Психосоматические расстройства.

Тема 3. Детская нейропсихология

  1. Теория системной динамической локализации высших психических функций.

  2. Уровни организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе.

  3. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.

  4. Что входит в анамнестические данные ребенка?

  5. Перечислите методы исследования латеральных предпочтений.

  6. Дайте характеристику органических поражений мозга у детей.

  7. В чём особенности нарушений речи при поражении левого и правого полушарий мозга, и поражении срединных структур?

  8. Теоретические предпосылки и методическая организация формирующего обучения по Л.С.Цветковой.

  9. Изучить методику сенсомоторной коррекции Т.Г.Горячевой, А.С.Султановой.

  10. Комплексная трехуровневая методика нейропсихологической коррекции А.В.Семенович.

  11. Психотехники, используемые в психомоторной коррекции.

Тема 4. Психосоматика и соматопсихические корелляции

  1. Психогенные реакции и психосоматические заболевания.

  2. Соматопсихические корреляции. Понятие внутренней картины болезни.

  3. Общая картина влияния хронического соматического заболевания на психику больного.

  4. Психологические особенности больных при разных видах соматической патологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

  1. Предмет и структура клинической психологии.

  2. История зарождения и становления клинической психологии.

  3. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни).

  4. Задачи клинической психологи в области здраво­охранения, охраны психического здоровья подрастающего поколения, в службах социальной занятости населения.

  5. Перечень и краткое содержание дисциплин, изучаемых в рамках клинической психологии.

  6. Методы исследования клинической психологии.

  7. Основные этапы экспериментально - психологического исследования.

  8. Принципы теории системной динамической локализации ВПФ.

  9. Этапы развития теории функциональной ассиметрии.

  10. Современные положения функциональной ассиметрии больших полушарий.

  11. Основные направления и проблемы изучения межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия.

  12. Этапы развития мозга у детей.

  13. Типы нейропсихологических факторов по Е.Д.Хомской.

  14. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.

  15. Синдромы несформированности.

  16. Синдромы дефицитарности.

  17. Особенности нейропсихологической помощи детям с трудностями в обучении.

  18. Направления коррекционно-развивающего обучения.

  19. Критерии психического здоровья.

  20. Методы обследования психического состояния ребенка в психиатрии. Психиатрический статус.

  21. Дизонтогенетические механизмы (ретардация, асинхрония, регресс) и их основные формы.

  22. Расстройства ощущений и восприятия (общая характеристика).

  23. Рецепторные расстройства, расстройства восприятия.

  24. Эмоциональные расстройства.

  25. Расстройства темпа мышления.

  26. Расстройства структуры мышления.

  27. Расстройства логического строя мышления.

  28. Нарушения памяти.

  29. Слабоумие. Пограничные расстройства интеллектуальной недостаточности.

  30. Рассройства побуждений, влечений, моторики.

  31. Астенический и аффективный синдромы.

  32. Галлюцинаторно-параноидный синдром.

  33. Судорожный синдром.

  34. Пихоорганический синдром.

  35. Аутистические состояния.

  36. Патологичексое фантазирование.

  37. Страх и тревога.

  38. Гиперкинетичекие расстройства.

  39. Анорексия и булимия.

  40. Аддиктивные нарушения.

  41. Психосоматические расстройства и соматопсихические корелляции.

  42. Этиология и патогенез шизофрении.

  43. Классификация и клинические проявления шизофрении.

  44. Особенности неврозов у детей.

  45. Неврастения.

  46. Истерический невроз.

  47. Невроз навязчивых состояний. Системные неврозы.

  48. Невротические расстройства.

  49. Систематика, клиника личностных расстройств у детей и подростков.

  50. Причины и механизмы возникновения аддиктивного поведения.

  51. Психосоматические корреляции (психогенные реакции, психосоматические заболевания).

  52. Понятие внутренней картины болезни.

  53. История формирования представлений о психосоматических расстройствах.

  54. Психосоматические расстройства, типичные для детского и подросткового возраста.

Задания для самостоятельной работы

Примерные темы докладов, рефератов.

  1. Психологическая служба в системе здравоохранения.

  2. Обзор работы А.Р.Лурия «внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания».

  3. Акцентуированные личности.

  4. Зарождение и развитие клинической и патопсихологии.

  5. Анализ зарубежных теорий, влияющих на клиническую психологию.

  6. Основные методы клинической психологии.

  7. Виды нарушений восприятия.

  8. Методы исследования нарушений восприятия.

  9. Специфика нарушений различных видов памяти.

  10. Методы диагностики расстройств памяти.

  11. Разновидности нарушений мышления.

  12. Методы исследования нарушений мышления.

  13. Нарушения в эмоционально-личностной сфере.

  14. Методы исследования личности.

  15. Особенности нарушений умственной работоспособности.

  16. Виды неврозов.

  17. Значение патопсихологических знаний.

  18. Развитие клинической психологии, её связь со смежными науками.

  19. Задачи и функции клинического психолога.

  20. Проблема взаимодействия биологического и социального в развитии и распаде психической деятельности.

  21. Личность. Проблема психической «нормы».

  22. Гений: одаренность или помешательство.

  23. Герои художественной литературы - акцентуированные личности.

  24. Описание психической патологии в произведениях русских классиков.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. Учебно-методическое пособие - Воронеж: МОДЭК, 2002.

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2005.

  3. Глозман Ж.М.. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.

  4. Голик А.Н. Лекции по психопатологии детского возраста. – М.: Классикс Стиль, 2005.

  5. Голик А.Н. Педагогическая психиатрия. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополи. М.: УРАО. 2003.

  6. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.

  7. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  8. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

  10. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. - М., 2007.

  11. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник.- М.: УМК «Психология», 2002.

  12. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие. – Москва – Воронеж, 2005.

б) дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Цветковой.- М., 2001.

  2. Анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Наука, 1986.

  3. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). М.: Медицина, 1980.

  4. Башина В.М. Аутизм у детей. М.: Медицина, 1999.

  5. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.

  6. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтический очерк). – М., 1996.

  7. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций./ Развитие высших психических функций.- М.,1960.

  8. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М., 2005.

  9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  10. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

  11. Личко А.Е. Шизофрения у подростков. Л.: Медицина, 1989.

  12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002.

  13. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. - М, 1987.

  14. Пзешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. / Носсрат Пзешкиан. – 2-е издание. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006.

  15. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии / Под ред. К. Робсона. М.: Медицина, 1999.

  16. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. М., 1997.

  17. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М., 2000.

  18. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. Авторы: Е.Д.Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова- М., 1997.

  19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.

  20. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.

в) программное обеспечение

  1. Универсальная программа-оболочка для подготовки электронных тестов по различным темам, систематически обновляющийся комплект для электронного тестирования.

  2. Универсальная программа-оболочка для подготовки различных электронных продуктов – учебных пособий, рабочих тетрадей, учебно-методических комплексов.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Материалы, представленные на Интернет-сайтах:

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционные и практические занятия проводятся в аудиториях, оборудованных мультимедиапроектором, видео-экраном, универсальной доской.

Промежуточное и итоговое тестирование проводится в условиях компьютерного класса, обеспеченного специально разработанной программой для компьютерного тестирования, подключенного к сети Интернет.

Разработчик:

ГОУ ВПО МГПУ, доцент кафедры психологии образования В.А.Храпик
Одобрено на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № 6 от 27 января 2014 г.

Зав. кафедрой: профессор А.И.Савенков



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы

Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы

Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Посещаемость, активная работа на семинарском занятии – академическая и коммуникативная компетенция
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Основные этапы развития материка, особенности геологии и современного рельефа, Кр./р. 1
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Понятие о природных и социальных процессах. Роль и возможности математического моделирования
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки – 050100. 68 Педагогическое образование
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Британские острова: географическое положение, географическая идентификация четырех базовых территорий, моря и океаны
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента)
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
...
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Рельеф дна М. океана и теория литосферных плит. Профиль дна и анализ карты рельефа дна М. океана (ако-пако). Кр./р. 1
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Тема 1: История образования и педагогической мысли как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на...
Или задание текущей аттестационной работы iconИли задание текущей аттестационной работы
Безопасность человека и среды его обитания, защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов
Или задание текущей аттестационной работы iconУчебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция
Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Или задание текущей аттестационной работы iconУчебного курса, виды текущей аттестационной работы, проверяемая компетенция
«Детская психология», «Психотерапия и психологическое консультирование», «Клиническая психология»
Или задание текущей аттестационной работы iconТехническое задание на разработку тестов
Схема Формирование и обновление баз тестов Единой аттестационной комиссией для проведения квалификационных экзаменов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск